Успешная деятельность любого бизнеса – это в первую очередь, грамотно построенная система управления. В современном мире понятие «управление» тесно связано с понятием «менеджмент», и все чаще эти понятия используются как тождественные, забывая о том, что управление организацией изучают одновременно и экономическая, и юридическая науки. Строя систему управления организацией, нельзя забывать о том, что, прежде чем передать бизнес в руки профессиональных менеджеров, необходимо создать его внешнюю «оболочку», то есть юридически оформить бизнес и наделить органами управления.
При этом важно собирать воедино и достижения экономической и юридической наук, так как система управления компанией зависит от ее организационно-правовой формы, выбора структуры органов управления, а также от людей, которые ею управляют.
Например, современная экономическая наука об управлении организацией выделяет наряду со многими принципами управления такой принцип, как «стратегия компании определяет бизнес в целом». Однако формирование стратегии компании тесно связано с ее организационной структурой, а для достижения максимального результата в бизнесе они должны согласовываться между собой, а также с правовой и конкурентной средой и при этом динамично изменяться. При этом стратегические изменения всегда легкоосуществимы, а вот организационные подчас занимают огромное количество времени и материальных затрат, поэтому очень важно, организовывая бизнес, не подходить формально к выбору организационно-правовой формы для бизнеса, а также к построению его организационной структуры.
Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 года, содержит исчерпывающий перечень коммерческих частных организационно-правовых форм (Глава 4 ГК РФ):
● Полное товарищество.
● Товарищество на вере.
● Общество с ограниченной ответственностью.
● Общество с дополнительной ответственностью.
● Акционерное общество.
● Производственный кооператив.
Сложно представить, что человек, не имеющий специального юридического образования, сможет разобраться в тонкостях каждой из форм и сделать правильный выбор, тем более что многие из них в настоящий момент являются неиспользуемыми, то есть экзотическими.
Так как бизнес всегда направлен на максимальное извлечение прибыли с минимальными рисками, то в основном востребованы на рынке две организационно-правовые формы: это общество с ограниченной ответственностью, сокращенно «ООО», и акционерное общество двух типов – закрытое, сокращенно «ЗАО», и открытое, сокращенно «ОАО».
Общество с ограниченной ответственностью является широко распространенной и наиболее популярной организационно-правовой формой организации мелкого или среднего бизнеса. Это связано с тем, что:
1. Учредителями ООО могут стать любые физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели в количестве не более 50.
2. Ответственность по обязательствам общества перед третьими лицами ограничена суммой вклада в уставный капитал.
3. Минимальная сумма для формирования уставного капитала равна 10 000 рублей.
Минусами данной организационно-правовой формы является:
● большинство норм Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривают возможность участникам самостоятельно их изменять, а что самое важное, многие вопросы этим законом вообще не отрегулированы, а относятся на усмотрение Устава общества;
● право участника ООО в любой момент выйти из общества и потребовать выплаты действительной стоимости доли;
● неоднозначность судебной практики в отношении определения сущности понятия «доля», возможности признания на нее права собственности;
● открытый всем реестр собственников, в отличие от акционерного общества.
Сложно найти среди крупных российских компаний такую, которая бы имела данную организационно-правовую форму, однако крупные компании всегда «обрастают» сетью дочерних компаний, если присмотреться к которым, то среди них точно найдется несколько ООО, в качестве, например, их региональных представительств.
Акционерное общество встречается по статистике не так часто на российском рынке, как ООО, однако является достаточно распространенной формой ведения крупного бизнеса, причем не только в России, но и за рубежом. В России используется, помимо крупного капитала, еще теми, кто воспринимает данную форму как более привлекательную для инвесторов. Практически все крупные компании, такие как «Газпром», «Связьинвест», «Вымпелком», средние компании, например «Росинтер Ресторанс», а также многие банки, имеют организационно-правовую форму «открытое акционерное общество». Принципиальное отличие от ООО в том, что уставный капитал разделен на акции, а выпуск данных акций должен быть зарегистрирован Федеральной службой по финансовым рынкам, за что платится государственная пошлина в размере 11 000 рублей.
Представляется, что данная организационно-правовая форма является наиболее оптимальной для современного российского бизнеса, так как она позволяет:
● вести самостоятельно реестр акционеров, не прибегая к перерегистрации учредительных документов в налоговых органах;
● привлекать инвестиции со стороны, за счет выпуска дополнительных акций путем открытой подписки (для открытых акционерных обществ);
● привлекать инвесторов, не допуская их до непосредственного управления обществом за счет привилегированных акций;
● управлять данным обществом более эффективно в связи с более полным законодательным регулированием по сравнению с ООО.
Специалисты по рынку ценных бумаг рассматривают данную форму как элитарную, отрицательно относясь к попыткам регистрировать акционерное общество только лишь в погоне за именем, и с этим нельзя не согласиться.
В связи с тем, что в России пока очень низкая корпоративная культура, многие директора и акционеры закрытых акционерных обществ не знают о том, что акции необходимо регистрировать в Федеральной службе по финансовым рынкам. При этом процедура регистрации оказывается для многих непонятной и подчас невыполнимой из-за существенных и неустранимых нарушений, совершенных при создании или деятельности общества.
При учреждении акционерного общества необходимо знать следующее:
1. Сделки с акциями, совершенные до полной их оплаты и регистрации выпуска, запрещены.
2. До оплаты 50 (пятидесяти) % акций общества, распределенных среди его учредителей, общество не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.
3. За нарушения порядка эмиссии акций, отсутствие регистрации отчета об итогах выпуска, а также за совершение сделок с акциями, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, предусмотрена административная ответственность.
Оставшиеся формы можно отнести к категории экзотических организационно-правовых форм, так как они встречаются чрезвычайно редко.
Учреждайте полное товарищество, если:
1. Вы индивидуальный предприниматель или коммерческая организация.
2. Вы собираетесь лично участвовать в деятельности товарищества.
3. Вы готовы неограниченно отвечать всем своим имуществом по обязательствам товарищества.
Минусами данной организационно-правовой формы являются:
● неограниченная субсидиарная ответственность участников по обязательствам товарищества;
● есть более простой способ объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, без создания совместного юридического лица и без дополнительной ответственности;
● незначительная роль исполнительного органа полного товарищества, так как каждый товарищ вправе совершать сделки от имени товарищества.
Несмотря на то что полное товарищество одна из старейших организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц, существованием которой мы обязаны римскому праву, в настоящий момент данная форма не является распространенной. Общее количество полных товариществ, созданных за последнее время, так мало, что оно едва превышает одну десятую процента от общего количества коммерческих организаций, зарегистрированных в стране: полных товариществ – 482, товариществ на вере – 697.
Данная организационно-правовая форма появилась позже и мало чем отличается от полного товарищества. Основным отличием является то, что в товарищество на вере могут вступить лица, не участвующие лично в его деятельности – вкладчики (коммандитисты), а только вносящие имущественный вклад. Они могут не быть индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, их ответственность ограничивается размером вклада.
Правовое положение коммандитистов схоже с правовым положением участников хозяйственных обществ. Однако, в отличие от участников хозяйственных обществ, вкладчики не участвуют в управлении товариществом – все решения, касающиеся деятельности товарищества, принимаются полными товарищами.
На практике количество коммандитных товариществ ничтожно мало.
Еще одна не столь популярная организационно-правовая форма, мало чем отличающаяся от ООО. Основным отличием является размер ограниченной ответственности участников по обязательствам хозяйственного общества, который связан с тем, что участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.
По сути, это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов.
Производственный кооператив также в настоящее время встречается редко.
Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что выбор в настоящее время приходится делать лишь между двумя организационно-правовыми формами – это общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Однако и этот выбор не всегда является простым, так как российская действительность ставит перед учредителем наравне с такими задачами как удобство управления компанией минимум ответственности по обязательствам компании, еще и задачи по защите от так называемых рейдеров.
Нужно понимать, что простого решения не существует. В стране с высоким уровнем коррупции невозможно быть уверенным в том, что бизнес, в какой бы организационно-правовой форме он ни был, будет под защитой государства.
В России рейдерская атака может быть в криминальной форме или носить форму недружественного поглощения.
Криминальный захват, как правило, происходит внезапно, и защититься от него практически невозможно. Подчас криминальный захват – это подделка документов, подписей, в том числе внесение изменений в реестр акционеров, в Единый государственный реестр юридических лиц, с последующей максимально быстрой продажей имущества организации или хищением денежных средств со счета. Профилактики нет, есть только быстрая реакция собственника, которая выражается в том, чтобы спасти то, что осталось, и, конечно, обращение в правоохранительные органы. В любом случае более подверженной криминальному захвату считается ООО. Атакуя ООО, рейдер может не тратить много денег, так как действующее законодательство позволяет ему открыто и всего лишь за 400 рублей получить доступ к сведениям об участниках общества. Перерегистрация участников ООО и руководителя осуществляется без предоставления каких-либо документов, подтверждающих отчуждение долей, достаточно предоставить регистрирующему органу новую редакцию учредительных документов, подписанную новыми участниками, и Протокол о назначении нового руководителя. Непосредственная подача документов в регистрирующий орган может осуществляться как прежним, так и новым руководителем компании. Установить, кто стоял за тем или иным криминальным захватом, подчас вообще невозможно, например, если рейдер использует отправку документов в регистрирующий орган по почте с приложением сфальсифицированного заявления от прежнего руководителя о смене состава участников, руководителя и юридического адреса. Усложняется все еще тем, что настоящие участники общества узнают о хищении долей, только когда возьмут выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, а такой документ получают нечасто.
От недружественного поглощения можно защищаться, в том числе используя «правильную» организационно-правовую форму для бизнеса. В этом смысле акционерное общество наиболее удобная форма, она позволяет защитить сведения об акционерах компании путем передачи реестра акционеров специализированному реестродержателю.
Управление компанией – это комплекс действий ее органов, необходимых для формирования и достижения целей, для которых компания создана. Модель управления компанией – это конструкция ее органов, способная максимально эффективно извлекать прибыль.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.
Перечень таких органов для общества с ограниченной ответственностью и для акционерного общества почти одинаков, а вот порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами для каждой организационно-правовой формы.
Рассмотрим модели управления для ООО.
Нужно отметить, что органы управления делятся на два вида – обязательные и дополнительные.
К обязательным органам управления в ООО относятся:
– общее собрание участников;
– единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и др.).
Дополнительными считают:
– совет директоров/наблюдательный совет;
– коллегиальный исполнительный орган – правление/дирекция;
– ревизионная комиссия/ревизор.
Построение модели управления в данном случае будет заключаться в необходимом и достаточном комбинировании данных органов. Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» позволяет сформировать восемь таких моделей.
Восемь моделей управления
Для мелкого или среднего бизнеса с небольшим количеством участников и работников оптимальны будут ВТОРАЯ и ПЯТАЯ модели. Наиболее часто на практике встречается именно 2-я модель, однако это не значит, что она лучше, напротив, именно ревизионная комиссия, которая имеет место в 5-й модели, при наличии, например, неподконтрольного директора, позволит контролировать его деятельность.
ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ оправдает себя только лишь в случае большого количества участников в обществе, в противном случае не из кого будет формировать столько органов. В случае выбора данной модели управления предстоит очень грамотно составить Устав компании, так как Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», к сожалению, не регламентирует порядок формирования и деятельности ни совета директоров (наблюдательного совета), ни коллегиального исполнительного органа (правление, дирекция), ни ревизионной комиссии. Важно знать, что формировать данные органы можно не из состава участников компании, другое дело, что найти такое количество доверенных лиц не всегда удается. Необходимо помнить, что:
1. Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета).
2. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.
3. В обществах, имеющих более пятнадцати участников, образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) общества является обязательным.
4. Членами ревизионной комиссии (ревизором) общества не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества.
ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ позволяет не формировать совет директоров, но позволяет иметь наравне с единоличным исполнительным органом (генеральный директор, директор) еще и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция). Такая модель бывает полезна на большом предприятии с большим количеством направлений деятельности. В состав такого коллегиального органа войдет генеральный директор как председатель правления (наблюдательного совета), а также его заместители и руководители отдельных подразделений. К основным задачам правления можно отнести: организацию управления оперативной (текущей) деятельностью общества, обеспечение реализации планов и решений общего собрания участников, выработку и осуществление хозяйственной политики компании в целях повышения прибыльности и конкурентоспособности; издание корпоративных актов управления.
Четыре модели управления
ЧЕТВЕРТАЯ МОДЕЛЬ содержит совет директоров (наблюдательный совет) и подойдет скорее для компании, в которой сложно оперативно собрать общее собрание участников, например для образования единоличного исполнительного органа или досрочного прекращения его полномочий, согласования крупных сделок.
ШЕСТАЯ МОДЕЛЬ имеет те же преимущества, что и четвертая, единственное, что добавляется, – ревизионная комиссия (ревизор) для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компании.
СЕДЬМАЯ МОДЕЛЬ представляет собой модификацию третьей с добавлением ревизионной комиссии (ревизор).
ВОСЬМАЯ МОДЕЛЬ является модификацией Первой, единственное отличие, что в ней не предусмотрено формирование ревизионной комиссии. Представляется, что данная модель используется редко, так как при большом наборе органов управления она предназначена для общества с количеством участников не более пятнадцати. Как правило, такие небольшие общества не формируют одновременно и совет директоров (наблюдательный совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).
Для акционерного общества закон предусматривает формирование только четырех моделей управления:
Первые две модели могут использоваться всеми акционерными обществами как открытого, так и закрытого типа и с любым количеством акционеров, третья и четвертая модели – только в акционерных обществах с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее пятидесяти.
Выбор модели управления является весьма важным этапом при создании акционерного общества. Для учредителей, которые вписывают в устав набор органов управления, не задумываясь над альтернативными вариантами, возникает опасность не только решения управленческих задач с меньшей эффективностью, но и утраты своего влияния на акционерное общество даже при наличии большого пакета акций.
При организации бизнеса часто возникает вопрос, стоит ли все активы формировать на одной компании или лучше их распределить среди нескольких. Ведь реалии современного бизнеса формируют налоговые, корпоративные и иные риски, при которых нередко возникает желание создать несколько компаний, которые не будут отвечать за риски друг друга.
Основными причинами дробления бизнеса являются:
– желание отделить новый бизнес (вид деятельности) от уже существующего, или в самом начале выделить в самостоятельные юридические лица два отдельных, независимых друг от друга направления.
Сложность заключается в том, что необходимо вести отдельную бухгалтерию по каждому предприятию, а также нести издержки, связанные с содержанием нескольких компаний, а это не всегда удобно и экономически обосновано.
– оптимизация налогообложения, например возможность применения упрощенной системы налогообложения и значительной экономии на налогах.
В данном случае компании грозит стать объектом пристального внимания со стороны налоговых органов, так как в соответствии с последней судебной практикой «отсутствие деловой цели или, иными словами, наличие лишь налоговой выгоды и отсутствие экономического смысла в таком построении бизнеса может быть признано действиями по получению необоснованной налоговой выгоды. Признание судом налоговой выгоды необоснованной влечет отказ в удовлетворении требований налогоплательщиков, связанных с ее получением».
– выход на рынок в другие регионы, когда создание филиалов нецелесообразно;
– перераспределение предпринимательских рисков и защиты имущества.
Самым распространенным способом дробления бизнеса является построение так называемых холдинговых структур, когда одна компания владеет несколькими другими как доминирующий участник или акционер (дочернее общество), либо участником (акционером) разных компаний являются одни и те же лица.
Такое дробление несет на себе многочисленные риски такого разделения:
1. Отсутствие законодательно урегулированного понятия «холдинг» и его правового регулирования.
2. Ответственность основного общества по долгам дочернего.
3. Сложности в построении системы подчиненности между органами самостоятельных юридических лиц.
4. Налоговые риски, связанные с доначислением налогов по причине взаимозависимости лиц.
5. Признание сделок с участием таких компаний недействительными или применение штрафных санкций со стороны антимонопольного органа по причине того, что компании входят в одну группу лиц, и сделки с их участием требуют согласования или уведомления данного органа.
Представляется, что при принятии решения о разделении бизнеса необходимо определиться с целью, которая при этом используется, посчитать стоимость обслуживания такой группы и проанализировать возможные налоговые риски.
Если вы все-таки приняли решение строить холдинговую компанию, то основной вопрос, который волнует собственника при построении холдинга, это организация взаимодействия компаний друг с другом, механизм принятия и исполнения документов и организация товарооборота между ними.
Основные правила, которыми можно руководствоваться при создании холдинга:
1. В холдинге одна компания является основной, а остальные либо дочерними компаниями, либо компаниями-участниками.
2. Генеральный директор основной компании в пределах своей компетенции осуществляет руководство деятельностью входящих в состав холдинга дочерних обществ. Назначается решением совета директоров основной компании либо избирается общим собранием акционеров, одновременно исполняет полномочия председателя советов директоров входящих в состав холдинга компаний, является председателем совета холдинга.
3. В отношении персонала холдинга применяются единые принципы подбора, найма, продвижения по службе и мотивации труда, социальные и трудовые гарантии (льготы).
4. Основным принципом организации и деятельности холдинга является жесткая иерархия управления, сопровождаемая балансом делегирования полномочий и ответственности на каждый уровень управленческой структуры.
5. К осуществлению инвестиционной, маркетинговой, производственно-технологической, кадровой, учетной политики применяются единые подходы.
6. В каждой компании холдинга необходимо организовывать основанную на единых принципах систему локальных нормативных актов (внутренних документов).
Ни для кого не будет открытием, что вопрос персонала сейчас актуален практически в каждой компании. Текучесть кадров, хотя это и естественный процесс, заставляет работодателей все больше задумываться о более эффективных способах удержания персонала.
Многие кадровые агентства напрямую говорят о «кризисе» персонала на рынке труда. Как говорят, свободной рабочей силы много, но вот тех, кто действительно хочет и может работать, нет, не говоря уже о профессионализме. Найти действительно квалифицированного специалиста очень сложно.
С тем, что персонал необходимо удерживать какими-либо дополнительными средствами, кроме заработной платы, нельзя не согласиться. Но нельзя забывать и о том, что компания заинтересована в извлечении максимальной пользы из сотрудника, в отличие от работника, который не нацелен напрямую на рост прибыли компании. Мотивация – как функция управления – процесс создания у членов компании внутреннего побуждения к действиям для достижения целей организации в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом.
Способами для создания такого побуждения у сотрудника могут быть следующие:
● Заключение «открытого» трудового договора
К сожалению, практика принятия работника на работу такова, что с ним не заключается письменный трудовой договор в виде отдельного документа, большинство компаний оформляют работников путем внесения записи в трудовую книжку, что никак не застраховывает работника от злоупотреблений работодателя. В этом случае у работника появляется страх получения заработной платы в меньшем размере по сравнению с тем, который был оговорен при приеме на работу. Работник не уверен в точной дате оформления на работу, так как ему не предъявляют трудовую книжку с внесенной записью о приеме на работу, не говоря уже о том, что часто работника не знакомят с приказом о приеме на работу.
Составление и подписание трудового договора позволит работодателю одновременно внушить работнику чувство защищенности, а также, при грамотном его составлении, отрегулировать вопросы служебных обязанностей, премирования и депремирования, неразглашения коммерческой тайны и др.
● Организация системы компенсационных выплат
Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает помимо вознаграждения за труд еще и выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Компенсационными выплатами являются надбавки и доплаты компенсационного характера, такие как:
– надбавки исходя из уровня квалификации и степени профессиональных навыков;
– надбавка к должностному окладу за особые условия и специальный режим работы;
– доплаты при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и др.);
– доплата за совмещение профессий;
– компенсация сверхурочной работы;
– компенсация командировочных расходов;
– доплата к пособию по случаю временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком;
– компенсация расходов на мобильную связь;
– компенсация расходов за использование личного имущества работника в интересах работодателя (автомобиль).
Применяя некоторые компенсационные выплаты, необходимо помнить, что они должны быть документально подтверждены и экономически оправданы. Например, подлежат компенсации документально подтвержденные расходы на мобильную связь работникам организации по звонкам, сделанным по служебной необходимости. Чтобы подтвердить служебную необходимость, необходимо наличие таких документов, как служебной записки работника своему непосредственному руководителю с просьбой возместить данные расходы с указанием суммы и приложением детализированного счета, а также перечня контактов (телефонных номеров), звонки по которым связаны с осуществлением должностных обязанностей, служебных заданий конкретного работника.
При компенсации командировочных расходов работнику возмещаются расходы на проживание и проезд, суточные в размере, утвержденном приказом генерального директора организации, а также возмещаются экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на выполнение служебного задания. Также работнику может быть возмещена стоимость проезда на такси (при условии обоснования служебной необходимости на использование данного вида транспорта) и представительские расходы при условии их документального подтверждения (чеками, квитанциями и пр.).
Многие работодатели сейчас уже подзабыли, что эти, казалось бы, банальные компенсации для многих являются вторым по значимости моментом при приеме на работу после размера заработной платы.
Если провести анализ объявлений о поиске работы, то можно отметить, что наиболее популярными компонентами так называемого соцпакета являются: выполнение норм трудового законодательства и законодательства по социальному обеспечению (включая «белую зарплату» с перечислением средств в фонд соцстрахования, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования), оплата больничных листов, возможность получения санаторно-курортного лечения, отпуск по уходу за ребенком, реальный размер выходного пособия, оплата мобильной связи и питания.
● Организация системы стимулирующих выплат
Стимулирующими выплатами считаются доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
В компании могут устанавливаться ежеквартальные и ежемесячные премии за производственные показатели, а также единовременные премии.
Основными условиями, влияющими на начисление и размер премий работников, могут являться:
– прибыльность работы компании;
– эффективность работы структурного подразделения, к которому относится работник (и равно эффективность работы самого работника на конкретном участке, если он не относится ни к одному из структурных подразделений);
– качество выполнения работы, в том числе результативность, оперативность, организованность при выполнении должностных и трудовых обязанностей;
– соблюдение трудовой дисциплины, надлежащее выполнение своих трудовых обязанностей, соблюдение сроков выполнения заданий;
– повышение квалификации (курсы, аттестации, самоподготовка);
– стаж работы в компании;
– инициатива в выдвижении предложений и решении вопросов по рационализации и повышению эффективности работы компании и отдельных ее участков;
– соблюдение деловой этики;
– сложность и напряженность труда;
– интенсивность труда работника;
– сохранность вверенного имущества;
– выполнение плановых показателей по труду.
Нужно отметить, что премии начисляются за фактически отработанное время, за период временной нетрудоспособности премии работникам не выплачиваются.
Премии не являются фиксированными и гарантированными, они могут не выплачиваться, если финансовое положение компании не позволяет это сделать, а также в случае невыполнения условий премирования, установленных в Положении о премировании.
Компанией могут быть установлены случаи, при которых работникам не выплачиваются премии. Таковыми могут быть случаи невыполнения работником плановых заданий, нарушения Правил внутреннего трудового распорядка, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения, систематические опоздания на рабочее место, невыполнение приказов и распоряжений руководства и других организационно-распорядительных документов предприятия и др.
Важно отметить, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
● Организация трудовых соревнований
Данный способ стимулирования работника является тем самым хорошо забытым прошлым, который позволяет добиться в компании сплочения коллектива, повышения творческой инициативы персонала, создания высокой мотивации к труду и укрепления дисциплины.
Итогом трудового соревнования может быть организация доски почета с последующим премированием отличившихся сотрудников.
● Предоставление работникам права выкупить предоставленную работодателем квартиру.
● Предоставление работникам займов на покупку автомобилей, квартир и др.
● Продвижение по карьерной лестнице, то есть создание руководящих должностей.
Все вышеперечисленные способы мотивации работников должны быть юридически оформлены в форме трудовых договоров, а также коллективных договоров или Положений об оплате и стимулировании труда работников.