Изучение учебного курса «Онтогенез речевой деятельности» направлено на решение задачи «базовой» теоретической подготовки будущих логопедов-практиков, а также расширение круга психолингвистических знаний у практикующих специалистов.
Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков (нарушений) речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой (речевой) способности – способности к осуществлению речевой деятельности. При наличии речевой патологии у ребенка или взрослого эта задача не может быть успешно решена никем, кроме логопеда.
Онтогенез речевой деятельности является предметом исследования всех речеведческих наук и прежде всего – психолингвистики (раздел «Психолингвистика развития»).
Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыслительной деятельности), составляя основной предмет профессиональной деятельности логопеда, в то же время является одним из основных направлений специальной педагогической работы других специалистов-дефектологов. Методологический арсенал психолингвистики (по сравнению с другими речеведческими науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности.
Важнейшей задачей речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления речевой деятельности, основными из которых являются знаки языка. Усвоение системы родного языка в условиях речевого дизонтогенеза (нарушенного процесса формирования речи) является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога. Важно отметить, что психолингвистика развития помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения.
Она дает наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. Это обеспечивает особый, профессиональный взгляд на общую систему коррекционно-логопедической работы и способствует приобщению логопеда-практика к повседневной педагогической работе в области практической лингвистики. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи.
Одним из важнейших принципов логопедической работы, сформулированных Р. Е. Левиной, является онтогенетический принцип – принцип опоры на развитие речи в онтогенезе. Этот принцип имеет самое непосредственное отношение ко всем основным направлениям «речевой» логопедической работы. Так, анализируя характер и степень нарушений речи у своих воспитанников по данным логопедического обследования, коррекционный педагог сопоставляет полученные сведения о ходе развития речи, о степени сформированности основных компонентов языка у данного ребенка с возрастными показателями процесса формирования речи «в норме» (или функционирования речевых процессов у взрослого человека). Методика логопедической работы определяется таким образом, чтобы направить и «выстроить» процесс формирования речевой деятельности в строгом соответствии с закономерностями формирования речевой способности в ходе общего онтогенеза (ненарушенного развития). Большое значение практическая реализация «онтогенетического принципа» имеет и для правильной организации работы педагога с родителями ребенка, имеющего отклонения в речевом и познавательном развитии.
Основные цели и задачи учебного курса
Изучение дисциплины «Онтогенез речевой деятельности» имеет целью формирование у студентов следующих профессиональных знаний и компетенций:
• профессиональные знания об основных закономерностях и последовательности этапов онтогенетического развития речи;
• систематизация и уточнение имеющихся у студентов знания о возможных стратегиях овладения ребенком системой родного языка и способами осуществления речевой деятельности;
• формирование профессиональных компетенций в определении уровня речевого развития, диагностики и коррекции речевых нарушений; овладение студентами технологиями диагностического логопедического обследования.
Изучение учебной дисциплины направлено на решение следующих задач профессиональной подготовки.
Сформировать у обучающихся четкие представления:
• об общих закономерностях формирования речевой деятельности и усвоения языка в ходе онтогенеза;
• о закономерностях формирования различных компонентов речевой (языковой) системы, навыков речевой коммуникации в ходе речевого онтогенеза;
• о речевой и языковой способности как важнейшего условия осуществления речемыслительной деятельности и социальной коммуникации;
• систематизировать и обобщить знания студентов о закономерностях и особенностях формирования речевой и языковой способности в онтогенезе;
• познакомить студентов с физиологическими, психологическими и лингвистическими параметрами онтогенеза устной и письменной речи;
• дать представление о периодизации речевого развития ребенка;
• определить роль социальных, психофизиологических и психологических факторов в развитии всех механизмов детской речи;
• сформировать представление о значении «сензитивных» и «квазисензитивных» фаз развития речевой и моторной функций у детей первых лет жизни;
• познакомить обучающихся с диагностическими критериями разграничения речевой нормы и патологии.
Изучение учебной дисциплины способствует решению следующих задач профессиональной деятельности логопеда:
• квалифицированное проведение психолого-педагогического обследования с целью определения особенностей речевого развития ребенка, имеющего нарушение речи, соответствия речевого онтогенеза возрастным нормам;
• использование современных научно обоснованных приемов и методов обследования и коррекционной логопедической работы;
• владение техническими средствами обучения, информационными и компьютерными технологиями;
• применение современных средств анализа и дифференциальнодиагностической оценки результатов логопедического обследования и коррекционного обучения.