«Заигранная из заиграннейших»

Жанна Панова

1/ Все начинается с «Кармина бурана»

«Мое собрание сочинений начинается с “Кармина бурана”», – писал Карл Орф. Эти слова, адресованные издателю, – слова человека незаурядной отваги и требовательности к себе, который после долгих поисков наконец-то обрел уверенность, что вступил на свой путь. Орф всегда был склонен к радикальной расправе со своим наследием: многое он исключил из списка своих произведений, а многое – сжег.

«Все, что я до сих пор написал, а вы, к сожалению, издали, можете уничтожить»…

Если бы это было сказано молодым, начинающим автором! Но Орфу – сорок два, возраст, который для одних стал временем кардинальных перемен, для других же и вовсе – финальной чертой (Й. Ланнер, М. Мусоргский, Г. Вольф). И он отнюдь не относится к композиторам, которые приходят к сочинительству в зрелом возрасте, уже имея за плечами жизненный опыт. Нет, Орф изначально был нацелен на музыкальное творчество.

Карл Орф родился 10 июля 1895 года в старинной мюнхенской семье, где мужчины традиционно посвящали себя военной службе или науке. Уже с самого раннего детства – в воспоминаниях деда первые опыты музицирования отнесены к годовалому возрасту! – он мечтал только об искусстве. С пяти лет осваивались фортепиано, орган, виолончель. В девять лет в детском журнале был издан его первый рассказ, а в шестнадцать – первый сборник песен. Однако несомненно одаренная натура могла развиваться только стихийно-свободно и решительно не принимала никакой педагогической системы. Два года, проведенные в Мюнхенской музыкальной академии, гораздо меньше сказались на его творческом формировании, нежели театральный мир и авангардные движения в искусстве танца.

Список созданного Орфом к середине 1930-х годов весьма внушителен: десятки вокальных опусов – песен и кантат, музыка к разного рода театральным постановкам, обработки ренессансных и барочных сочинений и народной баварской музыки, оркестровые произведения. Кроме того, он известен по всей Германии благодаря созданной совместно с Доротеей Гюнтер Школе гимнастики, танца и музыки («Гюнтершуле», 1924).

И все это предлагается перечеркнуть, начав с чистого листа, на котором огромными буквами будет красоваться «Carmina Burana»?! Однако, действительно, именно с этого шедевра начинается блистательный период творчества Орфа, подаривший искусству XX века ярчайшие произведения. Кантаты «Катулли Кармина» («Песни Катулла», 1943) и «Триумф Афродиты» (1950–1951), музыкальные пьесы «Луна» (1937–1938) и «Умница» (1941–1942), «Бернауэрин» (1944–1945) и «Антигона» (1947–1948) и многое другое появилось уже после и подчас под непосредственным воздействием «Кармины бураны». Пройдя искусы романтизма, импрессионизма и экспрессионизма, период изучения барочного искусства, композитор создает произведение, которое можно считать первым по-настоящему орфовским. В «Кармине буране» орфовский стиль проявился с наибольшей полнотой и впечатляющей эффектностью.

Отличительная черта сочинений Карла Орфа – яркая театральность. Он практически не писал ничего, не связанного с театром. Его музыка неотрывна от сцены, движения и слова настолько, что порой Орфу даже отказывали в праве называться композитором, признавая за ним безусловный дар режиссера и «музыкального декоратора». Его эксперименты в области музыкального театра были вдохновлены вечно притягательным искусством античности. Классическая древнегреческая трагедия, в которой драматическая игра, пение, танец и инструментальное исполнительство образовывали идеальное единство мусического, воспринималась им как образец для творчества. Композитор создает новый тип музыкального спектакля, в котором каждый раз по-своему происходит слияние выразительных средств музыкального, хореографического и драматического театра.

Загрузка...