Все мы хотим развиваться и процветать. Для этого нужны не только знания, но и понимание, как этими знаниями пользоваться.
В современном мире на каждого из нас обрушивается гигантское количество информации. Качество этой информации невысокое. Образно говоря, золота все меньше, а шлаков все больше.
Например, во всем мире постоянно издается огромное количество новых книг. Пишут все: актеры, домохозяйки, дворники, наемные убийцы… Причем их главным стимулом является не желание творить и помогать людям, а стремление прославиться и заработать побольше денег.
Помнится, еще Л.Н.Толстой писал, как был изумлен, узнав о реальных мотивах творчества многих известных сочинителей. Это было вовсе не познание истины, не желание помочь людям, не раскрытие собственного мира, то есть не познание души человеческой, а обыкновенное желание выделиться из среды, повысить свой статус, сделаться известным и за счет этого заработать деньги.
Когда душа деградирует, человек начинает ориентироваться на инстинкты, и тогда включаются ложные маяки. Снова вспоминаю, как с удивлением наблюдал за итальянскими и французскими туристами в пятизвездочном отеле Египта. Проживание в отеле предусматривало схему «все включено». Во время ужина можно было подходить к стойке и наливать себе белое или красное вино, а также пиво. Я попробовал вино, пить его было невозможно. Этот продукт официанты наливали в бочонок из картонных пакетов. Из любопытства я попробовал и пиво, – оно оказалось еще хуже. Более или менее приличные напитки продавались тут же в баре. А ведь отель этот – достаточно дорогой, проживавшие там французы и итальянцы явно не были нищими. Но они с удовольствием соглашались пить то, что им предлагалось, поскольку за это не нужно было платить.
По той же схеме весь мир употребляет сейчас ГМ-продукты. Да, это вредно для здоровья. Да, это опасно для жизни. Да, это невкусно, неприятно, а иногда и отвратительно. Но зато это дешево! То есть главный критерий – это удовлетворение инстинкта самосохранения, когда выгода и благополучие становятся нормой, даже если это вредит телу, не говоря уже о душе.
Маммона начинает торжествовать, когда парализована душа, когда человек перестает о ней заботиться, когда деньги важнее нравственности, а дешевизна важнее вкуса и качества продукта. Процессу физическому всегда предшествует процесс духовный. Человек, готовый пренебрегать своей душой ради внешней выгоды, достаточно быстро катится по пути деградации.
Каждому из нас хочется развивать свой вкус и повышать интуицию. На эту тему существует множество литературы. А всего-то нужно соблюдать одно правило. Хотите разбираться в винах и прочих продуктах – научитесь отказываться от невкусного, неприятного, дурнопахнущего. Никогда не заставляйте себя есть то, что вам не нравится. Умение отказаться от невкусного продукта – это и есть развитие чувства вкуса. Умение отказаться от безвкусной одежды, хоть и дешевой, также быстро дает положительный эффект.
Если мы будем ориентироваться на нашу душу, на наши чувства, тогда у нас начнут восстанавливаться правильные маяки.
Мир устроен так, что цель рождает средства для движения к ней. Цель является причиной, а ее достижение – следствием. Если утрачивается цель, то распадается и средство.
Человек живет и развивается, поскольку в подсознании у него есть система ближних и дальних целей. Время как разность потенциалов, конфликт между причиной и следствием, целью и средством – все это рождает энергию, которая позволяет жизни существовать и развиваться.
Когда у человека есть главная цель – любовь и единение с Богом, тогда развиваются и средства: наша душа, наши чувства, наше подсознание. Как только утрачивается любовь к Богу, – тут же начинает потихонечку, незаметно умирать душа. Тогда целью становится выживание, то есть удовлетворение инстинкта самосохранения, – главным для человека теперь являются деньги, благополучие, статус в обществе. Основным маяком становятся рассудок и способности, появляются надменность, жестокость, неискренность. Чувство превосходства требует постоянного унижения окружающих, желание властвовать над всем миром становится сверхзадачей. В течение какого-то времени, действительно, происходит развитие сознания, способностей, воли, – и вроде бы все хорошо.
Но секрет заключается в том, что единственной целью любого существа во вселенной является единение с Творцом и познание Творца. Все остальное – это средства. Поэтому, когда главной своей целью мы делаем душевное счастье, наша душа начинает умирать. Когда мы целью делаем инстинкт самосохранения, наше сознание начинает деградировать, постепенно разваливается наша судьба, оскудевают наши способности и возможности. Если утрачена цель, средство тоже должно быть потеряно.
Поклонение душе, то есть высшим чувствам, приводит к ее деградации, если утрачена любовь. Поклонение духу, сознанию, способностям приводит к их утрате. Если инстинкт самосохранения ставится во главу угла и истребляет любовь, то этот инстинкт незаметно превращается в свою противоположность – в программу самоуничтожения.
Если для человека главной целью являются секс, наслаждение пищей, алкоголем и прочие разнообразные удовольствия, у него тогда портится здоровье и начинается импотенция. В последнее время этот процесс стал протекать достаточно быстро.
Сексуальность нужна для появления на свет потомства. Если человек не хочет иметь детей, но стремится часто получать сексуальное наслаждение, то, естественно, после утраты цели будет разрушаться и средство. Сексуальная революция, начавшаяся в США, не случайно повлекла за собой распад семей, гомосексуализм и педофилию. Музыкальная рок-культура, появившаяся в то же время, обрисовала свои цели достаточно четко: секс, алкоголь, наркотики. Все это привело к весьма быстрому разложению цивилизации.
Бунт молодежи 60-х годов прошлого века – это был протест против культа золотого тельца, культа выгоды, денег и бездушия. Протест против культа инстинкта самосохранения привел к культу инстинкта продолжения рода, то есть произошла закономерная «ступенчатая» деградация.
Сначала ослабевает любовь к Богу, устремление к Нему, потребность в единении с Ним. Человек начинает поклоняться душе, то есть своим высшим чувствам и всему тому, что с ними связано. Семья, близкий человек, помощь другому – все это становится смыслом жизни. Тезис «Возлюби Бога превыше всего» заменяется тезисом «Возлюби ближнего, как самого себя».
Поначалу вроде бы все прекрасно, душа радуется и наслаждается жизнью. Но все, что мы любим, мы хотим сделать вечным. Значит, вечным должен быть любимый человек, вечной должна быть семья и вечным должно быть наслаждение от общения с любимым человеком. Теперь уже принять боль, обиду, измену близкого человека становится для нас невозможным. И чем больше мы протестуем против разрушения окружающего мира, тем стремительнее мы удаляемся от Бога, и боль души становится совершенно непереносимой.
Далее, происходит деградация всей системы целей. Забыв о душе, мы теперь поклоняемся духу. Вначале наблюдаем расцвет: мы становимся умнее, энергичнее, погоня за деньгами делает нас сильнее, крепче, жизнеспособнее. Но потом неудачи, крах будущего становятся для нас непереносимыми: мы боимся потерять деньги, мы тревожимся о том, что́ с нами будет завтра, мы сожалеем о том, что произошло, и не можем принять этого. Мы постоянно переживаем за свое благополучие и неудачи воспринимаем как катастрофу. Слово «неудачник» превращается для нас в кошмар.
В конце концов, стресс становится непреодолимым, и тогда происходит очередной рывок вниз, – попросту говоря, сексуальная революция. Теперь главная цель для человека – удовольствия. Сначала это секс, изысканная еда, красивая одежда, алкоголь, сигареты, азартные игры, наркотики. Но энергетика слабеет, ее нужно подстегивать. Обычный секс уже не радует; секс неестественный дает гораздо более сильную вспышку удовольствия, потому что энергия не направляется на поддержание потомства. Затем легкий алкоголь заменяется крепким, а далее, для того чтобы усилить наслаждение, человек переходит на наркотики.
Однако энергия продолжает слабеть. Раз цели нет, средство будет исчезать. По сути дела, все удовольствия – это допинг, растрата стратегической энергии в угоду сиюминутному наслаждению.
Недавно я побывал на премьере спектакля по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Достоевский поразительно точно описывает состояние России XIX века. Блестяще показан процесс деградации души.
В памяти всплывают сцены из спектакля. Главные герои находятся на разных ступенях душевного распада. У одного – деспотичная и жадная жена с высочайшей гордыней. Одного мужа она уже убила своей энергетикой, а теперь спивается второй. Гордыня переходит в ревность. Тяга к власти сменилась тягой к наслаждению. Неслучайно дочь Мармеладова Соня под давлением обстоятельств стала проституткой.
Главные герои «Преступления и наказания» внутренне похожи друг на друга, их сверхзадача – власть, деньги, сила, успех.
Лужин пытается купить сестру Раскольникова, деньгами завоевать ее расположение. Не душевными качествами, не заботой, не теплом, не жертвенностью. При чем тут душа, когда есть деньги?
Свидригайлов ради денег убил свою жену, ради благополучия он готов на любое преступление. Но у каждого человека, до какой бы степени деградации он ни опустился, душа-то остается, и когда к Свидригайлову приходит любовь, любовь неразделенная, его душа начинает невыразимо страдать и мучиться. Он пытается решить эту проблему с помощью денег, – не получается. Пытается – через обман, воспользовавшись своим умом и талантом, – не выходит. Попытка грубой физической силой получить любовь также оканчивается неудачей.
Преступление, которое совершил Свидригайлов, привело к ослаблению, очерствению его души, и боль душевная стала для него непереносимой. Для такого человека любовь смертельна, – ведь любовь дает не только наслаждение, но и душевную боль. Самоубийство Свидригайлова вполне закономерно.
Раскольников убивает старуху-процентщицу не просто ради денег. Он старается оправдать свой поступок и доказать самому себе, что есть вещи поважнее любви и нравственности. Человек, вооруженный сверхзадачей, может игнорировать жизнь и нравственность, – вот лозунг Раскольникова. Если Наполеону позволено было убивать сотни тысяч людей во имя сверхзадачи, – почему это не может быть позволено ему, Раскольникову? Если убить жадную, корыстную старуху, можно ведь использовать ее деньги для помощи людям. У Раскольникова есть благая цель, сверхзадача, и ради достижения этой цели, как ему представляется, он имеет право и на убийство, и вообще на любое преступление.
Достоевский гениально показал зерна будущего фашизма. Через несколько десятилетий миллионы «раскольниковых» провозгласили, что цель оправдывает средства, что ради светлого будущего можно создавать концлагеря, истреблять интеллигенцию, убивать своих братьев и сестер. Герой романа М. Шолохова «Поднятая целина» Нагульнов без капли сомнения заявляет, что ради мировой революции готов из пулемета покосить сотни женщин и детей. «Да скажи мне, что надо их в распыл. Для революции надо. Я их из пулемета всех порешу!» – кричит пламенный революционер.
Если вдуматься, в основе социализма и фашизма лежит один и тот же тезис: «Цель оправдывает средства». Что означает эта фраза? Под средствами подразумеваются убийство, насилие и жестокость. Но что же это за цель, ради которой можно разрушать душу? Эта цель – благополучие и процветание группы людей: для социализма эта группа – пролетариат, для фашизма – люди определенной национальности. Как известно, Гитлер планировал создать касту избранных уже внутри самого немецкого народа, – эта каста должна была управлять всем миром. Инстинкт самосохранения собирался полностью задушить инстинкт единения с Богом, сознание намеревалось окончательно истребить душу.
Подобный процесс всегда заканчивается самоуничтожением. Гитлера хранила судьба, для того чтобы он сам застрелился в конце войны. Фашизм, или, точнее, национал-социализм, обречен на самоуничтожение. Любое государство, любой общественный строй, игнорирующий душу и нравственность, – обречен. Просто в масштабе цивилизации этот процесс может занять сотни лет.
Крах Российской империи предваряло появление раскольниковых, свидригайловых и лужиных. Интересно, а чьим «потомком» мог быть Раскольников, есть ли у него прародитель среди литературных героев? Задумавшись об этом, я пришел к выводу, что такой персонаж есть. Это Фамусов, один из главных героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Фамусов учит Чацкого, как отказываться от души ради благополучия. Фамусов призывает забыть о нравственности ради золотого тельца, пытается направить Чацкого к ложным маякам. Удобно пристроиться в жизни, создать клан единомышленников, раздавить свою душу ради светлого будущего – вот жизненное кредо этого литературного героя.
Образ Фамусова выписан блестяще. Его система жизненных ценностей исключает понятия нравственности и души. Инстинкт самосохранения стал для него абсолютной ценностью. Вполне закономерно, что его дочь не может сдержать своей похотливости. Если нравственные понятия ничего не значат, чем будет руководствоваться молодая женщина? Только инстинктами. Сможет ли она удержать свою жадность или похотливость? Конечно, нет. А ведь Софья умна. Она весьма незаурядный человек, но душа ее ослепла, и включились ложные маяки. Она тоже готова, как те туристы в египетском отеле, употреблять любое пойло, лишь бы было дешево и быстро.
Помню, как учителя в школе постоянно повторяли, что Онегин и Печорин – это люди, утратившие смысл жизни, это «лишние люди». А главная наша цель, объясняли школьные учителя, – это установление равенства и благополучия на всей Земле. Они не понимали, что стремление к равенству и благополучию – это, по сути дела, поклонение инстинкту самосохранения, если при этом мы забываем о любви.
Социализм поклонялся равенству, фашизм – неравенству. Обе эти идеи привели к гибели множества людей. Торжество инстинкта самосохранения над душой, любовью и нравственностью всегда завершается смертью, под каким бы соусом это ни подавалось. Без устремления к Богу, без спасения души любая религиозная или социальная доктрина несостоятельна. Когда второй и третий инстинкты стремятся уничтожить первый, основной, – шансов выжить не остается. Когда те, кто живут в здании, начинают разрушать под собой фундамент, – обрушение неизбежно.
Если задуматься о смысле гениального романа Достоевского, то становится понятно: признание Раскольникова в своем преступлении – это есть крах благополучия и будущего ради спасения души. Наверное, роман нужно было назвать иначе: «Преступление и спасение». То, что с точки зрения человеческой логики выглядит как наказание, согласно логике Божественной является поддержкой, помощью и спасением.
Известно, что Достоевский сейчас очень популярен во всем мире. Для меня оказалось неожиданным, что он весьма востребован в Японии. В благополучных странах, утрачивающих душу в угоду деньгам, достаточно быстро включается механизм самоуничтожения, и тогда лучшие представители общества стремятся разобраться в причинах происходящего. И тут выясняется, что дальше всех в познании нынешних проблем продвинулись именно русские поэты и писатели.
Слово «душа» в России всегда звучало гораздо чаще, чем в других странах, потому и деградация здесь воспринималась особенно болезненно. Русских писателей интересовали вселенские вопросы, тогда как писатели европейские занимались в основном вопросами быта, семьи, темой благополучия и темой секса.
Русские писатели были ясновидящими. Они чувствовали будущее разложение цивилизации, наблюдая то, что происходило в России. Русским пророкам выпало столь же много мучений и страданий, как и самой России.
В Европе вырождение и умирание происходило мягко и незаметно. В России этот процесс был явным, очевидным и мучительным. Но ведь самые страшные потери – это те, которых мы не замечаем.
В нынешней России с каждым днем крепнет готовность к спасению нравственности, к излечению души. Может быть, потому многие ясновидящие и предсказывали воскресение России?