Воду обычно добавляют на глаз, так как ее количество зависит от используемого сорта муки. Главное, чтобы тесто не липло к рукам, не расплывалось из-за ее избытка и не трескалось и не крошилось от чрезмерной сухости.
Ниже предлагаются три основных рецепта теста. Для некоторых целей могут потребоваться специальные, более сложные рецепты. Они также будут приведены в этой книге.
Рецепты соленого теста даются из расчета на 200 г муки. Соблюдая пропорции, вы можете замесить столько теста, сколько потребуется для изготовления той или иной поделки.
Рецепт № 1
♦ По 200 г муки, соли
♦ 100 г крахмала
Такое тесто хорошо подходит для лепки изделий с мелкими деталями, требующими тщательной проработки.
Рецепт № 2
♦ По 200 г муки, соли
♦ 0,65 ч. л. обойного клея
Это тесто отличается прочностью и эластичностью.
Рецепт № 3
♦ По 200 г муки, соли
♦ 1 ст. л. растительного масла
Смешайте ингредиенты и тщательно вымешивайте тесто в течение 15–20 мин. Для маленьких порций понадобится меньше времени.
Желательно перед работой подержать готовое тесто 2 ч в холодильнике.
Если у вас осталось тесто, вы можете хранить его в холодильнике, завернув в пакет, но не больше суток. Обычно после этого тесто слегка раскисает, поэтому для продолжения работы нужно добавить в него небольшое количество муки. Окрашенное тесто лучше не оставлять на другой день: при добавлении муки цвет меняется, тускнеет.
Лучше всего сделать сухой замес из муки, соли и дополнительных ингредиентов в большом объеме, а затем брать его небольшими порциями и смешивать с водой и, если необходимо, красителями. Сухой замес может храниться очень долго.
Для того чтобы тесто не засыхало в процессе работы, ту часть, которую в данный момент не используете, накрывайте салфеткой или целлофановым пакетом.
Отдельные детали легко соединить, просто слегка смочив тесто с помощью кисти или пальца. Не переусердствуйте, чтобы тесто не начало расползаться.
Для соединения просушенных деталей вам понадобится развести немного сухой смеси до жидкого состояния (как тесто для оладий). Эта смесь пригодится, если какая-нибудь деталь отвалится в процессе сушки, а также для замазывания иногда появляющихся на изделиях трещин – в этом случае нужно развести тесто погуще.
Этот способ подходит только для неокрашенного теста, на цветном будут оставаться белесые разводы. Для цветного теста используют клей или крепят детали на проволоку либо зубочистку.
Окрашивать поделки из соленого теста можно двумя способами: окрашивать уже готовые изделия или добавлять краску в тесто во время замешивания. Кроме этого, изделия еще можно глазуровать. В этом случае они подрумяниваются и имеют естественный и очень привлекательный вид. Рассмотрим каждый способ подробнее.
Для окрашивания изделий из соленого теста лучше всего подходят такие краски, как гуашь, темпера или акрил.
Окрашивается уже полностью готовое и просушенное изделие. Старайтесь выбирать мягкие кисти из натурального волоса. От того, какого качества будут кисти, зависит внешний вид ваших поделок: каждая деталь окрашивается отдельно, при этом нужно быть предельно аккуратным, чтобы краска не заходила на соседние детали, поскольку это придает работе неряшливый вид. Для начала достаточно иметь две кисточки: № 10 для окрашивания больших участков и № 1–2 для мелких деталей.
Также имеет значение густота краски. Жидкие краски здесь не подходят, если только вы не собираетесь нанести тонкий слой поверх уже окрашенной поверхности для создания дополнительного оттенка (возможно только с акрилом или темперой). Не подойдет и слишком густая краска, не нужно допускать грубых мазков. Краска должна ложиться ровно и мягко, покрывая сплошным слоем всю поверхность детали.
Конечно, можно смешивать краски по своему вкусу, добиваясь нужных оттенков.
В начале работы надо покрыть каждую деталь основным цветом. После просыхания добавить мазками более темные цвета в тенях и светлые блики на выпуклых поверхностях. Если есть необходимость, добавьте другие цвета: румяный бочок на яблоке, розовые щечки у человечков, темные прожилки на цветах, яркие крапинки на птичьем оперении и т. д.
Можно растирать и смешивать краски прямо на изделии, получая плавный переход от одного цвета к другому. Это требует некоторого навыка, но если вы немного потренируетесь, то не пожалеете: изделие заиграет удивительными оттенками. Этот способ особенно хорош при окрашивании крупных изделий без лишних деталей.
Также на крупные детали можно наносить рисунок: от простеньких орнаментов из черточек и точек до целых сюжетных композиций (например, на вазах).
Особенно нарядно смотрятся изделия, окрашенные с помощью акрила металлических оттенков (серебро, золото и т. д.), блесток, с рисунками, нанесенными объемным контуром.
Поделки, выполненные из цветного теста, избавляют от неаккуратных потеков и мазков, которые неизбежны у неопытного художника. Да и беспокоиться об окрашивании труднодоступных мест в этом случае не нужно. Наверное, этот способ самый простой и беспроигрышный.
Краску добавляют в сухой замес с небольшим количеством воды и тщательно перемешивают. Затем добавляют остальную воду. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не приобретет ровную окраску. Исключение составляет тесто с «мраморным» эффектом: в этом случае должны остаться разводы при смешивании краски с неокрашенным тестом или соединении кусочков теста разных оттенков.
Для цветного замеса идеально подходит гуашь. Можно также использовать масляные краски, но после них гораздо труднее отмыть руки.
Дополнительные оттенки получают, варьируя количество краски, добавляемой в тесто, и смешивая несколько цветов при замесе. Очень легко смешивается уже готовое тесто разных оттенков, так что достаточно заготовить несколько порций основных цветов: красный, желтый, синий, белый, черный, можно зеленый и коричневый – получится богатая палитра.
Сразу следует предупредить, что фиолетовый цвет очень трудно получить путем смешивания, поэтому лучше использовать готовую фиолетовую краску.
Помимо гуаши, можно использовать пищевые красители, натуральные соки и краску для окрашивания пасхальных яиц. В продаже также есть сухие колеры.
На готовое изделие по желанию можно нанести дополнительный рисунок. Для этого лучше всего подходят акриловые краски.
Глазурование не является окрашиванием – это нанесение на поверхность поделки специальной смеси, которая дает возможность изделию подрумяниться в процессе сушки. Обычно для этого используют молоко, смешанное с водой (это относится только к молоку с высоким процентом жирности). Еще для глазуровки можно использовать яичный раствор: 1 яйцо на 1 стакан воды. Поделки, покрытые таким раствором, приобретают глянцевый блеск. Еще можно использовать крепкую сладкую заварку черного чая, которая также дает красивый коричневый тон и блеск.
Смесь наносят широкой мягкой кистью в процессе сушки, когда собираются поднять температуру до 150 °С. Чем дольше держать глазурованное изделие в духовке, тем темнее будет его общий тон.
Глазурованные поделки выглядят очень нарядно и естественно: затекая в углубления, смесь дает более темные оттенки и подчеркивает рельеф изделия, появляются приятные тоновые переходы от коричневых цветов к золотистым. Только не следует передерживать изделие на огне.
Особенно хорошо этот способ тонировки подходит для изделий в классическом и фольклорном стиле: венки, корзинки с цветами, различные плетенки, уютные панно для кухни.
Внимание! При описании изготовления игрушек не будет указан способ окраски, чтобы каждый мог сам выбрать наиболее подходящий. Исключение составляют те поделки, которые выигрышнее смотрятся только при определенном способе окраски.
Лакировать изделие или нет, каждый решает сам. Лакированное изделие, особенно окрашенное, хранится, безусловно, гораздо дольше и менее чувствительно к влаге. Но и нелакированные поделки из соленого теста тоже хранятся достаточно долго, но не столь влагостойки.
Поделки, в которых использованы кружево, ленты, бусины и другая фурнитура, лакировать гораздо сложнее. Перед началом работы обязательно проверьте, как лак будет влиять на эти дополнительные детали.
Обязательно нужно покрывать лаком изделия, окрашенные гуашью по первому способу (уже готовое изделие): краска может осыпаться или потрескаться со временем. Акрил более прочен, так как имеет лаковую основу. Если вы хотите придать изделию глянцевый блеск, то лак, безусловно, необходим. В зависимости от конкретных целей, можно использовать глянцевые или матовые лаки.
Предпочтительнее использовать акриловые лаки, лучше художественные. Но подойдет и обыкновенный мебельный лак. Если лак имеет резкий запах, заранее позаботьтесь о рабочем месте: помещение должно быть хорошо проветриваемым, в этом случае лучше выполнять работу на лоджии или в коридоре.
Наносить лак можно распылением (понадобится специальный распылитель или лак в баллоне) или широкой плоской кистью из щетины.
Обязательно надо следовать инструкции, прилагающейся к выбранному лаку.
Используя сухие растения, не забывайте о необходимости нанесения на них лака из баллончика. Для этого подойдет даже лак для волос сильной фиксации.
Сушить поделки можно в духовом шкафу или на воздухе.
Последнее намного дольше, потому что за сутки соленое тесто высыхает только на 1 мм. К тому же крупные детали могут осесть за такое время. Абсолютно неприемлем такой способ при создании сложных изделий, когда последующие детали добавляются только после подсыхания предыдущих. Зато таким образом можно сушить небольшие плоские поделки, особенно если вы никуда не торопитесь.
Для соленого теста подходят как газовые, так и электрические плиты. Но не пытайтесь сушить изделия в микроволновой печи: ничего хорошего из этого не получится.
Духовка электрической плиты имеет преимущество перед газовой: ее температуру легче регулировать. Газовую духовку приходится время от времени приоткрывать, чтобы температура снизилась.
Сушить изделия можно как один день, так и, при нехватке времени, растянуть сушку на несколько дней.
В первом случае соблюдают следующий температурный режим для изделия толщиной 5 мм:
изделие ставят в холодную духовку;
первый час сушат при температуре 75 °С;
второй – при температуре 100 °С;
затем 30 мин при 120 °С и еще 30 мин при 150 °С.
Чтобы проверить, просушилась ли ваша поделка, используйте проверенный способ – постучите по ней: хорошо просушенное изделие издает звонкий звук при постукивании.
Во втором случае изделие сушат при небольшой температуре, не больше 120 °С. В первый день изделие оставляют в духовке на 30 мин, в последующие – на 1 ч, до полного просыхания.
1. Для изготовления изделий с тонкой выделкой не используйте соль грубого помола.
2. Плоские изделия, особенно большого размера, лучше сразу делать на противне, чтобы не деформировать при переноске. Если на противне делать неудобно, то подойдет разделочная доска из дерева или огнеупорного стекла. После того как изделие затвердеет при малых температурах, его можно переложить на противень.
3. Чтобы плоское изделие не приставало к противню, нужно подстелить под изделие пищевую фольгу. Но, как правило, изделия не пристают или, подсохнув, легко отделяются от поверхности. Чтобы проверить, как будет себя чувствовать тесто на противне, можно сделать пробную сушку.
4. Если нужно получить идеально ровный пласт теста, то используют две дощечки одинаковой толщины. Положите их на стол на некотором расстоянии друг от друга, а между ними поместите кусок теста. Раскатывайте тесто так, чтобы скалка обоими концами опиралась на дощечки.
5. Важно, чтобы в изделии не было внутренних пузырей, из-за них тесто во время сушки может провалиться. Тщательно проминайте тесто.
6. Руки, ноги и другие тонкие детали должны быть прижаты к основе фигурки, иначе они отломятся.
7. Волосы, шерсть, траву можно сделать, продавливая тесто сквозь ситечко или чесночный пресс.
8. Если у фигурки нужно сделать прическу с длинными волосами, а у вас в результате продавливания получаются только короткие, накладывайте их рядами друг на друга, небольшими порциями, начиная от кончиков волос.
9. Когда требуется ровно соединить на плоскости две детали, например, стороны рамки или смыкающиеся в кольцо концы колбаски для венка или рамы, наложите одну на другую под нужным углом и, прорезая обе ножом насквозь, отсеките лишнее. Детали полностью совместятся.
10. Если вы хотите получить плавные, округлые бороздки, делайте их стекой сквозь целлофан.
11. При вырезании формой, чтобы у детали были гладкие края, слегка смочите форму, но будьте осторожны: вырезанную фигуру нельзя переносить с места на место, пока края немного не подсохнут.
12. В гуашь при раскрашивании можно добавить немного клея ПВА.
13. Украшения, предназначенные для ношения на теле, надо обязательно покрывать лаком.
14. Если при замазывании трещин получилась шероховатая поверхность, обработайте ее шкуркой № 0.