Предисловие

Главной причиной появления этой книги является лень.


Когда человек начинает изучать ораторское искусство, ему быстро становится понятно (потому что ему расскажут об этом), что в риторике есть три раздела, и разделы эти требуют совершенно разного подхода в изучении.


Первый раздел связан с мышлением. Риторика – она не про красиво говорить, а, скорее, про точно и глубоко, нетривиально и последовательно думать. Чтобы этому научиться, нужно прилагать усилия, и это сложно.


Второй раздел связан с пониманием того, как речь или текст воспринимается слушателями или читателем. Именно от этого зависит последовательность элементов высказывания: что говорить в первую очередь, что во вторую и так далее. Данный раздел самый лёгкий – нужно понять несколько структур и научиться согласовывать с ними свои мысли.


Третий раздел связан с воплощением всего того, что изучалось в двух предыдущих разделах. Придуманы мысли, они выстроены по структуре, осталось выразить всё словами (а в устной речи ещё и жестами, эмоциями, мимикой, паузами, громкостью и проч.). Этот раздел про средство выражения, про язык.


А язык – это рефлекс.

А выработка любого рефлекса требует монотонной работы большого объёма.

И это скучно.


Вот мы и вернулись в начало – преподавателям лень отрабатывать со своими студентами язык. Работать со структурой высказывания или с умением думать гораздо занимательнее. А развивать язык муторно. Но без языка – никуда, потому и появилась эта книга. Когда педагогу лень, он пишет книгу и дарит её своим сознательным студентам в качестве домашнего задания, вместо того, чтобы заниматься с ними самому.


Итак, если коротко и наконец-то по делу: здесь собраны упражнения, которые сотрудники студии риторики «Аргументъ» рекомендуют своим студентам для развития речи в рамках изучения ораторского искусства.

Загрузка...