Определить предмет учебного курса – это значит установить круг вопросов, которые в нем рассматриваются. Обычно в учебном курсе в систематизированном виде излагается основное содержание какой-либо науки или самостоятельной отрасли научного познания. В таком случае предмет курса совпадает с предметом научной дисциплины. Предметом учебного курса может быть также и более узкий круг вопросов, например относящихся к какой-либо отдельной проблеме научного познания или практической деятельности людей. В этом случае преподаваемый курс именуется, как правило, учебным спецкурсом. Однако в том и другом случаях изложение имеющейся по предмету курса информации осуществляется по принятым принципам и нормам построения произведений научного и учебного характера.
В названии данного курса «Основы идеологии белорусского государства» ключевым является слово «идеология». Его конструкция (от греч. idea и logos – буквально: учение об идеях) может наводить на мысль, что оно является обозначением особой науки. В самом деле, сложносоставные слова, второй частью которых является «логия», обычно служат для обозначения какой-либо науки (например, биология, геология, социология, политология и т. д.). В данном же случае термин «идеология» служит для обозначения не науки, а особого социально-политического феномена.
Первоначально термин «идеология» действительно был использован для обозначения предполагавшейся особой «науки об идеях». Однако, как оказалось, такой наукой идеология не стала, не стала она и какой-либо специализированной отраслью научного познания. В настоящее время данный термин служит для обозначения формы группового мышления, или формы сознания групп людей, а также результатов такого мышления. Об этом значении понятия «идеология» пойдет речь в следующей теме курса. Здесь же заметим, что любая идеология выступает как упорядоченная совокупность идеи, посредством которых определенная группа людей выражает свои жизненные интересы и свое отношение к существующей социальной действительности. Понимаемая таким образом, идеология выступает не как результат специального научного познания какой-либо области объективной реальности, а как результат мышления определенной группы людей. Однако составляющая ту или иную идеологию совокупность идей и представлений может быть объектом научного анализа и, следовательно, предметом изложения в разного рода сочинениях научного и учебного характера – статьях, докладах, монографиях, диссертациях, учебниках, учебных пособиях, курсах лекций и т. п. Соответственно, любая идеология, в том числе идеология определенного государства, может быть предметом изучения в вузовских курсах и спецкурсах.
Предмет данного учебного курса в самом общем виде обозначен в его названии – идеология белорусского государства. Иными словами, его содержание составляет систематизированная совокупность идей, ценностей, целей и представлений, положенных белорусским народом в основу организации и деятельности своего общества и государства. Такая совокупность идей и представлений может относиться к самым различным сторонам жизнедеятельности белорусского общества – истории становления белорусов как самобытной общности и их конституирования в политическое сообщество, принципам организации и деятельности государственных и общественно-политических институтов, характеру взаимоотношений человека, общества и государства, способам организации производственно-экономической сферы жизнедеятельности сообщества, духовно-культурной жизни народа, целям общественного развития, формам взаимоотношений белорусов с другими народами и многим другим.
Общество не может существовать без целостного свода идем, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам.
Идеология для государства – то же самое, что иммунная система для живого организма.
Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно также с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, как бы внешне государство ни казалось сильным и грозным.
Это мы уже пережили, прочувствовали, что называется, на собственном опыте. На закате советской эры инфекции национализма, бездуховности, потребительства разъели идеалы единой великой державы. Иммунная система не сработала. Советского Союза больше нет. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Если мы хотим видеть Беларусь сильной, процветающей державой (думаю, этого хотят все), то должны, прежде всего, думать об идеологическом фундаменте белорусского общества.
Установив предмет учебного курса, можно сформулировать те задачи, которые будут решаться в ходе его преподавания.
Первой, основной, задачей учебного курса по основам идеологии белорусского государства является усвоение обучаемыми той суммы идей, ценностей, принципов, целей и представлений, которые белорусский народ положил в основу организации и деятельности своего государства и общества. По сути дела в этой совокупности идей, понятий и принципов содержатся ответы на вопросы о том, как белорусский народ сознает себя, как он понимает окружающий мир и свое положение в нем, в чем состоят его жизненные потребности и интересы, как он формулирует свои идеалы, цели и устремления, какими путями он намерен добиваться их реализации с помощью институтов своего государства. Это далеко не полный перечень тех вопросов, которые волнуют каждого человека как члена сообщества, как гражданина своего государства, и потому задача курса – помочь молодому человеку разобраться с комплексом этих непростых вопросов.
Второй задачей курса является ознакомление обучаемых с методологией осмысления обозначенных выше вопросов. Иными словами, речь идет о постижении накопленных к настоящему времени знаний относительно феномена идеологии и государственной идеологии в частности. Только на основе использования имеющихся теоретических положений о сущности идеологии, ее роли в жизнедеятельности отдельного индивида, группы людей и общества в целом, ее отличий от других социально-политических явлений можно получить выверенные ответы на встающие перед личностью вопросы о своем месте и роли в происходящих в обществе процессах.
Третья задача — ознакомление обучаемых с содержанием основных идейно-политических течений современности. Эта задача обусловлена тем, что конструкционным материалом для идеологии любого современного государства в значительной мере выступают идеи, ценности и положения, составляющие содержание идеологии самых разнообразных групп людей. Одни из таких идеологий формировались на протяжении столетий, другие появились лишь в конце XX в., однако постулаты тех и других так или иначе используются при конструировании идейных основ каждого современного государства. Разумеется, в рамках предмета курса по основам идеологии белорусского государства невозможно сделать хотя бы минимальный обзор всего многообразия существующих в современном мире идеологий. Поэтому здесь будут изложены базовые идеи классических, или традиционных, идеологий, а также ключевые положения идейных течений, актуализировавшихся или сформировавшихся в XX в.
Четвертая задача курса – формирование гражданских качеств будущих специалистов. В какой бы сфере жизнедеятельности белорусского общества после окончания высшего учебного заведения молодые люди ни трудились, они должны будут проявлять себя прежде всего как сознательные граждане своей страны, несущие на своих плечах тяжесть ответственности за ее состояние как в настоящем, так и в будущем. Они должны уметь подходить к решению возникающих проблем общественной жизни с таким же знанием дела, как и в своей узкопрофессиональной области. Конечно, многое будет постигаться ими в процессе практической деятельности, однако основы не только профессиональных, но и гражданских качеств людей закладываются все же в процессе их обучения. Знание идей, ценностей, принципов и представлений, составляющих основы организации и деятельности своего государства, умения их анализировать, сопоставлять, оценивать, отстаивать в публичной полемике, навыки вносить личный вклад в формирование и развитие идеологии своего государства – все это составляет необходимые качества гражданина Республики Беларусь.
Вопросы, составляющие предмет учебного курса «Основы идеологии белорусского государства», в той или иной мере рассматриваются в различных социально-гуманитарных дисциплинах. Однако ни одна из них не раскрывает идеологию белорусского государства в индивидуальной конкретности ее содержания, да к тому же в комплексном виде и с необходимой полнотой. Эта задача может быть решена только в рамках специального учебного курса междисциплинарного характера. Следовательно, содержание курса по основам идеологии белорусского государства тесным образом связано с вопросами, которые в тех или иных своих аспектах анализируются в рамках предмета различных социально-гуманитарных дисциплин.
В части исторической составляющей своего содержания предмет данного курса непосредственно связан с такими дисциплинами, как история Беларуси, история государства и права Беларуси, история политической и правовой мысли Беларуси. В концептуальном отношении содержание курса и содержание названных научных дисциплин не должны противоречить друг другу. Что касается степени детализации рассматриваемых вопросов, то в наиболее полном виде они присутствуют в содержании названных научных дисциплин. Например, в курсе истории Беларуси подробно, с анализом всех предпосылок и этапов представлена картина становления и развития белорусской этнической общности, в истории государства и права Беларуси – точно так же анализируется процесс формирования институтов белорусской государственности, в истории политической и правовой мысли Беларуси – процесс развития самосознания белорусов. В курсе основ идеологии белорусского государства перечисленные вопросы представлены в предельно обобщенном виде. Иными словами, в данном курсе идеи и представления, относящиеся к пониманию процесса формирования белорусской этнической общности, развития ее национального самосознания и становления институтов ее государственности, также основываются на отражении реального объекта, однако только в необходимых, существенных моментах его развития.
В своих политической, экономической и социогуманитарной составляющих курс «Основы идеологии белорусского государства» непосредственно связан с предметом такой научной и учебной дисциплины, как конституционное право Республики Беларусь. Если в представленном курсе с позиций национальных интересов обосновываются идеи, ценности и принципы, положенные в основу организации и деятельности белорусского общества и государства, то в курсе конституционного права раскрываются вопросы юридического закрепления соответствующих положений. Отражением прямой связи между двумя указанными дисциплинами является наличие в настоящем пособии темы, в которой излагаются конституционно-правовые основы белорусской государственной идеологии. Содержание курса в той или иной мере связано и с другими правоведческими дисциплинами.
Предмет курса по основам идеологии белорусского государства теснейшим образом связан с политологией. Содержание политической науки составляют такие разрабатываемые в рамках ее предмета понятия, как власть, государство, политика, политические отношения, политическая система, политические партии, общественные объединения и движения, демократия, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура и многие другие. Все эти понятия используются в курсе идеологии белорусского государства, где их содержанию придается индивидуальная специфика, отражающая конкретные реалии общественного бытия белорусов. Примерно такая же связь, хотя и не столь широкая, существует между предметом данного курса и другими социально-гуманитарными дисциплинами: философией, социологией, экономической теорией, культурологией, религиоведением, этикой, эстетикой и т. п. Разрабатываемые ими понятия, идеи и представления в той или иной мере присутствуют в содержании любой идеологии, в том числе идеологии белорусского государства.
Термин «изучение» имеет два основных значения: 1) усвоение чего-либо в процессе обучения; 2) познание определенных явлений в результате научного исследования. В данном курсе в различных контекстах он употребляется либо в одном, либо во втором значении.
Во-первых, под изучением идеологии белорусского государства понимается процесс усвоения обучаемыми ее содержания. Это достигается путем ознакомления либо с документами, в которых закреплены важнейшие положения идеологии белорусского государства, либо с учебными материалами, в которых в систематизированном виде представлено содержание данной идеологии, а также путем сочетания этих двух методов. Изучение идеологии белорусского государства в данном смысле есть основная задача учебного курса.
Во-вторых, под изучением идеологии белорусского государства понимается ее научное познание путем использования определенных исследовательских методов и закрепления полученных результатов в виде научно-аналитических материалов. Как уже отмечалось, любая идеология, в том числе идеология государства как целостная совокупность идей, ценностей и представлений, может выступать в качестве объекта научного исследования. Именно в связи с таким пониманием изучения идеологии государства и встает вопрос о методологии познания данного феномена.
В современной науке под методологией (от греч. metodos – буквально: путь к чему-либо и logos – учение) понимается область познания, изучающая принципы и способы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности людей. В учебниках и учебных пособиях по определенной научной дисциплине обычно имеется раздел, посвященный характеристике используемых в данной науке методов исследования, ее важнейших понятий и категорий, а также особенностей интерпретации (истолкования, объяснения) изучаемых объектов или явлений. Такие разделы обычно называются методологическими основаниями данной науки. В более узком значении термин «методология» означает совокупность средств, методов и приемов, используемых в какой-либо области познания. Применение тех или иных научных методов определяется целью познавательной деятельности, решаемыми исследовательскими задачами и особенностями объекта изучения [1].
В нашу задачу не входит представление здесь различных исследовательских методов – они чрезвычайно разнообразны. Однако в связи со спецификой предмета данного курса отметим, что всякое научное познание опирается на ранее полученные представления о том классе объектов, к которому принадлежит изучаемый предмет или явление. Познавательное значение уже имеющегося знания резко возрастает, если оно организовано в виде теории. Научная теория (от греч. theoria – наблюдение, исследование) есть логически выстроенный комплекс идей, понятий и утверждений, объясняющих какой-либо класс явлений [2]. Теория выступает в качестве своеобразной матрицы, направляющей дальнейший исследовательский поиск, определяющей характер аналитических действий и служащей основой истолкования полученного нового материала. Поэтому методами, или методологическими основаниями, познания тех или иных предметов и явлений принято называть также сложившиеся научные принципы и теории, объясняющие данный класс объектов. Этим утверждением мы воспользуемся для определения методологической основы изучения идеологии белорусского государства.
Идеология государства или, точнее, государственная идеология, есть один из видов идеологии. Если идеология белорусского государства стала объектом изучения буквально лишь несколько лет назад, то идеология как социально-политическое явление подвергается научному анализу уже более двухсот лет. За это время сложился комплекс понятий и положений, объясняющих феномен идеологии. Этот комплекс содержит доводы относительно наличия идеологии как особого феномена сознания групп людей, определение понятия идеологии, представления об условиях ее возникновения и процессе развития, об особенностях языка идеологии, о формах и уровнях ее проявления, о выполняемых ею социальных функциях, о видах идеологии, ее соотношении с другими социальными явлениями. Данный комплекс понятий и утверждений не только дает достаточно целостное представление об идеологии как явлении, но и содержит определенный механизм построения знания о ней и ее конкретных видах. Поэтому он отвечает критериям научной теории и может служить методологической основой исследований различных видов идеологии.
Таким образом, теория идеологии является методологической основой изучения такого ее вида, как государственная идеология, а значит, и идеологии белорусского государства в частности. Опираясь на комплекс устоявшихся понятий и утверждений, относящихся к феномену идеологии, можно получить целостное представление и о содержании идеологии белорусского государства. Стало быть, изложению в учебном курсе идеологии конкретного государства должно предшествовать ознакомление с теорией идеологии и сложившимися представлениями о государственной идеологии в частности.
Каждая наука оперирует определенными понятиями и вырабатывает собственную систему категорий. Те и другие, вместе взятые, составляют понятийно-категориальный аппарат данной науки. Идеология, не будучи особой научной дисциплиной, не обладает и собственной системой понятий и категорий. Изложить содержание какой-либо идеологии – значит перечислить и истолковать составляющие данную идеологию идеи, ценности, принципы и представления. Средством идейных построений может служить практически любое понятие из словарного состава того или иного языка, в том числе понятия и категории, выработанные в рамках различных научных дисциплин. Разумеется, что в любой идеологии чаще всего используются понятия, сформированные в рамках социально-гуманитарных дисциплин – философии, социологии, политологии, культурологии, экономики, правоведения и др.
В курсе, в котором излагается идеология какого-либо государства, в качестве основных выступают такие понятия, как общество, этнос, народ, нация, государство, нация-государство, национальное самосознание, национальная идея, национальные интересы, политическое сообщество, политическая власть, политика, группа, класс, социальный слой, индивид, личность, развитие, стратегия, революция, эволюция, цивилизация и многие-многие другие.
Базовым понятием данного учебного курса, конечно же, является понятие «идеология». Это – одно из самых употребительных слов в современной политической лексике, а в политической науке, или политологии, оно находится в ряду основных ее категорий. Понятие идеологии определяется посредством использования таких терминов, как «идея», «идеал», «принцип», «постулат», «ценность», «убеждение», «представление», «интерес», «цель». Поэтому предварительное уяснение их смысла необходимо для усвоения как понятия «идеология», так и всего содержания данного курса[1].
В понятийный аппарат курса входят также другие термины, которые в своей совокупности составляют теорию идеологии. Они, как правило, являются производными от термина «идеология» понятиями. Это такие понятия, как «субъекты идеологии», «носители идеологии», «уровни идеологии», «функции идеологии», «механизм функционирования идеологии», «виды идеологии» и др. Производными от термина «идеология» являются также понятия «политическая идеология», «национальная идеология», «государственная идеология», «национально-государственная идеология», «идеология государства». Содержание каждого из упомянутых здесь терминов будет рассмотрено в ходе изложения данного курса.
В учебных курсах, предметом которых является рассмотрение содержания определенной идеологии или нескольких идеологий, в качестве непременных элементов их понятийного аппарата являются такие термины, как «концепция», «учение» и «доктрина». Ими принято обозначать не отдельные идеи, ценности, принципы или представления, а совокупность взаимосвязанных утверждений, относящихся к каким-либо сторонам действительности и процессу познания. Уяснение точного смысла каждого из этих терминов также является необходимым условием усвоения содержания данного курса.
Таким образом, хотя предметом данного учебного курса является не содержание научной дисциплины, а содержание идеологии белорусского государства, в нем, тем не менее, будут соблюдаться требования, предъявляемые к понятийному аппарату произведений учебно-методического характера.
Термин «источник» означает, во-первых, то, что дает начало какому-либо явлению, откуда исходит что-нибудь, и, во-вторых, письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Как в первом, так и во втором значении термин «источник» используется в исторической, социально-политической и правоведческой литературе. Например, исторический источник — это любой материальный объект, принадлежащий к определенной исторической эпохе и заключающий в себе ту или иную информацию о ней. Первоисточник — первый, основной источник сведений о каком-либо явлении, событии или процессе. Теоретический источник — научное сочинение, послужившее основой дальнейшей разработки какой-либо теоретической или практической проблемы. Источники права — формы закрепления и внешнего выражения правовых норм, а также придания им общеобязательной юридической силы: правовые акты, обычаи, судебные прецеденты, внутригосударственные и международные договоры и др.
Взятые в отдельности идеи, принципы, ценности и представления, составляющие в своей совокупности содержание той или иной конкретной идеологии, также были кем-то и когда-то впервые высказаны и получили свое закрепление в разного рода письменных документах, которые затем стали служить в качестве источников для идейных построений. Идеологии как целостные системы идей, ценностей и представлений закреплялись в воззваниях, манифестах, декларациях, статьях, трактатах, конституциях, законах, договорах, решениях и т. д. Все это – источники различных идеологий; и таких источников накопилось в мире необъятное множество.
Под источниками идеологии белорусского государства будем понимать письменные произведения, в которых закреплены либо из которых заимствованы идеи, ценности, принципы и представления, составляющие содержание идеологии современного белорусского государства. К ним относятся: действующие нормативно-правовые и политические документы Респу& лики Беларусь. Это прежде всего Конституция и законы страны, указы и декреты ее Президента, другие нормативно-правовые акты, послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, постановления Всебелорусских народных собраний, государственные программы, директивы, концепции, доктрины и т. п. Такого рода документы являются непосредственными источниками идеологии белорусского государства. Как подчеркнул А.Г. Лукашенко, задача ученых, учебных и исследовательских учреждений – свести их воедино, вычленить все то, что касается идеологии нашего государства [3].
Безусловно, важнейшим источником идеологии современного белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. В ней в юридической форме закреплена система идей, ценностей, принципов и представлений, положенных в основу организации политической, экономической и социокультурной жизни белорусского общества и государства. Содержащиеся в Конституции, как и в других нормативно-правовых актах, идеи и ценности приобретают характер четких и конкретных предписаний, охраняемых и обеспечиваемых силой государственной власти;
• международные политико-правовые документы, подписанные и ратифицированные белорусским государством. Важнейшим из таких документов, безусловно, является Договор о создании Союзного государства, подписанный Президентами Республики Беларусь и Российской Федерации 8 декабря 1999 г. Следующим документом необходимо назвать Устав Организации Объединенных Наций, который белорусское государство – в то время БССР – в числе других государств-учредителей подписало 26 июня 1945 г. К числу международных документов первостепенной важности относится также Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., которая явилась основным источником для соответствующего раздела Конституции Республики Беларусь. Наше государство ратифицировало абсолютное большинство международно-правовых документов по правам человека, а также по другим вопросам жизнедеятельности международного сообщества;
• политические документы прошлых периодов истории белорусского народа. Ныне практически все они представляют собой ценность как исторические памятники, но они никогда не утратят значения как источника формирования самосознания белорусов, их представлений о процессе своего становления в качестве этнической общности, формирования национальной идеи и собственной государственности. К ним следует отнести, например, памятник права Древнерусского государства «Русская правда», Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 г., другие государственные документы ВКЛ, постановление Люблинского сейма 1569 г. об унии Великого княжества Литовского с Короной Польской, относящиеся к Беларуси документы периодов Речи Посполитой и Российской империи. Безусловно, к источникам идеологии белорусского государства относятся политические документы, связанные с возникновением белорусского национального движения, провозглашением Белорусской Народной Республики, становлением и развитием Белорусской Советской Социалистической Республики, созданием СССР, его историей и его распадом;
• произведения отечественной и мировой исторической, социально-политической и правовой мысли. Такого рода источники практически необъятны, и поэтому мы упомянем здесь наиважнейшие из них. Если говорить о работах, на основе которых белорусы формируют представления о своих далеких предках, то прежде всего следует назвать древнерусские летописи, среди которых наиболее известен летописный свод начала XII в. под названием «Повесть временных лет». Именно из него мы получаем представления о славянских племенных союзах, заселивших составляющих нынешнюю Беларусь территории. Представления о том, какие идеи занимали умы мыслителей той эпохи, можно получить по деяниям Ефросиний Полоцкой, изложенных в ее «Житии», по работам Климента Смолятича и Кирилла Туровского, знаменитому памятнику литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве». Идеи и ценности белорусов, формировавшиеся в эпоху Великого княжества Литовского, представлены в сочинениях Николая Гусовского, Франциска Скорины, Сымона Будного, Василия Тяпинского, Андрея Волана, Льва Сапеги и других мыслителей. Интересы белорусской общности в период Речи Посполитой выражали в своих сочинениях Афанасий Филиппович, Стефан Зизаний, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский и другие наши соотечественники.
Становление белорусского национального самосознания неразрывно связано с творчеством Франтишка Богушевича, Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича, идеи которых получили свое развитие в произведениях многих других писателей, поэтов, ученых, общественных деятелей. Разумеется, источниками идеологии белорусского государства являются также сочинения современных национальных литераторов, ученых, политических и общественных деятелей.
Многие идеи и принципы, положенные в основу организации и деятельности современного белорусского государства, впервые были изложены в зарубежной литературе. Они также являются источниками идеологии белорусского государства. Например, принцип разделения властей в его классическом варианте, который вошел в Конституцию Республики Беларусь, впервые был обоснован французским мыслителем Шарлем Луи Монтескье в работе «О духе законов» (1748). Следовательно, данная работа Монтескье также есть один из источников идеологии белорусского государства. То же можно сказать о ряде других произведений иностранных авторов.
1. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001. С. 329.
2. Там же. С. 560.
3. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003. С. 25.
Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический деятель А. Дестют де Траси (1754–1836). С тех пор научное осмысление этого понятия неизменно вызывало и продолжает вызывать острые дискуссии. К настоящему времени оно получило десятки различных определений, стало употребляться для обозначения широкого круга социальных явлений.
Напомним, что термин «идеология» состоит из двух греческих слов – idea (идея) и logos (логос). Первое из них – idea в буквальном переводе означает мысль, первообраз, понятие, смысл. Второе – logos в античной философии одновременно означает и слово, высказывание, речь, и всеобщий закон, основание мира, и упорядочивающее начало. Со временем слово logos стало пониматься как учение, а использование производного от него «…логия» в качестве второй части слов дает значение «наука», «знание». Таким образом, с формальной, этимологической точки зрения термин «идеология» может означать и «мысль, выраженную в слове», и «совокупность взаимосвязанных идей», и «учение, науку об идеях».
Обратимся к выяснению эволюции, которую претерпело содержание понятия «идеология» с момента его появления.
А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в третьем его значении. Он употребил его в докладе «Проект идеологии» (1796). В сочинении «Элементы идеологии» (1801–1815) ученый подробно развил это понятие. В его трактовке идеология должна была стать наукой, предметом которой явятся всеобщие законы образования, взаимодействия и превращения идей, их влияния на жизнедеятельность людей. Как надеялся де Траси, со временем в содержательном отношении идеология станет такой же признанной наукой, как, например, зоология или биология, но будет превосходить их по своим предмету, средствам и целям. Идеология должна была составить основание всего свода наук о природе и человеческом обществе. Предполагалось также, что на выработанные ею принципы будет опираться и политика.
Однако указанный смысл за понятием «идеология» не закрепился. Особая наука под таким названием так и не появилась, поскольку учение об идеях изначально не отвечало критериям научной дисциплины. Наука, как известно, призвана заниматься познанием объективно существующих явлений, а не изобретением идей как неких общих принципов социальной деятельности. Ныне этот термин имеет иное значение. Но прежде чем приобрести свой современный смысл, понятие «идеология» претерпело достаточно сложную эволюцию, периодически выступая предметом критического отношения к нему.
Хрестоматийным примером первой критики предложенного де Траси и подхваченного другими французскими учеными понятия идеологии является отношение к нему Наполеона Бонапарта. Сначала, будучи республиканцем, он самым решительным образом поддерживал новую «науку». Когда же стал императором, то обвинил идеологию и ее создателей в своих просчетах и поражениях. «Все ошибки и несчастия нашей прекрасной Франции, – утверждал он, – следует приписать именно идеологии, этой туманной метафизике, которой придавали слишком много значения» [1]. Идеологами он считал людей, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сообразующихся с действительностью, и лицемеров, которые под маской радужных идей скрывают свои истинные устремления. К ним Наполеон причислил де Траси и всех тех, кто критически относился к его правлению. Но, несмотря на такое ироническое отношение Наполеона к идеологии и к тем, кто ее разрабатывал, именно ему она обязана исключительной популярностью, которую приобрела в обществе того времени.
Важной вехой эволюции понятия идеологии составило творчество Карла Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895). Проблеме идеологии они посвятили произведение «Немецкая идеология» (1845–1846) [2]. Как идеологию они квалифицировали совокупность представлений, составляющих основу содержания современной им немецкой философии. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли эту философию критическому рассмотрению и определили ее как идеалистическую, поскольку исходными ее положениями являются утверждения о том, что действительный мир есть продукт мира идей, что идеи господствуют над миром и что идеи определяют действительную жизнь людей. Эти представления они характеризовали как ложное сознание, т. е. извращенное понимание действительности. Воззрения людей, содержание которых основывается на данном постулате, они определили как идеологию, а творцов и пропагандистов таких представлений называли идеологами. Всякая идеология, писал с иронией Энгельс, имеет дело «с мыслями как с самостоятельными сущностями, которые обладают независимым развитием и подчиняются только своим собственным законам» [3]. Понимаемая таким образом идеология предстает как ложные представления, как фальшивое, иллюзорное и превратное, т. е. извращающее истинное положение, сознание.
Выдающийся немецкий философ, социолог, экономист; основоположник учения, впоследствии получившего название «марксизм». Марксизм – сложная мировоззренческая система, включающая философскую, экономическую, социально-политическую составляющие. Все составные части этого учения сведены воедино в теории общественных формаций. Идеологию Маркс понимал как интеллектуальное орудие, посредством которого господствующие силы общества оправдывают классовое деление и эксплуатацию низших классов. Этому мыслителю принадлежит большое количество сочинений, среди них: «К критике гегелевской философии права. Введение», «Немецкая идеология» (в соавторстве с Ф. Энгельсом), «К критике политической экономии. Предисловие»; «Манифест Коммунистической партии» (в соавторстве с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы», «Капитал» (в 3 т.) и многие другие.
Данному подходу к пониманию соотношения между идеями и явлениями действительности Маркс и Энгельс противопоставили другой, согласно которому идеи, мысли, представления людей есть не что иное, как продукты их реального жизненного процесса, результат осознания людьми объективных условий своего существования и опыта своей практической деятельности. «Сознание, – писали они, – никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни» [4]. Иными словами, согласно Марксу и Энгельсу, идеи не есть некие самостоятельные, развивающиеся из самих себя сущности; они появляются в сознании людей как результат их жизненного опыта и познавательной деятельности.
Исходя из этого положения, Маркс и Энгельс идеологии как «ложному сознанию» противопоставляли науку и считали, что только знание, полученное путем исследования доступных наблюдению и опытной проверке явлений, дает более или менее верные представления о мире, месте и роли в нем человека. Наука, считали они, призвана исходить из объективно существующей действительности, из реально действующих людей и стремиться понять, каким образом из их действительного жизненного процесса развиваются также «идеологические отражения и отзвуки [т. е. запечатленные в сознании идеи, понятия и представления. – В.М.] этого жизненного процесса» [5]. Такие же формы сознания, как философия, мораль, право, религия, искусство и подобное, они называли «идеологическими формами» или «видами идеологии», так как их содержание, в отличие от позитивной науки, в значительной мере есть результат оторванных от действительной жизни людей умозрительных построений, и потому оно не свободно от иллюзорных и ложных идей и представлений. Это означает, что Маркс и Энгельс развели науку и идеологию как феномены, различающиеся по своему происхождению, а значит, и по характеру своего содержания.
Существенным моментом в понимании Марксом и Энгельсом идеологии является выдвинутое ими положение о том, что идеология во всех ее проявлениях, включая философию и другие идеологические формы сознания, есть феномен, присущий классово-антагонистическому обществу. Общественное сознание всех веков, отмечали они, несмотря на все разнообразие и все различия, движется в определенных общих формах, а именно в идеологических формах [6]. Это означает, что Маркс и Энгельс положили начало пониманию идеологии как формы сознания, содержание которой обусловлено положением его носителя в системе общественных отношений. Они первыми обратили внимание на то, что положение, занимаемое социальным субъектом в обществе, накладывает отпечаток на его понимание действительности и потому его сознание не свободно от предвзятых идей и представлений.
Тем не менее К. Маркс и Ф. Энгельс связывали идеологию исключительно с идеями правящего в каждом данном обществе класса – идеями, которые освещают социальное неравенство. В их понимании идеология выступает в качестве инструмента в руках господствующих классов, который они используют для того, чтобы навязывать низшим классам «ложное сознание» и всевозможные иллюзии, мешающие им осознавать свое эксплуатируемое положение. Стало быть, с преодолением социально-классовых противоположностей, считали они, идеологические формы сознания будут исчезать, а их место будет замещаться «положительной наукой о природе и истории» [7]. Иными словами, в бесклассовом обществе сознание людей, как они полагали, явится исключительно результатом научного познания действительности и поэтому оно будет полностью свободно от всякой идеологии, т. е. от иллюзорных и превратных представлений людей об окружающем их мире и о самих себе.
Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс квалифицировали идеологию, понимаемую как совокупность саморазвивающихся и производящих мир идей, в качестве ложного, т. е. не соответствующего действительному положению, сознания. Такому подходу они противопоставили понимание идей как представлений людей, порождаемых их реальным жизненным бытием. Классическая формулировка данного положения содержится в следующих словах К. Маркса: «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» [8]. Основанные на данном методологическом принципе представления людей об окружающей их действительности и о происхождении и сущности идей принято называть материалистическим пониманием бытия и сознания людей. Очевидно, что оно противоположно по своей сути идеалистическому объяснению бытия и сознания людей. Разумеется, что те формы сознания, включая и диалектико-материалистическую философию, которые основываются на данном подходе к пониманию происхождения составляющих их содержание идей, представляют собой не непременно ложные и превратные представления; напротив, именно они содержат достаточно верное объяснение существующего мира и положения в нем познающего и действующего субъекта.
Заметим, что, стремясь отмежеваться от идеалистического понимания мира, свою систему воззрений сами К. Маркс и Ф. Энгельс не определяли как идеологию. Они полагали, что между наукой и идеологией всегда можно провести четкую линию – грань между истиной и ложью. К. Маркс, например, свое собственное исследование капитализма считал наукой. Энгельс совокупность содержащихся в их произведениях представлений о будущем бесклассовом обществе – социализме – и закономерностях его утверждения также назвал наукой [9]. Однако это не означает, что их социально-политическое учение не является идеологией в современном смысле этого понятия. Объективно классический марксизм как выражение социально-преобразовательных задач, связываемых с исторической миссией рабочего класса, нес в себе типичные черты идеологического феномена в современном его понимании.
Значительный вклад в разработку понятия идеологии внес немецкий социолог Карл Манхейм. Он издал книгу под названием «Идеология и утопия» (1929), которая, по мнению исследователей, представляет собой первый и самый полный научный анализ феномена идеологии.
Выдающийся немецкий философ и социолог, классик теории идеологии. Обосновывал положение, согласно которому продукты и формы мышления групп людей определяются характером этих групп и их местом в существующей действительности; в итоге возникают разные «стили мышления» с отличающимися представлениями, ценностями и нормами. Выделил две специфические системы взглядов, связанные со стилями мышления, и обозначил их терминами «идеология» и «утопия». Идеология складывается у господствующей группы и представляет собой апологию существующего социально-политического порядка. Утопия – это негативный вариант идеологии, она формируется в сознании угнетенных групп людей, которых не удовлетворяет существующая действительность, и потому они заинтересованы в ее разрушении или преобразовании. Однако отличить одно от другого, по его же признанию, чрезвычайно сложно. Основные сочинения: «Идеология и утопия», «Человек и общество в эпоху преобразования», «Диагноз нашего времени», «Консервативная мысль».
Как пишет Манхейм, толчком для его обращения к проблеме идеологии и утопии послужил тот поразительный факт, что один и тот же мир может представляться различным наблюдателям разным. Он поставил задачу описать мышление не так, как оно показано в учебниках логики, а как действительно функционирует в качестве орудия коллективного действия в общественной жизни и политике.
Результатом предпринятого им исследования стал вывод о том, что «конкретное положение субъекта, его социальное бытие является одним из конститутивных [т. е. определяющих. – В.М.] факторов в формировании мнений, утверждений и знаний субъекта» [10]. При этом он установил факт обусловленности мышления групп людей – образа, типа их мышления[2] – характером этих групп и их положением в окружающей действительности. Предметом такого мышления групп людей всегда являются ими же выделяемые элементы существующей действительности, которые имеют для данных групп реальную значимость, а результатом мышления – понимание и объяснение ими этой действительности, осознание своего положения в ней, выражение своего отношения к ней и обоснование отвечающего их интересам социально-политического порядка. Именно такого рода мысли, мнения и представления групп людей среди всего многообразия идей, согласно Манхейму, и составляют содержание той или иной идеологии. Иными словами, идеология есть продукт (идеи, понятия, представления, принципы, цели) такого способа мышления групп людей, при котором эти группы воспринимают, объясняют и оценивают явления окружающей их действительности с позиций своего положения в ней, своих жизненных потребностей и интересов.
Вполне вероятно, полагает Манхейм, что мысль о наличии феномена, названного им идеологией, возникла в сфере повседневного опыта политической практики. В подтверждение он ссылается на пример эпохи Возрождения, когда в среде соотечественников Макиавелли это же наблюдение получило свое выражение в поговорке: в palazzo (во дворце) мыслят иначе, чем на plazzo (на площади). Из этого факта Манхейм делает вывод о том, что индивиды, независимо от того, сознают они это или нет, воспринимают мир под углом зрения той группы, с которой они себя идентифицируют.
«Люди, живущие в группах, сосуществуют не просто физически, в качестве дискретных индивидов. Люди воспринимают предметы окружающего мира не на абстрактном уровне созерцательного разума и не только в качестве отдельных индивидов. Напротив, они действуют совместно – друг с другом и друг против друга – в различных по своей организации группах и, совершая эти действия, мыслят друг с другом и друг против друга. Эти связанные в группы индивиды стремятся в соответствии с характером и положением группы, к которой они принадлежат, либо изменить окружающий их мир природы и общества, либо сохранить его в существующем виде. Направленность этой воли в сторону изменения природы и общества или сохранения их неизменными, эта коллективная деятельность и способствует возникновению проблем, понятий и форм мышления людей определенной группы. В соответствии со специфической коллективной деятельностью, в которой участвуют люди, они склонны различным образом видеть окружающий мир».
Как видно, К. Манхейм, вслед за К. Марксом и Ф. Энгельсом, признает наличие в структуре сознания социального субъекта (коллективного или индивидуального) идей – определенных мнений, утверждений и представлений, – обусловленных не присущими явлениям объективной действительности свойствами, а характером субъекта и его положением в системе общественных отношений. Такого рода идеи он также обозначает термином «идеология». Однако, в отличие от Маркса и Энгельса, он не отбросил их как «ложное сознание» и потому не представляющие по сравнению с позитивным знанием никакого практического значения, а, напротив, рассмотрел в них особый феномен, выполняющий важную функциональную роль в жизнедеятельности субъекта.
Таким образом, согласно К. Манхейму, идеология – это продукт мышления определенных групп людей, содержание которого, как и тип их мышления, обусловливается характером этих групп и их положением в существующей действительности. Предметом мышления определенной группы людей, которое можно определить как идеологическое мышление, являются те элементы действительности, которые представляют для нее практический интерес. В качестве результата данного мышления выступает определенное понимание и объяснение данной группой существующей действительности, осознание своего положения в ней и выражение своего отношения к ней. В этом состоит суть идеологии как социально-духовного феномена, ее родовой признак и «решающий критерий того, что во всей совокупности идей является идеологией» [11].
Данные положения так или иначе находятся в основе всех последующих интерпретаций феномена идеологии. Встречающиеся же отступления от него означают не что иное, как использование термина «идеология» для обозначения каких-либо иных социальных явлений. Поэтому не будет преувеличением сказать, что благодаря К. Манхейму понятие «идеология» заняло свое место в ряду важнейших категорий политической науки.
Современные подходы к пониманию рассматриваемого социального явления основываются как на положении К. Маркса и Ф. Энгельса об идеологии как отличном от науки феномене, так и на положении К. Манхейма об идеологии как результате мышления определенных групп людей. При этом большинство исследователей связывают идеологию в основном или полностью с выражением интересов групп людей, которые, как правило, в качестве социальных субъектов противостоят друг другу [12]. Иными словами, современные исследователи, основываясь на положениях классиков теории идеологии, акцентируют внимание на том, что основу содержания конкретного идейного построения образуют интересы определенной группы людей. Именно данным компонентом содержания идеологии в значительной мере предопределяется и отношение ее носителей к существующей социальной действительности, и характер их целей и устремлений, и выбор путей и средств их достижения.
Под интересами принято понимать проявление потребностей в виде стремления социального субъекта к обладанию средствами их удовлетворения. Интересы социального субъекта направлены прежде всего на те социальные институты, учреждения и нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей [13]. Идеология и есть такой социально-духовный феномен, сущность которого состоит в выражении интересов определенного социального субъекта – группы, класса, слоя, общности – и в обосновании путей и способов их реализации. Прежде всего через призму интересов того или иного социального субъекта идеология истолковывает существующую социальную действительность, формулирует определенные установки субъекта по отношению к ней и обосновывает систему действий субъекта по ее закреплению или изменению.
При таком подходе прежняя проблема соответствия содержания той или иной идеологии объективной действительности или, иными словами, проблема соотношения идеологии и науки, на которой акцентировали свое внимание К. Маркс и Ф. Энгельс, заменяется проблемой адекватности составляющей данную идеологию совокупности идей, представлений и установок реальным интересам ее носителей и объективным возможностям их реализации. Последовательное решение обеих проблем приводит к различным выводам. В первом случае идеология квалифицируется как «ложное сознание», а значит, совокупность ненаучных идей, и потому она не имеет никакого общественного оправдания. Во втором случае, вне зависимости от ее «истинности» или «ложности», идеология признается феноменом, выполняющим незаменимую роль в жизнедеятельности социальных субъектов и в функционировании общества в целом. Здесь идеология рассматривается как мобилизующий фактор, действие которого направлено либо на закрепление существующих социально-политических отношений, либо на их изменение или радикальное преобразование.
Отмеченная особенность идеологии приводит к тому, что каждый социальный субъект стремится представить свою систему социально-политических воззрений как выражение интересов и потребностей всего общества: точное или искаженное, объективное или субъективное, но – общества в целом. На это обстоятельство впервые обратил внимание К. Маркс, который писал, что всякий класс, стремящийся к господству или отстаивающий его, для «достижения своей цели вынужден представить свой интерес как общий интерес всех членов общества, т. е., выражаясь абстрактно, придать своим мыслям форму всеобщности [курсив наш. – A.M.], изобразить их как единственно разумные, общезначимые» [14]. В действительности же, согласно Марксу, идеология господствующей социальной силы и является доминирующей в обществе системой идей, идеалов и ценностей.
Вместе с тем следует признать как естественный тот факт, что любая идеология может заключать в себе идеи, ценности, представления и установки, которые на самом деле имеют существенное значение для всего общества. Именно это обстоятельство является причиной того, что за широким фоном привлекательных для всех представлений и лозунгов той или иной идеологической конструкции непросто бывает вычленить положения, которые отвечают интересам исключительно одних групп людей и противоречат интересам других. Более того, ни одна идеология не отказывается от апелляции к универсальным ценностям и к таким идеалам, которые соответствуют интересам не только отдельных социальных групп или классов, но и нации, страны, общества или всего человечества.
С момента вычленения идеологии как особого социального явления в общественных науках разрабатывались различные взгляды на ее роль в жизнедеятельности ее носителей. При всем разнообразии своих оценок и представлений о значении и содержании идеологии большинство исследователей (К. Маркс, К. Манхейм, Т. Парсонс и др.) сходятся на том, что она является специфическим, а именно интеллектуальным, инструментом коллективного действия в общественной жизни и политике. Так же определяется роль идеологии и в современной западной учебной литературе: «Идеологии, – говорится в пособии Л.С. Санистебан, – являются прежде всего инструментами действия» [15]. Всякая социальная деятельность в качестве своих необходимых предпосылок предполагает определенные представления людей о существующей действительности и своем положении в ней, осознание ими неудовлетворенных потребностей и интересов, формулирование своих целей и устремлений и обоснование выбора необходимых для их достижения путей и средств. Без всего этого любые социальные действия бессмысленны и вряд ли вообще возможны. Такие предпосылки призвана обеспечивать идеология. Именно в этом состоит предназначение идеологии в жизнедеятельности ее носителей.
Идеология, таким образом, есть форма закрепления в сознании людей перечисленных предпосылок их деятельности, придает смысл, целесообразность социальной активности индивидов, групп и общностей. Если индивиды и группы людей свободны от каких бы то ни было представлений о существующей действительности и своем месте в ней, то они и не являются социальными субъектами в собственном смысле этого понятия. Субъектами социального действия индивиды и группы людей становятся по мере своего превращения в носителей определенных идейных воззрений. Иными словами, идеология конституирует ту или иную группу (общность) людей как социального субъекта. Именно к идеологии как концептуально оформленному выражению социальных представлений, интересов и устремлений людей прежде всего относятся слова К. Маркса о том, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» [16].
С учетом вышеизложенного можно дать следующее определение идеологии как социально-духовного феномена. Идеология — это относительно систематизированная совокупность взаимосвязаных идей, ценностей, принципов и представлений, которые исходят из интересов и устремлений определенных групп людей, выступают по форме или по существу как выражение интересов всего общества, направлены на закрепление или изменение существующего общественного устройства и служат в качестве инструмента коллективного политического действия. Как таковая идеология, любая ее форма всегда выступают как система идей, ценностей и представлений, в которых определенные группы людей осознают существующую действительность и свое положение в ней, выражают свои потребности и интересы, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их достижения с помощью организованных политических действий.
Как социальный феномен идеология есть столь же древнее явление, как и само общество. Если под идеологией понимать систему идей, ценностей и представлений, лежащих в основе деятельности различных групп людей в сложноорганизованных сообществах, то ее генезис следует отнести к начальным формам организации политической жизни. Можно утверждать, что первыми ее проявлениями явились мифологические системы и религиозные вероучения, в которых так или иначе осознавались и оценивались отношения людей к действительности и друг к другу. Характерной чертой всех докапиталистических обществ является наличие в них оформленных в виде религиозных вероучений идей и представлений, оправдывающих существующий социальный порядок как проявление Божьей воли. Классическим примером такого оправдания могут служить следующие утверждения апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению» (Рим. 13, 1–2). Наличие в таких обществах различного рода ересей, т. е. противоречащих официальному учению церкви представлений о существующей действительности, можно квалифицировать как проявление идеологического плюрализма, поскольку за каждой ересью всегда стояла определенная группа людей со своими особыми интересами и устремлениями.
Значение идеологии в собственном смысле этого понятия существенно возрастает в Новое время, особенно после 1789 г. – года начала Великой французской революции. Можно сказать, что наступившая эпоха с ее ориентацией на освобожденный от предрассудков человеческий разум и верой в прогресс явилась, по выражению известного современного немецкого политолога Улъриха Матца (р. 1937), «исключительной средой идеологии» [17]. Неслучайно и появление самого термина «идеология» также относится к этому времени. Это пришествие собственно идеологий связано с процессом секуляризации политической сферы и, следовательно, с обесценением религиозного обоснования положения властителей. Их право на власть, которое веками освящалось церковью от имени Бога, поставлено под сомнение представителями новых социальных слоев; они выдвинули сугубо рационалистическое обоснование своей претензии на господство. Отныне опорой политического порядка становятся не религиозно-духовные ценности абсолютной значимости, а ценности земной природы – ценности, связанные с реальными интересами и устремлениями людей. Формула выражения такого рода ценностей была дана в политической теории и практике начального периода Нового времени – это убеждение в безусловной ценности жизни, свободы и собственности [18].
Таким образом, в собственном смысле слова идеология становится неотъемлемым явлением современного (модернистского, индустриального) общества. Поскольку она выступает в качестве важнейшего элемента политики, то ее называют также политической идеологией. В Новое время феномен идеологии развился в форму систематизированных, логически взаимосвязанных идей и представлений, классическими образцами которых стали такие идеологические построения, как либерализм, консерватизм и социализм.
Внешне любая идеология предстает через систему знаков любой физической природы (графическое начертание, звуковые сигналы, символическое изображение и т. д.), служащих формой выражения мыслей и средством общения людей. Идеология также может проявляться в виде действий социальных субъектов, направленных на достижение тех или иных общественных целей. Но в том и другом случае она получает предварительное закрепление в сознании своих носителей в виде определенных понятий, образов, представлений и т. д.
В знаковой форме идеология выражается главным образом посредством устной речи и различного рода письменных текстов. Примерами выражения идеологии в виде устной речи являются выступления ораторов по важным вопросам общественной жизни перед какой-либо группой людей или распространение устного слова с помощью аудио-визуальной аппаратуры. Виды письменных текстов, содержащих идеологическую по своему содержанию информацию, могут быть самыми различными: научные, философские и социально-политические трактаты, произведения художественной литературы и поэзии (например, тексты таких стихотворных произведений, как «Марсельеза» и «Интернационал», государственные гимны), различного рода политические документы – манифесты, воззвания, лозунги, девизы, декларации, соглашения, меморандумы, договоры, законодательные акты, политические программы, концепции и т. д.
Идеология может запечатлеваться в произведениях различных видов искусства – иконах, портретах, художественных полотнах, скульптурах, монументах, архитектурных сооружениях, мемориальных комплексах, зрелищах, символических знаках, декорациях, дизайне, рекламе и т. д. Особенно значительным идейным содержанием отличаются обращенные к массам произведения монументального искусства – памятники и монументы, скульптурные, живописные и мозаичные композиции для зданий, витражи, городская и парковая скульптура и т. д. Идеологическим содержанием наполнены общественно-политические ритуалы, обычаи и традиции. Однако и в этих случаях предполагается связь изображаемого со знаками языка и возможность его истолкования в языковой форме.
Следует вновь подчеркнуть, что идеология, не являясь наукой как таковой, не обладает собственной системой понятий и категорий. Конструкционным материалом для идеологических построений служит, в принципе, весь доступный социальным субъектам лексический массив. При этом характерной особенностью каждой идеологической конструкции является использование в ней в качестве составных элементов идей, понятий, теорий и концепций, разрабатываемых в рамках различных областей научного знания. По образному выражению известного российского аналитика С.Г. Кара-Мурзы (р. 1939), идеология «паразитирует на науке», используя ее понятия и теории не столько в целях поиска истины, сколько для оправдания своих постулатов и положений [19]. Любая идеология есть совокупность разного рода философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и религиозных по своему предмету идей, понятий и представлений.
По этой причине типичным признаком идеологии, в отличие от других форм общественного сознания, является разнородность ее внутреннего содержания, которое может создавать впечатление эклектичности и слабой согласованности ее различных элементов. Причем, чем шире круг лиц, на обслуживание интересов которых ориентирована данная идеология, тем сильнее проявляется неоднородность и противоречивость ее содержания, поскольку различные категории граждан должны найти в ней те идеи и представления, которые бы отвечали их собственным настроениям, потребностям и интересам.
Как таковая, идеология есть совокупность взглядов и идей, в которой концептуально осознается и оценивается отношение различных групп людей к социальной действительности и друг к другу. Отсюда внешними формами выражения содержания идеологии, как правило, выступают социально-политические учения, теории, концепции и доктрины. В этой связи нередко утверждается, что идеология есть теоретически оформленная совокупность идей и представлений, что, однако, не означает ее тождества с научной теорией. Идеология лишь по форме своего выражения подобна научной теории, но по своему содержанию она отличается от теоретического осмысления объективной действительности. Идеология может быть зафиксирована явно в виде одного систематизированного учения, как это имеет место в случае мировых религий и марксизма, или быть рассеянной по многочисленным и разнородным текстам таким образом, что изложить ее в виде единого учения весьма затруднительно. Возможны и смешанные варианты.
Идеология, как и иные формы сознания, имеет определенные внутренние закономерности собственного становления и развития. В этом отношении идеология не отличается от таких форм сознания, как религия, философия или искусство. В формировании каждой идеологии можно выделить две стадии: 1) становление ее основного содержания и 2) ее институциональное оформление.
Выше мы отмечали, что всякая идеологическая конструкция создается на основе использования идей и понятий, которые уже наличествуют в обществе. Каждая отдельно взятая идея, прежде чем стать элементом той или иной идеологии (и даже нескольких идейных систем одновременно), уже прошла определенные ступени эволюции своего содержания. «Любая общая идея, – писал в своей книге «Приключения идей» английский философ Альфред Уайтхед (1861–1947), – проходит сквозь историю в своих специфических формах, обусловленных особенностями бытия людей и уровнем их цивилизации» [20]. Иными словами, возникшие на каком-то этапе человеческого познания идеи и понятия, становясь конструкционным материалом для той или иной идеологии, получают тем самым новое содержание, новую форму и новое предназначение.
Уже упоминавшийся немецкий политолог У. Матц обратил внимание на то, что исходным пунктом формирования идеологии как в высшей степени специфического феномена среди всего того, что составляет область убеждений, имеющих силу веры, служит некоторая идея. Обычно она возникает в среде интеллектуалов и исходит из какого-то результата познания [21, с. 135]. Например, либо верно отражает положение определенной группы людей в существующей действительности, либо правильно выражает ее основной интерес, либо ясно определяет ее политическую цель, и сначала эта идея формулируется в виде понятия строго определенного содержания, исключающего другие возможные его толкования. Ее можно назвать базовой (исходной, основной) идеей. Практически одновременно она дополняется другими фундаментальными положениями, которые образуют смысловое ядро идеологии. Затем на соответствие с базовой идеей оцениваются различные стороны существующей действительности, в результате чего основные положения формирующейся идеологии получают дальнейшую конкретизацию. Наконец, полученная совокупность идей выстраивается в более или менее логически связанный концептуальный ряд. Такая упорядоченная совокупность идей и представляет собой основное содержание конкретной идеологии.
Следующая стадия процесса формирования идеологии – ее институционализация – обусловлена тем, что идеи сами по себе существовать не могут, они предполагают наличие своих носителей – конкретных индивидов и групп людей, а главное, их объединений. Возникновение любой идеологии, если только она действительно выражает жизненно важные интересы значительной группы людей, приводит их к осознанию необходимости создания объединений для достижения общих целей. Каждая идеология, следовательно, может получить свое проявление в виде различных общественных институтов – групп интересов, политических партий, союзов и массовых движений. Государство также представляет собой специфическое объединение людей – политический союз, и, следовательно, оно является формой институционализации общих интересов, а значит, и идеологии территориальной группы людей, сознающей свое единство. Созданная определенной группой людей организационная структура есть проявление решительности и готовности ее членов сообща добиваться реализации своих целей и устремлений. Такую развивающуюся на протяжении более или менее длительного исторического времени взаимосвязанную совокупность идей и основанное на ней политическое движение принято называть идейным или идейно-политическим течением. Появление в обществе групп людей, отличающихся каким-либо специфическим интересом, как правило, приводит к порождению нового – временного или устойчивого – идейного течения. В то же время с изменением социальной структуры общества или с разрешением определенных общественных проблем сходят с исторической сцены какие-то группы людей, являвшиеся носителями специфических интересов, и соответственно перестают существовать в виде организационных структур и действий социальных субъектов отдельные идейные течения, становясь лишь предметом научных исследований по истории политических идей и общественных движений.
Идеологию часто отождествляют с мировоззрением. Это действительно схожие явления, но не одинаковые. Их подобие проявляется главным образом в их значении – быть средством обеспечения ориентации человека в окружающей действительности.
Идеология и мировоззрение различаются по охвату существующей реальности. Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, на место в нем человека, общества и человечества, на отношение человека к миру и к самому себе; это – понимание людьми своего жизненного предназначения, своих идеалов, ценностных ориентации, нравственных установок, принципов деятельности. Идеология же связана исключительно с социальным бытием людей, она есть выражение понимания социальными группами своего места в существующей системе общественных отношений, осознания ими своих интересов, целей и путей их достижения. Если в мировоззрении находит выражение общий интеллектуальный настрой, «дух» эпохи, общества, то в идеологии дается оценка существующей социальной действительности исходя из ее соответствия или несоответствия интересам и устремлениям определенной группы или общности людей.
Идеология и мировоззрение различаются сущностными аспектами своего содержания. Идеология – форма мышления групп людей, поэтому одна и та же совокупность идей не может быть в сущности годной для всех социальных групп и общностей. В зависимости от субъекта различают, например, групповую, классовую, партийную, национальную (государственную) идеологию. Иначе говоря, идеология всегда носит корпоративный характер. Мировоззрение же по отношению к социальным субъектам имеет нейтральный, индифферентный характер. Это означает, что носителями одного и того же мировоззрения могут выступать и отдельные индивиды, и различные группы и общности, и даже человечество в целом. По своему содержанию мировоззрение любого социального субъекта может быть материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим, оптимистическим или пессимистическим и т. д.
В структуре мировоззрения гораздо большую роль, чем в структуре идеологии, играют знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности мировоззрения того или иного субъекта бывает разной, но во всех случаях оно тяготеет к усилению своей обоснованности. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат целям более выверенной ориентации субъекта – человека, группы или общности – в окружающей природной и социальной реальности. В содержании каждой идеологии также в той или иной мере присутствуют научные знания, но здесь они носят избирательный характер и используются с целью обслуживания интересов тех или иных групп людей. Идеологии, в сущности, есть особый тип верований, поскольку их постулаты принимаются носителями в качестве истинных без строгих доказательств.
В связи с изложенными особенностями мировоззрения и идеологии первое явление выступает предметом рассмотрения прежде всего в философии, второе – в политологии, хотя сами эти понятия используются как в одной, так и другой науке, а также во всех социально-гуманитарных дисциплинах.
Чтобы определить соотношение, которое существует между идеологией и политикой, необходимо хотя бы кратко выяснить суть политики как социального явления.
В современной науке под политикой принято понимать деятельность людей, связанную с реализацией ими своих индивидуальных, групповых и общих интересов, средством которой выступают институты государственной власти. Овладевая институтами власти или получая доступ к ним, люди стремятся использовать их для воздействия на социальную действительность с целью приспособления ее к своим интересам. В ходе такой деятельности люди вступают в отношения друг с другом, политические отношения, которые сопровождаются размежеванием и консолидацией людей в зависимости от их положения в обществе, а значит, и от их интересов. На основе общности интересов закономерно складываются группы людей, которые ставят перед собой определенные политические цели и действуют сообща по их достижению. Наряду с отдельными индивидами такие группы людей – социальные слои, классы, общности и их объединения – принято называть субъектами политических отношений или просто субъектами политики.
Политике предшествует мыслительная деятельность ее участников, в процессе которой субъекты политических отношений осознают свои интересы, определяют свое отношение к существующей действительности, формулируют и оправдывают свои цели и устремления и обосновывают пути и средства их достижения. В зависимости от характера своих представлений о желаемом общественном устройстве люди определяют свое политическое поведение. Это означает, что идеологии обуславливают политические действия людей или, иными словами, вызывают к жизни определенную политическую практику. В науке такое соотношение между идеологией и политикой принято выражать с помощью термина «детерминанта» (от лат. determino – определяю): идеология есть детерминанта политики [22]. Идеология и политика, таким образом, неразрывно связаны друг с другом: если идеология есть форма выражения интересов определенных групп людей, то политика есть деятельность этих групп людей, направленная на реализацию своих интересов посредством использования государственной власти.
Политика в то же время достаточно автономная сфера жизнедеятельности людей. Идеология в определенной степени схематизирует и упрощает существующую социальную действительность, она фиксирует лишь основные интересы и определяет общую направленность действий своих приверженцев. Но идеология не есть некая подробная инструкция, жестко предписывающая своим носителям порядок действий в той или иной конкретной ситуации. Кроме того, ни одна идеология, сколь бы детальной она не была, не в состоянии учесть всего многообразия существующей действительности и все возможные ее изменения, подчас изменения кардинального характера, с которыми должны считаться субъекты политических отношений. Поэтому участники политики в зависимости от развития социально-политической ситуации то и дело вынуждены выдвигать новые цели и задачи, а также искать пути и способы их реализации. Но и в этих случаях для обоснования принятых политических решений они апеллируют к базовым ценностям социальных субъектов, придают отдельным положениям их воззрений смысл, диктуемый сложившимися обстоятельствами. Таким образом, субъекты политических отношений обладают свободой, но эта их свобода ограничивается рамками базовых идей, ценностей и программных положений их идеологии.
При определенном стечении исторических обстоятельств необходимое взаимодействие идеологии и политики может выходить за допустимые пределы. Если это выражается в полном подчинении политики определенным идеологическим постулатам, то такой процесс принято назвать идеологизацией политики. Если идеология превращается в служанку правящей в стране группы людей, т. е. подчинена исключительно задачам оправдания и обоснования любых их действий, то такой процесс называется политизацией идеологии. Путь к предотвращению как идеологизации политики, так и политизации идеологии как своеобразных аномалий лежит через демократизацию общественной жизни, через осуществление политических отношений на основе принципа идейного плюрализма, что побуждает участников политики постоянно совершенствовать свои идеи и представления и приводить их в соответствие с тенденциями общественного развития.
В литературе можно обнаружить различное понимание политических или, если рассматривать шире, социальных утопий. Само слово «утопия» впервые употребил английский гуманист и государственный деятель Томас Мор (1478–1535) в своей книге «Утопия». Корень этого слова «топия» (от греч. topos) означает место; приставка «у», как полагают специалисты, может происходить от греческого ей — благо либо ou — нет. В первом случае получается слово «эвтопия» (хорошее место), во втором – «утопия» (место, которого нет). Скорее всего, название книги Мора обозначает и то и другое. Но для нас важно другое: Т. Мор положил начало литературной и научной традиции называть утопией несуществующее общественное устройство, а также социальные идеи и проекты, осуществление которых невозможно.
Английский государственный деятель, мыслитель и писатель-гуманист. Всемирную известность Т. Мору принесло сочинение под названием «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). По своей форме книга представляет рассказ бывалого моряка и вместе с тем философа его другу и автору книги о порядках в государстве, увиденном им на острове Утопия. В этом совершенно новом, небывалом и идеальном обществе нет частной (и даже личной) собственности, все принадлежит всем, все его жители трудятся (причем не более 6 часов в день), паразитов нет, нет власти денег и денег вообще, а из золота и серебра утопийцы «делают ночные горшки и всю подобную посуду для самых грязных надобностей». Произведение положило начало жанру утопической литературы, в которой повествуется о несуществующих странах и обществах. Со временем словом «утопия» стали называть неосуществимые в принципе или в данных исторических условиях социально-политические проекты.
Отметим, что относительно недавно – вплоть до начала XX в. – словом «утопия» было принято называть любые представления о лучшем общественном устройстве, независимо от того, каковы возможности их осуществления в данный или в какой-то будущий момент времени. В этом смысле слова утопией будет любая система представлений, в основе которой лежит неприятие существующего социально-политического устройства и противопоставление ему другой общественной модели, полностью свободной от каких бы то ни было недостатков. При таком подходе под понятие «утопии» можно подвести любые идеи, любые представления, выходящие за пределы существующего общественного бытия. Вряд ли при данной трактовке можно найти хоть одного человека, жившего когда-либо в прошлом или живущего ныне, который бы не был утопистом.
Существенный вклад в исследование феномена утопии внес К. Манхейм. Понятие утопии он считал однопорядковым и соотносимым с понятием идеологии, хотя и не тождественным ему. Именно поэтому оба эти термина вынесены им в название своей книги. С его точки зрения, любая идеология представляет собой взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус-кво, и потому она по своей сути есть апология существующего общественного порядка. Идейным воззрениям господствующего класса противостоят столь же необъективные и пристрастные взгляды оппозиционных обездоленных социальных слоев, суть содержания которых есть обоснование необходимости уничтожения существующего и установления нового общественного порядка. Однако, по его же замечанию, провести различие между идеологией и утопией в каждом конкретном случае невероятно трудно.
Предложенная Манхеймом трактовка соотношения идеологии и утопии не получила широкой поддержки среди исследователей. Ныне общепринятым является понимание идеологии как формы выражения интересов и устремлений определенных групп людей вне зависимости от того, находятся ли эти группы в господствующем или подчиненном положении. Вопреки суждениям Манхейма, роль идеологии не сводится только к защите существующей социальной действительности и, следовательно, идеология не есть орудие в руках лишь господствующих социальных сил. Идеология выступает и как инструмент тех групп людей, которые не обладают политической властью и относятся критически к существующей социально-политической действительности. В содержании любой идеологии можно обнаружить элементы как объективно истинной, так и субъективно оценочной интерпретации действительности, как реалистического, так и иллюзорного видения наличного и будущего состояния общества. И поэтому степень практической реализуемости любой идеологии всегда остается дискуссионной.
Что касается утопий, то ныне под таковыми принято понимать неосуществимые проекты общественных преобразований независимо от того, какие социальные субъекты их выдвигают или поддерживают. При этом принято различать абсолютные и относительные утопии. К абсолютным утопиям относят такие социальные проекты, которые неосуществимы в принципе; к относительным — те проекты, которые не могут быть реализованы в данный исторический момент в рамках существующих социально политических условий, однако в иных условиях могли бы осуществиться.
Разумеется, в каждом конкретном случае трудно бывает различить абсолютную и относительную утопию, поскольку как та, так и другая не могут быть реализованы в настоящее время. В конечном счете ответ дает только само политическое действие, только его результаты. В политике нередки случаи, когда, казалось бы, самые реалистичные цели оказывались недостижимыми. Но и многие политические проекты, воспринимавшиеся поначалу как утопии, получили свою практическую реализацию. Поэтому, как писал французский поэт, дипломат и публициста. Ламартин (1790–1869), «утопии – часто не что иное, как преждевременные истины» [23]. Определение цели политической деятельности, таким образом, является сложной научной задачей и в то же время – искусством.
Напомним, что понятие «идеология» в приведенном выше значении и понятие «политическая идеология» в сущности своей тождественны; в научной литературе и учебниках по политологии они употребляются как взаимозаменяемые. Иными словами, политическая идеология не является особым видом идеологии. Прилагательным «политическая» лишь подчеркивается тот факт, что идеология есть социально-духовный феномен, который проявляется прежде всего и главным образом в сфере политических отношений. «Неполитических» идеологий не может быть в принципе. Каждая идеология в той или иной форме содержит оценку существующего социально-политического порядка, оправдывает имеющееся или предполагаемое общественное устройство и обосновывает пути достижения целей субъекта с помощью политических средств. Если социальный субъект начинает действовать как участник политического процесса, то это означает, что преимущественным предметом его мыслительных усилий и практических устремлений становятся те социальные институты, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Отражению этой стороны, присущей любой идеологической конструкции, и служит прилагательное «политическая».
Следует добавить, что слово «политическая» вместе с термином «идеология» чаще всего употребляется в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть, что та или иная совокупность идей более других целостна, конкретизирована и систематизирована. Политической обычно называют идеологию, которая четче формулирует лежащие в ее основе базовые принципы, дает ясную оценку существующему общественно-политическому строю, более определенно ориентирует своих носителей на практическое политическое действие, настаивает на их активном участии в каких-либо политических объединениях, содержит конкретную политическую программу и стратегию действий по ее реализации. Именно поэтому известный американский политолог Карл Фридрих (1901–1984) политической идеологией называет «системы идей, связанные с действием» [24].
С учетом изложенных замечаний можно дать следующее определение политической идеологии, которое будет одновременно и более конкретизированной дефиницией понятия идеологии. Политическая идеология – относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, ценностей, принципов и представлений, посредством которых определенные группы и общности людей осознают себя, оценивают существующую социально-политическую действительность, выражают свои потребности и интересы, формулируют и оправдывают свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью организованных политических действий. Говоря кратко, политическая идеология представляет собой систему идей, ценностей и представлений, оправдывающую притязания социального субъекта на власть и ее использование с целью реализации своих интересов.
Необходимо обратить особое внимание на такую специфику политической идеологии, как предельно жесткая функциональная зависимость составляющей ее содержание системы идей, ценностей и представлений от политических интересов носителя данной идеологии. Политические интересы есть социальные блага, доступ к которым может быть обеспечен в результате решений органов государственной власти. Иными словами, политическая идеология представляет собой упорядоченную систему представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимых ее изменениях с точки зрения группы, класса или общности, интересы и действия которых данная идеология обслуживает.
Обратим также внимание на специфику тех идей и понятий, посредством которых выражается содержание политической идеологии. Само собой, в политической идеологии используются понятия, теории, концепции и доктрины, разрабатываемые в различных областях социально-гуманитарного, главным образом политического, знания. Тем не менее, политические теории и политические идеологии при всем их внешнем сходстве – далеко не тождественные явления. Политические теории выступают как результат познавательной деятельности, в которых даются более или менее обоснованные представления о существующей социально-политической действительности. Политические же идеологии есть не что иное, как набор заимствованных у политической науки понятий и положений, приспособленных для обоснования политических стремлений и действий социальных субъектов. В дальнейшем изложении курса мы также будем пользоваться понятиями «идеология» и «политическая идеология», несмотря на отмеченную специфику второго, как понятиями равнозначными и взаимозаменяемыми.
Ортодоксальным марксизмом в качестве субъектов формирования и носителей идеологий рассматривались только классы, т. е. большие группы людей, различающиеся по занимаемому ими положению в системе общественного производства, по способам получения и объемам социальных благ, которыми они располагают. Данный подход активно отстаивал В.И. Ленин, который считал, что «в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии». Он даже особо подчеркивал, что в современном ему обществе вопрос стоит только так: «буржуазная или социалистическая идеология; середины тут нет, так как человечество не выработало никакой третьей идеологии» [25]. При таком подходе из числа субъектов формирования и носителей собственной системы идей, ценностей и представлений исключались другие группы людей, что не соответствовало сути идеологии как социально-политического феномена.
В предложенном К. Манхеймом понимании идеологии предельно широко решается вопрос о субъектах ее формирования и ее носителях. Собственные представления о существующей действительности и о ее должном состоянии формируют не только противостоящие друг другу классы, но и все без исключения социальные субъекты – от отдельных индивидов до групп и объединений людей самого различного характера и различной численности. Безусловно, субъектами формирования и, соответственно, носителями идеологий прежде всего выступают группы людей, которые сознают свое одинаковое или схожее в том или ином отношении положение в существующей действительности и общность своих интересов и устремлений. Численность таких групп может составлять от нескольких человек до десятков, сотен, тысяч, миллионов и миллиардов человек.
Каждый отдельный индивид, являясь субъектом социально-политических отношений, также формирует собственное понимание происходящего вокруг него и собственное отношение к нему. Однако, как было показано, воззрения отдельного человека, при всей специфике его индивидуального видения и понимания социальных явлений, одновременно выступают и как проявления группового сознания. Идеология, по определению, есть результат мышления групп людей. Стало быть, отдельные индивиды, безусловно, могут являться в той или иной мере участниками процесса формирования идеологий. Тем не менее, говорить о собственной идеологии отдельной личности – «индивидуальной идеологии» – было бы отступлением от общепринятого понимания сути идеологии. Индивид, как отмечал Манхейм, говорит языком своей группы и мыслит в формах мышления своей группы. И потому рассмотрение воззрений отдельных индивидов имеет смысл разве что применительно к политическим лидерам или известным общественным деятелям, являющимся выразителями интересов определенных групп или общностей людей, о чем и идет речь в составленных исследователями биографиях таких личностей.