Глаголев С.С. Основное богословие, его предмет и задача // Богословский вестник. 1912. № 1. С. 31.
Буткевич Т., прот. Основное или апологетическое богословие и его задачи // Вера и разум. 1897. № 18. С. 343.
Глаголев С.С. Основное богословие, его предмет и задача. С. 32.
Ильин И.А. Путь духовного обновления. СПб., 2006. С. 9.
Каледа Г., прот. Введение в православную апологетику // Альфа и Омега. 2003. № 1(35). С. 6.
Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. М, 1993. С. 47.
Арсеньев Н. О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966. С. 40.
Цицерон Марк Тулии (106–43) – политик, философ. Его заслуга состоит в том, что познакомил римлян с греческой философией. Сделал это настолько квалифицированно, что вся греческая философская культура перешла к латинянам. Как философ, держался чистого эклектизма, т. е. не создал своей собственной философской системы и не присоединялся к взглядам какого-либо одного философа, но заимствовал то, что находил правильным, связывая в одно более или менее законченное целое. Так, например, в гносеологии держался скептицизма академиков.
Лактанций Люций Целий Фирмиан (250–330) – христианский писатель, был хорошо образован. Известен как преподаватель риторики. Блж. Иероним называет его христианским Цицероном. Другие – Григорием Богословом Западной Церкви.
Снегирев В. Религиозная идея // Вера и разум. 1891. Т. 2. Ч. 2. С. 535.
Трансцендентным (от лат. transcendere – «переступать») – буквально: выходящим за пределы возможного опыта, лежащий за пределами этого опыта, выходящий за пределы человеческого сознания. Противоположный понятию имманентный, т. е. внутренне присущий, пребывающий внутри, в самом себе.
Бердяев Н. Вера и знание // Вопросы философии и психологии. 1910. II (102). С. 198.
Как известно, XVIII в. называется «веком Просвещения». Именно в это время не только сформировалось, но, главное, с особенным усердием и успехом стало распространяться так называемое «научное мировоззрение» в противоположность мировоззрению религиозному. Хотя основания научного миросозерцания были положены главным образом в эпоху Возрождения, именно в XVIII в. разгорелась упорная и продолжительная борьба против религиозного мировоззрения. Знаменем этой борьбы, поднятой против средневекового уклада жизни и основных начал этой жизни, стала теория прогресса, впервые выраженная писателями XVIII в. А.Р.Ж. Тюрго и Ж.А. Кондорсе и нашедшая свое окончательное завершение в позитивизме О. Конта. См. подробнее: Линицкий П. О двояком миросозерцании: научном и религиозном // Вера и разум. 1901. № 24. С. 353–476.
Булгаков С., прот. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения. СПб., 1993. С. 10.
Введенский А.И. Условия допустимости веры в смысл жизни // Смысл жизни. М., 2000. С. 97.
Чичерин Б. Религия и наука. М., 1879. Предисловие. С. I.
Булгаков С., прот. Основные проблемы теории прогресса // Проблемы идеализма. М., 1902. С. 154.
Глаголев С.С. Религия и наука в их взаимоотношении к наступающему двадцатому столетию // Богословский вестник. 1899. Т. III. № 11. С. 361.
Мустафин В., прот. Границы компетенции религии и науки // Христианское чтение. 2002. № 21. С. 21.
Цит. по: Мустафин В., прот. Границы компетенции религии и науки. С. 22.
Франк С.Л. Религия и наука. Брюссель: Жизнь с Богом, 1953. С. 7.
Чичерин Б. Религия и наука. М., 1879. С. 21.
Бердяев Н. Вера и знание… С. 211.
Соловьев В. Три силы // Собр. соч. Т. 1. Брюссель, 1966. С. 234–234.
Глаголев С.С. Истина и наука // Богословский вестник. 1908. Т. 3. Ноябрь. С. 418.
Лопатин Л. Научное мировоззрение и философия // Вопросы философии и психологии. 1903. IV (69). С. 404.
Вернадский В.И. О научном миросозерцании // Вопросы философии и психологии. 1902. V(65). С. 1417.