Глава 1. Методологические основы развития современной системы государственного управления

1.1. Государственное управление как системное общественное явление

Термин «государственное управление» широко задействован в законодательстве и научной литературе. В Конституции РФ данный термин заменен понятием «исполнительная власть», и это вызвало неоднозначное понимание содержания понятия «государственное управление».

В связи с этим имеют место варианты его понимания:

♦ как конкретного вида деятельности по реализации единой государственной власти, имеющей исполнительно-распорядительный характер;

♦ как деятельности государства по организации государственных органов, их связей и функционирования;

♦ как системы политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемых государственным аппаратом для организации общественной деятельности.

Однако в указанных определениях государственного управления отсутствует важнейшая исходная позиция: речь идет о социальном управляющем воздействии.

Управляющее воздействие предполагает наличие нескольких определяющих признаков: сознательного начала, момента непременной связи управления с человеком, а также специфики такого воздействия, которая состоит в целеполагающих, организующих и регулирующих свойствах.

Государственное управление – это организующе-регулирующее воздействие государства на деятельность и отношения людей, а также общественные процессы, целенаправленно осуществляемое государством через систему его органов и должностных лиц. Государственное управление представляет собой особый подвид социального управления, однако обладает рядом свойств, которые позволяют видеть в нем особое, уникальное явление:

♦ в качестве субъекта организующих и регулирующих воздействий выступает государство, которое действует целенаправленно;

♦ конкретные особенности государственного управления в данных исторических обстоятельствах определяются конституционными принципами государства;

♦ опорой для государственного управления служат властные полномочия;

♦ государственное управление является способом реализации государственной власти, которая охватывает все общество, а это значит, что характер и объем охватываемых управлением общественных явлений формируют специфическую черту государственного управления;

♦ совокупность средств и методов государственного воздействия включает не только правовые, политические, экономические механизмы, но и принуждение, осуществляемое посредством правоохранительных органов.

Следовательно, государственное управление – это сознательное воздействие государственных институтов на деятельность общества, его отдельных групп, в которых реализуются общественные потребности, интересы и обозначенные цели.

Государственно-административное управление представляет собой вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном, субъектов Федерации, местном. Государственно-административное управление, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется следующими признаками:

♦ непрерывным и оперативным характером деятельности;

♦ осуществлением специализированных функций, требующих единообразной технологии;

♦ установлением юридическо-функциональных режимов;

♦ применением мер административной ответственности;

♦ иерархически построенным аппаратом управления;

♦ профессиональным кадровым составом;

♦ административным усмотрением.

Государственное администрирование – практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений с использованием совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты в соответствии с принципом административной ответственности за выполнение решений.

Государственное управление как разновидность социального управления предполагает целенаправленное воздействие на различные сферы общества. Рассматривая государство как особый механизм управления делами общества, ученые развивали теорию публичного управления.

Публичное управление – воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы, отношения) в соответствии с возложенными на него общественно значимыми функциями и полномочиями.

В одном ряду с понятием публичного управления стоят такие понятия, как:

публичная власть – власть, созданная народом во благо народа;

публичное право – система норм, регулирующих процессы, отношения в обществе;

публичная служба – институт, созданный для осуществления общественно значимых (публичных) дел, и собственно процесс служения народу.

Таким образом, можно сказать, что публичное управление – это управление обществом вместе с обществом.

Из общего курса менеджмента хорошо известно, что под организацией как особой деятельностью понимается распределение и объединение усилий по достижению определенной цели или осуществлению стратегии, а под менеджментом – реализация стратегии путем рационального использования человеческих ресурсов и материалов в ходе достижения обозначенной цели. Организация и менеджмент присущи всем уровням, областям и видам деятельности – от личных дел до международной деятельности. Любой процесс управления, как известно, заключается в организационной деятельности, направленной на эффективное использование ресурсов для достижения поставленных целей. Государственное управление, так же как и менеджмент в частном секторе, имеет свои цели и ресурсы.

Можно выделить следующие цели государственного управления:

1) удовлетворение необходимых потребностей граждан, выходящих за рамки возможностей рынка (так называемые «общественные блага»);

2) справедливое распределение доходов и гарантия основных социальных прав;

3) поддержание общественного порядка.

Термин «public administration» (государственное управление) на Западе начали широко употреблять уже в начале XX в., а в настоящее время он в основном используется как обозначение профессиональной деятельности государственных чиновников в органах государственной власти и аппарате управления, направленной на осуществление решений правительства. Данной проблемой занимались в США, в том числе на уровне президентов. Так, президент Вудро Вильсон, которого считают основоположником американской науки государственного управления, обосновал возможность сочетания демократического правительства (выборной политической власти) и эффективного публичного управления в духе менеджмента Ф. Тейлора. Целью тейлоризма, как известно, было закрепление принципов рационального и экономного управления.

В условиях усложнения отношений между государственными, коммерческими, неправительственными организациями прежних подходов к формированию и осуществлению государственной политики стало недостаточно. Все чаще для обозначения современных задач государственного управления употребляется термин «public management» (государственный менеджмент), акцентирующий необходимость использования современных технологий управления и опоры на возросшие рыночные отношения, роль которых в государственном секторе постоянно возрастает.

Государственный менеджмент как новая трактовка государственного управления возник в 1970-е гг. вместе с развитием школы государственной политики. Из опыта бизнес-школ он заимствовал метод ситуационного анализа (case studies) как основного в исследовании управленческих процессов и обучении менеджменту.

В результате государственным менеджментом стали называть систему современных подходов к управленческой деятельности государства, ориентированную на результаты, а не на процедуры, использующую новейшие управленческие технологии, которые доказали свою эффективность, с учетом специфических задач правительства как гаранта социальных прав и общественного порядка. Пересмотр существующих средств и методов в этом ключе стал основной задачей в государственной политике, а его результаты нашли отражение в концепции «нового государственного управления», предполагающей следующие изменения в системе государственного менеджмента:

♦ ориентация на клиента, включая расширение зоны ответственности госучреждений за счет новых сфер потребностей граждан, не входивших ранее в зону ответственности государства;

♦ рыночная оценка деятельности госструктур, допускающая конкуренцию государственных и частных организаций в плане наиболее эффективного выполнения функций, ранее бывших исключительно государственными;

♦ приватизация многих направлений деятельности государственных агентств и пр.

Сегодня в нашей стране идет дискуссия и предпринимаются попытки ввести новые модели управления на государственном и муниципальном уровнях: государственный менеджмент и муниципальный менеджмент. К настоящему моменту сложились разные точки зрения на суть менеджмента в государственном управлении. Так, профессор В.Е. Чиркин считает, что менеджмент может включать администрирование, но отнюдь не сводится к нему. Слово «менеджмент» имеет в своей основе латинский корень слова «манус» (рука), а поэтому созвучно с русским существительным «руководство». Приемы менеджмента используются в разных сферах управленческой деятельности (для руководства предприятием, учреждением, общественным объединением и т. д.). Менеджмент в государственном управлении и местном самоуправлении (ниже для краткости мы будем говорить о государственном и муниципальном менеджменте) имеет свои особенности, вытекающие прежде всего из того факта, что менеджер (субъект управления, которым в редких случаях может быть государственный или муниципальный орган, но чаще оказывается отдельное должностное лицо) обладает полномочиями, производными от публичной власти. Хотя в государственном управлении и местном самоуправлении эта власть неодинакова, она всегда является важнейшим ресурсом менеджмента, действующим в том числе и психологически.

В отличие от публичного администрирования, которое может распространяться на страну в целом, определенный регион и другие территории, государственный и муниципальный менеджмент имеет более узкую сферу воздействия и более конкретный характер.

Обычная сфера менеджмента – сравнительно небольшой коллектив, хотя это может быть и предприятие с тысячами рабочих, и область с миллионным населением.

Профессор Н.И. Глазунова считает, что государственное управление и государственный менеджмент – это не синонимы[2].

Если инструкция (установление) учреждена государством (сверху) в установленном конституционно-правовом (юридическом) порядке в целях осуществления функций государства, а ее определяющим субъектом являются государство, его органы, структуры и должностные лица, то речь идет о государственном управлении.

Если инструкция утверждена самим обществом (снизу) на основе прямого волеизъявления населения, в установленном конституционно-правовом порядке в целях самоорганизации, саморегулирования общественных процессов и отношений, самостоятельного решения местных дел, а ее определяющим субъектом являются органы местного самоуправления, то речь идет о муниципальном самоуправлении либо общественном управлении.

Если инструкция (установление) учреждена частным образом в целях частного предпринимательства и хозяйственной деятельности, образована в установленном юридическом порядке, т. е. ее определяющий субъект – собственник, хозяин дела, предприниматель, то речь идет о менеджменте.

Н.И. Глазунова объясняет свою методологическую позицию о несовпадении государственного управления и государственного менеджмента так: несовпадение определяется, прежде всего, установочными (целевыми) приоритетами. Менеджмент как составляющая рыночной экономики ориентирован на прибыль, рентабельность, выгоду. Государственное управление ориентировано на реализацию общенациональных, социальных интересов, потребностей, прав – здесь не существует прямой связи между коммерческим успехом и качеством предоставляемых обществу услуг[3].

Менеджмент основан на частных инвестициях, индивидуальных вкладах и на продаже услуг, а государственное управление – на бюджетном распределении национальных доходов и средств и на налогообложении.

В России происходит постепенный переход от традиционной административной модели управления, в которой центральным элементом было следование инструкциям, к новой модели менеджмента, где основным системообразующим элементом становится ориентация на достижение результата. При этом, правда, оказывается необходимым сочетать позитивный зарубежный опыт и отечественную специфику.

Г.Л. Купряшин впервые в нашей стране представил менеджмент как современную модель модернизации государственного управления, ориентированную на усиление стратегического планирования, повышение эффективности и качества государственной деятельности[4]. В современных демократических государствах на протяжении последних десятилетий идет административная реформа, целью которой является трансформация философии и культуры государственного управления в соответствии с культурой бизнеса. Речь идет о внедрении в госсектор духа предприимчивости, инициативы, заботы о клиенте в противовес старой бюрократической культуре управления.

1.2. Методологические подходы к изучению системы государственного управления

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Человек, его права и свободы объявляются высшей ценностью (ст. 2). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Демократический характер Российского государства закрепляется в ст. 3 Конституции РФ. Однако данные конституционные утверждения следует принимать не как свидетельства реальности, а как стратегическую программу развития России. Ключевое значение для реализации данной программы имеет вопрос о роли и эффективности государственного управления.

Те перемены, которые произошли в последние десятилетия в стране, в первую очередь коснулись государственного управления. Без налаженного процесса совершенствования государственного управления невозможно не только реализовать стратегическую программу развития России, но и обеспечить целостность, суверенитет, безопасность, упорядоченность государства. Последнее должно эффективно управлять общественными делами (политикой, программами, проектами), предоставлять общественные блага для населения, содействуя социальному и экономическому развитию, обеспечивать условия для большего равенства в распределении благ на основе принципа социальной справедливости.

Современная теория и практика государственного управления вобрали в себя идеи великих древних мыслителей Платона и Аристотеля, а также философов эпохи Возрождения и Нового времени (итальянского дипломата и мыслителя Н. Макиавелли, английского педагога и философа Дж. Локка, французов Ш. Монтескьё и Ж.-Ж. Руссо, основоположника американской демократии Т. Джефферсона, немецких философов И. Канта, Г. Гегеля, экономистов и философов К. Маркса и М. Вебера), а также ученых ХХ в. (например, итальянского экономиста и социолога В. Парето, одного из создателей популярной сегодня теории элит).

Выдающийся вклад в развитие теории эффективного и справедливого государственного управления внесли российские политические теоретики и государственные деятели Б.Н. Чичерин, Н.И. Лазаревский, А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, П.А. Столыпин, С.Ю. Витте и др.

В настоящее время существует довольно обширная научная и методологическая литература по различным аспектам государственного управления и государственной политики. Как правило, основное внимание в этих работах уделяется изучению таких актуальных вопросов, как:

♦ процесс разработки и осуществления государственной политики;

♦ содержание, анализ и оценка политики в определенных областях;

♦ результаты и последствия реализации государственной политики.

Государственное управление – сложнейший феномен. Образующие его подсистемы представляют собой самостоятельные сложные целостности (элементы), поэтому правильно избранные принципы и методы при анализе системы государственного управления обеспечивают обоснованные теоретические выводы, которые используются в общественной практике.

В основе методологии исследования механизма государственного управления лежат следующие научные подходы: системный, институциональный, функционально-структурный, элитологический, культурологический.

Системный подход – это исследование объекта как системы. Система – это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, причем как целостность он приобретает новые свойства, не содержащиеся в образующих ее элементах. Системный подход к изучению госуправления позволяет представить его в виде совокупности нескольких сложных социальных подсистем, которые условно можно назвать как:

♦ система управляющая – государство как субъект управления;

♦ система управляемая – общество (объект);

♦ система взаимодействия – различные институты государства и общества.

Институциональный подход. Институционализм – это направление экономической и социально-политической теории первой половины ХХ в. При институциональном подходе предметом изучения избирается совокупность институтов, учреждений, участвующих в разработке и осуществлении управленческих решений: госорганов различных уровней, институтов политического опосредования (партий и движений, групп интересов, социальных институтов и др.).

Функционально-структурный подход предполагает концентрацию внимания на выявлении функций исследуемого объекта, их классификации, дифференциации структурных подразделений, организационных ресурсов госорганов и всей системы управления в целом. С точки зрения функционального подхода государство представляет собой совокупность функциональных сфер, обеспечивающих целостность и воспроизводство общества в целом.

Элитологический подход основан на актуализации вопроса о том, кто (какие люди) составляет элиту, осуществляет власть над экономическими ресурсами, управляет страной, доминирует в правотворческой и правоприменительной политике. Изучаются отдельные группы государственных деятелей, партийных функционеров, чиновников и т. д.

Культурологический подход предполагает анализ процесса принятия и осуществления государственно-управленческих решений под углом зрения политической и профессиональной культуры. Исследуются нравственные ценности, принципы, убеждения, нормы морали, поведения государственного служащего, т. е. то, что составляет его этический кодекс.

Каждый из указанных подходов может быть избран при проведении научно-исследовательской работы. В данном пособии в основе методологии исследования механизма государственного управления лежат системный и институциональный подходы, функционально-структурный анализ, что позволяет выявить набор функций, которые государственный орган правомочен осуществлять, установить, какие структурные подразделения реализуют эти функции, насколько эффективна их деятельность и т. д.

Конкретные методы исследования избираются в зависимости от его цели и задач. В исследованиях государственного управления к числу основных следует отнести методы моделирования, историко-логического анализа, причинного анализа, который употребляется для выявления цепочки причинно-следственной связи, и др.

Использование данных методов в исследовании государственного управления позволяет рассматривать его в широком социально-политическом смысле как тип социального управления в сфере государственной жизни общества, как деятельность государства по осуществлению его властной и других функций всеми органами, институтами всех ветвей власти.

Таким образом, в соответствии со сложившимся пониманием государственное управление – категория многоплановая, имеющая социальные, социально-политические и политико-правовые аспекты.

В современной юридической литературе имеется более узкое понимание государственного управления, определяемого только как форма осуществления функций государства, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Такой подход аргументируется тем, что понятие «государственное управление» не содержится в Конституции РФ в силу изменения задач и функций современного типа устройства государства, отказавшегося от тотального управления обществом. Как уже было выше отмечено, оно заменено понятием «исполнительная власть». Вместе с тем ученые-юристы справедливо подчеркивают, что государственное управление – реальность, без которой не может работать государственный властный механизм.

1.3. Государственное управление как система

Государственное управление функционирует не в виде отдельных элементов, а как единая взаимосвязь их образований, т. е. системно.

В государственном управлении задействовано множество государственных органов и общественных структур, большое количество должностных лиц и иных служащих. В нем используются финансовые, интеллектуальные и информационные ресурсы.

Государственное управление – сложный феномен. Образующие его элементы выступают как организованная целостность, определяемая как система государственного управления.

Древнегреческое по происхождению слово «система» обозначает целое, составленное из частей; совокупность взаимосвязанных элементов. Система состоит из элементов, компонентов, подсистем и образуется не благодаря суммированию элементов, а благодаря тому, что в результате их объединения возникает новое качество. Ни одна система не является стабильной и неизменной. Системам присущи внутренние противоречия, они переживают периоды зарождения, становления, старения, изнашивания и гибели. Каждая система выполняет свои функции, структурно оформлена. Системе присущи целеполагание, структурность, функциональность, целостность как результат взаимосвязи ее элементов.

Таким образом, система – определенное множество взаимосвязанных элементов, образующее единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями.

Государственное управление относится к разряду социальных систем. Системный подход помогает представить государственное управление как функционирование различных социальных систем, где государство выступает как определяющий субъект управления, общество – как управляемый объект, а различные институты государства и общества и связи между ними (прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные и пр.) – как система взаимодействия (рис. 1.1).

Система государственного управления является составной частью социального управления, формируется и функционирует целерационально на базе тех или иных принципов и ценностей, которые могут быть монархическими, либерально-демократическими, социалистическими, религиозными и др. Идейно-ценностная база политической системы данного общества определяет духовное основание системы государственного управления, а тип политической системы и государства как ее ядра определяет характер государственного управления. Фундамент системы государственного управления формируется политическими и правовыми нормами.

Система государственного управления, где существуют не только прямые, но и обратные связи, а механизм принятия решений открыт для общества, ориентирован на согласование интересов, удовлетворение требований людей, характеризуется как демократическая.


Рис. 1.1. Системные характеристики государственного управления


Система государственного управления с преобладанием прямых связей, блокированием обратных, скрытым от общественности механизмом принятия решений называется авторитарной.

Система государственного управления, отдалившаяся от общества, использующая прямые связи (сверху вниз), ставящая приоритетом только государственный интерес, а не потребности и ожидания людей, определяется как тоталитарная (командно-административная).

Структуру системы государственного управления (рис. 1.2) можно представить в виде взаимосвязанных сущностных элементов, т. е. шести подсистем:

♦ институциональной;

♦ нормативно-правовой;

♦ функционально-структурной;

♦ коммуникативной;

♦ профессионально-кадровой;

♦ профессионально-культурной (рис 1.2).

В порядке приоритетности дадим краткую характеристику подсистем.

Институциональная подсистема – важнейший элемент системы госуправления, без которого невозможно оказывать управляющее воздействие субъекта на объект.

К институтам государственной политической власти федерального уровня, создаваемым на основе Конституции РФ, относятся институт Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ), институт прокуратуры РФ.

Институты государственной политической власти регионального уровня, создаваемые на основе конституций и уставов субъектов Российской Федерации, – это представительные законодательные органы субъектов РФ и администрация субъектов РФ: президенты, мэры, губернаторы.

Институты местной политической власти, создаваемые на основе конституций и уставов субъектов РФ, – это представительные органы (собрания районных уполномоченных) и органы управления муниципального образования (муниципального самоуправления).


Рис. 1.2. Структура системы государственного управления


Органы государственного административного управления создаются на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др.

Нормативно-правовая подсистема определяется как фундаментальная основа, на которой строится система государственного управления. Без нормативно-правовой базы госуправление функционировать не может. Нормативно-правовой компонент госуправления – это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются совокупность норм и методов, регулирующих организацию и порядок деятельности госорганов власти и управления, а также совокупность норм и методов правового воздействия государственных органов на общественную среду.

Центральное место в деятельности государства, его органов занимает выполнение задач и функций по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и правонарушениями. Об этих задачах, функциях государственного управления говорится, прежде всего, в конституционном, административном праве и других областях права.

Коммуникативная подсистема – важнейшая и сложнейшая, относительно самостоятельная система, которая представляет собой совокупность информационных потоков, связей и взаимоотношений в системе государственного управления. Оптимальное коммуникативное взаимодействие и информационное обеспечение – необходимые факторы эффективного госуправления. Исследованием управленческих отношений занимаются многие смежные обществоведческие науки: менеджмент, теория организации, информационное обеспечение управления и др.

Функционально-структурная подсистема – совокупность управленческих функций, различающихся по предмету, содержанию, способу, объему воздействия, их размещению по вертикали и горизонтали управления. Каждый госорган выполняет определенную часть задач (целей) государства. Производными от этих задач являются функции органов госуправления. Таким образом, цели (задачи) организации обусловливают функции, а функции определяют структуру органа.

Функционально-структурный анализ позволяет выявить набор функций, которые государственный орган правомочен осуществлять, установить, какие структурные подразделения и насколько эффективно реализуют эти функции и т. д.

Обусловленность структуры функциями определяет целесообразность названия изучаемой подсистемы госуправления как функционально-структурной.

Профессионально-кадровая подсистема – это система кадрового обеспечения государственной службы (ведения государственных дел в органах всех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной) профессионально подготовленными государственными служащими. Государственная служба как публично-правовой институт, непосредственная деятельность аппарата госуправления, нормативно закрепленные обязанности должностных лиц (госслужащих) – все это составляет содержание данной подсистемы.

Профессионально-культурная подсистема – это система профессионально-управленческой культуры:

♦ на общенациональном уровне государственной службы;

♦ на уровне госучреждения с его стилем работы;

♦ на уровне личности госслужащего, культура которого определяется совокупностью профессиональных качеств, т. е. профессионализма и образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм.

Культура управления как важная составляющая системы госуправления во многом определяет ее целостность, зрелость. Это – субъективный фактор управления, от которого зависит способность госслужащих адекватно реагировать на происходящие изменения в социально-экономической и культурной сферах и при этом обеспечивать устойчивость в управлении.

Вопросы и задания для самоконтроля и более глубокого изучения

1. Охарактеризуйте базовые и ключевые понятия системы государственного управления.

2. Что такое «управляющее воздействие» и какие трактовки этого понятия встречаются в научной литературе?

3. Каково соотношение и содержание понятий «государственное управление», «государственно-административное управление», «муниципальное управление», «менеджмент»?

4. «Государственное управление» и «государственный менеджмент» – это синонимы?

5. Какое из двух понятий – «государственная власть» и «государственное управление» – является более широким по значению и почему?

6. Проанализируйте и объясните цитату Сократа: «Ни один человек не занимается ремеслом, которому он не учился хотя бы немного; однако каждый считает себя достаточно квалифицированным для занятия самым трудным из всех ремесел – управлением государством».

7. Аргументируйте положение, что публичное управление – это управление обществом вместе с обществом.

8. Что такое «система» как понятие?

9. Каковы общие сущностные характеристики системы?

10. Что вы вкладываете в понятие «система государственного управления»?

11. Охарактеризуйте видовые признаки социальной системы.

12. В чем специфика системы государственного управления в ряду социальных систем?

13. Что такое субъект и объект государственного управления?

14. Что такое структура системы государственного управления?

15. Какие подсистемы входят в структуру государственного управления? Охарактеризуйте подсистемы в порядке приоритетности.

Темы для докладов и рефератов

1. Государственное управление как наука и искусство.

2. Связь теории государственного управления с другими общественными науками.

3. Современные направления и подходы к изучению государственного управления.

4. Классификация методов управления государством.

5. Методы исследования в теории государственного управления – общенаучные методы исследования.

6. Система как общеродовое понятие. Общие сущностные характеристики системы.

7. Специфика системы государственного управления. Субъектно-объектные отношения в государственном управлении.

8. Структура системы государственного управления и ее подсистемы: институциональная, нормативно-правовая, функционально-структурная, коммуникативная, профессионально-кадровая и профессионально-культурная.

9. Государство как субъект управления общественными процессами.

10. Государственное управление как система.

11. Устойчивость и динамизм системы государственного управления.

12. Анализ подсистем в структуре системы государственного управления.

Загрузка...