Успех фотографии во многом определяется освещением: достаточностью и характером света.
Нехватка освещения в фотографии почти всегда становится существенной проблемой, в макрофотографии она ощущается наиболее остро, с приближением к объекту света все больше не хватает.
Решать вопрос на ходу, что-то «изобретать» и импровизировать вряд ли получится, если заранее обо всем не позаботиться. Надо сосредоточиться на самой съемке, объекте, композиции, а не думать о том, поднять светочувствительность или использовать встроенную вспышку – ведь больше никаких вариантов у вас нет, если об этом не подумали до начала съемки. «Вооружиться» полезно до того, как приступите к работе.
Однако сам по себе достаточный свет это половина дела. Чтобы получить художественный результат, соответственно и освещение должно быть интересным. Решать придется две задачи – обеспечить нужное количество света и сделать свет красивым.
В-целом, освещение можно распределить на прямое, идущее под углом, то есть наклонное и контровое. Выбирайте характер освещения исходя из того, какими вы хотите видеть свои снимки, какими их нужно представить зрителям. Прямой свет позволит хорошо передать цвет объекта и его форму. Когда источник света боковой, то наклонные лучи помогут отразить в кадре глубину, добавляя тени. При контровом освещении источник света располагается за объектом, лепестки в таком свете выглядят «воздушными», полупрозрачными, контуры объектов эффектно подсвечиваются.
Снимая на улице, вы практически полностью зависите от освещения и состояния погоды. Нужно всегда быть готовым к внезапным переменам и погодным «сюрпризам». Естественное освещение всегда разное, оно постоянно меняется, иногда очень часто за короткий промежуток времени. Даже если вы снимаете на одном и том же месте, в одно и то же время года, в один и тот же час снимки в разные дни по свету будут разными при, казалось бы, идентичной погоде.
В пасмурную погоду свет рассеянный и равномерный. С одной стороны, это хорошо – нет резких теней и на снимках нет провалов. С другой стороны, солнечный свет дает большее богатство красок, фотографии получаются красочными, яркими, тени делают сюжет интереснее.
Редко, когда естественное освещение идеально устраивает фотографа – оно либо слишком резкое и контрастное, либо слишком тусклое, «золотая середина» встречается реже.
Нужно постоянно экспериментировать со светом, искать и дополнять освещение – это правильный путь. Схема дополнительной подсветки может быть самой разнообразной, придумайте к каждому сюжету наиболее подходящую и удачную. Ваша задача сделать качественный снимок во всех отношениях, и не только избежать «шевеленки», но и аккуратно дополнить естественное освещение. Подсветка не должна портить кадр, делая свет явно искусственным, она не должна подменять естественный свет, наоборот удачно дополнять.
Снимок сделан при естественном освещении
От времени суток зависит многое, задача фотографа передать на снимках игру света, а не просто сделать снимок равномерно светлым. Наиболее интересны утренние и вечерние часы, когда солнце находится ближе к горизонту и эффектно подсвечивает растения. Утром легче получить на снимках сверкающую на солнце росу, паутину с капельками утреннего дождя, иней.
В пасмурную погоду ближе к вечеру лучше не снимать – света мало, в лесу в особенности. Без дополнительного освещения снимать трудно.
Днем, когда солнце стоит высоко света больше, в целом освещение менее интересное по сравнению с утренним или вечерним светом, хотя не всегда, все зависит от конкретной местности и от того, что и как вы снимаете.
Вечером, при закатном освещении вы можете фотографировать в контровом свете или в наклонных лучах. Один из привлекательных моментов – заходящее солнце придаёт фотографии красивую тёплую тональность.
Утренние часы самое благоприятное для съемки время суток.
Снимок сделан ранним утром
Снимок сделан днем
Снимок сделан вечером
В разное время года свет выглядит по-разному. На снимках цвет света хорошо передается. В разной местности, в разных уголках земного шара характер освещения заметно отличается.
Зимой не стоит откладывать макрообъектив до «лучших времен». Вы можете рассчитывать на интересные сюжеты и в городе, и за городом. Их не так много, как в летнее время, однако привлекательность от этого они не теряют. В зимний период можно снимать фрагменты веток, причудливые сосульки, узоры на стекле, снежинки. Зимнее солнце дает прекрасное освещение, в том числе и днем. Характер освещения в полдень летом и зимой сильно отличается. Зимний свет более интересный. Зимой день короче, поэтому приходится укладываться в короткий световой день, за время которого солнце буквально «уходит на глазах».
Зимой солнце низко и тени образовываются длинные. Зимой вокруг лежит снег, хорошо отражающий свет, поэтому в ясный солнечный день света достаточно. Но стоит солнышку спрятаться за тучи, как уровень освещения очень сильно падает.
Снимок сделан в зимнее время
С приходом весны просыпается не только Природа, но и фотографы, появляется желание после долгих зимних вечеров выйти из дома и снимать, снимать, снимать…
Весной в парке, на озере, в лесу сюжетов встретите немало. Весной солнечный свет нередко бывает жестким, ярким, сильным. Наиболее интересный свет в первой половине дня. Ранней весной отличное время для съемки цветов, распускающихся деревьев.
Снимок сделан весной
В летний период, богатый макросюжетами, освещение максимальное. Даже если небо нахмурится, это не на долго. Световой день дольше. В вечернее время также можете снимать интересные по свету кадры. Тем не менее, не надейтесь, что раз лето, значит света много и дополнительный свет не нужен – еще как понадобится!
Снимок сделан летом
Благоприятное время года для фотографа, чрезвычайно богатое красивыми сюжетами, яркими красками. Осенью солнце светит мягко, стоит добавить, что красив вечерний свет.
Снимок сделан осенью
В ясный солнечный день солнце мощный точечный источник солнце света. Он расположен высоко, лучи падают сверху и днем фотограф имеет единственный вариант освещения. Это схема, в которой источник направлен сверху. На снимках получаются слишком темные тени, кадры выходят контрастными, нередко слишком плоскими, могут появляться яркие блики. Жесткий солнечный свет не самое лучшее освещение, понадобится дополнительная подсветка. При солнечном свете вариантов естественного освещения много. Здесь не все так однозначно. Оказывают влияние на характер света облачность, окружение, местонахождения объекта. В тенях, в укрытиях, куда могут спрятаться насекомые, солнечный свет может не попадать, понадобится дополнительное освещение.
В ясный день интересно использование контрового солнечного света, на снимке вы получите эффект выделения контура цветка – красивая боковая или задняя подсветка.
Наиболее благоприятное естественное освещение, когда солнечный свет рассеивается неплотными полупрозрачными облаками, утренней дымкой.
Когда на небе присутствуют легкие облачка, это лучше, чем чистое безоблачное голубое небо – характер освещения интереснее. Плюс, когда облака плывут по небу, свет меняется чаще, вы поймаете разное и более удачное освещение.
Свет при легкой облачности предпочтителен, при этом замечательно передаются покровы насекомых, прорисовывается фактура поверхности, при ярком же солнце некоторые насекомые могут отбрасывать блики.
Облака рассеивают солнечный свет, делают его мягче. При этом и тени становятся менее черными, в итоге перепад яркости сокращается, что облегчает фотографу установку нужной экспозиции. Соответственно и снимки получаются более выигрышными.
Хмурый пасмурный день малоинтересен для съемки макро. Освещение тусклое и маловыразительное. Оно делает картинку плоской, цвета приглушенными, блеклыми. Снимки получатся менее насыщенными, менее резкими и неинтересными.
Когда небо затянуто облаками, но не очень плотными, свет, идущий с неба, хорошо рассеивается, превращаясь в большой распределенный источник. При таком освещении нет теней. Для некоторых сюжетов равномерное освещение подходит, где-то можно использовать дополнительную вспышку. Все зависит от объекта съемки, от того, каким вы его собираетесь передать на фото. В некоторых случаях в таких условиях хорошо будут смотреться графические сюжеты, переданные в черно-белом режиме.
Естественного освещения при диафрагмах f/11–f/16 не хватит, слишком удлинятся выдержки. Хорошо, если вы будете снимать растения в безветренную погоду, тогда камеру можно закрепить на штативе. Но для съемки движущихся насекомых света при пасмурном небе все равно мало. Использование дополнительного света в пасмурную погоду желательно.
Если есть возможность, лучше перенести съемку на более благоприятный день – когда на небе хоть изредка выглядывает солнышко.
В ненастную погоду, во время дождя или снегопада фотографировать не просто, да и некомфортно, тем не менее, иногда интересно.
В первую очередь старайтесь не повредить фототехнику, как известно, электроника от попадания влаги быстро выходит из строя.
В дождь света мало, если только это не легкий летний дождик при красивом солнечном свете. Красиво выглядят дождевые капли на листиках, цветочках, а также паутина в каплях смотрится эффектно. Ваша задача не испортить все ярким светом вспышки.