Введение

Организационное поведение как отдельное научное направление возникло в начале 1960-х гг. в результате интеграции нескольких научных школ менеджмента, занимавшихся объяснением процессов, происходящих как на уровне каждого рабочего места, так и в организации в целом.

Основоположниками данного направления считались В. Врум, чья известная работа “Труд и мотивация” (1954) положила начало интеграции в целостный комплекс ряда разрозненных научных разработок, а также Л. Портер и Э. Лоулер, выпустившие совместный труд “Управленческие установки и их выполнение” (1968), в котором поведение персонала на рабочем месте впервые было описано как целостное явление.

Однако впервые термин “организационное поведение” использовал Ф. Лютенс в книге под аналогичным названием (1973). В ней ученый определил ключевую тематику научных исследований в данной области знаний как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.

Организационное поведение не заменяет собой менеджмент как науку. Оно сконцентрировано на изучении поведенческого аспекта менеджмента.

В современных условиях организационное поведение как отдельная отрасль научных знаний все больше концентрирует внимание на аспектах управленческой деятельности, связанных: с организационной культурой, проектированием трудовых процессов, анализом удовлетворенности трудом со стороны персонала, использованием в менеджменте элементов групповой динамики. Это подчеркивает практическую направленность науки, призванной сделать трудовое поведение персонала организации понятным для руководителя и вооружить последнего реальными знаниями и навыками, позволяющими ему применять эффективные системы управления персоналом организации.

Современному менеджеру необходимо весьма много знать о трудовом поведении людей, уметь исследовать возможности улучшения межличностных отношений и управлять взаимоотношениями людей. Именно в этих областях знание закономерностей организационного поведения поможет значительно повысить эффективность функционирования организации.

Выбранный Россией сложнейший инновационный путь развития требует грамотного, квалифицированного руководства данными процессами на всех уровнях управления организацией и эффективного использования человеческого потенциала.

Это, в свою очередь, требует подготовки современных конкурентоспособных профессиональных управляющих – менеджеров, обладающих соответствующими знаниями и навыками.

Основная цель изучения дисциплины “Организационное поведение” – овладение методами и приемами управления поведением личности и группы в организации. Материалы учебника дают теоретическую основу для выработки практических навыков руководства людьми в организациях.

Предметом изучения в данном курсе является деятельность руководителя организации в области управления человеческим потенциалом.

Задачи курса:

• дать представление будущим бакалаврам о современном состоянии и тенденциях развития организационного поведения;

• научить методам построения таких организационных систем, центром которых являются человек и его потребности;

• представить варианты поведения работников и группы в организации;

• дать навыки управления поведением индивида и группы с целью повышения эффективности деятельности организации.

Дисциплина “Организационное поведение”, опираясь на такие основные компоненты, как индивид, группа и организация, является основой для изучения целого комплекса управленческих дисциплин.

Знание организационного поведения позволит менеджеру:

• полнее раскрывать потенциал персонала организации и выбирать направления совершенствования ее деятельности;

• разрабатывать проекты организационных систем, центром которых является человек;

• определять стратегии профессионального вмешательства, позволяющие исключать консерватизм в организации труда персонала.

Учебник включает: введение, десять глав, в каждой из которых имеются контрольные вопросы; список литературы.

Авторы будут признательны за пожелания, замечания, комментарии по поводу учебника.

Загрузка...