Примечания

1

Vogel, Blasphemie, S. 184.

2

Stefan Jordan, Francis Fukuyama und das «Ende der Geschichte», в: Zeithistorische Forschungen / Studies in Contemporary History, Online-Ausgabe, 6 (2009), H. 1, URL: http://www.zeithistorische-forschungen.de/1-2009/id=4543, Druckausgabe: S. 159–163.

3

Türcke, Blasphemie, S. 17f.

4

Ebd., S. 23.

5

Самый свежий пример – работа Saint Victor, «Blasphemie», опубликованная на французском языке в 2016 году; на английском – исследование Nash, «Blasphemy in the Christian World»; непревзойденный по богатству материала Levy, «Blasphemy». См. мой пост в блоге о ситуации в научном мире: «Noch eine Geschichte der Blasphemie?» (26. April 2020) на: https://kliotop.hypotheses.org/92 (5.8.20).

6

Лучшее обсуждение этого смотри: Wils, Gotteslästerung.

7

Хейзинга Й., Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах, СПб., 2011, с. 266.

8

Frans Ciappara, Society and the Inquisition in Early Modern Malta, San Gwann, Malta 2001, p. 91f.

9

То же самое относится к исследованию раннего Нового времени: Loetz, Mit Gott handeln; Villa-Flores, Dangerous Speech.

10

Как, напр., Lawton, Blasphemy, p. 5.

11

Подробнее об этом подходе см.: Gerd Schwerhoff, Invektivität und Geschichtswissenschaft Konstellationen der Herabsetzung in historischer Perspektive – ein Forschungskonzept, в: Historische Zeitschrift 311 (2020), S. 1–36.

12

Правдоподобное рассмотрение этого контекста см.: Berkmann, Von der Blasphemie zur «hate speech»?

13

К вопросу о трансцендентном и о том, чем невозможно распоряжаться, см.: Hans Vorländer (Hg.), Transzendenz und die Konstitution von Ordnungen, Berlin/Boston 2013, S. 20ff.

14

Sybille Krämer, Sprache als Gewalt oder: Warum verletzen Worte? в: Stefen K. Herrmann u. a. (Hg.): Verletzende Worte. Die Grammatik sprachlicher Missachtung, Bielefeld 2007, S. 31–48.

15

Steffen K. Herrmann / Hannes Kuch, Verletzende Worte. Eine Einleitung, в: ebd., S. 7–30, цит. S. 10. Несколько иначе обстояло дело в Средние века, см. главу 8.

16

У автора в тексте Halbdackel, дословно «полутакса». Такса в Вюртемберге и Швабии считалась глупой собакой, и это выражение означает «глупее, чем такса». В немецком языке с XVIII века появилось множество производных уничижительных ругательств: Dackelig, Grassdackel, Dachshund (прим. пер.).

17

Луман Н., Социальные системы: Очерк общей теории / Пер. В. Газиева, СПб., Наука, 2007, с. 152.

18

Elijah Wald, Talking ’Bout Your Mama: The Dozens, Snaps, and the Deep Roots of Rap, Oxford 2014.

19

Dagmar Ellerbrock u. a., Invektivität – Perspektiven eines neuen Forschungsprogramms in den Kultur— und Sozialwissenschaften, в: Kulturwissenschaftliche Zeitschrift 2 (2017), S. 2–24, цит. S. 7.

20

Saint Victor, Blasphemie.

21

О возникновении расхождения между двумя немецкими терминами для богохульства – Blasphemie и Gotteslästerung (используемыми в этой книге как синонимы), которое в других языках не встречается, см. главу 7.

22

Ситуационизм – направление в западном марксизме, выступавшее против буржуазного общества потребления (прим. пер.).

23

Aribert Reimann, Dieter Kunzelmann, Göttingen 2009, S. 88; см.: Illonka Czerny, Die Gruppe SPUR (1957–1965), Berlin 2008, S. 125ff.

24

Schwerhoff, Blasphemie zwischen antijüdischem Stigma, S. 149ff.

25

Levy, Blasphemy, p. 46; Lawton, Blasphemy, p. 84; См. также: Roo, Godslastering, p. 238.

26

Относительно христианства см.: Arnold Angenendt, Toleranz und Gewalt. Das Christentum zwischen Bibel und Schwert, 5. aktualisierte Auflage, Münster 2009; особенно – в частности, статьи Kaspar von Greyertz в: Kim Siebenhüner (Hg.), Religion und Gewalt, Göttingen 2006.

27

Krämer, Sprache als Gewalt, S. 41. См.: Axel Honneth, Anerkennung. Eine europäische Ideengeschichte, Berlin 2018.

28

Schwerhoff, Bildersturm und Blasphemie.

29

Assmann, Die Mosaische Unterscheidung, S. 12f., 38, 29. О полемике см.: Rolf Schieder (Hg.), Die Gewalt des einen Gottes, Berlin 2014.

30

Assmann, Totale Religion, S. 29ff., цит. S. 31f. См. его доклад в: Schieder, Die Gewalt des einen Gottes, S. 252ff.

31

Ebd., S. 58ff.

32

По этому и следующим вопросам: Matthias Köckert, Die Zehn Gebote, München 2007; ср. особенно: Piatelli, Daniela, L’offensa alla divinità, p. 403sgg.

33

О различных методах подсчета: Köckert, Die Zehn Gebote, S. 26ff.

34

Ebd., S. 49.

35

См. для сравнения: Christoph Uehrlinger, Exodus, Stierbild und biblisches Kultbildverbot, в: Christof Hardmeier u. a. (Hg.): Freiheit und Recht. Festschrift für Frank Crüsemann zum 65. Geburtstag, Gütersloh 2003, S. 42–77.

36

Erich Zenger u. a., Einleitung in das Alte Testament, 7. durchgesehene und erweiterte Auflage, Stuttgart 2008, S. 154.

37

Köckert, Die Zehn Gebote, S. 51.

38

Thomas Elssner, Das Namensmißbrauch-Verbot (Ex 20,7 / Dtn 5,11). Bedeutung, Entstehung und frühe Wirkungsgeschichte, Leipzig 1999, S. 145.

39

Ebd., S. 274.

40

Основным отрывком является: Гомер, Одиссея, Песнь 4, стихи 499слл. Другие источники об изнасиловании и оскорблении культового образа: W. H. Roscher, Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie, Band 1, Leipzig 1890, Sp. 133–140; ср.: Merkel, Gotteslästerung, Sp. 1187f.

41

Об интерпретации мотива гнева у Гомера и Аристотеля см.: Johannes F. Lehmann, Im Abgrund der Wut. Zur Kultur— und Literaturgeschichte des Zorns, Freiburg i.Br. 2012, S. 47ff.

42

Основная работа: Bernhard Linke, Antike Religion, München 2014. Для дальнейшего чтения см.: Burkhard Gladigow, Strukturprobleme polytheistischer Religionen, в: ders., Religionswissenschaft als Kulturwissenschaft, Stuttgart 2005, S. 125–137; Walter Burkert, Griechische Religion der archaischen und klassischen Epoche, Stuttgart 1977, прежде всего, S. 331ff.

43

Lehmann, Abgrund der Wut, S. 51.

44

Burkhard Gladigow, Präsenz der Bilder – Präsenz der Götter: Kultbilder und Bilder der Götter in der griechischen Religion, в: ders., Religionswissenschaft als Kulturwissenschaft, Stuttgart 2005, S. 62–72; Scheer, Kultbild.

45

Linke, Antike Religion, S. 48, 95ff.

46

Ebd., S. 7.

47

Burkert, Griechische Religion, S. 371.

48

John Scheid, Quand faire, c’est croire. Les rites sacrificiels des Romains, Paris 2005.

49

Jörg Rüpke, Pantheon. Geschichte der antiken Religionen, München 2016, S. 137.

50

Scheer, Kultbild, S. 130ff.

51

Rüpke, Pantheon, S. 155; Scheer, Kultbild, S. 307.

52

Scheer, Kultubild, S. 312.

53

Burkert, Griechische Religion, S. 372.

54

Levy, Blasphemy, S. 7. Этот автор следует все еще основополагающей по содержащемуся материалу, но частично устаревшей с точки зрения проведенного анализа работе von Derenne, Les procès impiété, p. 9ff.; см. также: Rudhardt, La définition du délit d’impiètè.

55

Burkert, Griechische Religion, S. 408ff. Цитата на S. 411.

56

Aristoteles, De Virtutibus et Vitiis 1251a30; см. Dressler, Philosophie, S. 9.

57

Burkert, Griechische Religion, S. 375.

58

Scheer, Kultubild, S. 152ff.

59

Ebd., S. 172ff.

60

О сообщении Павсания (8.23.6) в деталях: Scheer, Kultbild, S. 155ff.

61

Классический взгляд: Rudolf Hirzel, Die Strafe der Steinigung, Leipzig 1909, прежде всего S. 251ff. Среди современных изданий см., напр.: Winfried Schmitz, Nachbarschaft und Dorfgemeinschaft im archaischen und klassischen Griechenland, Berlin 2004, S. 393ff.

62

Scheer, Kultbild, S. 158ff.

63

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перикл 32.1. По этому поводу см.: Derenne, Les procès impiété, p. 13ff.; Dressler, Philosophie vs. Religion, S. 63f.

64

Vorsokratiker 59 A 1 (12) (http://www.gottwein.de/Grie/vorsokr/VSAnaxag01.php).

65

Derenne, Les procès impiété, p. 45ff.; Dressler, Philosophie vs. Religion, S. 89ff. Обвинения в асебии, вероятно, не затронули трагика Еврипида (вопреки Levy, Treason, p. 9f.). Dressler, Philosophie vs. Religion, S. 137f.

66

Ср. из обширной литературы последнего времени: Robin Waterfield, Why Socrates died. Dispelling the Myths, London 2009, а также Dressler, Philosophie vs. Religion, S. 113ff.

67

Диоген Лаэртский. 2.40.

68

Wolfgang Will, Der Untergang von Melos, Bonn 2006, S. 54ff., цит. S. 59; Scheer, Kultbild, S. 234ff.; Oswyn Murray, The Affair of the Mysteries: Democracy and the rinking Group, в: ders. (Hg.): Sympotica. A Symposium on the Symposion, Oxford 1994, p. 149–161.

69

Burkert, Griechische Religion, S. 426ff. Об оскорблении мистерий см.: Will, Der Untergang von Melos, S. 48ff., в частности, 87, S. 138f. Там же приведен список литературы по данной теме.

70

Против этой интерпретации см.: Murray, The Affair of the Mysteries, p. 155f.

71

Основной фрагмент Diodor 13.6.7. См.: Scheer, Kultbild, S. 230ff., а также Will, Der Untergang von Melos, S. 59ff. Не учитывая исторических обстоятельств, Will переводит (S. 71) асебию, в которой был обвинен Диодор, словом Blasphemie (богохульство), по смыслу, возможно, подходящим здесь, но все же анахроническим. К состоянию новейших исследований по Диодору см. рецензию Якуба Филоника на работу Marek Winiarczyk, Diagoras of Melos. A Contribution to the History of Ancient Atheism, Berlin 2016, в: H-Soz-Kult, 15.10.2018, www.hsozkult. de/publicationreview/id/reb-25925 (5.8.20).

72

Цицерон, О природе богов III.89.

73

Scheer, Kultbild, S. 231f.

74

Burkert, Griechische Religion, S. 411.

75

О нижеописанных событиях, прежде всего, см. остроумное изложение Klaus Bringmann, Geschichte der Juden im Altertum. Vom babylonischen Exil bis zur arabischen Eroberung, Stuttgart 2005; Peter Schäfer, Geschichte der Juden in der Antike, 2.Auflage, Tübingen 2010; по поводу древней эпохи: Manfred Clauss, Geschichte Israels. Von der Frühzeit bis zur Zerstörung Jerusalems (587 v. Chr.), München 1986.

76

См.: Clauss, Geschichte Israels, S. 102ff.

77

Ebd., S. 137ff.

78

Ebd., S. 199ff.

79

Bringmann, Geschichte der Juden im Altertum, S. 46.

80

См.: Schäfer, Geschichte der Juden in der Antike, S. 42ff.; данное изложение основывается на тогдашнем состоянии исследований; более современные представления отражены в: Joh. Chr. Bernhardt, Die jüdische Revolution. Untersuchungen zu Ursachen, Verlauf und Folgen der hasmonäischen Erhebung, Berlin/Boston 2017, а именно S. 110ff. и 217ff; автор считает вымышленными как эллинизм части еврейской верхушки, так и религиозные эдикты Антиоха IV.

81

Schäfer, Geschichte der Juden in der Antike, S. 44; ср. также сообщение о жертвоприношении Гераклу в: 2 Мак 4, 18слл.

82

1Макк. 1, 21–24; 2Макк. 5, 15–16.

83

Schäfer, Geschichte der Juden in der Antike, S. 51ff.

84

Bernhardt, Die jüdische Revolution, S. 274.

85

Ebd., S. 147ff, 174ff. См. в целом Schäfer, Judenhass.

86

Bringmann, S. 218ff.; Schäfer, Judenhass, S. 198ff.

87

См.: Иосиф Флавий, Против Апиона, ниже цитируются отрывки из этого сочинения. Подробный анализ см. у Schäfer, Judenhass, S. 85ff. (осел, человеческое жертвоприношение), а также S. 191ff. (свинина, суббота, обрезание).

88

 В русских изданиях (напр., Иосиф Флавий. Иудейсиее древности. М., 2002, т. 2) нумерация отрывков сочинения «О древности иудейского народа (Против Апиона)» отличается от приведеной Шверхоффом: отрывки, цитируемые здесь и ниже, в русском издании соответствуют отрывкам 6–8 книги 2 (прим. ред.).

89

Psalmen Salomos 2, 1–8, 24–31; ср.: Bringmann, Geschichte der Juden im Altertum, S. 166f. Позднее участник триумвирата Красс предстал как разрушитель храма, также наказанный Богом, ebd., S. 169.

90

Bringmann, Geschichte der Juden im Altertum, S. 186f.

91

Ebd., S. 225f.

92

Ebd., S. 231.

93

Ebd., S. 240.

94

Clauss, Kaiser und Gott, S. 46ff.

95

Elke Blumenthal, Die Göttlichkeit des Pharao. Sakralität von Herrschaft und egitimierung im alten Ägypten, в: Franz-Reiner Erkens (Hg.): Sakralität von Herrschaft, Berlin 2002, S. 53–62, цит. S. 53.

96

Clauss, Kaiser und Gott, S. 354ff.

97

Светоний, Жизнь Тиберия 58; см. др. примеры: Clauss, Kaiser und Gott, S. 335f.

98

Ebd., S. 383.

99

Niklas Holzberg, Racheakt und «negativer Fürstenspiegel» oder literarische Maskerade? В: Gymnasium 123 (2016), S. 321–339, особенно S. 326f. См. также пример в моем блоге: Verkürbissung eines Kaisers (22. Mai 2020) auf https://kliotop.hypotheses. org/138 (5.8.20).

100

Schäfer, Judenhass, S. 200.

101

Ebd., S. 161ff.

102

Ebd., S. 168f. и 264.

103

Kurz Karen Piepenbrink, Antike und Christentum, Darmstadt 2007; содержательная, но весьма спорная из-за своей односторонности работа: Clauss, Ein neuer Gott.

104

См. об этом и нижеследующем: Friedrich Winkelmann, Geschichte des frühen Christentums, 4. aktual. Auflage, München 2007, S. 34ff.

105

Winkelmann, Geschichte des frühen Christentums, S. 48ff., цит. S. 49. То, что царь Агриппа I из рода Ирода был наказан ангелами Божьими и заразился смертельной болезнью, потому что народ поклонялся ему как богу, кажется логичным для Деяний 12: 23: он не оказал Богу необходимой чести. Schäfer, Geschichte der Juden, S. 138 говорит о его «богохульстве».

106

Schäfer, Geschichte der Juden in der Antike, S. 180.

107

Shaw, Sacred Violence, p. 287ff.

108

Ibid., p. 211.

109

Winkelmann, Geschichte des frühen Christentums, S. 30ff.

110

Тертуллиан, Апологетик 16, 12; К язычникам I, 14. Shaw, Sacred Violence, p. 269f.

111

Классическая работа о распространении легенд: Norman Cohn, Europe’s Inner Demons. An Enquiry Inspired by the Great Witch-Hunt, Sussex 1975, p. 1ff.

112

Joseph Walsh / Gunther Gottlieb, Zur Christenfrage im zweiten Jahrhundert, в: Gunter Gottlieb / Pedro Barceló (Hg.): Christen und Heiden in Staat und Gesellschaft des zweiten bis vierten Jahrhunderts, München 1992, S. 3–86, S. 21ff. выделяют в общей сложности десять причин; об агрессивном языке S. 38ff.

113

Pedro Barceló, Fundamentalistische Tendenzen in Heidentum und Christentum des 4. Jahrhunderts, в: ders., Religiöser Fundamentalismus, S. 119–134, цит. S. 122.

114

Clauss, Ein neuer Gott, S. 148.

115

Ebd., S. 146.

116

Ebd., S. 293ff.

117

Piepenbrink, Antike und Christentum, S. 70.

118

См. в общих чертах: Piepenbrink, Antike und Christentum; Jochen Martin, Spätantike und Völkerwanderung, 4. Auflage, München 2001; Peter Brown, The Rise of Western Christendom. Triumph and Diversity, A. D. 200–1000, Second Edition, Malden, Mass. 2003, p. 58ff.; Betonung von Fundamentalismus und Gewalt vor allem bei Ramsay Macmullen, Christianity and Paganism in the Fourth to Eighth Centuries, New Haven/London 1997; а также: Clauss, Ein neuer Gott, S. 293f.

119

См. в общих чертах: Karl Leo Noethlichs, Art. «Heidenverfolgung», в: Reallexikon für Antike und Christentum 13 (1986), Sp. 1149–1190, конкретно Sp. 1161.

Загрузка...