В условиях, когда агрессивные силы в лице государств НАТО пытаются испытывать на прочность нашу национальную безопасность, а их идеологи тщатся посеять в умах народов сомнение в решающей роли советских Вооруженных Сил в разгроме немецкого фашизма, крайне важно возвращаться к освещению решающих событий Великой Отечественной войны с позиции историзма, научности и объективности.
Белорусская стратегическая наступательная операция (23 июня – 29 августа 1944 г.) как раз и была одним из таких событий, предопределивших победный исход Великой Отечественной и Второй мировой войны в целом. Она явилась важнейшей составляющей в цепи десяти т. н. сталинских ударов – стратегических наступательных операций, осуществленных Советскими Вооруженными Силами в 1944 г. [1, с. 475].
В ходе крупномасштабного наступления в рамках операции «Багратион» от войск вермахта были очищены полностью Белоруссия, значительная часть Литвы и Латвии, наши войска вступили на территорию Польши. Была разгромлена группа армий «Центр» – та самая, которая в 1941 г. надеялась триумфально пройти маршрутом Минск – Смоленск – Москва. В результате были созданы благоприятные предпосылки для наступления на Львовско-Сандомирском направлении, в Восточной Пруссии и для последующего удара на Варшавско-Берлинском направлении.
Названия привлеченных к операции фронтов, как и их число, не оставляли сомнений в решительности намерений Ставки ВГК в кратчайший срок покончить с противником там, где он считал себя хозяином долгие три года. В 1941-м эту землю оборонял один советский фронт – Западный, а к ее освобождению в 1944-м были привлечены войска всех трех Белорусских фронтов: 1-го (командующий генерал армии К.К. Рокоссовский), 2-го (генерал армии Г.Ф. Захаров) и 3-го (генерал-полковник И.Д. Черняховский), а также 1-го Прибалтийского фронта (генерал армии И.Х. Баграмян). Был и пятый «фронт» – партизанский: к началу операции на оккупированной территории республики действовало 14 партизанских объединений общей численностью почти 150 тыс. человек [2, с. 346].
Одной из задач нашей конференции считаю обоснование (за счет дополнительной аргументации) тезиса о превосходстве советского военного искусства над германским, превосходстве, ставшем в 1944 г. неоспоримым. Белорусская наступательная операция показала, насколько за годы войны выросло отечественное военное искусство. Начать с того, что гитлеровское командование так и не смогло точно определить, в какие сроки и на каком участке фронта Красная армия будет наступать летом 1944 г. Средствами маскировки и умелой дезинформацией удалось прикрыть развертывание огромной группировки войск (четыре общевойсковые, две танковые и воздушная армии, соединения Войска Польского, а также 11 авиационных, 5 танковых, 2 механизированных, 4 кавалерийских корпуса, десятки отдельных частей) и настолько дезориентировать врага, что тот до самого последнего дня был уверен: с нашей стороны первый летний удар последует на Украине или в Карелии, но не в Белоруссии.
Нестандартно, изобретательно действовали Ставка ВГК и наши полководцы. Значительно более умелыми, чем ранее, были их действия по выбору направлений главных ударов фронтов, участвовавших в операции, и по координации их взаимодействия. Одна фронтовая наступательная операция перерастала в другую (из них наиболее удачными были Витебско-Оршанская, Могилевская, Бобруйская, Минская и Вильнюсская), а в целом все они сложились в общее стратегическое наступление, давшее столь значительные результаты.
Освещая вооруженную борьбу в ходе операции «Багратион», наша конференция призвана раскрыть и другие стороны противоборства с германской военной машиной – политико-идеологическую, экономическую, духовную. Особо подчеркну значение нравственного, духовного превосходства советского солдата над противником. Красная армия шла на запад, освобождала стонавшую под нацистским игом советскую землю. Сердце советского воина, воочию видевшего, что творил оккупант, полнилось жгучей ненавистью к врагу и жаждой святой мести, а сознание – уверенностью в справедливости дела, которое он, солдат, вершил на поле битвы. И это сознание своей миссии освободителя, избавителя от вражеского ига питало его уверенность в бою, вело вперед, к окончательной победе.
Успехом в Белорусской наступательной операции Советский Союз в первую очередь был обязан себе. Тем не менее мы не забываем, что с блоком нацистских государств и их сателлитов СССР воевал не в одиночку. В преддверии операции «Багратион» наши западные союзники начали высадку войск в Нормандии. Операция «Оверлорд» (6 июня – 24 июля 1944 г.) означала открытие так долго ожидавшегося второго фронта против гитлеровской Германии в Европе.
Синхронность этих двух операций не была случайной. Советский Союз подчинил свои военные усилия интересам коалиционной стратегии. За день до начала операции «Оверлорд» И.В. Сталин сообщал У. Черчиллю: «Летнее наступление советских войск, организованное согласно уговору на Тегеранской конференции, начнется к середине июня на одном из важных участков фронта. Общее наступление советских войск будет развертываться этапами путем последовательного ввода армий в наступательные операции. В конце июня и в течение июля наступательные операции превратятся в общее наступление советских войск» [3, с. 267]. С момента Белорусской операции, скоординированной по срокам с открытием второго фронта, крах Третьего рейха, зажатого в тиски армиями антигитлеровской коалиции, стал неминуем.
Судя по программе, названные мной проблемы предполагается в ходе конференции осветить, и я уверен, что это будет сделано с достаточной компетентностью.
Особо хотел бы отметить значение конференции в плане подготовки к всенародному празднованию 75-й годовщины Великой Победы. Этот славный юбилей для всех нас – не просто благоприятный повод к тому, чтобы еще и еще раз вспомнить о мае 1945 года и отдать дань памяти Победе и Победителям. Он также является важным стимулом к освещению решающих шагов на пути к Победе, одним из которых и была Белорусская стратегическая операция, а кроме того – к извлечению уроков из тех далеких событий в интересах обеспечения военной безопасности Отечества и патриотического воспитания общества, в первую очередь – молодежи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т.1. Основные события войны. М.: Кучково поле, 2011.
2. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. В 12 т. Т. 4.
Освобождение территории СССР. 1944. М.: Кучково поле, 2012.
3. Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг. Т. I. М., 1976.