Рынок, признаки рынка, его функции, виды и формы организации

Первый рынок появился более 6 тыс. лет назад, он был очень примитивен. Потребовались тысячи лет, чтобы обрести современный вид.

Рынок представляет систему экономических отношений, в которые вступают продавец и покупатель, чтобы в процессе обмена получить то, чего у них в данный момент не достает. Речь идет о продукте, ведь он является главной единицей обмена. Человек не в состоянии производить все, что ему нужно, он вынужден менять один товар на другой. Именно это явление породило рынок.

Признаками рынка выступают следующие показатели: нерегулируемые цена, спрос и предложение. Для возникновения рынка должно быть наличие:

– частной собственности;

– свободы предпринимательской деятельности;

– личного интереса агентов рынка:

– свободного ценообразования.

В функции рынка входит:

– посредничество, при котором продавцы и покупатели начинают взаимодействовать;

– ценообразование предполагает формирование цен на основе спроса и предложения;

– получение информации. На рынке можно узнать все о производителе, товаре, продавце;

– установление равновесия товаров и услуг;

– освобождение рынка от ненужных агентов;

– стимулирование внедрения передовых технологий, повышение качества продуктов и услуг.

Популярными формами организации рынка являются:

– биржа,

– аукцион,

– выставки,

– ярмарки.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, объектами – предметы обмена: деньги, товары, услуги.

Существует несколько видов классификации рынков, так как они обладают большим количеством характеристик:

– в основе лежит территориальный признак: местный, региональный, национальный, мировой;

– за основу взят субъект: покупатель, продавец, госучреждение;

– в основе объект: товар, услуга, финансы;

– по форме: рынок государственный, арендный, совместные предприятия;

– легальный рынок или нелегальный;

– по степени насыщенности рынок может быть равновесным, дефицитным, избыточным;

– свободный рынок или регулируемый.

Функционирование рынка подчиняется определенным правилам, регулирующим его работу. Базовые законы рынка:

– закон стоимости;

– закон спроса и предложения;

– закон конкуренции.

Ими поддерживается гармония и здоровая экономика.

Со стороны государства принимаются меры регулирования рынка. Способы применяются разные:

– для жизненно необходимых товаров и услуг цены фиксируются;

– покупка алкоголя и табака сопровождается оплатой акцизного сбора покупателями. Он включается в стоимость продукта;

– для производителей и иногда покупателей вводится дотация в качестве отрицательного налога;

– другие виды налогов.

Существование современного общества невозможно без рынка. Он активно участвует в регулировании финансовых и социальных институтов. По своей структуре он далек от идеала, но при его участии происходит разделение групп товаров между членами общества, организовывается бизнес и отслеживается изменение цен, зависящих от спроса и предложения.

Загрузка...