5. Еврейский взгляд на выбор врача (по полу)

Эта глава написана в ключе понимающей критики воззрений, существовавших издревле в иудаизме и существующих и теперь в определенной среде (в части ультраортодоксальной, «хареди́мной» среды). Эти воззрения сегодня существуют в среде их носителей в сильно искаженном виде по отношению к прошлым периодам времени, причем без достаточного понимания их носителями степени искаженности этих воззрений. Мы в этой главе попробуем выпрямить понимание и провести неискаженную, насколько возможно, экстраполяцию этих застывших воззрений предыдущих эпох на сегодняшний сильно изменившийся день, критикуя искаженное, но распространенное понимание современной действительности, выраженное постановлениями многих уважаемых раввинов нашего поколения. Мы попытаемся привести и рассмотреть с современных позиций дух и смысл прежних воззрений, которые были более-менее адекватными условиям жизни до XVIII века, но гораздо менее адекватны сегодняшним реалиям. Однако сразу заметим, что базовые взгляды на роль женщины в семье и в мире претерпели гораздо меньше изменений, чем может показаться при искаженном рассматривании современного мира через мутные очки феминизма и женской эмансипации.

Поэтому не нужно спешить обвинять нас в средневековом мракобесии (кроме всего прочего, нужно хорошо понимать, что обсуждаемые взгляды ни в какой мере не порождены духовным и научным мраком христианских Средних веков, но являются намного более древними и весьма обоснованными для реалий тех прошедших эпох), как и не нужно считать, что мы огульно выступаем против научного образования еврейских женщин вообще и работы еврейских женщин-врачей в частности, хотя в качестве выводов из рассмотрения женского вопроса в преломлении его к медицине мы воздержимся от совета еврейским девушкам выбирать профессию врача.

Итак…

Общеизвестно, что принцип или закон, обоснованно установленный для одной области человеческих отношений, может весьма неправильно работать или вообще не соответствовать действительности при его переносе на другую область таких отношений. Особенно это бывает верным, если предыдущая область применения закона была достаточно общей, а новая область сама по себе является весьма специфической. Ведь каждый закон или принцип имеют граничные условия своего применения. Такой перенос действия закона на другую область требует очень внимательной проверки переносимого закона на его соответствие новым условиям его применения, на соответствие между новой областью возможного применения закона и границами применимости самого закона. Применение закона в неподходящей для него области человеческих отношений может привести к тяжелым ошибкам с большими последствиями.

Вопросы выбора врача для консультации и лечения, как и очень многие вопросы во взаимоотношениях медицины и пациента, относятся к очень специфической области, лишь краем касающейся общих отношений между мужчинами и женщинами. Нужно хорошо помнить, что, в отличие от практически всех специальностей, врач получил право лечить людей непосредственно из Торы, из недельной главы «Мишпати́м» книги Шмот. Стих 21:20 говорит нам: «…и будет лечить врач (иврит: вэрапо́ йерапэ́)», и Гемара́ (трактат «Брахо́т» 36а, последняя строчка страницы) объясняет нам, что именно здесь содержится разрешение врачу на его профессиональную деятельность. Уже этот особый и исключительный тип получения разрешения на профессиональную деятельность выводит врача во время его работы по лечению страждущих за рамки обычных межчеловеческих отношений во многих их аспектах. Мы не будем здесь разбирать вопрос о том, кто может называться врачом и лечить пациентов, и как их лечить, примем это как общеизвестное и признанное знание (хотя тут существует немало вопросов).

Очень многие вопросы отношений полов и регулирующие их еврейские законы изначально неприменимы к области медицины. Здесь и законы о прикосновениях (иврит: негиа́), об отделении женщины во время ее духовной нечистоты во время и сразу после месячных или во время и после родов (иврит: нида́), законы о приближении и обнажении тела (иврит: гилу́й арайо́т), законы об общении с замужней женщиной (иврит: э́шет иш), законы о приближении к родственникам, в первую очередь запрет мужчине вступать в тесные отношения (которые потенциально могут приводить к сексуальным отношениям) с женщинами, заключение брака с которыми принципиально запрещено (иврит: иткарву́т лекруви́м), и другие еврейские законы, обязательные для строгого соблюдения в обычной жизни. Кроме этого имеется обоснованный блок запретов на различные виды тесных отношений евреев с представителями народов мира. Все эти аспекты, запрещенные в обычной жизни, разрешены врачу во время его работы с пациентом, включая не только осмотр обнаженного тела пациента и прикосновения к нему, но и даже намеренное нанесение ран и пролитие крови (хирургические операции и другие инвазивные процедуры, включая элементарное взятие крови на анализ).

Но, к огромному сожалению, часть сегодняшних раввинских авторитетов механически, без достаточной проверки границ применимости еврейских законов и принципов, с одной стороны, и границ необходимого функционирования врача во время его работы, с другой стороны, распространили законы обычной жизни и обычные для нее запреты, в первую очередь очень важные законы скромности, разработанные для обычной жизни, и на область медицины, часто приводя ситуации для евреев, следующих указаниям этих раввинов, к полному абсурду и вызывая тяжелые и иногда долговременные и неисправимые последствия для людей.

В анализе еврейской законодательной ситуации необходимо принять в расчет, что все (все без исключения!) мудрецы и законоучители предыдущих поколений (РАМБАМ, РАМБАН, Сфорно, РАЛЬБАГ, Авраам Бен Эзра и многие другие мудрецы, которые одновременно были врачами, иногда – весьма выдающимися, что позволяет нам между строк заметить, что вершины в изучении и развитии Учения Торы никак не противоречат изучению сложных наукоемких специальностей и работе в самых земных областях знания) никогда не поднимали вопросы ни об ограничении медицинской помощи женщине в зависимости от тех или иных внемедицинских условий, ни о направлении больной женщины к женщине-врачу и занимались ее лечением сами. Главный еврейский законодательный кодекс «Шульха́н Ару́х» («Накрытый стол», XVI в.) также не поднимает этого вопроса по той простой причине, что не было в мире женщин-врачей, да и обращение к редким в то время врачам-мужчинам тоже было не столь простым делом, каким это является сегодня в развитых странах. Никто из еврейских мудрецов прошлых веков никогда не поднимал вопрос о необходимости или хотя бы желательности обучать женщин искусству врача для того, чтобы женщин лечили женщины. При этом вопросы скромности врача при его работе с женщиной, учет природной женской стыдливости также не упускались из виду еврейскими мудрецами. Талмудический трактат «Таани́т» с похвалой отзывается о том, что рав Аба Умна правильно лечил женщин принятыми тогда методами (кровопусканием) и не обнажал тела женщины больше, чем это требовалось для выполнения лечебных процедур (соблюдал необходимую скромность в работе врача). За это он регулярно получал приветы из Небесной Йешивы (высшая форма одобрения). То есть лечение женщины мужчиной-врачом Талмуд считал естественной и не требующей коррекции ситуацией. Много веков принципиально не было возможности направить пациентку к женщине-врачу или возможности для женщины выбрать женщину-врача – просто не было женщин-врачей (не путать с акушерками). Первая женщина (среди народов мира, не только среди евреев) получила диплом врача только в начале XIX века (исключая период существования совершенно уникальной в своем роде Салернской медицинской школы в период ее расцвета в X—XIII вв., где женщины не только обучались медицинскому искусству, но и были профессорами медицины, хотя их количество все-таки исчислялось считаными единицами). Еще в начале 60-х годов ХХ века (!!!) Гарвардский университет США ограничивал прием женщин на медицинский факультет всего-то пятью процентами от количества поступивших (6 женщин из 120 студентов на курсе).

Конечно, в условиях сегодняшнего дня некоторые еврейские законы должны быть вновь проверены и границы их применимости должны быть уточнены, но они не могут без вдумчивой, глубокой, тщательной и внимательной оценки произошедших изменений отменять установления и практику мудрецов прежних времен (если во многих областях еврейской жизни современные законоучители стараются (обоснованно или не очень) сохранить правила, пришедшие к нам из прошлых веков, то именно в медицине они начали резко менять существовавшую с древности традицию). Вновь и вновь мы возвращаемся к тезису о различиях между областью медицины и обычной жизнью, что, несомненно, должно очень явно и зримо проявляться в различиях еврейских законов, регулирующих как первую, так и вторую области, и абсолютно невозможно механическое распространение обычных очень важных и обоснованных законов еврейской жизни на столь специфическую область, как медицина.

Для начала мы приведем ряд аргументов о нежелательности для еврейской женщины заниматься врачебной работой (что не относится к области работы медсестер, которую мы как раз считаем очень женско-еврейской областью работы). Еще раз отметим: мы говорим о типичных женщинах и мужчинах и о типичном образе их мышления. Изначально понятно, что имеются отдельные женщины с типично мужским образом мышления и мужчины, не демонстрирующие типично мужской тип мышления и ответственного принятия решений, – для них наши общие рассуждения оказываются малопригодны. Еще раз отметим, что речь ни в коем случае не идет о слабой способности женщин быть врачами – мы сегодня наблюдаем неисчислимое количество отличных женщин-врачей, зачастую показывающих более высокие данные владения столь сложной специальностью, чем врачи-мужчины. Мы говорим исключительно о возможности именно еврейской женщины быть хорошим врачом и в то же время вести именно еврейский образ жизни, который, несомненно, наиболее адекватно отражает глубокие жизненные потребности женщины.

1. Даата́н кала́н. Весь этот пункт посвящен принципиальным глубоким различиям между типичной женщиной и типичным мужчиной, происходящим из их разного природного устройства и назначения. Мы уже указывали в предыдущей главе, что иврите есть три слова, не являющиеся синонимами, но при этом одинаково переводимые на русский язык как «знание, мудрость». Эти слова: хохма́, бина́, даа́т. Не вдаваясь в тонкости значений этих слов (имеется много объяснений этих значений), отметим, что мудрецы отмечают слабость типичного женского мышления по сравнению с типичным мужским мышлением в области даа́т. Эта область мышления связана, в частности, с необходимостью глубокого проникновения в один вопрос с отсечением на это время всех других забот и вопросов, часто – в условиях затруднительности поменять принятое решение в процессе развития проблемы. При этом никто не собирается считать женщину недоразвитой, уступающей по силе мышления мужчине. Просто у мужчины и женщины сильнее, чем у представителей противоположного пола, естественным образом развиты разные типы мышления. У женщин слабее, чем у мужчин, развита область мышления даа́т, зато сильнее развита область мышления бина́, связанная в первую очередь с интуицией и способностью одновременного решения нескольких задач, особенно в условиях неполной информации по каждой из них и когда направление решения проблемы может и должно динамически меняться во времени.

Для нашей темы это означает, что типичной женщине естественным образом труднее, чем мужчине, углубиться в проблемы данного больного и мгновенно привлечь все имеющиеся у нее знания и опыт по данной теме, отключившись от всех других многочисленных проблем и задач, стоящих перед ней в то же время. Типичной женщине легче и комфортнее находиться под иным (мужского типа) управляющим воздействием, получать общие, но без чрезмерной детализации указания о путях реализации задач и самостоятельно развивать, уточнять, реализовывать эти пути в пределах заданного общего направления. Женщина более склонна к стандартным решениям, что часто не совсем достаточно в работе врача; ей труднее, чем мужчине, предвидеть отдаленные последствия своих действий и решений. В этом плане в области медицины более оптимальной для женщины видится работа медсестры, которая является активным и инициативным помощником врача и без которой процесс излечения больного уже не видится реальным. А сегодня (в последние двадцать – тридцать лет в связи с огромным развитием методов ухода за больными, особенно после сложных хирургических операций, которые в принципе стали возможны именно вследствие совершенствования послеоперационного выхаживания больных, и обилием сложных приборов, обслуживающих больных) специальность медсестры превратилась в достаточно сложную академическую специальность, позволяющую работающим в ней людям подниматься по многим ступеням интеллектуального (и академического) роста, оставаясь медсестрами (уже имеются даже профессора-медсестры).

Типичным примером и моделью удачного взаимодействия столь различных природ мужчины и женщины является рождение ребенка: женщина получает от мужчины общую, очень концентрированную информационную программу (семя), добавляет к ней свою, не менее важную и такую же по объему генетическую информацию (яйцеклетка) и дальше уже самостоятельно, без участия мужчины развивает этот комплекс информационных пакетов до исключительно сложно устроенного живого ребенка, решая на этом пути огромное количество параллельных задач.

Некоторые ошибочно полагают, что типичные женщины могут быть хорошими руководителями крупных подразделений. Это представляется многим еврейским мыслителям неверным утверждением, потому что хотя руководителям крупных подразделений и приходится давать решения одновременно многим задачам в условиях неполной информации, но, в отличие от типичного мышления женщин, в этой области приходится видеть последствия, включая отдаленные, принимаемых решений, отслеживать изменения обстановки, впитывать большое количество часто плохо организованной входящей информации и разделять ее по ее важности, постоянно возвращаться к анализу задач и корректировать решения, а это является свойствами, более присущими мужскому мышлению. Опять повторимся – мы обсуждаем жизненные пути ТИПИЧНЫХ еврейских женщин и мужчин, реализующих правильный еврейский жизненный путь с правильным разделением половосоциальных ролей между ними, но НЕ рассматриваем ИСКЛЮЧЕНИЯ в организации типа мышления как женщин, так и мужчин. Кроме этого мы занимаемся исключительно еврейским полем жизни и не даем никаках советов другим народам, представители которых в силу иных идеалов построения жизненного пути мужчин и женщин могут приходить к мыслям о верности совершенно иных решений по этим же вопросам.

2. Наши мудрецы указывали, что на женщине лежит обязанность выполнять гораздо меньше заповедей, чем на мужчине. Это, в частности, связано с тем, что женщине, с одной стороны, гораздо труднее, чем мужчине, организовывать время для исполнения заповедей при ее непрерывных занятиях нуждами семьи и другими обязанностями, а сегодня – еще и работой для обеспечения этой семьи, а с другой стороны, женщина по своему внутреннему устройству гораздо меньше мужчины в этом нуждается – она природой снабжена внутренними естественными часами, так как организм женщины более совершенен, чем мужской. Она ведь является устройством второго поколения по отношению к мужчине, создана с учетом необходимости исправления недостатков «конструкции» и эксплуатации устройства первого поколения, и в ней исправлены многие недостатки устройства первого поколения, которым является мужчина. Но у этого усовершенствования есть своя, и немалая, цена: многие психические функции женщины (настроение, сила мышления и др.) имеют гораздо более ярко выраженный, чем у мужчины, циклический характер. Этот тип психической организации плохо подходит как для руководящей работы, так и для работы врача. Типичный мужчина из-за своего естественного анатомо-физиологического устройства в гораздо меньшей степени, чем женщина, подвержен периодическим изменениям самочувствия и настроения (но не совсем свободен от подобной цикличности) и меньше, чем женщина, подвержен отрицательному влиянию событий, происходящих вне работы (например, в семье, хотя проблемы семьи, несомненно, сильно сказываются и на выполнении мужчиной своих рабочих функций).

И если женщина действительно оказывается хорошим врачом (что мы нередко наблюдаем в современной практике), это часто указывает на неисправности в природном функционировании еврейской женщины (еще раз повторим, что мы пишем именно о еврейских женщинах, не входя ни в какие рассуждения по поводу женщин из других народов мира), на неверную оценку ею самой своих целей жизни и способов их достижения именно в пределах требований естества женщины, описанных в мудрой еврейской Традиции. Кроме этого, мы знаем на многочисленных примерах, что успехи в сложной учебе далеко не всегда однозначно указывают на будущие успехи в работе в сложных специальностях. Мужчины часто в начале своего пути менее зрелы и готовы к серьезной учебе и поэтому зачастую учатся хуже сверстниц, но в дальнейшем роли меняются – женщина раньше мужчины достигает пика своих возможностей.

3. Для мужчины более естественно воевать, проливать кровь, наносить раны, им природно легче пытаться помочь тяжелым или даже безнадежным больным, проводить активное лечение с неполными (или иногда, к сожалению, отсутствующими) шансами на успех, не перегружая свою нервную систему. Мужчины гораздо меньше подвержены жалости в пределах выполнения необходимой военной или медицинской работы. Нас учили, что врач должен хорошо понимать боль и страдания больного, прилагать все усилия для облегчения его состояния, но врач НЕ ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ боли пациента. Понятно, что выполнение на практике этих совсем непростых подходов мужчине дается легче.

Женщинам же более свойственна жалость к больным, которая природно может мешать им проводить сложные, болезненные и зачастую опасные для жизни пациента медицинские процедуры, необходимые в попытках спасти жизнь пациента. Женщине при выполнении таких процедур приходится переступать через ее естественные стремления, что не может не сказываться самым пагубным образом на ее психическом здоровье, на правильном женском восприятии мира.

4. Специальность врача требует многих лет обучения именно в период, когда нужно создавать и укреплять фундамент своей жизни – свою семью, огромного времени (как каждый день, так и многие годы) для совершенствования и продвижения в специальности, постоянной, пожизненной переработки огромного количества новой ежедневно появляющейся медицинской информации для сохранения врачебного уровня, постоянной готовности мгновенно оставить семейные заботы и заниматься спасением жизни больного, что вступает в резкое противоречие с женской незаменимой необходимостью уделять много времени и заботы семье, детям, мужу и не сбегать по срочному вызову от других своих важнейших обязанностей, бросив все в той точке, в которой она была в момент поступления вызова. Еврейская женщина-врач в современном мире просто физически не может выполнять первую, никем не заменимую и важнейшую задачу своей жизни – быть полноценной семейной еврейской женщиной. А значит, женщина-врач лишает себя положенного ей житейского счастья, заменяя его на суррогат «удовлетворенности работой и успехами в карьере», и приносит благополучие семьи, воспитание детей, состояние счастливой матери в жертву идолу современного общества – внешнему успеху. Еще раз отметим – мы все время говорим о максимальном интеллектуальном развитии еврейской женщины, о многих ее интересах в активной жизни в соответствии с ее характером и желаниями, о ее полной жизненной реализации и совершенно не имеем ввиду ее «использование» исключительно в качестве служанки мужа и детей, машины для родов, высокоавтоматизированного кухонного комбайна и современной стиральной машины. Но при этом мы полагаем, что далеко не любая внешняя занятость подходит еврейской женщине, когда один из ведущих цетров тяжести ее жизни находится в семье.

5. Часть современных раввинов большое внимание уделяют нескромному (чтобы не сказать – развратному) врачу-мужчине (в первую очередь в кажущейся им крайней по нескромности и имеющей наибольшее отношение к половым контактам области гинекологии), и строятся всевозможные «заборы» для защиты скромных еврейских женщин от посягательств «плохих» врачей, вплоть до ограничений визитов к врачам без острой необходимости, полностью пренебрегая необходимыми сегодня периодическими профилактическими осмотрами без явных жалоб со стороны женщины, которые спасли сегодня немало жизней. Особо важно наблюдение женщин во время беременности, что позволяет сегодня избежать многих опасностей как для самой женщины, так и для будущего ребенка, но есть достаточно раввинов, которые крайне не рекомендуют такое наблюдение беременности. Этими раввинами выделяются по крайней мере два типа таких врачей, изначально находящихся под подозрением в нескромности: светский еврей, не связанный общеморальными обязательствами, вытекающими из изучения Торы и соблюдения заповедей, и нееврей, который вообще не обязан учить Тору и соблюдать заповеди, а потому заведомо не принимающий на себя общеморальные еврейские ограничения. При этом игнорируется несколько важных положений. Во-первых, Традиция требует выбирать наиболее знающего и опытного врача и никак не относится к полу врача (мы писали выше, что женщин-врачей долгие тысячелетия просто не было и поэтому не было возможности включить в рекомендации желательный пол врача). Во-вторых, эти раввины, как правило, требуют от мужчин пожизненного и полнодневного изучения Торы и НЕизучения научных дисциплин, поэтому вопрос о воспитании скромных, соблюдающих заповеди религиозных врачей, которых не нужно будет бесконечно подозревать в непреодолимом желании разврата, как-то отпадает сам собой. И в-третьих, вопреки Традиции, уровень врача в их глазах уступает по важности требованиям выбора врача по половой принадлежности, что открывает широкую дверь всевозможным опасностям для жизни пациентов и пациенток.

Вероятность нескромной женщины (даже в гинекологии, не говоря уже о других разделах медицины) очень слабо принимается в расчет этими раввинами. А ведь развратная женщина-врач, мысли которой и во время работы находятся не на работе, является прямой опасностью для пациенток, уже не говоря о том, что женщина, не связанная теми же общеморальными обязательствами, вытекающими из изучения Торы и соблюдения заповедей, изначально должна подозреваться в том, что не все ее медицинские решения будут только и однозначно вытекать из требований медицины. Тут возможны самые разные причины того или иного назначения, включая денежные. О распространившейся в последнее время эпидемии однополой «любви» мы и упоминать не будем.

6. Если уж мы стали рассматривать гинекологию как область наиболее опасную для пациентки, идущей на прием к врачу-мужчине (что на самом деле совершенно неверно), и пытаемся проанализировать обоснованность требования выбирать в этом случае именно врача-женщину, то нельзя пренебречь еще одним обстоятельством – участием подсознания и глубоких инстинктов в принятии человеческих решений вообще и в медицинских рекомендациях и назначениях в частности.

И тут оказывается, что мужчина в одном из своих очень базовых инстинктов продолжения рода нуждается в женщине и инстинктивно трепетно относится к ее половому здоровью и возможности рожать детей. Он глубже, чем женщина-врач, понимает потребность женщины рожать, даже с определенными опасностями для ее здоровья и иногда даже жизни. Женщина же столь же глубоко инстинктивно не нуждается в конкуренции, и в силу этого она для уменьшения конкуренции не только для себя, но и для своего потомства может подсознательно преувеличивать опасности очередной беременности для здоровья пациентки и может сделать меньше, чем мужчина, для обеспечения наступления беременности, облекая все это в строгие медицинские обоснования, т.е. она позаботится о здоровье сидящей перед ней женщины, но в меньшей мере – о жизненной функции женщины рожать. Конечно, акушерки всегда были женщинами, но они участвовали в рождении ребенка уже в конечной стадии, когда их материнский инстинкт по сохранению жизни ребенка был сильнее инстинкта уменьшения конкуренции. А в базовом подсознательном мышлении женщина хочет не вообще детей, а именно своих детей. Вчитайтесь внимательно в историю конкуренции Рахели и Леи, жен праотца Яакова, приведенную в первой книге Торы – Береши́т (недельная глава «Вайеце́»). Или в историю конкуренции Ханы и Пнины из первых глав книги Шмуэль Алеф. Мы уже не говорим, что врач по своему воспитанию в медицине должен заботиться о здоровье пациентки и менее склонен заботиться о беременностях, всегда несущих риск для здоровья женщины, и женщина-врач, особенно светская или нееврейка, инстинктивно менее поддержит желание женщины идти на риск ради рождения ребенка. Раввины вообще опускают важнейшее сравнение между религиозным мужчиной-врачом и нерелигиозной женщиной-врачом, не говоря уже о нееврейках. А ведь перед визитом к врачу не всегда возможно выяснить многие детали о нем, о его опыте и уровне, о его поведении на приеме и проч.

Загрузка...