Глава 2. Синдром преждевременного старения и его виды


Наличие синдрома преждевременного старения имеет для специалистов эстетической и антивозрастной медицины большое практическое значение. Синдром преждевременного старения развивается у 79,2% населения нашей страны.


Синдром преждевременного старения представляет собой негативное несоответствие биологического и хронологического возраста. Для него характерны следующие признаки:

• фенотип преждевременного старения – внешние признаки, включающие сухую морщинистую кожу, многочисленные очаги гиперпигментации и др.;

наличие трех-четырех хронических заболеваний, например артериальной гипертензии, ожирения и сахарного диабета 2-го типа;


присоединение патологии, которая в большей степени характерна для людей старших возрастных групп (венозная тромбоэмболия, онкологические заболевания, остеопороз, постгипоксическая энцефалопатия, деменция);

возраст старше 40 лет.

Классификация видов преждевременного старения

Классификация, предложенная проф. К. И. Прощаевым и проф. А. Н. Ильницким, может быть легко интегрирована в практику врачей-косметологов, специализирующихся на оказании медицинской помощи пациентам с возрастными изменениями. По их данным, в основе процессов преждевременного старения лежат не только патологические процессы в виде оксидативного стресса, цитокинового дисбаланса, но и молекулярная иммобилизация, из-за которой уменьшается интенсивность саногенетических процессов.

Саногенез (от «sanitas» – «здоровье» и «genesis» – «происхождение») – механизм выздоровления, который включается одновременно с началом заболевания. Именно саногенетическая недостаточность при молекулярной иммобилизации служит главным фактором патогенеза возрастассоциированных патологических реакций. Снижение саногенеза, как правило, связано с абсолютной или относительной недостаточностью прорезилиентов.

Прорезилиенты – вещества, которые содержатся в природе и при поступлении в организм отвечают за реализацию саногенетической реакции. При дефиците тех или иных прорезилиентов в той или иной системе человеческого организма формируется саногенетическая недостаточность и, соответственно, развивается тот или иной вариант преждевременного старения [1].


Согласно классификации, разработанной А. Н. Ильницким и К. И. Прощаевым, существуют следующие виды преждевременного старения:

кардиальный – при дефиците аргинина и цитруллина;

церебральный – при дефиците нейропротекторов;

остеодинапенический – при дефиците бета-аланина;

менопаузальный – при дефиците аргинина и бета-аланина;

андропаузальный – при дефиците аргинина, бета-аланина и нейропротекторов;

митохондриальный (гепатокардиальный) – при дефиците органической серы и антиоксидантов (янтарной кислоты); ассоциирован с метаболическим синдромом;

иммунный – при дефиците цинка, цитруллина и меди;

смешанный – сочетание нескольких предыдущих вариантов (старение кожи характерно именно для этого варианта преждевременного старения).


Врач-косметолог и врачи интегральной, профилактической и антивозрастной медицины, тщательно собирая анамнез, легко могут определить каждый из видов преждевременного старения.

Кардиальный вариант определяют по наличию в анамнезе проблем и заболеваний со стороны сердечно-сосудистой системы (артериальной гипертензии, липидемии, атеросклеротических изменений).

Церебральный вариант – по уровню когнитивных нарушений и нарушению циркадных ритмов.

Остеодинапенический вариант – по наличию нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата и снижению силы и объема мышц.

Митохондриальный вариант – по наличию симптомов метаболического синдрома.

Иммунный вариант характеризуется частыми респираторными заболеваниями (более одного раза в течение двух месяцев) и более высокой частотой дерматологических заболеваний и рисками аллергических реакций при приеме лекарственных препаратов и БАДов, а также при проведении косметологических процедур.

Менопаузальный вариант ассоциирован с развитием климакса с патологическими клиническими проявлениями.

Андропаузальный вариант ассоциирован с развитием возрастного андрогенного дефицита.

Смешанный вариант СПС объединяет в себе различные варианты, описанные выше.

Выявленные и описанные восемь вариантов преждевременного старения достоверно ассоциированы с дефицитом жизненно важных биологически активных веществ и проявляются различными морфотипами старения у женщин и мужчин [2, 3].

Связь морфотипов старения кожи лица с синдромом преждевременного старения

Совместная работа с другими врачами-исследователями над этой темой под руководством профессоров А. Н. Ильницкого и К. И. Прощаева показала, что при отсутствии синдрома преждевременного старения возрастные изменения кожи лица идут по мелкоморщинистому и мускульному типам старения; также высказано предположение, что, вероятнее всего, эти пациенты в скором будущем станут демонстрировать медленное, постепенное развитие возрастных изменений кожи без ярких признаков дермальной атрофии и адекватное психоэмоциональное и интеллектуальное состояние и не станут в будущем страдать от выраженных церебральных и когнитивных расстройств (табл. 1).



Есть основания предполагать, что в этих случаях уже происходит нормальное старение мозга, то есть развивается так называемая доброкачественная возрастная забывчивость (ДВЗ).

При наличии синдрома преждевременного старения отмечается четко выраженная взаимосвязь с определенными морфотипами старения (К. И. Прощаев, Е. А. Санчес, В. Д. Исманова, 2022) (табл. 2).




Таким образом, отмечается корреляция между морфотипами старения кожи лица и различными вариантами синдрома преждевременного старения (СПС) всего организма. Наиболее часто встречаются такие сочетания:

• у людей, стареющих по усталому типу, чаще развиваются кардиальный, митохондриальный, остеодинапенический и церебральный варианты СПС;

• у стареющих по деформационному типу – кардиальный, мено- и андропаузальный, митохондриальный, церебральный;


• у стареющих по мелкоморщинистому типу ведущими являются церебральный и остеодинапенический варианты СПС [1, 2, 3, 4].


Представленные данные полностью подтверждают и обосновывают классификацию И. И. Кольгуненко (1974), разделявшей признаки сенильных изменений в зависимости от возраста на две основные группы [5].

I. Группа естественного старения. В эту группу входят пациентки от 51 года и старше, у которых происходит естественное старение кожи. В данной группе выделяют подгруппы:

1. Ранняя форма – от 51 года до 60 лет. Для этой формы естественного старения (физиологического, хроностарения) характерны такие морфотипы, как мелкоморщинистый (МММТ) и мимический (мускульный) (ММТ).

Мелкоморщинистый тип в этой подгруппе характеризуется медленным и постепенным развитием возрастных изменений кожи без ярких признаков дермальной атрофии. Этот тип более характерен для женщин, родившихся в европейской части.

Мускульный тип характерен для жителей Средней Азии и Дальнего Востока, у которых за счет постепенного уменьшения подкожно-жировой клетчатки проявляется в виде выраженных мимических морщин в углах рта, глубоких носогубных складок, сглаженности линии овала лица или, наоборот, обострении черт.

2. Средняя форма – от 61 года до 75 лет.

3. Поздняя форма – от 76 лет и старше.

Для этих форм характерен только комбинированный тип позднего старения лица и шеи, который обусловлен поздними стадиями инволютивных изменений и представляет собой сочетание деформационных и атрофических изменений во всех структурах лицечелюстной системы.

II. Группа преждевременного старения, для которой характерно появление признаков преждевременного старения кожи в возрасте до 50 лет, где выделяют подгруппы: от 21 года до 30 лет; от 31 года до 40 лет; от 41 года до 50 лет. Согласно И. И. Кольгуненко, выделено пять типов инволютивных изменений на ранних стадиях (группа преждевременного старения (до 50 лет) и при ранней форме (от 51 года до 60 лет) естественного старения) и один тип на поздних стадиях [5, 6, 7].

Группа преждевременного старения (до 50 лет) характеризуется клиническим проявлением одного из нижеописанных типов.

Тип «усталое лицо» наблюдается на ранних стадиях старения кожи и проявляется в виде уменьшения упругости мягких тканей лица и шеи, снижения тургора, отечности, пастозности вследствие нарушения лимфооттока, изменения тонуса мимической мускулатуры лица, появления более выраженных носогубных складок, опущения уголков глаз и губ, форма лица не изменена.

Для мелкоморщинистого типа характерны дегенеративно-дистрофические изменения эпидермиса и дермы, липодистрофия, дегидратация и уменьшение эластичности кожи, множественные мимические морщины.

Деформационный тип обусловлен гравитационным птозом мягких тканей, отечностью.

Комбинированный тип является сочетанием описанных выше инволютивных процессов.

Согласно полученным нами данным, для кожи невозможно выделить единственный, присущий только ей вариант преждевременного старения, но ведущим, основополагающим, по нашему мнению, является кардиальный вариант, так как именно он определяет нарушение микроциркуляции как во всей сердечно-сосудистой системе, так и в системе микроциркуляторного русла кожи. Это полностью согласуется с данными о корреляции типа нарушения микроциркуляции с морфотипами старения кожи, представленными Н. А. Имаевой, Н. Н. Потекаевым, С. Б. Ткаченко, Е. А. Шугининой (2008), изучавших с помощью лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) показатели микроциркуляции крови в инволюционно измененной коже и продемонстрировавших достоверные различия в показателях микроциркуляции в зависимости от типа старения кожи [8], а также последующими работами, посвященными изучению преждевременного старения кожи [9].

Очень интересен тот факт, что при мускульном морфотипе старения, который является вариантом физиологического старения, нарушения микроциркуляции начинают развиваться на десятки лет позднее, чем при всех остальных вариантах. Характерны низкая частота и позднее начало развития эндотелиальной дисфункции и, соответственно, более медленное и позднее развитие возрастных изменений и возрастассоциированных заболеваний. А поздний комбинированный морфотип представляет собой сочетание умеренно выраженных специфических нарушений микроциркуляции, характерных как для деформационного, так и для мелкоморщинистого морфотипа.

Нарушение микроциркуляции, гипоксия и преждевременное старение

По современным представлениям, именно нарушение микроциркуляции крови приводит к развитию воспалительных, дистрофических и инволюционных процессов, вызывая негативные изменения функций и структуры клеток, ускоряют старение всего организма, особенно драматично проявляясь на коже. Именно эти нарушения провоцируют и поддерживают тканевую гипоксию, приводят к митохондриальной дисфункции, хроническому воспалению и в конечном итоге к снижению пролиферативной и синтетической активности фибробластов, нарушению всех видов обменных процессов в клетках кожи и ее придатков, снижению регенераторного потенциала, нарушению иммунитета кожи, снижению производства кожей водно-липидной мантии и изменению ее нормальной микробиоты. Поэтому эффективная коррекция нарушенной микроциркуляции – залог высокой результативности антивозрастных процедур. Более того, именно лечение нарушения микроциркуляции должно быть первичным, а локальная коррекция отдельных признаков возрастных изменений кожи – вторичной.

На сегодняшний день у врача-косметолога имеется множество способов улучшения микроциркуляции крови в коже, позволяющих разрабатывать комплексную программу коррекции, исходя из выявленных нарушений работы микроциркуляторного русла. Современные методы, направленные на восстановление функционирования капиллярного русла, приводят к улучшению микроциркуляции крови, реологических свойств лимфы, повышению тонуса венул, уменьшению спазма резистивных сосудов дермы, снижению выраженности возрастных проявлений, способствуют замедлению процессов старения кожи, но, к сожалению, длительность получаемых эффектов трудно контролировать, а удовлетворенность от их применения не столь велика и не так продолжительна. Именно поэтому большой практический интерес представляет использование биологически активных веществ (препаратов никотиновой кислоты, системных венотонических и ангиопротекторных средств), лекарственных препаратов, витаминно-минеральных комплексов и нутрицевтиков, а также разнообразных аппаратных методик и новых методов, обладающих способностью улучшать состояние сосудов, корректировать приток крови к коже, активировать венозный и лимфатический отток, уменьшая застойные явления в дерме. Таким образом, изучение новых технологий улучшения микроциркуляции представляется не только оправданным, но и очень перспективным [10, 11].


Новый взгляд на морфотипы старения


При анализе анамнестических данных пациентов врача-косметолога просматриваются клинико-диагностические параллели: разные морфотипы старения кожи лица ассоциированы с различными вариантами синдрома преждевременного старения в той или иной степени выраженности. Выявление этой взаимосвязи, возможно, дает в руки не только ключ к пониманию процессов, происходящих в стареющей коже, но и алгоритм для подбора адекватной косметологической тактики и нутрицевтической поддержки, обеспечивающей высокий уровень жизнеспособности в любом возрасте. Более глубокое и последовательное изучение этой взаимосвязи, разработка новых диагностических алгоритмов для определения видов преждевременного старения представляют научно-практический интерес, так как позволят создать системный подход к коррекции возрастных изменений не только кожи, но и всего организма.

Загрузка...