К моменту своей гибели одна из самых древних империй на планете, Византийская, имела более чем тысячелетнюю историю. Если же учесть, что византийцы носили самоназвание «ромеи» (римляне) и называли свою страну Ромейской империей (а вслед за ними и другие, прежде всего восточные, народы, называли империю Румом, т. е. – Римом), то отсчет существования этого государства можно вести с момента основания «ветхого» Рима, заложенного на Палатинском холме братоубийцей Ромулом в далеком 735 году до Р.Х.
К середине XV века от могущественного государства, потрясавшего вселенную в течение двух с лишним тысячелетий поступью своих легионов и поражавшего из века в век своей роскошью и культурой окружающие народы, в руках византийских императоров-василевсов остался жалкий клочок земли на Босфоре.
В далекой древности, которая отстояла от времени первого византийского императора Константина Великого[32] на столько же веков, на сколько мы отстоим от него, во времена легендарной Троянской войны, слово «базилевс» относилось к некоему мифическому грифоноподобному существу, очень мудрому и приносившему удачу. Как символ мудрости и удачи, это слово стало затем титулом греческих и восточных царей (самым известным басилевсом был Александр Македонский). Когда столица Римской империи сместилась на восток, римский орел стал двуглавым, а римский император – василевсом (так произносили «басилевс» новые обитатели Боспора Азиатского).
Однако в течение тысячи лет магия древнего слова заметно ослабла. Византийские императоры растеряли удачу и мудрость в политических и религиозных междоусобицах, проигранных войнах, неправосудии, жадности и коррупции. Власть последнего василевса распространялась лишь на столицу – город Константинополь с предместьями: несколько греческих островов у побережья Малой Азии, несколько городов на побережье в Болгарии – а также на Морею (Пелопоннес). Да и то правители этих осколков империи фактически не подчинялись императорской власти. В полупустом и полуразрушенном Константинополе, который так и не смог полностью оправиться от господства западных завоевателей-католиков, жило теперь всего 50 тысяч человек (для сравнения – в XII веке его численность составляла около полумиллиона человек). Моральный авторитет Византии как столицы мирового православия был подорван Флорентийской унией[33], которую православные христиане на Руси и на Востоке восприняли как измену Христу.
Святой равноапостольный император Константин Великий приносит Город в дар Богородице. 11 мая 330 года император Константин официально перенес столицу Римской империи в город на Босфоре и назвал его Новым Римом, Константинополем
Осмысляя историографию Византии, русский писатель Четьих миней (под 14 июня) объяснял плачевное состояние империи тем, что «умножения же ради иконоборныя ереси и проливания ради кровей безчисленных благочестия исповедников, люто от иконоборцев мучимых, отторжися Запад от областей царей греческих, поставив себе царя иного. И нача греческий царь единой только Грециею обладати и то не целою, понеже и Святой град Иерусалим с Палестиною и Сириею и Аравиею, такоже и Египет с подлежащими тому странами во область Сарацинскую взяты быша. Сия же вся грех ради христиан, от истинного благочестия отпадших, к ересям же уклонившихся и иконы святые поправших, от Бога попустишася».
Крестоносцы в Константинополе. Картина Делакруа. 13 апреля 1204 года Константинополь захватили рыцари Четвертого крестового похода. Они сожгли и почти полностью разорили столицу Византийской империи. На ее территории западные завоеватели создали Латинскую империю, в которой экономическое господство перешло к венецианским купцам. Но в 1261 году византийцы, поддержание генуэзцами, отвоевывают Город, и воссоздают Византийскую империю под властью династии Палеологов
Константинополь в XV веке
Здесь составитель Четьих миней (как считают, это был святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси) говорит о ереси иконоборчества как причине ослабления Византийской империи и сокращения ее территории. Что уж было говорить о прямой измене православию – соединении Константинопольской церкви с католическим Римом! При этом надо иметь в виду, что в первой половине XIV века Ромейская империя существовала в значительной мере за счет щедрых пожертвований московских и иных русских князей, видевших в помощи окруженному турками-мусульманами Константинополю свой религиозный и моральный долг. Но после Унии о такой помощи уже не могло идти речи.
Последние византийские императоры словно соревновались между собой в глупости и измене. Мануил в 1397 году пытался продать (!) свое царство Венеции. А претендент на византийский престол Иоанн VII успешно осуществил такую попытку и продал свои права французскому королю за ничтожную сумму. Морейский деспот Дмитрий заключил с Альфонсом Неаполитанским договор о латинской оккупации не только своей Мореи, но и Константинополя. В общем, древней империей ее правители торговали оптом и в розницу.
В то же время Османская империя в течение всего XIV века стремительно набирала очки не только как военная держава, но и как государство, стремящееся в своей внутренней политике последовательно осуществлять принципы законности и веротерпимости.
В «Сказании о Константине» первый русский публицист Иван Семенович Пересветов, говоря о трагической судьбе Византии, указывает, что Греческое царство погибло оттого, что «греческий царь» и вельможи «забыли правду». Именно вельможи – виновники всех неправд в государстве. Пересветов, много поколесивший по миру, служивший в войсках различных государств, живо описывает неправый суд, взяточничество, хищения, междоусобицы, связь, как сейчас бы сказали, государственных чиновников с криминалом. «Все царство заложилось за вельмож! – с горечью восклицает Пересветов. – Царевой грозы к ним не было!».