3. Каратэ, как научная и учебная дисциплина

Яркие образы бойцов, которые умело, мощно и эффективно демонстрируют приёмы атаки и защиты, находят выход из любых сложных ситуаций, расправляются с множеством врагов, борются за справедливость – обычно это первый стереотипный образ при слове КАРАТЭ. Средства массовой информации довольно специфично доносят до потребителя образы каратистов. На самом деле каратэ является древнейшей системой специализированных знаний, умений и навыков, которые в основном были накоплены эмпирическим путём. Более пяти столетий приобретался и обобщался опыт практической деятельности в каратэ. Отбиралось лучшее и наиболее эффективное, и несмотря на отсутствие теоретических обоснований в подготовке мастеров каратэ результаты тренировок духа и тела были впечатляющие.

В настоящее время каратэ популярнейший вид общественно-социальной деятельности, соединивший в себе здоровый образ жизни, спорт, профессионально – прикладные умения, философию. Возможности развития личности через систему занятий каратэ – неограниченны. Соответственно каратэ можно рассматривать как научную и учебную дисциплину, представляющую способ организации знаний о роли и месте каратэ на различных жизненных этапах личности, особенностях и общих закономерностях его функционального развития.

Объектом изучения каратэ являются физические, психические возможности и способности индивидуума, которые изменяются при систематическом воздействии средствами каратэ.

Предметом исследования выступают общие закономерности процесса занятиями каратэ. В каратэ можно выделить три направления, где проявляются эти закономерности: профессионально– прикладное, спортивное, оздоровительное.

Профессионально-прикладное направление включает в себя вопросы о причинах возникновения каратэ, его роли и месте как социальной подсистемы в жизни человека и общества в настоящее время, соотношение каратэ с другими подсистемами (обучение, воспитание, трудовая деятельность), перспективах развития в связи происходящими изменениями в жизни современного общества, поисками адаптированных форм обучений в соответствии с целями занятий каратэ. Использование возможностей каратэ для формирования духовной культуры общества. Формирование аспектов безопасности жизнедеятельности. Практическое применение в экстремальных ситуациях.

В спортивном направлении изучаются общие основы спортивной тренировки, закономерности управления и развития каратэ (мотивация к самосовершенствованию, вид спорта, профессиональная деятельность тренеров-преподавателей, влияние спортивных занятий на здоровый образ жизни, прикладная направленность, развитие личности).

В оздоровительном направлении изучается влияние средств каратэ на процесс жизнедеятельности организма человека; оптимальный подбор упражнений для развития необходимых двигательных и координационных качеств; адаптационные процессы к физическим и психическим нагрузкам; направленное развитие черт характера и свойств личности; общее физическое развитие занимающихся; повышения работоспособности, жизнеспособности и уровня здоровья, долгосрочные программы постижения возможностей развития личности в духовном и физическом плане через занятия каратэ.

Основными задачи каратэ как учебной дисциплины является обобщение практического опыта, дидактическое описание развития предмета, осмысление сущности системы занятий, выработка оптимальных способов управления и организации учебно-образовательного процесса, формирование здоровьесберегающих технологий.

Обязательно надо отметить специфическое влияние на занятия каратэ ряда наук: философии, психологии, педагогики, антропологии, акмеологии, социологии, физиологии, биохимии, биомеханики. Их законы и закономерности напрямую влияют на процесс развития каратэ во всех его проявлениях.

Загрузка...