Русская земля издавна славилась своими православными обителями и монашествующими подвижниками благочестия. Огромное влияние оказали они на историю народа и государства Российского, их культуру и духовное развитие. История монастырей стала важнейшей и неотъемлемой частью истории Православия и Русской Православной Церкви. Видное место в числе прославленных русских обителей неоспоримо занимает благословенная Оптина пустынь, словно бы самой природой предназначенная для созерцательной монашеской жизни и проделавшая нелегкий, но яркий путь от малоизвестной лесной обители до важнейшего центра духовного возрождения русского монашества, средоточия православной духовности, привлекавшего тысячи богомольцев всякого возраста и звания; всеми почитаемого места уникального явления русской духовной жизни – русского старчества.
Пролегал этот путь сквозь многие века и разные эпохи, насыщен был многими событиями – и радостными и горькими, светлыми и драматическими. Оказался соединен с судьбами многих людей, как безвестных монастырских насельников, выносивших тяготы смутных времен и спасавших обитель в выпадавших ей испытаниях, так и просиявших в Оптиной пустыни, известных всей России святых подвижников. О них и их судьбах, их служении и их обители эта книга…
«Когда Иоаким и Анна… приблизились с посвящаемою Дочерью к храму, то в сретение им вышли с пением из храма служившие в нем священники и сам первосвященник. Благоговейно поставила праведная Анна свою Дочь на первую ступень храмового крыльца. При этом она… обратилась с следующими трогательными словами к Отроковице: «Гряди, Дщерь моя, к Тому, Кто тебя даровал мне! Гряди, кивот освященный, ко многомилостивому Владыке! Гряди, дверь жизни, к милосердному Подателю благ! Гряди, ковчег Слова, в храм Господень! Войди в церковь Божию, радость и веселие мира!» И передавая Ее первосвященнику Захарии, она сказала ему: «Прими, Захария, сень чистую, прими, священник Божий, ковчег непорочный; прими, праведник, фимиам духовный; прими Дщерь, Богом мне данную! Введи и всели Ее на гору святую, в жилище Божием, не испытывая о Ней, но ожидая, что Богу, ее призвавшему, благоугодно будет совершить с Нею»… Крыльцо, на нижней ступени которого была поставлена родителями благодатная Отроковица, имело 15 высоких ступеней… Пречистая Дева, при виде селения Господня и служителей святыни Его, как бы окрыленная духом любви к Богу и укрепленная силой Его, – одна, никем не поддерживаемая, скоро и бодро взошла по всем ступеням на самый верх храмового помоста. Ангелы Божии… невидимо окружили Ее и служили Ей; и хотя они еще и не ведали тогда таинства воплощения, но как слуги Господа, по повелению Его, служили Богоотроковице при Ея восхождении. Такое сверхъестественное восхождение слабого младенца, который далеко оставил за собою всех старших, поразило удивлением присутствовавших. Следуя с Пречистой Отроковицею к храму, Захария посадил Ее на третьей ступени жертвенника. Здесь – говорит древнее предание – Господь Бог осенил Ее благодатью Своею, и Она возрадовалась духом. Прозрев во вводимой таиницу великих судеб Божиих, первосвященник не остановился там, где обыкновенно стоял молящийся народ, но повел Марию далее, «за первую и вторую завесу», в глубину внутреннего святилища, во «Святая святых», куда не дозволялось входить не только никому из женского пола, но и самим священникам, и куда лишь однажды в год, в день очищения, имел право входить только один первосвященник с жертвенной кровью».