1. Все виды ОРД осуществляются государственными органами. Возникает закономерный вопрос: входит ли данный признак (осуществление ОРД государственными органами) в число объективных, обязательных критериев отграничения ОРД от других видов деятельности? Для того чтобы ответить на него, рассмотрим соотношение оперативно-розыскной и частной сыскной (детективной) деятельности.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.
В большинстве публикаций, посвященных данной проблеме, детективная деятельность рассматривается как самостоятельный вид деятельности, не имеющий ничего общего с ОРД. Авторы, придерживающиеся такой точки зрения, ссылаются на ч. 2 ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», согласно которой на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона РФ «О частной детективной деятельности в Российской Федерации» граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.
2. Однако невозможно не признать, что объективно в ходе частного сыска проводится целый ряд мероприятий, по всем признакам подпадающих под категорию оперативно-розыскных мероприятий: устный опрос частных и должностных лиц, наведение справок, изучение предметов и документов, наблюдение и т. д. Некоторые оперативно-розыскные мероприятия частные детективы осуществлять не вправе (например, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений), но это отнюдь не позволяет говорить об их исключении из круга субъектов ОРД. Более того, буквальное толкование п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», запрещающего частным сыщикам выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, позволяет сделать вывод о возможности выдавать себя за должностных лиц иных учреждений и организаций (например, за работников жилищно-коммунального хозяйства). А это уже негласная деятельность в чистом виде.
3. Оперативно-розыскные мероприятия, пусть и в целях абсолютно противоположных тем, которые провозглашаются Законом об ОРД, могут осуществляться представителями преступного мира. В особенности это касается организованных форм преступной деятельности. Внедрение или вербовка тайных пособников из числа сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, использование различных средств для снятия информации с технических каналов связи государственных и коммерческих организаций – это современные реалии деятельности криминальных структур. Даже простой вор-домушник, перед тем как осуществить кражу из квартиры, проводит наблюдение (один из видов оперативно-розыскных мероприятий) с целью установления наиболее благоприятных условий для осуществления своего преступного замысла.
4. Таким образом, можно сделать вывод, что существует огромный массив разнообразных по проявлению и поставленным целям видов ОРД в объективном (широком) смысле.
В зависимости от субъективных признаков (целей, субъектного состава и т. д.) из данного массива можно выделить контрразведывательную, разведывательную, детективную, оперативно-розыскную (в смысле Закона об ОРД) виды деятельности.