Осенью я начал свою первую предсезонку. Тренировался вместе с командой: пробежки, тяжести, атлетика, «тягуны», акробатика – все выполнял сам, заставлял и своих подопечных. Вкатывались мы на льду, который появлялся в конце октября на «озерах». Их было предостаточно – за микрахой находился завод стройматериалов (кирпичный), там после добычи глины оставались карьеры, которые летом заполнялись водой, а осенью замерзали. Это был первый лед.
Не просто давались нам эти тренировки. Местные хулиганы не церемонились: забирали коньки, клюшки. Поэтому мы действовали организованно и жестко отвечали: одного на лед, а сами, разбившись на пятерки, по моей команде с разных сторон бросались на выручку и сметали обидчиков. Пока те приходили в себя, собирая толпу, мы катались. Как только местные появлялись снова в численном преимуществе, мы организованно удалялись. Но, как правило, успевали откатать программу тренировки полностью. План каждой тренировки я готовил накануне.
Надо сказать, что к тому времени, если в классе появлялись второгодники и пытались поставить себя над всеми, я и с ними разбирался быстро, хотя уступал в весовых категориях и габаритах. Опыт уличных драк был отменный, физическая подготовка – на уровне, да и реакция позволяла одерживать победы не только в столкновении один на один. Неоднократно приходилось биться с несколькими противниками и выходить победителем. Да и ребята подготовились. Так что мы не раз ставили обидчиков на место как на льду, так и в жизни. Стихия хоккея, эйфория побед захватывали меня все больше. Это было мотивацией, давало заряд на дальнейший успех.
В нашей команде выступал мой младший брат Алексей. В хоккее, правда, у него чуть хуже получалось – он играл защитника, в футболе – нападающего. Леха ходил в шестой класс, я учился в десятом. Сразу после школы я занимался хозяйскими делами нашего клуба, Алексей садился за уроки, делал их самостоятельно. Система стала давать результаты: он стал выбиваться в лучшие ученики. Помогал по дому: то, что не могла сделать бабушка, делал Леха, зато он был освобожден от хозработ и трудотерапии в клубе. Приходил только к тренировке. Здесь я спрашивал с него строго, не давал поблажек и стружку снимал с него первого. Кто не знал, не верили, что он мой брат. И другие эту жесткость понимали, не вольничали. Но строго спрашивал я и с себя. Готовил план тренировки, перечитывал литературу, которая касалась учебно-тренировочной деятельности и хоккея.
Мой тренерский дебют, декабрь 1974 г. – стадион «Водник», первенство Индустриального района на приз клуба «Золотая шайба»
Читал о хоккее буквально все. Неплохо учебно-тренировочная работа была описана в учебниках по спортивным играм, раздел «Хоккей» был выпущен под редакцией А. В. Тарасова. Появлялись в те годы и другие его труды, где он щедро делился опытом с тренерами и игроками, горячо любящими игру.
К началу своего тренерского дебюта я практически сформировался: физически, морально, психологически. Строя хоккей в основном на отношениях, советовался с другими, но решение было за мной, и ответственность я брал на себя. Опыт улицы, спорта, советы старших, характер позволяли сформировать психологию победителя – никак по-другому! Ошибки анализировались и исправлялись, перестраивался я быстро, создавал себя с чистого листа – это позволяло мне видеть выходы из, казалось бы, безвыходных положений. Безусловно, я был авторитетом, добивался образцовой дисциплины, порядка. Это основной стержень, на котором все держалось. «Порядок класс бьет».
Надо мной никто не стоял, и день за днем, месяц за месяцем, год за годом я работал над собой. Десятилетия отбросили всю шелуху, и сегодня, когда я пишу эти строки, а прошло уже 50 лет, становится понятно: только созидательный труд – истинная ценность, пример для других. Пряником-то я никого не заманивал, у меня его не было, а вот победы были. Они и были подарком за наш труд!
7 ноября 1974 года справили свой шестой день рождения – сыграли несколько спаррингов с «Чайкой» и «Спартаком», а в декабре дебютировали в первенствах Индустриального района г. Хабаровска на приз клубов «Золотая шайба» и «Плетеный мяч». Они проходили одновременно на стадионе «Водник». Отличный был заводской стадион и находился рядом – всего в километре от нас. Здесь были и поле для футбола и хоккея с мячом, и хоккейная коробка, и теплые раздевалки, правда, не рядом с коробкой, и трибуны. Сегодня на его месте построен краевой Дворец спортивных единоборств.
В этом первенстве выступали восемь команд – мы играли и в мяч, и в шайбу. Чтобы не было наложений, составляли расписание игр: день играешь в мяч, день – с шайбой. В обоих видах хоккея мы заняли почетное второе место. Первое в шайбе и в мяче заняла команда «Вымпел» судостроительного завода, тренировал которую Валерий Захарович Севиздрав. Проявив характер и командный дух, мы обыграли всех равных себе и даже более опытных ребят – «Амур» (тренировал Г. В. Гапонов), «Чайку» (тренер И. В. Пудов), а «Вымпел» вообще был на голову выше всех остальных. Эта команда состояла из ребят, живущих в Южном микрорайоне и на Заводской, они уже носили звание чемпионов Хабаровского края, участвовали во Всесоюзных соревнованиях «Плетеный мяч». Словом, они были профи. На всех линиях у них был отличный подбор игроков, но выделялись четыре лидера. Капитаном был Александр Блинов – отличный парень. С ним мы учились в ХГИИФКе спустя четыре года, а его сын, тоже Александр, стал в 2004 году серебряным призером по стрельбе на Олимпийских играх в Афинах. Нас они обыграли 18:3. Но на городской финал и по «Плетеному мячу», и по «Золотой шайбе» отправили обе наши команды – и «Вымпел», и «Юность».
От хоккея с мячом мы отказались. Стали готовиться к городским соревнованиям на приз клуба «Золотая шайба» – он проходил на открытой коробке СКА. Готовились усиленно, чаще стали играть двухсторонне – набирались игрового опыта, дополнительно укомплектовывали команду. К нам перешли Костя Матухно, Артур Поляков. Это дало результат: в городском финале мы опять вторые после «Вымпела», но теперь мы проиграли всего лишь 3:8. Преимущество «Вымпела» уже перестало быть подавляющим, а так как эта команда предпочитала хоккей с мячом, то на краевой финал они поехали играть в мяч, ну а мы получили право представлять Хабаровск на краевых соревнованиях с шайбой.
Капитан команды «Юность» получает первую грамоту за второе место в первенстве Индустриального района на приз клуба «Золотая шайба». Стадион «Водник», декабрь 1974 г.
Хоккейная команда «Юность» – дебютант первенства Индустриального района, серебряный призёр турнира на приз клуба «Золотая шайба», декабрь 1974 г., стадион «Водник»
Из интервью с Константином Матухно:
«Я учился в 73-й школе. Ребята из «Юности» вышли на город. Они предложили мне поиграть за них, так как знали, что я занимаюсь в СКА и что-то знаю, и что-то умею. Конкретно пригласил Павел Травкин. Я пришел на тренировку. Сразу удивило – открытая площадка и рядом теплая раздевалка. В ней порядочек, тепло, хорошо. Такого раньше никогда не видел. Лед тоже идеальный. Так и влился в коллектив. Играли, тренировались. Тогда у нас был еще очень хороший коллектив. Наши тренировки никто не ограничивал. Мы могли кататься сколько захотим. Валера постоянно устраивал нам различные турниры. К примеру, даже между пятерками. Приз за первое место – торт, за второе и третье – тортики чуть поменьше. Я даже не знаю, откуда он деньги брал. В тех товарищеских турнирах азарт проявлялся и характер, и спортивная злость присутствовала. Валера договаривался со школьным спортзалом, и мы там тренировались – играли в баскетбол, проводили эстафеты с мячами, подтягивались. Я все время удивлялся – сам почти ребенок, десятиклассник, а все толково организовывает. Часто его спрашивали – ты здесь тренером работаешь? Он был ненамного старше нас, но все его уважали, слушались и прислушивались.
Его тренировки были крайне интенсивными. Даже больше давали на тот момент, чем в СКА. Я играл за 1960–1961 год. Поиграли на городе. Получили право играть на краевом первенстве в Ванино. Стали четвертыми из восьми. Пока школу не закончил, занимался. Поступил в Хабаровский политехнический институт и только тогда перестал заниматься. Хотя я до сих пор играю на любительском уровне».
Краевой финал проводился на весенних каникулах, в марте 1975 года. Крайком ВЛКСМ выделил нам комплект настоящей формы – ребята спали в ней, чтобы привыкнуть, клюшки берегли. Тренировки шли два раза в день, с 6:30 до 7:30 – утром, перед школой, и вечером, после уроков.
На финал мы полетели в Ванино на АН-24. Я впервые в жизни летел на самолете, и как только мы поднялись в воздух, нашел нашу хоккейную коробку «Юность», ведь взлет проходил как раз над Первым микрорайоном. И сейчас, когда куда-то лечу, обязательно ищу свой «маяк» – родную коробку. До сих пор в окна моей квартиры «светят» прожекторы, которые я повесил в далеком 1969-м, 50 лет назад! Каждое утро, открывая окно, я смотрю на них и думаю, что они освещают мой жизненный путь, пусть уже и чисто символически. Прожекторы давно перестали функционировать, но остались как реликвия клуба.
Первый в моей жизни краевой финал был очень запоминающимся и, пожалуй, одним из сильнейших за мою бытность. Первое место завоевал «Водник» (Ванино), он блистал великолепием игры, их пятерки как волны накатывалась на соперников. Особенно в команде отличались игрой трое: Раис Урусов и братья Тимофеевы – Рашид и Ренат. И, безусловно, тренер Борис Гольцев.
Второе место – у «Спартака» из Совгавани. Они играли двумя пятерками, здесь выделялись Володя Соболев и вратарь Кожевников. В финале с «Вод-ником» после двух периодов на табло была ничья, и лишь в третьем тайме «Водник» склонил чашу весов в свою сторону за счет более организованной командной, атакующей игры, поставленной великолепным тренером Борисом Гольцевым. После турнира он передал эстафету Н. С. Петрову, а сам уехал тренировать «Прогресс» (Глазов), а затем «Красный экскаватор» в Киеве и после, вместе с А. В. Богдановым, киевский «Сокол», бронзового призера чемпионата СССР.