И эти жалкие существа полагали, что все сущее должно иметь какую-то цель и что одни цели выше, чем другие. Эти существа почти всю жизнь тратили на то, чтобы понять, какова цель их жизни. И каждый раз, как они находили то, что им казалось целью жизни, эта цель оказывалась такой ничтожной и низменной, что существа не знали, куда деваться от стыда и отвращения.
Для решения вопроса о выборе стратегии жизни необходимо более или менее реалистично представлять направление или даже конечную точку своего пути. Это не так просто. Как мы говорили выше, наши представления о мире складываются из двух сообщающихся сосудов: знания о себе и понимания окружающего мира. То есть каждый человек ищет будущее место для себя в том мире, который он знает и понимает. Средства массовой информации ориентируются на достаточно редуцированную, если не сказать убогую, картину мира. Литература, публицистика, философия, сфера гуманитарного образования и учения духовных мастеров, безусловно, могут представлять собой хорошее подспорье для думающего человека, но многие ли из наших знакомых методично работают над расширением своих представлений о мире?
Важно не сколько думать, а о чем думать.
В то же время недумающих людей практически нет. Каждый из нас строит свою картину мира. Как разумные существа, мы обречены на это. Один из признаков правильного, здорового описания мира – это когда в ситуациях, напоминающих случаи из опыта прошлого, вы не ожидаете от другого реакций, которые соответствовали бы вашему прошлому опыту. Например, если вас обидела рыжая девушка, вы не ждете инстинктивно от всех рыжеволосых какого-то подвоха.
Ни одно описание не является конечным. В этот момент вы проскальзываете между описаниями; вы останавливаете мир и видите. Вы оставлены наедине с чудом; настоящим чудом видения мира без интерпретации.
Часть неопредмеченного описания мира – и есть реалистичное разумное понимание, которое можно интерпретировать как истинное, или объективное. Истина – такая материя, что ее невозможно добавить к старому и привычному образу жизни. Чтобы ее принять и приумножить, необходимо систематически пересматривать свою жизнь в соответствии с объективными, или истинными, представлениями о мире. Иными словами, чтобы узнавать новые части мира, надо анализировать его реакцию на свои действия, иметь мужество честно признавать свои истинные мотивы и понимать, что на самом деле поступил не так, как хотел. В результате вы узнаете нечто существенное о себе, и тогда новая часть мира откроется перед вами.[2] Наивно предполагать, что расширение и усложнение вашей картины мира произойдет только потому, что вы познакомитесь с большим количеством людей, получите новую специальность, посетите с туристическим визитом новый десяток стран или получите сертификат международной школы коучинга.
Новую карту реальности можно построить, только изменив себя.
Цель этого танца с собой – перенастройка своего понятийного механизма, который создает каждую секунду, вновь и вновь, наши интерпретации мира.
Механистическое освоение нового знания обычно сводится к «узнаванию». Это происходит так: человек слышит или читает нечто новое, но относится к нему избирательно. То, что хорошо накладывается на его мнение и представления, усваивает, ему нравится этот процесс, а все, что не укладывается в старые представления, часто просто не замечает, максимум, внутренне оспаривает. Он как бы думает: «Правильно автор говорит, я согласен». В случае «узнавания» обогащается старое знание, а качественного его преобразования не происходит. Другой вариант получения информации мы называем «проживание».
Мы приходим к прочтению книги с позиции какой-то истины, невольно провозглашая: «Истина есть Я (то есть то, что я знаю и понимаю)». Правильно, когда на страницах книги истиной провозглашается «не-Я», сознание приходит к этой истине как к отрицанию своего проживания, а не отрицанию себя. Отрицается не определенное знание, а предыдущее проживание старого знания. И проживается, пропускается через себя, новое. В результате движения нового проживания у человека появляется возможность перейти к некоему третьему, его сознание сможет принять или создать уже третью истину, и есть надежда на развитие и рост. По законам «проживания» мы и рекомендуем относиться к материалу этой книги. И точно по такому же закону пропускать через себя моменты своего саморазвития.
Мы познаем себя двумя способами: через углубление в себя (истина есть Я) и через деятельность в мире (истина есть Мир). Это правильно и неизбежно.
Понимание и развитие себя состоит из 4 фаз (рис. 2), которые человек проходит по кругу снова и снова, каждый раз на новом уровне:
Рис. 2. Фазы саморазвития через самопознание
1) самоанализ;
2) изучение своего Мира;
3) постановка реалистичных целей;
4) анализ реакции Мира на ваши целенаправленные действия (Мир соглашается). Затем снова пункт 1 и так далее в том же порядке.
1 и 3 фазы относятся к категории познания себя, 2 и 4 фазы относятся к категории познания вашего Мира. Рис. 2 отображает цикличность процесса саморазвития. Когда мы говорим о поиске своего призвания, мы должны понимать, что те находки, которые получим на первых этапах, будем настраивать и уточнять в течение жизни, добавляя в них новые краски за счет расширения своей картины мира и понимания себя. Само по себе знание выхолощено и неправдиво, если не подкреплено практикой или проживанием. На рис. 2 отражен процесс создания и проживания знания, который можно условно назвать усвоением знания, то есть процессом, когда мы делаем знание своим.
Сосредоточимся на некоторое время на процессах получения информации о мире и формирования нашей картины реальности. Все мы находимся в условиях сильнейшего давления со стороны информационного шума, который создают разные источники информации. Часто мы оказываемся под влиянием тех или иных чуждых концептов, противоречащих нашим базисным представлениям. В результате многие положения, на которые мы внутренне опираемся, не осознаются или интуитивно воспринимаются как чужеродные, не свои. Хороший выход из этой ситуации – целенаправленное построение непротиворечивой картины мира, своего концепта реальности, богатство и глубина которого для многих является единственным основанием для самоуважения. И уже этим противостоять давлению чуждых вам концептов.
Несмотря на то, что картина мира человека во многом индивидуальна и носит отпечаток личного опыта, в целом ее можно представить как карту реальности, которая описывает с той или иной степенью подробности полный Мир индивидуума. Пример простой карты представлен на рис. 1. Каждый из нас может поупражняться в «картографировании» реальности. Мыслители прошлого, философы и практики говорят нам о множественности картин мира и подходов к картографированию. Анализ процесса познания или картографирования реальности и его результатов позволяет нам высветить ключевые требования к нему, которые каждый из нас должен учитывать, осознавая свой Мир.
Процесс картографирования реальности – это описание того, что есть в вашей жизни здесь и сейчас, без раздумий и предположений о прошлом и будущем.
1. Картографирование реальности – это процесс фиксации (остановки) Мира, следовательно, он сводится к пониманию уже известной реальности.
2. Карта, построенная вами, не является окончательной и всегда подлежит дальнейшему пересмотру.
3. Элементы реальности должны быть взаимосвязаны и не противоречить друг другу.
4. Включите в свою карту все существенные для вас факторы.
5. Необходимо максимально отделять объективные факты от субъективных суждений.
Мое первоначальное членство, как весьма образованного западного человека, было в европейском интеллектуальном мире. Невозможно выйти из одного членства, не будучи введенным в другое.
Развиваться без построения картины мира невозможно. Иногда, включив в нее какую-то дополнительную информацию, мы слегка обновляем ее. Но на некоторых этапах жизни у нас есть шанс на качественное изменение или полную замену. Фактически это происходит после того, как пройдены 4 фазы самопознания, то есть новое знание о себе и мире создано, осмыслено и усвоено. Отметим, что не существует моментов, когда человек остается без картины мира. Возможность избежать кризисов и потерь в момент качественного перехода от одной картины мира к другой – это дополнительный мотив в целенаправленном понимании своей текущей реальности, то есть картографирование ее.
Пример манифестации личной картины мира – нашумевший отказ питерского математика Григория Перельмана от премии в миллион долларов за решение сложнейшей математической задачи. Создав свое достижение в одиночку, ученый разместил информацию о нем в открытых источниках, чтобы другие математики смогли проверить. Несмотря на то, что китайцы то ли повторили успех, то ли использовали решение ученого в своих расчетах, Перельман не стал оспаривать первенство и получать премию. Многих это изумило. Однако Григорий Перельман прекрасно понимал, что большая денежная сумма является излишним элементом в его реальности. Бессмысленно спорить с ним или не соглашаться, поскольку любой спор будет вестись оппонентом «со своей колокольни», то есть из своей картины мира.
Мы поняли, что для решения вопросов о вашем призвании и предназначении, необходимо использовать инструмент картографирования реальности. Карты нужны для постановки реалистичных целей, а также для анализа результатов своих усилий вследствие проживания полученного знания. Мы еще раз призываем проработать каждую из карт. В то же время убедительно просим не привязываться к результатам самопознания и даже предложенным методикам, ведь это только эволюционные ступени на вашем пути осознания предназначения. Если в качестве своей карты реальности вы используете уже готовые карты (например, картографируете для себя религиозное мировоззрение одной из конфессий), желательно все же вносить в них свои элементы или хотя бы вопросы к ним.