П.А. Егоров, В.Н. Руднев Основы этики и эстетики

Введение

1. Общие положения

Наш современник-драматург Виктор Розов размышлял: «Вероятно, каждый человек испытывал непонятное чувство удивления, восторга и тревоги, когда, запрокинув голову, смотрел ночью в звездное небо. Что там за этими ярко или чуть заметно сверкающими мирами? Что это – хаос или гармония? Таинственно! Мне думается, что внутренний мир человека, сфера его чувств напоминают чем-то это звездное ночное небо. Восторг и удивление, тревога и сладостное желание проникнуть вглубь. И тот же вопрос: что это – хаос или гармония?» Мы, люди XXI в., как и предыдущие поколения, рассматриваем звездное небо, задумываемся над смыслом жизни, тайнами бытия. Что составляет основу нашей жизни: добро или зло, гармония или хаос, прекрасное или безобразное?

Проблема добра и зла, представление о правильном и неправильном поведении человека в обществе – вот основа этики как раздела философии. Эстетика – наука о прекрасном. Однако как в первом, так и во втором случае сложно найти объективный критерий к категориям «хорошего» и «дурного», «прекрасного» и «безобразного» относительно каждой личности. Об этом писал еще А.П. Чехов в 1889 г.: «Цель моя – убить сразу двух зайцев: правдиво нарисовать жизнь и кстати показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы. Норма мне неизвестна, как неизвестна никому из нас. Все мы знаем, что такое бесчестный поступок, но что такое честь – мы не знаем».

Вот как развивает мысли А.П. Чехова 19-летняя девушка, студентка 3-го курса одного из московских колледжей:

«Что такое добро и зло? О них можно говорить бесконечно. Добро – это хорошее, ну а зло, соответственно, – плохое. С раннего детства старшее поколение на разных примерах объясняет нам эти понятия. Добро представляется так: солнышком, зеленой травкой, голубым безоблачным небом, радостной улыбкой, ласковым словом. Зло же принимает темный и мрачный колорит: непогода, серые тучи, ураган. Но все же, что такое добро без зла и зло без добра? Вместе они составляют единое целое, одно не может существовать без другого: если бы было только зло, мы бы не знали, что такое добро, и наоборот.

Я думаю, что в каждом человеке идет противоборство добра и зла. Природе человека присуще непостоянство. Существует “доброе зло” и “злое добро”. Ведь есть “ложь во спасение”, когда больному человеку не говорят о смертельной болезни, чтобы облегчить его муки. Но существует и “злое добро”, когда человек делает что-то полезное ради похвалы, тщеславия. Поэтому прежде чем называть себя добрым человеком, надо задуматься: а так ли это на самом деле?»

Всякая философия стремится предложить ответ на вопрос, что есть благо и что есть зло. Но и сами люди имеют суждение о том, «что такое хорошо и что такое плохо». (Помните стихотворение В.В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел…»?) «Есть нечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое таковым всеми народами, если даже между ними нет связи и никакого соглашения относительно этого», – писал Аристотель, основоположник этики как науки. Потеря близких, предательство, невежество, физическое или духовное убожество – все это воспринимается нами как зло, с которым мы не можем примириться. Справедливость или несправедливость – вот те нравственные позиции, с которых мы оцениваем поведение окружающих, судебные решения, политику государства. Писатели, мастера слова осмысливают эти этические понятия в форме эстетических категорий: прекрасное и безобразное, комическое и трагическое. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников задается вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Все эти мысли, умозаключения прочно и надежно укладываются в представления о нравственном и эстетическом воспитании человека. Ведь каждый родитель хочет видеть своего ребенка образованным, хорошо воспитанным членом общества, а не его изгоем.

2. Задачи курса

Данное учебное пособие предполагает обзор фундаментальных знаний по проблемам этики и эстетики. В связи с этим ставятся определенные задачи.

По первому разделу «Основы этики»:

1) дать анализ этики как философской дисциплины, посвященной морали и нравственности;

2) изучить главные нормативные образцы поведения личности;

3) овладеть знаниями об этикете как важнейшем элементе человеческой культуры;

4) рассмотреть этические принципы на практике применительно к сфере социально-культурного сервиса и туризма;

5) определить значимость таких понятий, как корпоративная культура, деловой и речевой этикет.

По второму разделу «Основы эстетики»:

1) приобщить студентов к специфике эстетического пространства человеческой культуры;

2) дать развернутое определение эстетической деятельности и ее доминант: эстетические чувства, эстетический вкус, эстетический идеал;

3) познакомиться с главными эстетическими категориями;

4) расширить представление о художественных методах искусства;

5) открыть возможности совершенствования духовно-нравственного мира студента как личности на основе нравственного и эстетического воспитания.

3. Значение курса «Основы этики и эстетики» для профессиональной подготовки студентов

Учебный курс «Основы этики и эстетики» занимает фундаментальное место в общегуманитарной подготовке студента наряду с такими дисциплинами, как «Основы философии», «Основы социологии и политологии», «Основы права». Настоящее пособие адресовано студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования РФ, в частности, обучающихся по специальности 100105 «Гостиничный сервис».

Знание этических и эстетических принципов способствует формированию целостного мировоззрения, помогает в определении целей жизни и нравственных ориентиров. Понимание значимости «морального закона» и приобщение к миру, живущему «по законам красоты», обеспечивает выработку навыков этического и художественного восприятия реальности, произведений искусства, а также повышает уровень общей и профессиональной культуры. Указанные моменты призваны содействовать формированию положительных качеств студента как будущего специалиста, эрудированного человека, гражданина своей страны. Практическая направленность учебного курса заключается, с одной стороны, в использовании сведений из области этикета в конкретных жизненных ситуациях, а с другой – в объективной оценке классических и новаторских произведений искусства.

4. Специфика работы с учебным пособием

Учебное пособие состоит из двух разделов, включающих теоретические главы, посвященные этике и эстетике, а также практические задания, направленные на самоконтроль студентов, и тесты для итогового контроля знаний. Для закрепления восприятия пройденного материала в конце каждой главы указываются персоналии и ключевые понятия этики и эстетики. Практические задания не только выполняют функцию повторения, но и развивают у студентов творческие наклонности, формирующие индивидуальную позицию, которая необходима в ситуации нравственного выбора и гуманистического развития личности.

Загрузка...