Cineforum (Чинефорум) – один из самых престижных итальянских журналов, посвященных культуре кинематографа. Ежемесячник, издается с 1961 года. Vivere insieme (Вивере инсиеме) – итальянская волонтерская служба помощи людям с психическими расстройствами. Прим. пер.
Summer Session of Ontopsychology – Летний университет по онтопсихологии. Прим. пер.
1 За исключением всех остальных фильмов Спермула и Заводной апельсин демонстрировались не в ходе Конгресса, а на последующих мероприятиях.
См. Менегетти А. Онтопсихологическая философия. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018; Менегетти А. Клиническая онтопсихология. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014. Прим. ред.
Из вступительной лекции А. Менегетти на IX Международном конгрессе по онтопсихологии.
Покой – в смысле полагания человека в центре, порождающем его существование «здесь и сейчас».
Я привожу положения Фрейда, потому что именно он впервые выявил данную проблему. Но и дальнейшие исследования, которые велись в этом направлении, проводились на уровне вторичных процессов.
Для более глубокого понимания приводимых здесь утверждений см. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. Указ. соч. К сожалению, эпистемологические отличия онтопсихологии от других наук, не будучи проверенными на личном опыте, остаются для читателя абсурдными, что делает излишними всякие сравнения и аналогии.
Данная тема исчерпывающе представлена в главе «Познание как опыт Ин-се» в книге Менегетти А. Ин-се человека. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
Онто Ин-се (итал. In-Sè – «в-себе») – ядро, обладающее специфическим проектом, который идентифицирует и отличает человека как личность и как расу в биологической, психологической и интеллективной сферах (синоним: душа). Подробнее см. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2020.
Монитор отклонения – программа в области психической деятельности, которая предвосхищает и искажает рациональное осознание на основании доминирующего образа. Подробнее см. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии, а также Менегетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014.
Ошибка происходит, потому что подпитка идет изнутри.
Сам термин deus ex machinа, с нашей точки зрения, является иллюстративным, симптоматичным, поскольку возвращает к концепции монитора отклонения. См. Монитор отклонения в человеческой психике. Указ. соч.
1 В данном разделе представлены многочисленные исследования, систематизированные в рамках трех главных теорий. Подробнее см. Casetti F. Teorie del Cinema. 1945–1990. – Milano: Bompiani, 1996 (3 ed).
2 Этой фразой Ж.-Л. Годар, кинокритик издания Cahiers du cinema, комментировал в 1959 г. фильм «Индия» Р. Росселини. См. Casetti F. Teorie del Cinema, op. cit., p. 23.
3 См. Zavattini С. Neorealismo, etc. – Milano: Bompiani, 1979.
4 См. Aristarco G. Dal neorealismo al realismo // Cinema nuovo, n. 53, 1955.
5 См. Bazin A. Qu’est ce que le cinema? I Ontologie et langage. – Paris: Ed. du Cerf., 1958.
6 См. Kracauer S. Theory of film. – New-York: Oxford University Press, 1960.
7 Тема введена сюрреалистами в тридцатые годы XX в. и развита впоследствии учеными, возводящими кино к фантастическим основаниям. См. Kirou A. Le surrealisme au cinema. – Paris: Arances, 1953.
8 См. Morin Е. Le cinema ou l’homme imaginaire. – Paris: Minuit, 1956. Этому же автору принадлежит статья Le probleme des effects dangereux du cinema // Revue International de Filmologie, 1953, pp. 14–53. Концепция социолога Э. Морэна отнесена к онтологическим теориям в силу проведенного им анализа кинематографического образа, свойства которого связываются со свойствами духовной первоосновы.
9 См. Bataille R. Grammaire cinematographique. – Taffin Lefort, 1947; J. Roger. Grammaire du Cinema. – Bruxelles-Paris: Edition Universitaires, 1953.
1 °Cм. Laffay A. Logique du cinema. – Paris: Masson et Cie, 1964.
11 См. Delia Volpe G. II Verosimile filmico e altri scritti di Estetica. – Roma: Edizioni di Filmcritica, 1954
12 См. Mitry J. Esthetique et psychologie du cinema. Le structures. – Paris: Edition Universitaires, 1953
13 См. Choen-Seat G. Essai sur les principes d’une philosophie du cinema. I. Introduction generale. – Paris: PUF, 1946
14 См. Giuliani G. Le strisce interiori. – Roma: Bulzoni, 1980, p. 6.
15 См. Lacan J. La cosa freudiana. – Torino: Einaudi, 1972.
16 См. Musatti С. Psicoanalisi e vita contamporanea. – Torino: Boringheri, 1960; Metz М. Il significante immaginario // Cinema e psicoanalisi. – Venezia: Marsilio, 1980.
Психоаналитический термин. Прим. пер.
17 См. Choen Seat G. – P. Fiugeyrollas. L’action sur l’homme: cinema et television. – Paris: Denoel, 1961.
18 См. Lumbelli L. La comunicazione filmica. – Firenze: La Nuova Italia, 1974.
«Эмотивный» означает «относящийся к эмоции на стадии ее зарождения»; мир эмоций, еще не проявленный вовне. Прим. пер.
19 См. подробнее в журнале Nuova Ontopsicologia, № 3/1989, с. 37.
2 °Cм. подробнее Giusti Е. VideoTerapia. – Roma: Sovera, 1999.
21 См. Thenot J. P. Videotherapie. L’image qui fait renaitre. – Paris: Ed. Greco,1989.
22 См. Carrere M. J. Application au traitment des malades convalescents de delirium tremens // Le psychochoc cinematographique: principes et technique. – Annales Medico-Psychologiques, 1954, p. 112.
23 См. Probst М. et al. The body-image in anorexia nervosa: the use of videoconfrontation in the psychomotor therapy. – Belgique: Acta Psychiatrika, 1988, p. 88.
24 См. Musatti С. Elementi di psicologia della testimonianza. – Padova: Cedam, 1921.
25 См. Michotte A. Le caractere de realite des projections cinematographiques // Revue Internationale de Filmologie, 1948.
26 См. Romano D. L’esperienza cinematografica. – Firenze: Barbera, 1965.
27 См. Tinacci-Mannelli. Lineamenti di una sistematica di studio // Le grandi comunicazioni. – Firenze: A. Forni, 1985, p. 33, 78.
28 См. Kapferer J. N. Le vie della persuasione. – Torino: Eri, 1982. См. также Moscato A. Dall’ imammagine alla parola // Psicosociologia della comunicazione – Padova: Gregoriana Editrice, 1974.
29 См. Fraisse P., DeMontmollin G. Sur la memoire des films // Revue Internationale de Filmologie, n. 9, 1952.
3 °Cм. Baroni М. R. et al. Emozioni in celluloide. – Milano: Cortina, 1989.
31 Прежде всего необходимо сослаться на исследования двух ученых – Хохберга и Брукса. См. Hochberg J., Brooks V. The perception of Motion Pictures. Carterette-Fridman(eds) // Handbooks of Perceptions, v. 10, 1978.
32 Считается, что немецкое кино опередило пришествие нацизма. Успехом пользовались фильмы, которые являлись отдушиной в условиях превалирования авторитарных тенденций. Это были фильмы, превозносившие героя – потенциального или реального мятежника. См. Kracauer S. From Caligari to Hitler. – Princeton: Princeton University Press.
33 См. Delia Fornace L. II labirinto cinematografico. – Roma: Bulzoni, 1983.
34 См. Balazs В. L’ideologia del film // L’eco del cinema, n.66, 1954. Эта статья свидетельствует о передовом характере аналитических исследований кино и образа, выполненных французскими учеными.
35 Скандинавские кинематографисты преобразовали фильм «Броненосец «Потемкин» С. Эйзенштейна (1926) из революционного в контрреволюционный, поменяв только последовательность первоначального монтажа. См. Balazs В. II film. Evoluzione ed essenza di un’arte nuova. – Torino: Einaudi, 1982.
36 См. Costa A. La macchina del visibile. – Firenze: La casa Usher, 1983.
37 Концепция М. Мак-Люэна /М. McLuhan/. Cli strumenti del comunicare – Milano: Garzanti, 1986.
38 MacLuhan М., Fiore Q. Il medium e il massaggio. – Milano: Feltrinelli, 1968.
39 См. работы Ф. Соссюра (F. De Saussure). См. также Metz С. Language et cinema. – Paris: Larousse, 1977.
40 Лингвистика различает два аспекта речи: денотативный соответствует буквальному смыслу вещи (к примеру, дерево остается деревом как для русского, так и для японца); коннотативным часто именуется «глубокий смысл» или «атмосфера» (дерево показывается и преподносится так, что вызывает особенное впечатление). См. Hjelmslev H. J fondamenti della teoria del linguaggio. – Torino: Einaudi, 1968.
41 К. Метц выделяет шесть синтагм языка: сцена, частота, синтагмы искажающая, описательная, частотная и автономный план. См. Metz С. Semiologia del cinema. – Milano: Garzanti, 1972.
42 См. Metz С. Semiologia del cinema. Op. cit.
43 Открыто о второй семиотике говорит Р. Барт. См. Barthes R. Le troisieme sens // Chaires du cinema, 1970, p. 222.
44 См. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. – М., 1972.
45 См. Mellen J. Women and their sexuality in the New film. – New-York: Horizon, 1973.
46 См. Andrew D. Film in the Aura of the Art. – Princeton University Press, 1984.
47 Подробнее о данных критериях и их применении см. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. Указ. соч.
48 Выше уже было сказано, что требование объективности научного языка родилось исключительно по причине проекции экзистенциальной шизофрении в культуре. Фактически, все существующее – от природы до животных, от человека до космических тел – не является абсолютно изолированным. Другими словами, я определяю существование инородности, исходя из собственной субъективности. Следовательно, я никогда не смогу познать другого или то, что лишь кажется другим, как внешний объект сам по себе, но только в той мере, в какой он существует «для меня».
49 Сама дискуссия по поводу использования терминов – «семиотика» или «семиология» – является не более чем словесно-логическими ухищрениями, и, тем самым, не только не преодолевает границы проблемы, но и служит примером того, как не следует осмысливать реальность.
50 Возможность имагогики – интроспективного метода, разработанного онтопсихологией, определяется обращением к эйдетической специфике индивидуализированной психики на стадии, предваряющей рефлексию сознательного психологического «Я». Инструмент имагогики описан в книге Менегетти А. Образ и бессознательное. Учебное пособие по интерпретации образов и сновидений. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
51 Только в этом случае тень проецируется не реальностью, а механизмом, экспроприирующим сокровенность человека. См. Менегетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. Указ. соч.; а также Менегетти А. Монитор отклонения //Учебник по онтопсихологии. Указ. соч.
52 Truffaut F. Il cinema secondo Hitchcock. – Parma: Pratiche Ed., 1978, p.273.
53 Существует множество литературы по данному вопросу. Панорамный обзор различных исследований и концепций на итальянском языке изложен в книге Argyle M. Il corpo ed il suo linguaggio. Studio sulla comunicazione non verbale. – Bologna: Zanichelli, 1978.
54 Там же, с. 154.
55 Debord G. La società dello spettacolo. – Bari: De Donato, 1978.
56 Bataille G. Critica dell’occhio. – Firenze: Guaraldi, 1972.
57 Понятия «кино» и «фильм» употребляются здесь как равнозначные.
58 См. труды Метца К., особенно (итал. изд.) Linguaggio e cinema / Язык и кино (1977), La significanza del cinema / Значение кино (1975), Bompiani, Milano.
59 Hielmslev L. I fondamenti della teoria del linguaggio, op. cit.; La stratificazione del linguaggio, in Heilmann L., Rigotti E. La linguistica, aspetti e problemi. – Bologna: II Mulino, 1975. Кроме уже приведенных работ данного автора см. Metz. C. Semiologia del cinema, op. cit.; Costa A. (a cura di). Semiologia, lessico, lettura del film // Attraverso il cinema. – Milano: Longanesi, 1978, p.323–325.
60 Renoir J. La vita е cinema. Tutti gli scritti 1926–1971 – Milano: Longanesi, 1978.
1 Онтопсихологическое исследование выделило пять уровней образа: чувственно-видимый (примитивное повторение реальности); рефлективный или психологический; образ сферы бессознательного (охватывает фантазию, онейрическую реальность (или реальность сновидений), искусство); метафизический образ (мир форм, регулирующих существование человека) и образы, пока не ставшие человеческими. Подробнее см. Менегетти А. Образ как алфавит энергии. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
Эйдетическая функция (от греч. eidos – вид, образ, образец) – способность к воспроизведению в памяти представлений предметов со всеми их деталями при отсутствии их воздействия на органы чувств. Прим. ред.
2 Сознание – это момент «co-бытия́», в котором и образ также умирает, пресуществляясь в то запредельное, которое всегда присутствует в своей феноменологической данности. Человек – это сознающее себя слово целого.
3 См. Экхарт М. Вечное рождение. Наес est vita aeterna. – Milano: Prediche, Mondadori, 1995. Точно так же различные образные представления, фотографии человека не только похожи на него, но ему идентичны. Несмотря на это, если одна из этих фотографий взялась бы претендовать на свое автономное, отделенное от человека существование, то стала бы пустым, бессодержательным, бессмысленным клочком бумаги.
4 «Эйдетический» (от греч. ειδος – образ) – отражение действия.
5 Через субъективность познающего достигается объективность Бытия. Следовательно, субъективность – это средство, приводящее познающего к Бытию. См. Менегетти А. Введение // ОнтоАрт. Ин-се Искусства. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010. Одна из крупнейших ошибок современной науки состоит как раз в предпочтении объекта в качестве критерия объективности. Однако необходимо помнить, что субъект (от лат. sub-iactum – расположенный под) – это то, что находится под, за объектом и дает ему основание. Принятие объекта за критерий точности означает потерю его значения, а также шизофреническое постижение мира вещей.
6 «Организмическое» – введенный онтопсихологической школой термин. Имеется в виду целостное осознание органического акта. Указывает на присутствие онто Ин-се в органике человека. Подробнее см. Менегетти А. Висцеротоническое // Учебник по мелолистике. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
7 В книге «Форма и техника фильма» С. Эйзенштейн пишет: «Задуманный автором образ становится сущностью образа, рождающегося в зрителе (…) Сила монтажа заключается как раз в том, чтобы привлечь эмоции и рефлексию зрителя (…) Каждый зритель – по-своему, согласно своему опыту, собственной фантазии, цепочке своих психических ассоциаций… – создает себе, в сопровождении подсказываемого автором представления, тот образ, который и приводит его к пониманию и усвоению того, что и хотел выразить автор».
8 О трех базовых уровнях человеческого познания см. Менегетти А. Тормозящая решетка между первичным процессом восприятия и сознанием // Учебник по онтопсихологии. Указ. соч., а также Менегетти А. Монитор отклонения в человеческой психике. Указ. соч.
9 О критериях интерпретации образов фантазии и сновидений см. Менегетти А. Образ и бессознательное. Указ. соч.
10 Термин «образ» происходит от лат. in me ago – действую в себе.
11 О документальном подтверждении оперативности чужеродного механизма в так называемом современном искусстве (фотографии) см. Immagini. Foto pratica. N 320, luglio-settembre, 1999.
12 Аутоктиз – исторический процесс совершения ряда экзистенциальных выборов, из которых складывается эволюция и личностная ситуация. См. Менегетти А. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2020.
1 Экзорцизм (ит. esorcismo от лат. ex coercere) означает «освободить от принуждения, от тоски».
ОнтоАрт – искусство, которое рождается из глубин Бытия; придание конкретного облика тому, что объединяет истину, красоту и действие в непрерывном творении. см. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч., с. 133; а также Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се Искусства. Указ. соч. Прим. ред.
2 От греч. ψυνη – дуновение, душа, психика и т. д.; θεάομαι – проявлять, открыто проявлять; ρέω – течь, струиться; άνήρ, άνδρός – человек. Сценическое представление течения психики. См. Менегетти А. Психотея. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2016.