Чтобы подробнее раскрыть суть первого блока работы, следует выделить несколько основных вопросов, которые необходимо в нем разобрать. Здесь определим понятие и содержание государственного управления органами юстиции, рассмотрим систему органов юстиции в Российской Федерации, а также основные направления их деятельности. В этом же блоке работы, обозначим полномочия Министерства юстиции и правовое положение его территориальных органов. Систему управления юстиции в Российской Федерации определяет основной закон, обладающий высшей юридической силой,[3] а также принятые в соответствии с ним различные законы, Кодексы Республики Беларусь, Постановления Правительства, Постановления Министерства юстиции Российской Федерации, Указы Президента с Инструкциями, которые отметим несколько ниже. Стоит сказать, что нормы управленческого права составляют элемент публичного правопорядка, а значит имеют прямое отношение к регламентации видов управляемой деятельности, но с точки зрения управленческого права вряд ли можно согласиться с мнением, что все виды деятельности управляемы. Управление в области юстиции – это, прежде всего, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, то есть отношения в области управленческого права, которое имеет особое значение в механизме правового воздействия на общественные отношения, так как оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются по поводу реализации функций государственного управления. Нельзя отвлекаться от гражданского общества, отношения в котором не позволяют публичной власти проникать во все сферы его жизнедеятельности, ведь отношения здесь регулируются не только правовыми, но и другими социальными нормами. Внешние управленческие отношения характеризуются множественностью видов их субъектов, где каждый вид отличается от другого по своему назначению и правовому положению. Таким образом, можно выделить их подвиды: например, Правительство и федеральные министерства. Этим определяется множественность вариантов административных отношений между их субъектами.
Обозначив структуру Министерства Юстиции Российской Федерации, стоит перейти к более детальному рассмотрению данного блока работы. Следует отметить, что управление в области юстиции состоит в организационном руководстве нотариата, методическом руководстве и правовом регулировании деятельности юридической службы, органами ЗАГС, адвокатурой и т. д. Содержанием этой деятельности, является реализация правоохранительной функции государства, зафиксированного в Конституции, то есть обеспечение точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами; охрана общественного порядка, а также защита прав организаций и граждан. Управлению в области юстиции присущи те же черты, что и другим отраслям государственного управления: подзаконность и государственно-властный характер. Вместе с тем, этому виду управления свойственны качества, обусловленные спецификой задач, стоящих перед органами юстиции, а также особенностями их реализации, которые определены несколько ниже.
В предыдущих вопросах были рассмотрены понятие и содержание государственного управления органами юстиции, система органов юстиции в Российской Федерации, а также обозначен ее правовой статус. В этом структурном элементе работы, определим основные задачи и направления деятельности органов юстиции Российской Федерации, которые следует выразить через основные осуществляемые ими функции. Данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний. Также, в перечень задач Министерства входит регистрация некоммерческих организаций, политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, в сфере территориального устройства Российской Федерации, организации местного самоуправления, разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также правоприменительные функции.
Определим общую компетенцию органов юстиции, которую выразим через основные осуществляемые ими функции:
1 разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2 нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3 обеспечение в пределах полномочий защиты прав и свобод человека;
4 организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
5 осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Далее обозначим более детально основные полномочия Министерства, отметив, что правовой статус Министерства юстиции определяют такие документы как Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации,[4] Регламент Министерства юстиции Российской Федерации,[5] а также два Приказа об утверждении положения о Главном Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их перечня. Все документы представлены на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.[6] Возглавляет Министерство Министр юстиции, который входит в состав Правительства. Его заменяют первый заместитель и заместители Министра. Первый заместитель Министра курирует работу Департамента организации и контроля, Департамента по делам некоммерческих организаций, а также Департамента государственной службы и кадров, и Всероссийского государственного университета юстиции. Что касается Департамента организации и контроля, – он является структурным подразделением Министерства, основными задачами состоят в организации и методическом обеспечении управленческой деятельности Министерства, координации, организации и осуществления ведомственного контроля деятельности территориальных органов, а также обеспечение установленного режима секретности и ведение делопроизводства.
Правовой основой деятельности Департаментов Министерства юстиции являются одноименные с ними положения, которые утверждаются Приказом Министерства страны. Например, правовой статус Департамента по делам некоммерческих организаций определен Положением о Департаменте по делам некоммерческих организаций.[7] Настоящий документ определяет его основные задачами, среди которых можно выделить такие как организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, организация и осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций их уставным целям и задачам, а также обеспечение соблюдения ими законодательства. В структуре можно выделить различные Департаменты: государственной службы и кадров, экономического, и конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления, регистрации ведомственных НПА, по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, развития законодательства и т. д.
Отметим также Всероссийский государственный университет юстиции, который является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования. Правовой статус определен Уставом. Отдельно выделим судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции, основной задачей которых является защита интересов государства, прав и свобод гражданина, прав юридического лица посредством проведения объективных научно обоснованных судебных экспертиз и экспертных исследований. К примеру, основной задачей Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве, является реализация проведения государственной судебной экспертизы. Отметим также Научный центр правовой информации при Министерстве, который определен Уставом федерального бюджетного учреждения «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации», и является бюджетным учреждением Министерства, а также правопреемником Научного центра правовой информации Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства. Его основными задачами являются такие как содействие обеспечению прав физических и юридических лиц на получение информации о нормативных правовых актах страны, ее субъектов, а также участие в реализации единой научно-технической политики в области информатизации. Что касается Аппарата Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека-заместителя Министра, – он, являясь структурным подразделением Министерства, осуществляет правовое и организационно-техническое обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции.
Стоит отметить также Федеральную службу исполнения наказаний, которая являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет правоприменительные функции, а также функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Федеральная служба исполнения наказаний отрегулирована Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».
Что же касается Федеральной службы судебных приставов, – она является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а вот территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации являются территориальными Главными Управлениями соответствующих областей. Правовое положение данной службы отрегулировано вышеупомянутым Указом №314, а также Указом Президента от 13.10.2004 №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов».
Таким образом, были рассмотрены функции системы органов юстиции в Российской Федерации. Определено, что вышестоящей организацией Министерства юстиции является Правительство, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба и со своим наименованием. Отметим, что государственные нотариальные конторы обеспечивают реализацию задач нотариата, а суды реализуют функции судебной власти, т.е. деятельность по осуществлению правосудия. Отметим также, что архивы органов ЗАГС и ведомственные нотариальные архивы осуществляют мероприятия в области делопроизводства. В предыдущих вопросах были рассмотрены понятие и содержание государственного управления органами юстиции, система органов юстиции в Российской Федерации, и обозначен правовой статус Министерства. Также в данном вопросе определены основные направления деятельности юстиции Российской Федерации, которые выражены через основные осуществляемые ими функции. Наличие широкого перечня полномочий обеспечивает Министерству юстиции выполнение определенных функций, которые расписаны выше, но также предоставленные полномочия могут осуществлять и наказуемую функцию. Для осуществления каждой функции, существует строгий ряд действий. Это обусловлено в первую очередь тем, что бесконтрольность действий влечет за собой определенные правовые последствия, которые могут привести к нарушению равновесия среди государственных органов, а может и к сосредоточению полномочий в одних руках, то есть к диктатуре. Рассмотрев в вопросе основные направления деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, можно сделать резюмирующий вывод, что для достижения полного раскрытия предмета работы, необходимо также рассмотреть правовое положение территориальных органов юстиции этой страны.