Экономика получила тяжелый удар. В середине XIX века великий шотландский историк Томас Карлайл (Thomas Carlyle) окрестил нашу возлюбленную дисциплину «унылой наукой», и шутки о том, что даже бухгалтера веселее экономистов, наводнили Уолл-стрит. Но, скажем правду, нет ничего более захватывающего, чем наблюдение за телеграфной лентой в операционном зале для трейдеров в крупном банке одного из мировых финансовых центров за минуты до того, когда будет выпущен глобальный экономический отчет, который изменит ситуацию на рынке. Одним из самых захватывающих является доклад по валовому внутреннему продукту (ВВП) – индикатору, стоящему на стыке экономики и бухгалтерского учета.
Экономисты, люди, определяющие политику, и политики относятся к ВВП с большим почтением, чем к любой другой экономической статистике, поскольку это самый широкий и наиболее понятный барометр из всех имеющихся в наличии для определения общего состояния экономики страны. ВВП – это сумма рыночных стоимостей всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране (на национальном рынке) в течение определенного периода с использованием ресурсов страны, вне зависимости от того, кому принадлежит право собственности на эти ресурсы. Например, все автомобили, произведенные в Соединенных Штатах, включаются в ВВП – даже те, которые производятся на заводах США, принадлежащих немецкой компании DaimlerChrysler и японской Lexus. Напротив, валовой национальный продукт (ВНП) является суммой всех конечных товаров и услуг, произведенных постоянными гражданами страны и ее компаниями вне зависимости от их расположения, т. е. независимо от того, ведется ли производство на национальной территории или за рубежом, в течение заданного периода. Булки, произведенные в Канаде американским конгломератом Sara Lее, например, включается в ВНП США, но не в ВВП.
ВВП – более значимое измерение для определения экономического состояния страны, поскольку ресурсы, используемые в производственном процессе, в основном являются национальными. Существует серьезный параллелизм между данными по ВВП и другими экономическими индикаторами США, такими как промышленное производство и индекс уверенности потребителей исследовательской организации Conference Board, которые будут рассматриваться в последующих главах.
ВВП рассчитывается и сообщается общественности ежеквартально как часть счета национального дохода и продукта. Счет национального дохода и продукта, который был разработан и используется Бюро по экономическому анализу Министерства торговли, является наиболее понятным сборником имеющихся в наличии данных относительно объема национального производства США, производства и распределения дохода. Каждый из докладов по ВВП содержит информацию по следующим пунктам:
• личный доход и потребительские затраты;
• корпоративные прибыли;
• национальный доход;
• инфляция.
Эти сведения дают представление о том, как функционировала экономика – имел ли место рост экономики или е спад – в течение заданного периода (обычно предшествовавшего квартала). Анализируя изменения в компонентах ВВП и его субкомпонентах и сравнивая эти изменения с теми, что происходили в прошлом, экономисты могут делать выводы о направлении, в котором экономика может пойти в будущем.
Из всех задач, выполняемых экономистами Уолл-стрит, больше всего времени они посвящают созданию прогноза общего состояния экономики при помощи анализа сведений по ВВП. Поскольку несколько отделов в организации, занимающейся трейдингом, в своей деятельности полагаются на прогнозы экономистов, этот индикатор стал фундаментом для исследований и деятельности трейдеров и обычно задает тон всех финансовых прогнозов Уолл-стрит. Большинство экономистов с Уолл-стрит всегда держат под рукой последний доклад по ВВП.
Измерение объема национального производства и функционирования национальной экономики формально известны под названием учета национального дохода. Данный процесс был введен Саймоном Кузнецом (Simon Kuznets), экономистом, нанятым в 30-е годы Департаментом коммерции США с дополнительным финансированием из Национального бюро экономических исследований, для получения точного представления о том, сколько производит экономика США. До этого времени не существовало правительственного агентства, подсчитывавшего самые важные экономико-статистические данные.
Изначальные оценки национального дохода, сделанные Кузнецом в 1934 г., были представлениями о произведенном доходе, измерениями чистого продукта национальной экономики и «выплачиваемого» национального дохода, или же общего дохода за выполненную работу в ходе производства чистого продукта. В то время еще не существовало глубинной классификации компонентов. На самом деле у Кузнеца не было даже детального представления о расходах внутреннего потребления. Это стало первым шагом на пути создания формального метода учета национального дохода, и до сегодняшнего высоко детализированного представления макроэкономики было еще далеко.
В результате этой работы появились счета национального дохода и продукта. В добавление к этой глобальной задаче Кузнец воссоздал счета национального дохода США вплоть до 1869 г. (Он был награжден Нобелевской премией в области экономики в 1971 г. в том числе и за это свершение). Первый исследовательский доклад Кузнеца, представленный Конгрессу в 1937 г., охватывал национальный доход и объем производства за период с 1929 по 1935 г.
В 1947 г. первое официальное представление счетов национального дохода появилось как приложение к июльскому выпуску Обзора текущей хозяйственной деятельности. Данное приложение содержало ежегодные данные за период с 1929 по 1946 г. в 37 таблицах. Все данные были разбиты на шесть счетов:
1. Счет национального дохода и продукта.
2. Счет дохода и продукта для бизнес-сектора.
3. Правительственный приходно-расходный счет.
4. Иностранный счет.
5. Счет личных доходов и расходов.
6. Счет валовых сбережений и инвестиций.
До создания счетов национального дохода и продукта домашние хозяйства, инвесторы, разработчики политической стратегии в правительстве, корпорации и экономисты не получали достаточно информации об общем состоянии макроэкономики. Существовали индексы производства сырья и товаров. Существовала статистика по ценам и правительственным расходам. Но всестороннего представления об общем состоянии экономики страны не было. Действительно, термин «макроэкономика» не упоминался в печати вплоть до 1939 г. Разработка политики без знаний о функционировании экономики в прошлом, о том, как она вела себя в различных условиях и при разных сценариях, о том, какие секторы слабы, а какие сильны, была поистине трудной задачей. Возможно, именно это послужило причиной многих провалов экономической политики в начале XX века.
Вообще экономисты возлагали вину за Великую депрессию на Федеральную резервную систему, которая не смогла должным образом отреагировать на бурную деятельность в 1920-х (вам не кажется это знакомым?). Федеральная резервная система, возможно, действительно должна нести большую часть ответственности; но никто (или очень немногие) не встал на ее защиту, утверждая, что допущенные им ошибки были связаны с недостаточностью информации. Великая депрессия 1930-х вынудила правительство разработать некоторое подобие метода национальных счетов. Вторая мировая война обострила потребность в понимании производственных возможностей страны в целом, составляющих ее производств, общеэкономического состояния дел. Да и как правительство могло планировать войну без точной оценки своих ресурсов? Счета национального дохода и продукта позволяют людям, определяющим политику, ставить перед страной выполнимые задачи, такие как более высокие темпы роста экономики или более низкий уровень инфляции, а также формировать политику для достижения этих целей и направлять экономику в обход любых препятствий, которые могут помешать их достижению.
Отслеживать развитие экономики такой большой и динамичной страны, как США, не просто. Но путем постоянных пересмотров и обновлений относительно небольшая группа экономистов из Бюро по экономическому анализу ежеквартально выполняет эту глобальную задачу. Каждый квартальный отчет об экономической деятельности выходит в трех вариантах, все из которых имеются на веб-сайте Бюро по экономическому анализу (www.bea.gov). Первый – авансовый отчет – выходит через месяц после окончания отчетного квартала, поступая по телеграфу в 8:30 утра. Таким образом, отчет по ВВП, относящийся к первым трем месяцам года, выходит где-то в последнюю неделю апреля, авансовый отчет за второй квартал – в последнюю неделю июля, за третий квартал – в октябре, а за четвертый квартал – в последнюю неделю января следующего года. Поскольку во время первого выпуска не все данные еще имеются в наличии, Бюро по экономическому анализу вынуждено предварительно подсчитывать некие порядковые данные, особенно там, где дело касается уровня запасов и международной торговли.
По мере поступления новых сведений Бюро по экономическому анализу вносит соответствующие уточнения и выдает более точную оценку ВВП. Второй отчет, называемый предварительным, выходит через два месяца после закрытия отчетного квартала и через месяц после выхода авансового отчета – он отражает уточнения, сделанные к этому времени. Последняя корректировка сведений содержится в окончательном отчете, который выходит через три месяца после отчетного квартала и через месяц после предварительного отчета. Расписание отчетов за 2003 г. приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Расписание выпуска отчетов по ВВП за 2003 г.
Источник: Бюро по экономическому анализу Министерства торговли.
Ежегодные корректировки сведений публикуются каждый год в июле, изменения вносятся на основании информации, которая становится известна Бюро по экономическому анализу только на ежегодной основе (имеются в виду государственные потребительские расходы на местном уровне и на уровне штатов). Бюро по экономическому анализу оценивает эти сведения поквартально путем проведения экспертной оценки трендов, основанной на ежегодных обзорах федеральных и местных правительств. Экспертные оценки трендов представляют собой ежеквартальное интерполирование первичных сведений, получаемых за годичный период. Поскольку эти обзоры выпускаются только раз в год, оценка может быть произведена только во время годичной корректировки.
Поскольку первичные сведения по компонентам счетов постоянно обновляются и пересматриваются, компоненты счетов национального дохода и продукта должны отражать эти пересмотренные данные. Это первичная функция ежегодных корректировок. Сведения по каждому из трех лет (двенадцати кварталов) подвергаются корректировке во время этого ежегодного обновления. Каждые пять лет Бюро по экономическому анализу издает так называемое обновление всех исходных данных по национальному доходу и продукту. Исторически это приводило к значительным изменениям в квартальных данных за пятилетний период.
Обновления исходных данных отличаются от ежегодных корректировок тем, что они обычно существенно пересматривают структуру отчета: это обычно касается изменений в определениях, переклассификации и новых способов представления сведений. Для внесения новых видов продуктов нужно разработать новые таблицы. По мере развития экономики на рынке появляются новые товары и услуги, и, следовательно, их тоже нужно учитывать. Очевидно, что были времена, когда компакт-дисков, микроволновых печей, видеопроигрывателей, MP3-дисков и DVD не существовало. Поскольку экономика США развивается и производит эти товары, необходимо, чтобы это производство где-то регистрировалось. Во время обновлений исходных данных пересматриваются все сведения – и ежеквартальные, и ежегодные.
Как отмечалось ранее, ВВП является суммой рыночных стоимостей всех конечных товаров и услуг, произведенных с использованием ресурсов (труда и собственности) страны и находящихся в этой стране. В этом определении содержатся два особенно важных термина: конечный и произведенный. Когда экономисты говорят о конечных товарах, имеются в виду те товары, которые произведены для их окончательно предназначенного использования, т. е. это готовые продукты, а компоненты или промежуточные стадии некоторого производства. В качестве примера давайте представим себе, что ежегодно компания Goodyear Tyer & Rubber производит порядка нескольких сотен миллионов шин. Большая часть этих шин производится для новых автомобилей. Но помимо этого достаточно большое количество шин предназначены для реализации через розничные и оптовые магазины в качестве запасных частей. Те шины, которые производятся и поставляются производителям автомобилей и предназначаются для использования на новых автомобилях, не включаются в отчет в графе «Производство», поскольку стоимость автомобилей в национальных счетах не рассчитывается путем суммирования стоимости их составляющих. Другими словами, мы не складываем стоимость радио, сидений, нагревательных элементов, свечей и т. д. Мы учитываем только стоимость конечного продукта – автомобиля.
Очевидно, что экономисты Бюро по экономическому анализу существенно ошиблись бы в подсчетах, если бы учли все шины, проданные сетями магазинов Wal-Mart или Sears, а также те, которые были проданы производителями автомобилей в качестве запчастей. Этот же принцип остается справедливым и для производства шерсти. Экономисты Бюро по экономическому анализу учитывают только шерсть, приобретенную для конечного потребления. Поскольку для шерсти существует бесконечное число видов использования – свитера, шляпы, ботинки, подкладки для перчаток и т. д., – Бюро по экономическому анализу опять совершило бы ошибку двойного учета, сложив производство сырьевой шерсти с шерстью, используемой для производства свитеров и пр.
Давайте рассмотрим другой важный термин – «произведенный». Перепродажи не включаются в счета. Бюро по экономическому анализу вполне законно установило это правило, поскольку темпы перепродажи не являются показательными с точки зрения текущего темпа производства и не должны включаться в данные, отражающие объем производства.
Другим сегментом экономики, который Бюро по экономическому анализу исключает из отчета по ВВП, является не отраженная в отчетности деятельность. Это кажется очевидным исключением, но это исключение существенно. Хотите верьте, хотите нет, но некоторые из наиболее консервативных исследований оценили размер подпольной экономики США примерно в 10 % от официального ВВП, что составило примерно 1 трлн долл. в первом квартале 2003 г. Бюро по экономическому анализу не подсчитывает и не делает никаких поправок на несанкционированные государством азартные игры, проституцию, противозаконную торговлю наркотиками, мошенничество, производство и продажу контрафактных товаров и т. п., поскольку официально их не существует (а на «нет», как известно, и суда нет). По данным видам деятельности отчетность не сдается, так как же тогда их измерять? Скрытая деятельность, подобная этой, по понятным причинам меняет величину некоторых экономических индикаторов, но больше всего – ВВП.
Счета национального дохода и продукта содержат данные как по валовому внутреннему, так и по валовому национальному продукту. До 1991 г. в комментариях, докладах, статьях и текстах базисным показателем для всей экономической деятельности считался ВНП. ВВП стал официальным барометром, когда Бюро по экономическому анализу решило, что такая форма учета будет лучше сочетаться с системой национальных счетов Организации Объединенных Наций, используемой другими странами, и, таким образом, упростит сравнение показателей экономического роста США с показателями других стран.
ВВП отличается от ВНП тем, что экономисты называют «чистой прибылью из иностранных источников»: разностью между объемом поступлений из иностранных источников и платежами, проводимыми за рубеж. В табл. 1.2, использующей сведения окончательного отчета по ВВП за IV квартал 2002 г., показано, как Бюро по экономическому анализу количественно измеряет данное соотношение в отчете по ВВП.
Таблица 1.2. Выведение ВНП из ВВП
Разность между ВВП и ВНП обычно незначительна и, как правило, составляет менее 0,5 %. В табл.1.2, например, ВВП равен примерно $10 589 млрд, а ВНП – $10 580 млрд, разность составляет около $10 млрд, или 0,09 %.
Любое действие в экономике включает в себя две стороны – покупателя и продавца. Чтобы подсчитать общий объем экономической деятельности, экономисты могут сконцентрироваться либо на действиях покупателя, суммируя все расходы на товары и услуги, либо на деятельности продавцов, учитывая общий доход, полученный теми, кто был занят в производственном процессе. Эти два подхода соответствуют двум методам подсчета ВВП: совокупнорасходному методу, который более популярен и используется большинством операционных залов для трейдеров на Уоллстрит, и доходному методу. Итоги, получаемые и тем и другим способом подсчета, теоретически должны быть одни и те же. На практике, однако, есть небольшие различия.
Чтобы подсчитать ВВП, Бюро по экономическому анализу использует уравнение совокупных расходов:
ВВП = С + I + G + (X – M),
где С – затраты на личное потребление, I – совокупный объем частных капиталовложений внутри страны, G – государственные потребительские расходы и валовые капиталовложения, (Х – М) – объем чистого экспорта товаров и услуг (экспорт минус импорт). Тождество, выраженное в данном равенстве, является, возможно, наиболее широко используемым из всех экономических взаимоотношений, и его можно найти практически во всех вводных макроэкономических текстах.
Поскольку экономика США крайне динамична и подвержена внезапным и непредвиденным влияниям, таким как плохая погода и война, процент ВВП, вносимый каждым из компонентов равенства, меняется с течением времени, даже от квартала к кварталу.
Однако по большей части пропорции значительно не меняются по сравнению с теми, что представлены на рис. 1.1, который изображает составные части ВВП в I квартале 2003 г.
Затраты на личное потребление (Personal consumption expenditures) (также называемые личными потребительскими расходами (consumer spending) или просто расходами (spending))
– самый крупный компонент ВВП и составляет примерно две трети общеэкономического объема производства. В течение первого квартала 2003 г. потребительские расходы выросли до приблизительно 70 % ВВП ($7503 млрд из $10 698 млрд).
Рис. 1.1. Составные части ВВП
Потребительские расходы – общая рыночная стоимость покупок домашних хозяйств за отчетный период, включая такие пункты, как расходы на пиво, телефонные услуги, гольф-клубы, компакт-диски, бензин, музыкальные инструменты, поездки на такси. Как показано в табл. 1.3, эти расходы делятся на три категории: товары длительного пользования, товары кратковременного пользования и услуги. Товарами длительного пользования называются те, срок годности которых составляет три и более лет. К ним относятся, например, автомобили, холодильники, стиральные машины, телевизоры и другие крупные и дорогостоящие вещи, такие как ювелирные украшения, спортивное оборудование, оружие. Товары кратковременного пользования – это продукты питания, одежда и обувь, бензин и топливное масло, а также другие потребительские товары, такие как табак, косметика, лекарства, журналы и пр. Услуги включают в себя оплату жилья, жилищно-коммунальных услуг, транспортного и медицинского обслуживания, отдыха, к ним относятся также парикмахерские услуги, услуги прачечной и химчистки, похоронные услуги, юридические услуги, образование и т. п.
Услуги составляют намного большую категорию потребительских затрат. Сегодня услуги занимают около 59 % всех потребительских расходов по сравнению с третью этого объема (примерно) в 1959 г. Неудивительно, что о США говорят, что их экономика основана на оказании услуг. Второй по размеру затратной категорией являются расходы на товары кратковременного пользования – около 29 % общего объема затрат. Расходы на товары длительного пользования – наиболее изменчивый компонент – составляют оставшиеся 11 %.
Более детальное резюме личных потребительских расходов ежемесячно публикуется в отчете Бюро по экономическому анализу по личным доходам и расходам, который является прямым источником сведений по этому компоненту для отчета по ВВП. Личные доходы и расходы обсуждаются в главе 11.
Таблица 1.3. Классификация потребительских расходов.
Источник: Министерство торговли США, Бюро по экономическому анализу.
Совокупный объем частных капиталовложений внутри страны (Gross private domestic investment) включает в себя затраты предприятий на оборудование (например, на компьютеры), строительство фабрик и заводов, добычу полезных ископаемых, на жилищное строительство и квартиры, а также оборотные фонды. Оборотные фонды, состоящие из производимых предприятиями товаров в то время, когда они остаются непроданными, оцениваются Бюро по экономическому анализу по преобладающей рыночной цене. Данная величина значительно колеблется от квартала к кварталу, делая уровень совокупного объема частных капиталовложений внутри страны достаточно изменчивым. Соответственно, экономисты нередко рассматривают вложения в основной капитал (fixed investment) – совокупный объем частных капиталовложений внутри страны за вычетом оборотных фондов. Они, в свою очередь, состоят из двух компонентов: жилых (residential) и нежилых фондов (nonresidential). Последние, которые также часто называют инвестиционными расходами (capital spending), включают затраты на компьютеры и периферийное оборудование, программное обеспечение и нежилые здания, на заводы и фабрики. Первые включают в себя затраты на строительство новых домов, в том числе многоквартирных, и на соответствующее оборудование.
Даже без переменчивого влияния оборотных фондов инвестиционные расходы подвержены сильнейшим колебаниям, поскольку большая часть этой деятельности связана с постоянно меняющейся средой ставки процента. Совокупный объем частных капиталовложений внутри страны обычно составляет 15 % ВВП. В течение I квартала 2003 г. он составлял 15,2 % ($1627 млрд из $10 698 млрд) ВВП.
Государственные потребительские расходы и валовые капиталовложения (Government consumption expenditures and gross investment) включают в себя все средства, вложенные федеральными, местными властями и властями штатов в товары (длительного и кратковременного пользования) и услуги как для военных, так и для иных целей. Данная категория включает в себя затраты на строительство и обслуживание мостов, библиотек, парков, шоссе, зданий федеральных учреждений; выплаты государственным служащим; исследования и развитие, запасные части, продукты питания, одежду, боеприпасы; поездки, арендную плату и коммунальные услуги. Государственные расходы и капиталовложения обычно составляют около 20 % общего ВВП. В течение I квартала 2003 г. государственные потребительские расходы и валовые капиталовложения составили 19,2 % общего объема экономической деятельности ($2054 млрд из $10 698 млрд).