International monetary system – закрепленная в международных соглашениях форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства[6].
Валютно-финансовая система является необходимым звеном, позволяющим развиваться международной торговле товарами, финансовыми инструментами и движению факторов производства. Она состоит из двух элементов. Валютными элементами системы являются национальные валюты, условия их взаимной конвертируемости и обращения, валютный паритет, валютный курс и национальный и международные механизмы его регулирования.
Финансовыми элементами системы являются международные финансовые рынки и механизмы торговли конкретными финансовыми инструментами – валютой, ценными бумагами, кредитами.
Самостоятельным элементом международной финансовой системы выступают международные расчеты, обслуживающие движение как товаров и факторов производства, так и финансовых инструментов.
Механизмы международного финансирования являются ключевыми элементами макроэкономической корректировки, которую осуществляют страны в открытой экономике.
Валюта разделяется в зависимости от ее принадлежности на:
– национальную валюту – законное платежное средство на территории выпускающих ее стран;
– иностранную валюту – платежное средство других стран, используемое на территории данной страны.
Классификации могут быть многообразны, по различным характерам, в интересах достижения цели исследования актуальной является следующая:
– резервная валюта – валюта в которой государства держат свои ликвидные международные резервы, используемые для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса.
Общепризнанная в мире валюта, которая накапливается центральными банками в валютных резервах. Она выполняет функцию инвестиционного актива, служит способом определения валютного паритета, используется как средство проведения валютных интервенций при необходимости, а также для проведения центральными банками международных расчетов.
Важнейшей характеристикой валют является степень их конвертируемости – способности резидентов и нерезидентов свободно и без всяких ограничений обменивать и использовать в сделках с реальными финансовыми активами.
С точки зрения платежного баланса конвертируемость бывает по текущим операциям, капитальным операциям и полной, а с точки зрения резидентов – внутренней и внешней.
Классификация валютных систем основывается на том, какой именно актив признается резервным, то есть с помощью какого актива можно урегулировать дисбалансы в международных платежах. По этому признаку стандарты валютных систем разделяются на золотой, золотодевизный, девизный. На протяжении разных периодов истории такими активами были золото, доллар обратимый в золото по фиксированному курсу, любые валюты, принимаемые к международным платежам, но прежде всего, свободно используемые валюты.
Золотой стандарт основывался на официальном закреплении странами золотого содержания в единице национальной валюты обязательством центральных банков покупать и продавать национальную валюту в обмен на золото. Золотодевизный стандарт основывался на официально установленных фиксированных паритетах валют к доллару США, который в свою очередь, был конвертируемым в золото по фиксированному курсу. Главные черты девизного стандарта заключаются в том, что страны могут использовать любую систему валютного курса по своему выбору – фиксированного или плавающего, установленных в одностороннем порядке или на основе многосторонних соглашений. МВФ имеет полномочия осуществлять надзор за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении. Отменена официальная цена золота и ликвидирована его роль как официального средства платежа между МВФ и его членами. Как дополнительный резервный актив созданы специальные права заимствования (СДР).
С развитием внешнеэкономических связей сформировалась и мировая валютная система как форма организации валютных отношений, регулируемых национальным валютным законодательством и межгосударственными отношениями. Главным элементом валютной системы каждой страны является ее национальная валюта[7]. Особенности мировой валютной системы, и принципы ее построения находятся в тесной взаимосвязи со структурой мирового хозяйства. Очевидно, что с изменением его структуры эволюционировала и мировая валютная система, а, следовательно, видоизменялись и совершенствовались ее основные элементы:
– функциональные формы мировых денег;
– условия конвертируемости валют;
– режимы валютных паритетов и валютных курсов;
– уровень валютного регулирования и степень валютных ограничений;
– унификация формы международных расчетов.
Развитие мировой валютной системы происходит по спирали с разрывом в несколько десятилетий. Во внутренней экономике денежные системы прошли эволюцию от золотомонетного стандарта к золотослитковому и золотодевизному, а от него – к бумажно-кредитному обращению. Эволюционируя мировая валютная система, перешла на следующий этап, называемый Ямайской системой. Она была оформлена соглашением стран-членов Международным валютным фондом (МВФ) в 1976 г. в г. Кингстоне на Ямайке[8], в котором формировались основные принципы новой валютно-финансовой системы, закрепленные в апреле 1978 г. во второй поправке к статьям Соглашения МВФ. Эти принципы, которые действуют и сегодня, заключаются в следующем:
– с отменой официальной цены золота была узаконена демонетизация золота, но, тем не менее, благодаря реальной ценности золота, за ним сохранялась роль чрезвычайных мировых денег и резервных активов;
– золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР, который формально объявлен основой валютных паритетов, но на практике так и не стал эталоном стоимости, главным платежным и резервным средством;
– вместо фиксированного валютного курса страны официально с 1973 г. перешли к режиму плавающих валютных курсов, но при этом получили возможность выбора фиксированного или плавающего валютного курса;
– МВФ получил полномочия по жесткому надзору за развитием валютных курсов и соглашениями об их установлении.
Проблемы Ямайской валютной системы очень быстро проявились в несовершенстве плавающих валютных курсов. Более того, возникшие проблемы усугубили финансовые и валютные кризисы. Необходимость координации действий стран для преодоления кризисных явлений заставила мировое экономическое сообщество по-новому оценить роль международных финансовых регуляторов в согласовании политики разных стран в области валютных отношений. Уильям Шекспир писал: «If there be nothing new, but that which is, hath been before»[9], встал вопрос и об эффективности регулирующей деятельности международных валютно-финансовых институтов, которые в условиях кризисных явлений в мировой системе значительно снизилась, что заставило правительства ряда стран, находящихся в полосе потрясений заняться реконструированием всей системы валютного регулирования.