Введение

Целостное восприятие истории невозможно без изучения и анализа основных направлений деятельности спецслужб, оказывающих непосредственное влияние на состояние безопасности государства. Ни одна страна в мире не может существовать и эффективно функционировать без структур, обеспечивающих ее устойчивое развитие.

Территория Республики Беларусь в силу географического положения неоднократно подвергалась нападению извне, что обусловило особенности становления и формирование не только белорусского государства и общества, но и национальной спецслужбы.

Эволюция органов государственной власти, обеспечивающих территориальную целостность и независимость государственных образований, в состав которых входили белорусские земли, неразрывно связана с многовековой совместной борьбой славянских народов с внешней агрессией. Однако ее уроки не стали источником единства народов в стремлении сохранить мир на своей земле, гарантом совместного противостояния современным геополитическим вызовам и угрозам.

В настоящее время потенциал конфликтности нарастает внутри государств и обществ, которые, казалось, ничто не может расколоть. При этом активная роль в создании локальных конфликтов отводится спецслужбам, при участии которых предпринимаются попытки исказить традиционные духовно-нравственные ценности народов, обострить националистические и сепаратистские проявления.

Кроме того, одной из особенностей локальных военных конфликтов последних десятилетий является широкое использование диверсионных (партизанских) и террористических методов ведения боевых действий.

В этой связи опыт Великой Отечественной войны, стратегия и тактика партизанской борьбы, основные направления деятельности сотрудников органов государственной безопасности на оккупированной территории БССР, формы и методы их работы по противодействию спецслужбам противника остаются актуальными и востребованными в современном мире.

В годы войны сотрудники органов государственной безопасности активно включились в партизанскую борьбу против оккупантов, осуществляя свою деятельность в тесном взаимодействии с партизанами и делясь с ними опытом подготовки разведчиков и диверсантов, контрразведывательного обеспечения партизанских формирований, а также знаниями о формах и методах работы германских спецслужб.

История органов государственной безопасности и их вклад в борьбу с нацизмом стали объектом открытых исследований относительно недавно и вызывают широкий интерес общественности. Расширение документальной базы предоставило возможность объективно и всесторонне исследовать роль и место органов государственной безопасности в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками на оккупированной территории Белоруссии в 1941–1944 гг.

Кроме того, белорусская спецслужба многие годы рассматривалась как составная часть союзных органов государственной безопасности, и ее деятельность не являлась объектом отдельного исследования.

В отечественной и мировой историографии имеется множество работ, авторы которых рассматривают военное противоборство на оккупированной территории с разных точек зрения. Актуальными становятся темы ранее, по различным причинам, не получившие глубокого освещения в научной литературе. Одна из таких тем – деятельность органов государственной безопасности на оккупированной территории БССР в годы Великой Отечественной войны, их участие в организации и развитии партизанского движения.

Появившиеся в последние годы труды по истории белорусских органов государственной безопасности изучаемого периода раскрывают основные направления деятельности чекистов, касаются истории отдельных структурных подразделений или личностей, наиболее ярко проявивших себя в годы Великой Отечественной войны. Ряд исследователей уделяет определенное внимание участию НКГБ – НКВД в партизанском движении. Вместе с тем, отсутствует специальное комплексное исследование, показывающее роль и место органов государственной безопасности в организации и развитии партизанского движения на оккупированной территории БССР в годы Великой Отечественной войны. Малоисследованной страницей истории войны остаются действия диверсионно-разведывательных групп (ДРГ) НКГБ – НКВД и особых отделов партизанских формирований в период 1941–1944 гг.

Цель данного исследования – раскрыть роль органов государственной безопасности в организации и развитии партизанского движения на оккупированной территории Белоруссии в 1941–1944 гг., показать основные мероприятия по расширению масштабов партизанского движения и повышению его результативности.

Деятельность органов государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны условно делится на три этапа. Первый начался с первых дней войны, когда рядом нормативных правовых документов были определены направления деятельности НКГБ в условиях военного времени. В условиях оккупации значительной части территории республики с целью оптимизации деятельности НКО, НКВД и НКГБ было принято решение об их реорганизации. 17 июля 1941 г. Постановлением ГКО № 187сс особые отделы были вновь подчинены Наркомату внутренних дел, их главной задачей определялась «решительная борьба со шпионажем и предательством в частях Красной Армии»[1]. 20 июля 1941 г., в связи с переходом «от мирного времени на военные условия работы», Указом Президиума Верховного Совета СССР было признано целесообразным объединение НКВД и НКГБ в единый Наркомат внутренних дел[2]. Приказом НКВД БССР от 29 июля 1941 г. областные управления НКВД и НКГБ республики были объединены в УНКВД. Поскольку часть Белоруссии к этому времени была уже оккупирована, объединенные управления были созданы только в Гомельской, Могилевской и Полесской областях[3]. Таким образом, дальнейшая работа органов государственной безопасности на начальном этапе Великой Отечественной войны осуществлялась в условиях ведомственной подчиненности Народному комиссариату внутренних дел. Создание единого наркомата позволило установить более тесную связь между территориальными органами и особыми отделами НКВД, объединить усилия и выработать единую систему организации борьбы с противником.

Второй этап деятельности ОГБ связан с организацией январе 1942 г. Центральной оперативно-чекистской группы (ОЧГ) НКВД по БССР, когда белорусская спецслужба, по сути, была вновь восстановлена в самостоятельный субъект национальной безопасности. Это был этап, когда белорусские органы государственной безопасности действовали относительно самостоятельно и в соответствии со своим непосредственным предназначением.

Обстановка, складывающаяся на фронте, расширение задач органов государственной безопасности обусловили необходимость реорганизации НКВД. В связи с этим 14 апреля 1943 г. Постановлением ЦК ВКП(б) и соответствующим Указом Президиума Верховного Совета СССР было юридически закреплено решение об образовании Народного комиссариата государственной безопасности СССР на базе выделенных из НКВД «оперативно-чекистских управлений и отделов». Рядом распорядительных документов были определены его структура и задачи, среди которых первостепенное место заняли разведывательная и контрразведывательная работа[4]. Несмотря на то, что юридически этот факт создания НКГБ БССР закреплен Указом Президиума Верховного Совета БССР лишь 3 декабря 1943 г.[5], фактически третий этап деятельности ОГБ начался с воссоздания самостоятельного Наркомата государственной безопасности в мае 1943 г.[6] и длился до освобождения территории Беларуси от оккупантов в июле 1944 г.

Автор считает необходимым обратить внимание на тот факт, что при преобразовании ОЧГ НКВД по БССР в НКГБ БССР, основные задачи Оперативно-чекистской группы (разведка и контрразведка) остались основными задачами Наркомата государственной безопасности. Кроме того, весь период деятельности Оперативно-чекистской группы НКВД по БССР ее руководство имело право принятия самостоятельных управленческих решений, отчитывалось не только в Наркомат, структурным подразделением которого ОЧГ являлась, но и напрямую вышестоящим партийным и советским органам. Фактически эта структура являлась отдельным субъектом национальной безопасности, и ее полномочия в корне отличались от полномочий Наркомата внутренних дел, в который она формально входила. Поэтому представляется логичным вывод, что начальной точкой в деле восстановления белорусской спецслужбы стало создание Оперативно-чекистской группы НКВД по БССР.

Структура органов государственной безопасности, сформированная под влиянием объективных факторов в 1943 г., оставалась оптимальной и после освобождения территории Белоруссии от германской оккупации, не подвергаясь значительным реформам вплоть до преобразования наркоматов в министерства в 1946 г.

В монографии дана характеристика организационно-правовому положению органов государственной безопасности накануне и в годы Великой Отечественной войны, раскрыты основные направления их деятельности, способствовавшие активизации и оптимизации партизанской борьбы. Рассмотрены различные тактические приемы разведывательной, контрразведывательной и диверсионной работы чекистов, подготовки и проведения операций, показана правовая основа деятельности органов государственной безопасности, а также отдельные недостатки и проблемы при организации работы в тылу врага. Показаны место и роль чекистов в повышении качества партизанской разведки, ограждении партизанских формирований от агентов противника, организации диверсионных и иных операций. В частности, определена роль НКГБ – НКВД в организации партизанского движения, расширении его масштабов и повышении эффективности деятельности партизанских формирований, показаны условия, способствовавшие успеху, а также причины ошибок и недоработок при организации работы в тылу противника.

Автором обосновано, что эффективное и успешное ведение партизанской войны возможно лишь при заблаговременной и тщательной подготовке к ней, предполагающей обучение людей, материально-техническое обеспечение, а также идеологическое воздействие на население, являющееся опорой партизанского движения и источником комплектования партизанских формирований и агентурного аппарата. Весомым фактором является формирование специальных организаторских групп из людей, имеющих опыт ведения боевых действий, партизанской войны, агентурно-оперативной деятельности, либо глубоко изучивших организацию и тактику ведения партизанских действий, способных быстро адаптироваться к ним. Существенное значение также имеет заблаговременное планирование путей и способов материально-технического и продовольственного обеспечения партизан.

Собраны из различных источников, систематизированы и сведены в статистические таблицы данные о количестве, местах дислокации и численном составе партизанских отрядов, созданных из оперативных сотрудников НКГБ – НКВД БССР, а также спецгрупп, действовавших в тылу противника. Рассмотрена динамика изменения численного состава партизанских отрядов и спецгрупп в течение 1941–1944 гг. Для большей наглядности эти сведения дополнительно представлены диаграммой.

В исследовании показано, что основой результативной деятельности партизанских формирований является грамотно организованная разведка, позволяющая добывать информацию о дислокации и количестве вражеских подразделений, намерениях противника и др. Разведка предшествует проведению любой боевой операции, способствует контрразведывательной работе, обеспечивая ее информацией о вероятных агентах противника. Организацией разведывательной работы и подготовкой разведчиков могут и должны заниматься специалисты, имеющие необходимые теоретические знания и практический опыт.

В данном труде обосновано положение о том, что одно из необходимых условий длительного существования дееспособного партизанского формирования – контрразведывательная работа. Только постоянная работа с личным составом и его окружением, новыми людьми, прибывающими в отряд, их тщательная проверка позволяет своевременно выявить возможных агентов противника, не допустить предательства со стороны партизан, их разложения или гибели. Таким образом, в состав партизанских отрядов обязательно необходимо было включать сотрудников органов государственной безопасности, владеющих методами осуществления контрразведывательной деятельности.

Количественные данные, отражающие результаты контрразведывательной НКГБ – НКВД БССР, собранные из разных источников, систематизированы и сведены в таблицы, а также диаграммы к ним. Анализ этих данных позволяет сделать вывод о наибольшей эффективности деятельности в 1943 г., когда был создан самостоятельный Наркомат государственной безопасности БССР, начавший действовать в соответствии с предназначением органов государственной безопасности, основными направлениями деятельности которых, в первую очередь, являлись разведка и контрразведка.

Создание штабов партизанского движения не отстранило чекистов от активного участия в нем. Их специальные знания и умения остались востребованными на протяжении всей войны, так как эффективные действия партизанских формирований возможны лишь при условии профессионально разработанной системы разведывательной и контрразведывательной работы, своевременного выявления негативных процессов в партизанских отрядах, обеспечения безопасности их руководящего и личного состава. Сотрудники органов государственной безопасности внесли значительный вклад в организацию и развитие партизанского движения на оккупированной территории БССР. Разведывательные, контрразведывательные, диверсионные и иные мероприятия, проводимые чекистами, способствовали активизации партизанской борьбы, повышению ее качества и эффективности, что, в свою очередь, дезорганизовывало вражеский тыл.

Автором данного исследования, осуществлен комплексный анализ деятельности НКГБ – НКВД по организации и развитию партизанского движения на оккупированной белорусской территории. На основе архивных документов, часть из которых ранее не публиковалась, раскрыта роль чекистов в организации партизанской разведки и контрразведки, особенности агентурной деятельности, освещается работа особых отделов партизанских формирований, мероприятия чекистов, направленные на превращение партизанского движения в силу, способную достойно противостоять оккупантам.

В монографии на различных примерах показаны методы вербовки и перевода на сторону партизан не только лиц, сотрудничавших с оккупантами, но и ряда офицеров различных германских структур; методы сбора разведывательной информации и противодействия германской разведке, проведения различных видов диверсий, раскрывается перечень сведений, получаемых от агентов, направления разведработы, пути использования развединформации как внутри партизанских формирований, так и при планировании действий войсковых подразделений, принятии стратегических решений высшим военным командованием и др. В исследовании анализируются имевшиеся проблемы и недоработки при организации работы, особенно в первые месяцы войны, приводится их документальное подтверждение, рассматриваются их причины и пути устранения.

Таким образом, предлагаемая монография восполняет пробел в историографии органов государственной безопасности периода Великой Отечественной войны.

Хронологические рамки исследования – с 1941 г. по 1944 г., то есть с начала оккупации территории Белоруссии гитлеровскими войсками до ее освобождения. Вместе с тем, для более полного раскрытия темы автор посчитал необходимым затронуть также события 1920-х – 1930-х гг., чтобы показать роль и место органов государственной безопасности в мероприятиях по подготовке партизанского движения в БССР в эти годы.

Представляется целесообразным обосновать использование в данной монографии термина «чекист». Чрезвычайные комиссии (ЧК), от сокращенного названия которых и произошел этот термин, перестали существовать в 1922 году. С упразднением ЧК юридически перестал существовать и термин «чекист» по отношению к сотрудникам органов государственной безопасности.

Вместе с тем, созданные в 1942 г. для расширения масштабов диверсионной и разведывательной работы на оккупированной противником территории, а также организации и проведения контрразведывательных мероприятий Центральная, областные и районные группы получили название оперативно-чекистские (ОЧГ).

С воссозданием в 1943 г. на базе ОЧГ НКВД по БССР республиканского Наркомата госбезопасности (НКГБ БССР) были организованы областные оперативно-чекистские центры (ОЧЦ) НКГБ БССР, которые возглавили агентурно-оперативную и подрывную работу в тылу противника.

На основании вышеизложенного, использование термина «чекист» по отношению к периоду Великой Отечественной войны вполне оправдано применением его в официальных документах изучаемого периода для обозначения структур, на которые были возложены полномочия спецслужбы.

Автор хотел бы выразить признательность тем, кто оказывал помощь и поддержку в ходе работы над данным изданием (И. Б. Близнюк, С. В. Кулинку, С. А. Михаленок, А. В. Харитонову, В. И. Шамёнову, Ю. К. Шевчику, М. Н. Янутенку и др.). Особая благодарность научному руководителю доктору исторических наук, профессору В. К. Коршуку.

Загрузка...