Итак, говоря о типологии сект и психокультов, мы подразумеваем анализ отдельных черт того или иного сообщества. Обычно адептами эти черты презентуются как нечто уникальное, авторское, сокровенное, то, что положит начало вашей качественной, здоровой и улучшенной жизни. Сюда относятся: приемы воздействия, методы построения иерархии внутри секты, способы общения с социумом, наконец, правила ограничения вашей жизненной свободы. Как бы странно это ни звучало, но такие договоренности внутри культовых сообществ есть. Давайте рассмотрим виды сект под разными углами, чтобы проще ориентироваться в их анализе.
Тоталитарная секта, или тоталитарное сообщество, или деструктивная религиозная организация, или деструктивный культ отличается от обычных сект тем, что представляет реальную опасность для общества, государства, жизни и здоровья человека. В данном контексте слово «реальную» написано неспроста. Часто мы слышим о том, что секты и психокульты отрицательно влияют на моральные ценности человека и его разум, способствуют разложению общества изнутри. В случае тоталитарных сект ущерб более чем очевиден. Перед вами самый страшный вид культов. Обычно за ними стоят алчные, опасные и беспринципные люди, готовые пойти на все ради выгоды. В таких сообществах процветает авторитаризм, практикуется ущемление прав человека (как в личной, так и в финансовой сфере).
К слову, в американской секте Нексиам (NXIVM) избранные женщины, входящие в приближенный к лидерам круг, могли есть и ложиться спать только после разрешения своих кураторов. А секта Саентологии запрещает заводить детей парам-последователям.
Подобные организации используют физическое и психическое насилие, а самая большая опасность состоит в том, что в любой момент может произойти преступление различной степени тяжести. К этому предрасполагает безграничная власть и воля лидера культа. Тоталитарные группы далеко не всегда связаны с религией. Они способны выдавать себя за центры психологического роста и развития, транслировать жизненные ценности, псевдонаучные течения, исцеление и коммерческую выгоду. Между моментом создания секты и совершением преступления могут пройти годы. В данной связи деструктивные сообщества существуют очень долго и успевают взращивать в себе несколько поколений последователей, а также менять верховного лидера даже после смерти создателя.
Кроме всего прочего, участников деструктивного культа ярко отличает демонстрация собственного превосходства над другими людьми, убежденность в своей исключительности и правоте, неспособность критически мыслить и оценивать поступки своего сообщества, нетерпимость к привычкам и ценностям других. Люди, вступившие и поверившие в идеи таких организаций, готовы всеми силами оправдывать любые аморальные и жестокие поступки, совершающиеся среди их друзей-сектантов.
В вышеупомянутой секте Нексиам, а конкретнее – в дочернем сообществе DOS, на нижней части живота женщин-представительниц выжигали клеймо раскаленным ножом. И это вызвало возмущение лишь у единиц. Большинство оценивали данный жест как норму, необходимую жертву и доказательство своей верности.
Секты-убийцы – самый опасный и жестокий тип деструктивных культов, деятельность которых направлена на пропаганду физических увечий и доведения до убийства или самоубийства ее адептов. По типу построения сообщества точно повторяют систему тоталитарных групп. В них присутствуют и поклонение лидеру, и подчинение правилам, и социальная изоляция – отказ от общения с родственниками и друзьями, не входящими в число представителей группы. Но если в тоталитарной секте в основе учения лежат идеологические ценности, такие как сокровенные знания, вера, псевдонаучные принципы, то секта-убийца больше похожа на террористическую группу. По сути, адепты проходят путь служения для того, чтобы умереть, забрав с собой жизни «неверующих». В иных случаях смерть воспринимается ими как освобождение от этой жизни, переход в лучший мир, описанный верховным лидером. Поэтому деятельность подобных сект может заканчиваться процедурой массового самоубийства вместе с лидером культа. Ярким представителем течения является секта Аум Синрикё[1], или «Алеф», возникшая в Японии и организовавшая в 1995 году газовую атаку в метро Токио. Идея лидера заключалась в том, что скоро род человеческий ждут конец света и священная война между добром и злом, в которой должны быть истреблены все грешники. Приказ к началу этой «войны» был лично отдан лидером культа.
Классические, или исторические, секты представляют собой сообщества, функционирующие по правилам сект, описанных выше, но не несут очевидного вреда физическому и материальному состоянию адептов. Это любые религиозные сообщества, которые отличаются от традиционных и общепринятых конфессий. Они не представляют угрозы социальной безопасности и не травмируют психическое состояние. Сюда мы можем отнести, например, закрытые коммуны, обособленные фермерские сообщества, существующие под знаменем своих «исключительных» ценностей. Часто подобные культы выдают себя за представительства признанных религий, но впоследствии оказывается, что в учении и традициях есть изменения и дополнения. Мы не можем говорить о том, что подобные секты безопасны, хотя именно так и кажется. Любое культовое сообщество подвергает человека манипуляциям, склонно к мошеннической деятельности, искажает моральные нормы и представления общества. Чаще всего классические секты в своей деятельности останавливаются на мелких преступлениях и не применяют угрожающих здоровью способов воздействия на психику.
Теперь, когда есть примерное понимание градации сект по степени допустимого ущерба, поговорим о том, чем они отличаются внутри по своему строению.
Цели подобных сообществ сосредоточены на том, что адепты должны идти по определенной строгой схеме. Зачем? Для того чтобы получить высокую должность, почетный сан, иметь честь познакомиться с лидерами культа, быть уполномоченными вербовать новых последователей, получать заработок внутри системы. Параллельно с этим продвижение способствует духовному росту, просвещению, улучшению, прозрению и другим мнимым ментальным благам. Все этапы имеют свою цену. В начале пути – обычно только деньги, причем большие, и сумма постоянно увеличивается. Затем появляются условия по вербовке определенного количества новых адептов (чем дальше, тем больше соответственно), по прохождению строгих психологических тестов, по предоставлении залога. Это может быть что угодно: и финансы, и имущество, и личный компромат. Каждая следующая ступень дается все сложнее и сложнее, но у человека появляется новая ценность и цель в жизни, которая делает невозможным уход из системы. Иначе все его силы, уже потраченные на прохождение пути, будут напрасны.
Принципы работы сект основаны на очищении души и тела адептов от грехов. В организациях процветает свой собственный морализм. Идея в том, что хоть взрослый человек, хоть ребенок на нашей планете чем-то очернен и обязан вечно просить прощения и пытаться очистить свою совесть. Транслируется постоянное ощущение вины, сомнение в правильности собственных решений. Если не сомневаешься, значит, самоуверен. Если самоуверен, значит, гордишься. А гордость – грех. В сообществах нет места радости за себя, нет смысла развиваться и становиться лучше. Любые отклонения от принципа жестоко порицаются телесными наказаниями или психологическим прессингом со стороны лидера и адептов. Для того, чтобы «другим неповадно было». Материальные блага положены чаще всего только лидеру, ибо он уже «чист и безгрешен», и особо приближенным. Все остальные идут по пути лишений и вечных попыток избавиться от чувства вины.
Совсем другая история ждет «счастливчиков», попавших в объятия сект, идущих по пути постоянного совершенствования. Сообществ, в которых человек изначально глуп или слаб, а для прозрения ему требуется развить невероятные силы и навыки. В отличие от вышеупомянутых сект с «принципом пути» у оных организаций нет строгой схемы движения. Все члены культа просто постоянно стремятся быть лучше, неустанно помогать ближним, больше кошек снять с деревьев и быть бесконечно полезными обществу. Организации говорят о мире, позитиве и радости. Никаких ограничений и пределов «полезности» не существует, так что участники становятся на путь жертвы и постоянно подставляют плечо, считая сие своей обязанностью и миссией. За бортом обычно оказываются ближайшие родственники – супруги, дети, родители, потому что они якобы обязаны разделять ценности адепта и не могут нуждаться в чрезмерных благах. Соответственно лишаются внимания, часто финансового достатка и помощи.
Жизнь участников такого рода сообществ зациклена на подготовку души и тела к скорейшему Армагеддону на земле. Люди никак не занимаются своей жизнью. Не развиваются, не путешествуют, не улучшают жизненные условия. Они находят смысл только в служении верховному лидеру или божеству, проводят время за молитвами, расшифровками священных книг и пропагандой. Даты конца времен постоянно изменяются, поэтому адепты каждый раз проходят через большой пик разочарования. Но тем сильнее становится надежда на следующую катастрофу, а значит, и интенсивность служения возрастает.
Помимо направленности внутренней философии сект и психокультов их можно разделить на категории по продолжительности существования и по виду религии, на которых базируется учение или ссылается лидер – создатель секты.
К сектам-долгожителям относятся мормоны, свидетели Иеговы и новоапостольская церковь. Перечень сект, появившихся в постсоветский период, гораздо больше: анастасийцы, секта Ашрам Шамбалы, Аштар, виссарионовцы, «Церковь Солнца», космические коммунисты, эксодусы, Национально-освободительное движение. И еще около десятка сообществ с различными необыкновенными названиями.
В послевоенное время были созданы секты саентологии и мунизма.
По отсылкам к религиям мы можем выделить псевдобуддийские (культ Чинг Хай, Фалуньгун, Карма Кагью), псевдоиндуистские (кришнаиты, Ошо, «Искусство жизни», Саи Баба, секта Пракаша Кумара), околоправославные секты (секта бога Кузи, Опричное братство, симониты, учение Масленникова). Представителями псевдобиблейских сект стали «Семья», Неопятидесятники, «Церковь всемогущего бога», «Церковь Христа» и учение Уитнесса Ли.
Оккультные секты, наверное, самый многочисленный вид сектантских сообществ. Внутри этой категории они делятся на псевдоцелительские (Ата Жолы, культ Коновалова, культ Кравченко, секта Норбекова), неоязыческие (Инглинки, секта Шевцова) и смешанные культы (Великое белое братство, Новый Акрополь, центр «Благодарение», Общество спасения землян, Дар мира, Свет Софии, рерихиантство и другие).
Существует необычный тип педагогических сект, деятельность которых направлена на обучение детей и взрослых по определенным системам, раскрывающим их скрытые способности, таланты и способствующим духовному росту. К таким сектам мы отнесем культ Амонашвили, школу Щетинина, секту Столбуна.
Психокульты – своеобразный и современный способ организации секты, пришедший на смену религиозным подоплекам. Эта трансформация вполне понятна. Агностиков и атеистов в современном мире стало больше. Множество фактов можно объяснить с научной точки зрения. Люди перестали нуждаться в религии так сильно, как раньше. В мир пришел тренд заботы о своем ментальном здоровье. И тут как тут проявились те же самые лидеры сект, но совсем с другой подачей своих учений. Подобные организации практикуют психологические тренинги и психотерапию, но с целью мошенничества, получения выгоды для себя и влияния на моральное и физическое состояние своих жертв.
В этой книге мы поговорим о каждом типе сект и разберем на конкретных примерах излюбленные виды манипуляций лидеров. Хочется, чтобы вы увидели, что вне зависимости от того, в каком месте планеты возникла секта, создали ее в 17 веке или в прошлом году, кем она образована – мужчиной или женщиной и что лидер секты транслирует в своем учении – любовь к Иисусу, Будде, космическому кораблю или к самому себе, все это неважно. Ведь механизмы влияния всех сообществ абсолютно одинаковые.