В театральной традиции актеры играют роли и через поведение своих персонажей раскрывают их характер. Актёр, играя своего героя на сцене, учится придерживаться сценария и ставить акцент на определенных характеристиках поведения персонажа и особенностях его общения с другими. Эта аналогия кажется мне самой подходящей для описания типов женского поведения в отношениях внутри пары.
Возможно, самым точным определением было бы определение «паттерна» как повторяющегося образца поведения, с помощью которого поддерживается равновесие системы, но мне ближе аналогия с театром и его вселенной, где драма или комедия человеческих отношений выражается через характер персонажа и его историю.
Разница же с театром в том, что в нашем случае герои – реальные люди, а не театральные персонажи, а их действия в большинстве случаев не выбираются, а совершаются внезапно или спонтанно без четкого планирования. Сценарии поведения, таким образом, не разыгрываются как роли, выбранные для театральной интерпретации пьесы, а являются действиями и реакциями человека в его собственном стиле. По этой причине они, как правило, остаются постоянными даже при смене партнера: каждый раз человек продолжает играть роль своего постоянного персонажа в новой комедии.
Холодные рационалисты могут посчитать это доказательством нерациональности и неразумности людей, но те, кто изучают механизмы возникновения проблем и их решений за пределами жестких рамок рациональной мысли, хорошо знают, что это является способом взаимоотношений между субъектом и реальностью. «Любое объяснение является гипотезой, но нет такого гипотетического объяснения, которое могло бы убедить в любви», – утверждал Людвиг Витгенштейн[5].
Каждый из нас неизбежно создает свой собственный стиль управления реальностью, основанный на личном опыте, постепенно с течением времени складывая мозаику из тех способов, которые показали себя эффективными для достижения желаемых результатов.
Именно эффективность определенных способов поведения заставляет нас прибегать к ним и позже в аналогичных ситуациях.
Поэтому то, что я называю сценариями поведения в контексте отношений в паре, является определенным и специфическим способом управления отношениями с партнером, результатом индивидуального опыта «ассимиляции и аккомодации». Великий психолог Пиаже[6] использовал эти два механизма для определения эволюционного процесса, который каждый индивид реализует в своем развитии: открытие – обучение – приобретение навыков управления окружающей реальностью. В нашем случае этот процесс касается сферы эмоций и привязанностей, которые затем развиваются в романтические и любовные отношения.
Прошу простить мне это теоретическое отступление, необходимое для того, чтобы очистить сферу нашего исследования от гипотез о психодинамике детских травм, гипотез о внутренних импульсах и от психиатрических биологических гипотез, выдвигающих предположение, что повторение какого-либо поведения в любовных отношениях определяется наличием некого гена.
Паттерны действия и реакции повторяются как динамические механизмы, которые поддерживают равновесие личности человека и его идентичности в отношениях с партнером.
На этом этапе читательница может спросить себя: «В чем же состоит проблема?»
До этого момента все кажется совершенно естественным результатом адаптации по Дарвину и личностного роста по Пиаже. Проблема возникает тогда, когда актер больше не в силах менять своего персонажа, когда его роль – в театральном значении – не поддается изменениям, а он сам становится ее заложником.
Так происходит в любовной истории, когда человек упорно следует одному и тому же образцу поведения даже перед лицом неудачи: будучи не в состоянии изменить модель отношений и своего поведения, он способствует все большему закреплению дисфункциональных отношений с партнером.
Любовь, как и все явления, имеет свое развитие, поэтому отношения между двумя партнерами могут потребовать изменений в поведении, чтобы эти отношения сохранились.
Следовательно, то, что изначально дало саму возможность контакта и начала романтических отношений, возможно, затем должно будет измениться с учетом развития отношений.
Если это окажется невозможным из-за того, что сформировавшийся сценарий отношений стал слишком жестким, то кризис будет неизбежен.
Любовные отношения, перефразируя Верлена, подобны судну с парусами, ведомому порывами ветра и рискующему разбиться о скалы, встреча с которыми неизбежна в открытом море, если судно не будет находиться под управлением искусного рулевого.
В давно минувшие времена мужчина брал на себя роль «рулевого», даже если им тонко манипулировали женщины, способные прибегать к тонким уловкам.
Сегодня мужчина эту роль не исполняет, поэтому у руля оказывается женщина, и именно она должна стать искусным рулевым.
Формулировка «паттернов отношений», которые я назвал сценариями, появилась путем анализа нескольких сотен ситуаций из жизни моих коллег и сотрудников, которые доказали не только, что эти сценарии действительно существуют, но и то, что они воспроизводятся как в их собственной жизни, так и в жизни их пациентов. Примерно год назад я выступал с моим докладом по этой теме на специализированном семинаре по терапии пар, что само по себе было несколько провокационно, учитывая, что участвовавшие в нем психиатры и психотерапевты были в основном женщинами, многие из которых придерживались феминистских взглядов. К моему удивлению, коллеги, приехавшие со всего мира, не оспаривали мое мнение, а наоборот, оценили его, согласившись, что оно не является мужским провокационным заявлением о женской несостоятельности. Напротив, они сочли мою формулировку сценариев любовных отношений полезным описанием «территории любви» и тех ошибочных путей, которые нередко выбирают женщины, оказываясь в них.
Такая реакция с их стороны убедила меня в необходимости написать книгу, которая должна быть легкой в чтении и полезной для читателей.
Итак, в этой книге, посредством прагматических терминов, описаны семнадцать форм выявленных мной сценариев развития любовных отношений как моделей действий и реакций; после каждого из них в качестве иллюстрации приведена история из жизни, позволяющая читающему понять динамику развития отношений через отождествление себя с персонажем этой истории и его переживаниями.
Красивая, здравомыслящая, добрая, всегда движимая самыми лучшими намерениями; элегантная и сдержанная; обаятельная, всегда любезная и вежливая со всеми; умная, старательная, успешная в учебе и работе. Такой можно представить современную фею. Она кажется настолько совершенной, что, похоже, лучше держаться подальше, чтобы не «запачкать» ее.
Однако женщина со всеми этими прекрасными качествами характера тоже совершает драматические ошибки в любовных отношениях с партнерами. Как любое лекарство при передозировке превращается в яд, так и свойство феи «всегда и во всем быть прекрасной» может оказаться смертельно вредным для нее самой. Наиболее очевидным проявлением этого качества в романтических отношениях является неспособность инициировать и поддерживать конфликт в отношениях с партнером. Фея непременно стремится любой ценой избежать конфликтов, даже если это наносит ущерб самим отношениям.
Эта особенность ее характера побуждает прощать любое зло или насилие, поскольку для нее первостепенной потребностью является сохранение спокойных отношений с партнером: в ее истории, как в сказках, у всего должен быть счастливый конец. Но к несчастью для нее, наша фея часто встречает партнеров, имеющих комплементарные сценарии. И действительно, нередко у нее завязываются отношения с партнером, являющимся отнюдь не миролюбивым и благожелательным «волшебником», а наоборот, чаще всего человеком неверным и движимым не лучшими намерениями, а самыми порочными страстями. Эти отношения будут убийственны для милой феи. Ее прекрасным манерам будут противопоставлены диаметрально противоположные: агрессия, недоброжелательность, несправедливость и достаточно часто склонность к предательству. Пара «фея – изменник» столь же смертельна для героини с таким сценарием, как и довольно часта.
Кроме того, сочетание этих дополняющих друг друга сценариев не ограничивается сферой любовных отношений, а проявляется и в дружеских отношениях, особенно у женщин. Наша фея с чудесным характером нередко подвергается плохому обращению и неожиданному предательству со стороны своих самых близких подруг. Ей как будто удается навлечь на себя непредсказуемую ярость даже, казалось бы, кротких людей по причине невыносимого отсутствия у нее недостатков. В чем же причина такой несправедливости? В том, что она слишком идеальна. Это весьма распространенное явление в отношениях в подростковом возрасте, но нередко этот поведенческий паттерн можно обнаружить и в более позднем возрасте, возможно, из-за замедленного развития личности.
Однако, анализируя непосредственно свой жизненный опыт, фея должна была бы убедиться, что мир в основе своей зол, и перед лицом существенных доказательств ей стоило бы приобрести ту необходимую для выживания крупицу здоровой злости. В конце концов, она осознала бы, что причина ее проблем в ее собственном ошибочном поведении, ибо парадокс в том, что ее наказывают за излишнее дружелюбие. Осознав это, она проживает естественную реакцию – изменить свое поведение на противоположное. Однако, она никогда не сможет стать агрессивной или стервозной, поскольку для нее это невозможно. Поэтому единственной возможностью возмездия для нее является превращение в «ведьму» в плане чувств, а не поведения, и тогда мы видим, что каким бы милым не оставалось ее поведение, внутри она становится порочной и злой. Из этой трансформации вытекает внутренняя дисфункция, заключающаяся в противоречии между двумя способами самовыражения в межличностных отношениях, которая, имея характер приобретенный, а не врожденный, неизбежно приведет к результатам, противоположным желаемым. Утрата первоначальных качеств, если при этом наша фея не приобретает способность влиять на дурное поведение других, является лишь маскирующей операцией, и разрушает саму фею, и на этот раз у тех, кто будет считать ее виноватой, будет для этого основание.
Ее длинные белокурые кудри соскользнули с плеч на клавиатуру пианино. Длинные изящные пальцы бегали от белых клавиш к черным, вызволяя из инструмента проникающую мелодию ноктюрна Шопена.
Под длинным темным платьем угадывалось изящное тело, словно стремящееся за потоком музыки…
Она закончила играть и встала. Высокая, подобная статуэтке, она стояла перед аудиторией, разразившейся как всегда бурными аплодисментами. С ее светлой улыбкой и ангельским взглядом, казалось, она явилась из других миров, из самой удивительной из когда-либо рассказанных сказок.