Планы делятся на

перспективные

(долгосрочные, сроком на 10 – 15 лет

и среднесрочные – на 3 – 5 лет) и

текущие

(краткосрочные на период до 1 го

да). Различают планы

директивные

,

подлежащие строгому исполнению,

и

индикативные

, то есть советующие планы, близкие к прогнозам. Планы разрабатываются на уровне всего хозяйства страны, по отдельным отраслям и регионам, на уровне предприятий и фирм.

Представленная последовательность планирования используется на американских фирмах. Немецкие экономисты предлагают такой порядок планирования:

Планирование – Принятие решения – Реализация – Контроль.

В отечественной практике используют 3 этапа планирования:

– составление планов, принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения;

– организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятий;

– контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

План – это предвидимая и подготовленная на данный период времени программа социально-экономического развития предприятия.

Процесс планирования и разработка планов осуществляются на определенной методологической базе, связанной с менеджментом и основанной на системном, процессном и ситуационном подходах.

Сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов


и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных


и количественных результатов.

На нынешнем этапе развития большинства наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.

Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.

Планирование в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:

экономический рост

, означающий желание предприятий обеспечить

производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а, следовательно, и более высокий уровень жизни людей;

полная занятость

, предполагающая возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;

экономическая эффективность

, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;

стабильный уровень цен

, не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;

экономическая свобода,

позволяющая всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью самостоятельности и творчества;

справедливое распределение доходов

, предусматривающее соответствующее вознаграждение всех категорий персонала.

Основные экономические функции и предстоящие цели каждого предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

Загрузка...