Процесс глобализации мировых экономик, начавшийся во второй половине XX века, стал причиной разрастания транснациональных корпораций, укрупнения финансовых и фондовых рынков, что повлекло за собой реструктуризацию и модификацию имеющихся гражданско-правовых сделок в новые, вызвало необходимость в трансформации как способов и форм расчётов, так и имеющихся финансовых инструментов (включая производные), инициировало миграцию расчётной функции в глобальные компьютерные сети.
Всё это создало предпосылки для возникновения широкого спектра угроз и рисков, необходимость в оперативном купировании которых потребовала модификации правил и стандартов, установленных лучшими практиками или стандартами поведения (best practice), корректировки обычаев делового оборота, а также усиления сторонами соответствующих правоотношений своих механизмов внутреннего контроля[96] (аудита), а также имплементации процедур оперативного контроля за внутренними бизнес-процессами организаций, проистечение которых не должно подвергать организацию какой-либо угрозе или риску такой угрозы.
Таким главным инструментом как раз и является комплаенс[97], предусматривающий имплементацию в бизнес-модель организации многоуровневой внутренней комплаенс-системы[98], которая представляет собой совокупность элементов корпоративной культуры и корпоративных ценностей[99], состоящих из организационной структуры, правил и процедур, регламентированных внутренними нормативно-правовыми актами организации, направленных на оперативное купирование комплаенс-риска[100].
К основным принципам комплаенса относятся:
● Безусловность соблюдения (англ. unconditional compliance), при которой соблюдение комплаенс-принципов и следование корпоративным ценностям организации является обязанностью каждого её сотрудника независимо от занимаемой должности и рассматривается как неотъемлемая часть деятельности организации.
● Нетерпимость к коррупции[101] и коррумпированным действиям (англ. intolerance of corruption and corrupt practices), при которой организация считает недопустимым любые проявления коррупции при осуществлении своей деятельности, что означает строгий запрет для любых лиц, действующих от имени организации или в её интересах, прямо или косвенно, лично или через какое-либо посредничество участвовать в коррумпированных действиях вне зависимости от практики ведения бизнеса.
● Достаточность ресурсов (англ. sufficiency of resources), при которой в организации выделяется достаточное количество ресурсов, необходимых для разработки, реализации, применения, мониторинга и постоянного улучшения комплаенс-системы, а также используемых организационных и технических средств.
● Независимость комплаенс-функции[102] (англ. independence of the compliance function), при которой комплаенс-контролёр (сотрудник организации, осуществляющий координацию и общее руководство комплаенс-функцией) независим в своей деятельности от других структурных подразделений организации, непосредственное руководство деятельностью которого осуществляет единоличный исполнительный орган. В целях осуществления своих функциональных обязанностей комплаенс-контролёр вправе запрашивать и получать любую информацию и документы, получать доступ к электронным носителям информации, обращаться за помощью к персоналу организации, а также проводить проверки в целях выявления возможных нарушений требований внутренних нормативных документов в области комплаенса.
Комплаенс-контролёр несёт ответственность за эффективное управление комплаенс-рисками и в указанных целях осуществляет следующие мероприятия комплаенс-контроля[103]:
● выявление, оценку, документирование и анализ комплаенс-рисков, связанных с деятельностью организации, в том числе при разработке новых продуктов и бизнес-процедур, предлагаемом установлении новых видов хозяйственных и клиентских отношений или существенных изменениях в характере этих отношений;
● контроль за соблюдением внутренних нормативных актов организации, её договоров/соглашений, норм применимого законодательства, а также общепринятых правил и стандартов, входящих в компетенцию комплаенс-контролёра;
● разработку внутренних нормативных правовых документов по вопросам управления комплаенс-рисками, в том числе устанавливающих этические правила и стандарты корпоративных ценностей;
● координацию выявления и управления комплаенс-рисками и контроль за деятельностью сотрудников, выполняющих комплаенс-функции;
● регулярное информирование органа управления организации по вопросам управления комплаенс-рисками;
● консультирование персонала по вопросам управления комплаенс-рисками, а также организацию соответствующего обучения сотрудников;
● координацию работы по идентификации клиентов организации, их представителей и бенефициарных владельцев, установление и идентификацию их выгодоприобретателей.
Структурные подразделения организации осуществляют идентификацию (выявление) источников возникновения комплаенс-рисков и направляют соответствующую информацию об их выявлении в адрес комплаенс-контролёра. Распределение полномочий и ответственности структурных подразделений в области анализа и оценки комплаенс-рисков и порядок их взаимодействия с комплаенс-функцией закрепляются в положениях о структурных подразделениях, должностных регламентах и других нормативных правовых документах организации.
● Своевременное устранение нарушений (англ. timely elimination of violations), при котором сотрудники организации независимо от занимаемой должности принимают все возможные меры для своевременного выявления, оценки и устранения нарушений комплаенс-системы.
● Защита от мер воздействия (англ. protection from exposure measures), при которой сотрудники организации обязаны сообщать (Whistleblowing Policy[104]) комплаенс-контролёру об известных им ситуациях, когда их собственные действия или действия других сотрудников нарушили (или могут нарушить) стандарты корпоративной этики, о любых случаях проведения запрещённых операций в отношении текущей, прошлой или будущей деятельности организации, её сотрудников, контрагентов или о случаях, связанных с нарушением требований внутренних нормативных актов.
Организация должна гарантировать сообщившему сотруднику конфиденциальность и защиту от любых негативных проявлений и действий в его адрес со стороны других сотрудников организации.
● Конфиденциальность информации (англ. confidentiality of information), при которой сотрудники организации не имеют права разглашать или использовать в личных интересах или интересах третьих лиц информацию о деятельности организации, о клиентах, контрагентах и их операциях, сотрудниках структурных подразделений организации, не предназначенную для публичного распространения, которую они получили во время исполнения своих функциональных обязанностей.
Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ)[106], при котором в организации должны быть разработаны и утверждены процедуры в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, основной целью которых является обеспечение высокой деловой репутации, стабильности организации и её защиты от проникновения доходов, полученных преступным путём, и/или используемых для финансирования терроризма.