Часть первая. Сюжеты отношений

Истории, где есть Она и Он обязательно окажутся историями о Любви. Юноша и девушка встретились, полюбили друг друга, с благословения родителей поженились, потом жили долго и счастливо, народили несколько здоровых детей, стали мудрыми дедушкой и бабушкой, а в назначенный срок перешли в иной мир взявшись за руки.

Вся история их отношений уместилась в одно предложение.

Ответьте честно, вам было бы интересно читать его, многократно повторенным, на протяжении 100 страниц? Уверена, многие ответят отрицательно. Между тем, немало женщин и мужчин, вступая в отношения, мечтают о том, чтобы их сюжет был описан в приведенном выше предложении. Просто, ясно, стабильно, но… скучно.

Да, сюжет идеальных отношений дает надежду и чувство перспективы. Да, он задает определенный ценностный эталон – есть к чему стремиться. Но… где же интрига, трудности, полет мысли и страсти? И где же, наконец, эти пресловутые «сказочные уроки»?

Идеальный сюжет отношений – это вектор развития, направление эволюции. В глубине своего существа мы его хорошо знаем, но нам интересны детали. Нам интересен ответ на вопрос: КАК?

Каким образом они достигли этого состояния отношений? Через что им пришлось пройти? Где брали они силы, чтобы пережить, простить, принять? Нас никто не хочет оставлять в неведении. Многообразные подсказки даны нам давно. Осталось прислушаться к сюжетам отношений и услышать ответы.

В сказкотерапии принят термин «УЗОР СУДЬБЫ». Узор судьбы уникален у каждого человека. Это переплетение разноцветных сюжетов отношений в его жизни.

Сюжет, даже самый простой, невозможно создать в одиночку. Поэтому жизненный сюжет обязательно связан с фактором ВЗАИМОВЛИЯНИЯ. А, следовательно, с отношениями.

Узор судьбы как женщины, так и мужчины, создается на основе Любви. Ее может быть много или мало. Ее можно искать и не находить; а можно желать, быть готовым и обретать. Ее можно превращать в полную противоположность – ненависть, и приходить к закономерному финалу.

Поэтому, когда мы говорим о сюжетах отношений между мужчиной и женщиной, мы фактически размышляем о дорогах Любви. Они редко бывают прямыми. Они приносят немало боли и тяжелых переживаний; некоторых они заводят в ловушки и приводят к катастрофам. Немало достойных мужчин и женщин на этих дорогах потеряли терпение и взамен приобрели разочарование.

Из всего многообразия любовных историй мы с вами рассмотрим лишь два сюжета, в которых Любовь пребывала изначально у обоих героев.

Мы не станем с вами останавливаться на сюжетах типа «Коварство и любовь». Потому что в таких сюжетах, как правило, любовь односторонняя и слепая. Один из героев слепо доверяет другому, искренне верит, что любит; между тем, его партнер лишь позволяет себя любить, манипулирует чувствами любящего, имеет тайный, или коварный умысел в отношении него. Вначале события могут развиваться весьма красиво. Далее тайный умысел одного из партнеров начинает доминировать над красотой отношений. Или становится известной некая «старая правда», дополнительная информация об одном из партнеров. Разворачивается драматический конфликт, исход которого зависит от системы ценностей и силы духа героев. Финал многих историй – гибель одного из героев, или обоих. Таковы отношения Синей Бороды и его жен, Волка и Красной Шапочки, Сигурда и Гудрун, Сиггейра и Сигни, Агамемнона и Клитемнестры, Кощея Бессмертного и плененной красавицы-царевны, героев многочисленных романов, сериалов и кинофильмов.

Мы не станем рассматривать такие сюжеты, потому что они являются тупиковыми с точки зрения духовной эволюции как мужчины, так и женщины.

Мужчина и женщина предназначены друг другу, чтобы совместно создавать неповторимую ВИБРАЦИЮ ЛЮБВИ, особый дух отношений, и развиваться через это. В таком тонком процессе «игра в любовь» и манипуляция недопустимы.

Мы будем говорить о символических эталонах взаимоотношений, к которым многие интуитивно стремятся. Вы увидите, как непросты дороги Любви. Судьбы героев расскажут нам о том, что просто любить друг друга, оказывается, недостаточно.

Полюбить – означает СОЗДАТЬ вибрацию Любви. Но далее ее нужно УДЕРЖИВАТЬ. И это – самое сложное, и для людей, и для сказочных героев. Это – большая психологическая и духовная работа.

Итак, мы рассмотрим с вами только два сюжета. Они – символическое описание той тончайшей психологической и духовной работы, которую выполняют Она и Он, проходя дорогами Любви.

1. «Дорога в бессмертие». Любовь между героем и героиней возникает вопреки сложившимся обстоятельствам. Как будто весь мир восстал против них. Близкие люди, от которых так важна поддержка, не понимают и не принимают их любовь. Поэтому чувство проходит проверку на жизнеспособность и жизнестойкость. События развиваются остро драматично. Обстоятельства не способствуют земному счастью героев. Единственная возможность быть вместе – это физическая смерть, переход в иной мир. Финал, как правило, трагичен: один из героев, или оба погибают. Иногда это способствует пробуждению тонких струн души оставшихся в живых. Таков сюжет отношений Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Брунхильд и Сигурда, а также других персонажей мифов, легенд и некоторых авторских историй.

2. «Две свадьбы». Данный сюжет отражает эволюцию отношений мужчины и женщины. Герои встречаются, строят отношения, иногда даже женятся, но потом расстаются, ищут друг друга, или каждый из них проходит свой путь, свой урок. В финале они соединяются уже будучи более зрелыми. Сквозь данную фабулу могут проходить и первые два сюжета. Немало ловушек расставлено для героев – и указание на них есть в мифах и легендах. В случае попадания в ловушку, сюжет завершается трагически, но закономерно. Народные же сказки являются носителями красивой эволюционной формулы отношений: несмотря на многочисленные трудности герои воссоединяются и живут долго и счастливо. Как правило, в таких сказках есть ни одна, а две свадьбы. Например, «Сказка о царе Салтане», «Марья Моревна», «Царевна лягушка», «Иван Бесталанный и Елена Премудрая» и другие истории.


Зачем нужно знать эти сюжеты отношений? В сказкотерапии есть поговорка: «Сюжеты нужно завершать!». Поэтому когда на консультацию обращаются Он или Она, и начинают рассказ о своих отношениях с партнером, сказкотерапевт старается понять какой тип сюжета развивается, в какие ловушки угодили его участники, как можно из них выбраться. Но главное – ответить на вопрос: «Как завершить сюжет?». Незавершенные сюжеты отношений с одним партнером становятся магнитом для новых «проблемных» сюжетов уже с другими.

Так, например, юная Она встречает Его. Они влюбляются друг в друга, не думая ни о чем. Она не знает о том, что Он женат. Он искренне забывает Ей об этом сказать. Некоторое время они счастливы и наслаждаются друг другом. Потом, совершенно случайно, Ей открывается правда о семейном положении возлюбленного. Он клянется Ей, что давно уже не любит жену. Она Ему верит, но не желает становиться причиной распада семьи. Чтобы уйти от своих чувств, Она принимает предложение старого поклонника и выходит замуж.

Вот так, на фоне незавершенного первого сюжета отношений, у Нее начинается второй. А у Него? На фоне незавершенного первого сюжета отношений с женой начинается второй – с Нею. Когда Она выходит замуж, у Него на фоне уже двух незавершенных сюжетов начинается третий – он ищет утешения в новой любви. Чем все заканчивается? Количество несчастных в любви умножается. В их числе – Она, Он, Его Жена, Ее новый Муж, Его новая Пассия, Ее ребенок…И кажется, что все так запуталось…

Сколько незавершенных сюжетов мы тянем за собой? Приходит время рассматривать их внимательно, с любовью и состраданием к себе и партнерам. Тогда станет возможным постепенное, корректное завершение старых сюжетов отношений.

Завершение сюжета не предполагает резких действий и кардинальных перемен. Совершенно не обязательно разрывать отношения с одним партнером и начинать строить жизнь с другим. Допустим, в нашем примере, Она и Он «прозревают», разводятся со своими супругами, и образуют новую семью. Такое развитие сюжета отношений не всегда возможно и желательно. Хотя многие бы хотели именно этого. Невозможно потому, что Он и Она сильно изменились и вряд ли смогут так легко расстаться со старыми партнерами. Все не так просто. Они уже другие, и их чувства иные.

Поэтому завершение сюжета – это перевод отношений в новое качество. Состояние, в котором нет места боли и обиде, гневу и тревоге. Состояние, в котором на место страданиям приходят спокойное отношение к прошлому и радость обновления. Поэтому завершение сюжета – это ОСОБОЕ ИСКУССТВО ЖИЗНИ. Завершая сюжет отношений, мы идем не от действий, а от чувств; не от сиюминутных желаний, а от Смысла и Урока отношений. Пока это не будет понято и принято, «больной сюжет» завершить сложно.

У многих из нас есть больные незавершенные сюжеты с партнерами, встреча с которыми уже невозможна. Это не страшно. Сюжет можно завершить и мысленно, внутри себя. Понять его значение, ловушки, в которые пришлось попасть. Понять, принять, простить, отпустить. Вроде все просто и давно известно. Но чтобы провести эту работу сюжеты необходимо ЗНАТЬ.

Важно ЗНАТЬ, что согласно древним сюжетам, двое любящих не находятся постоянно вместе, они обязательно расстаются. И от того, что они будут делать в период расставания, к чему придут, зависит финал сказки или легенды. Пусть это замечание придаст уверенности тем влюбленным, которые переживают временное расставание.

Узор судьбы, узор отношений, которые мы строим, уникален у каждого из нас. Тем не менее, есть некие общие, архетипические законы развития отношений, ловушки на дороге Любви. Об этом нас и предупреждают древние истории.

В практике консультирования, сказкотерапевт совместно с клиентом разбирает его «узор отношений»:

• находит в нем общее с древними легендами и сказками,

• определяет, попал клиент в древнюю «ловушку» отношений или успешно избежал этого,

• подбирает средства «распутывания» «проблемного узора»: средства эти символически описаны в сказках, мифах, легендах, притчах,

• и если клиент находится в символической «точке выбора»,[1] помогает ему построить новую стратегию отношений.

Сюжет первый – «Дорога в бессмертие»

Этот сюжет трудно встретить в сказках. О нем рассказывают мифы, легенды, а также созданные на их основе авторские истории. Данный сюжет традиционно считают трагическим. В силу стечения обстоятельств любовь героев не имеет счастливой перспективы в мире Яви. Этот сюжет – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ для влюбленных.

«Они жили недолго и не особенно счастливо, зато умерли в один день», – так можно определить формулу данного сюжета. Почему же Любовь, которая всегда творить чудеса, в данном случае не сотворила счастья для достойных его героев? Почему обстоятельства оказались сильнее? В чем глубинный смысл этого сюжета? На эти вопросы нам предстоит найти ответы.

История отношений Ромео и Джульетты широко известна. Любовные перипетии Тристана и Изольды проанализированы Джонсоном.[2] Поэтому мне для разговора о сюжете «Дорога в бессмертие» достается драматическая история Брунхильд и Сигурда, известная из исландского, скандинавского, германского эпосов.

Позвольте мне, обратившись к скандинавским сказаниям, рассказать вам эту историю.

Брунхильд и Сигурд

История эта произошла давным-давно, во времена древних викингов. Жил тогда на свете храбрейший из воинов – славный Сигурд. Детство его было особенным, рассказ о нем требует отдельного времени и большого сострадания. Сигурд был силен и телом и духом, он выдержал все испытания, доставшиеся ему в детстве, и в юности стал королевским воспитанником.

Старый гном восстановил для него меч отца. Так Сигурд получил совершенное оружие. Боги помогли ему выбрать достойного коня. Так Сигурд приобрел верного и быстрого друга. Победив дракона Фафнира, он стал владельцем проклятых сокровищ. Несмотря на предупреждение, Сигурд взял себе кольцо Андвари, на котором лежало проклятье. Каждого, кто владел им, ждала гибель. Кроме того, кольцо разжигало в людях пламя алчности и страсть к золоту.

Молодой богатырь пренебрег предупреждением. «Мы все когда-нибудь погибнем», – улыбаясь сказал он. Погрузив золото на своего коня, он отправился в путь, сам еще не зная куда. В это время ласточка опустилась на его правое плечо и шепнула в самое ухо:

– К югу отсюда стоит шатер и в нем спит прекраснейшая девушка на свете. У нее большие темно-синие глаза и густые каштановые волосы. Она ждет тебя, Сигурд!

– Не слушай ее, – прошептала другая ласточка, садясь на его левое плечо. – Лучше послушай, что скажу тебе я. Иди в другую сторону, и придешь в страну, правит которой достойный король. У него есть дочь – прекрасная белокурая Гудрун. Ты будешь ее мужем, Сигурд!

– Хорошо, ласточки! Я увижу и ту, и другую, – смеясь ответил им Сигурд и пошел на юг.

Дремучими лесами, потом полями и долинами рек, высокими каменистыми горами ехал Сигурд. На восьмой день пути на вершине горы заметил он костер. Подъехав ближе, юноша увидел шатер, сложенный из больших блестящих щитов, ярко сверкавших в лучах солнца. «Уж не в нем ли спит та девушка, о которой мне говорили ласточки?», – подумал Сигурд.

Он спрыгнул с коня и стал быстро подниматься в гору. Ее склоны были обрывисты, а порою почти отвесны, но юноша, хватаясь руками за выступы скал, продолжал смело лезть вверх и вскоре добрался до самого шатра. Войдя внутрь он был изумлен. Вместо прекрасной девушки он увидел воина в высоком золоченом шлеме, броне и кольчуге. Тот лежал на простой деревянной скамье и крепко спал.

Сигурд подумал, что ласточки обманули его, и красавица поджидает где-то в другом месте. Однако ему захотелось разбудить воина. Он стал тормошить его и стянул с него шлем. Каково же было удивление Сигурда, когда воин оказался прекрасной девушкой с каштановыми волосами! Он поцеловал ее, она пробудилась и рассказала ему свою историю.

– Я валькирия Брунхильд, – сказала она. – И в те годы, когда твой дед, Сигурд, был во цвете сил, я множество раз сражалась вместе с ним на поле брани, невидимая никем. Валькирии, покорные воле верховного бога Одина, поражают насмерть тех, кого он наметил забрать к себе в Валгаллу. Там пируют герои. Но вот однажды воевали между собой два короля. Один из них был пожилым и опытным воином. Другой был молод, хорош собой и совершал свой первый в жизни поход. Непонятно почему, но Один любил старого короля и обещал ему свою помощь. Один отправил меня помогать старому королю на поле битвы. Я обещала принести в Валгаллу молодого воина. Но когда я увидела, как мужественно дерется он на поле брани, мне стало жаль этого славного юношу. Я подумала: «Почему в Валгаллу должен уйти тот, кто еще не изведал жизни на земле, а остаться тот, кому эта жизнь уже наскучила?». Рука моя сама собою поднялась и пронзила тело старого короля. Юный воин одержал победу. Один был в гневе: «Как посмела ты ослушаться воли богов, дерзкая! – гремел он. – С этого часа ты больше не валькирия! ты сегодня же отправишься к людям и выйдешь замуж за того, кого мы тебе выберем!». Я повиновалась верховному богу но поклялась, что мужем моим будет лишь тот, кто еще ни разу не изведал чувства страха. От моих слов Один рассердился еще больше: «Ты надеешься перехитрить богов, Брунхильд! Ты думаешь, что никогда не выйдешь замуж, потому что такого человека нет на свете, но ты ошибаешься. Придет день и он родится! А чтобы ты не состарилась до этого времени, ты будешь спать до тех пор, пока он не разбудит тебя!». Я испугалась и обрадовалась. Видно, заметив это, Один добавил с недоброй усмешкой: «Я сказал, что он тебя разбудит, но не сказал, что он будет твоим мужем. Боги не помогают тем, кто непокорен их воле». После этого Один привел меня в этот шатер и уколол шипом волшебного терновника, который усыпляет на долгие годы. Вот почему я здесь, Сигурд, и вот почему я знаю, что ты храбрее всех на свете!

– И вот почему ты должна стать моей женой! – радостно воскликнул Сигурд.

– Не торопись, Сигурд, верховный бог не сказал, что ты будешь моим мужем!

– Но он не сказал также, что я им не буду, – сказал восхищенной красотой Брунхильд юноша.

– Я жила среди богов, но не видела никого красивее тебя, Сигурд, – задумчиво промолвила Брунхильд. – Быть твоей женой большое счастье, но сердце мое чует беду. Один не простит мне своеволия и не пошлет нам удачу.

– Пусть боги делают, что хотят, а я клянусь, что буду любить лишь тебя одну, – пылко воскликнул Сигурд.

– Ах, Сигурд, разве ты не знаешь, что тот, кто нарушает клятву, должен погибнуть! – печально ответила бывшая валькирия.

– А я и не собираюсь ее нарушать! Вот кольцо Андвари, возьми его в залог моей любви и верности.

– Ты даешь мне кольцо, приносящее смерть, – вздрогнула Брунхильд. – Как мог ты взять его у дракона? Верно ты действительно очень смел! Что ж, я беру его. Может, нам не суждено быть вместе при жизни, но тогда, по крайней мере, мы умрем вместе!

Девушка одела кольцо на палец и, сияя от счастья, вышла из шатра. Она приветствовала солнечный свет, синее небо, цветы, траву, деревья, горы. Она славила богов, создавших этот удивительный мир, она просила их простить ей своеволие и послать хотя бы несколько лет земного счастья.

Затем Брунхильд обернулась к Сигурду и сказала:

– Нам нужно расстаться на полгода. Я должна найти своего брата Аттилу. Когда я заснула, он был мальчиком. Теперь, наверное, он совсем стар. Я попрошу брата подготовить все к нашей свадьбе.

– Я знаю Атиллу, – отвечал Сигурд, – он стал могущественным королем, предводителем гуннов. Я готов сопровождать тебя в его царство.

Брунхильд отвечала, что поедет одна. Сигурд невольно подчинился воле бывшей валькирии, и они расстались, условившись встретиться через полгода.

Оставшись один, Сигурд продолжал не спеша двигаться на юг и вскоре достиг широкой реки. Это был Рейн, за которым открывалось королевство Гьюкингов. Уже более половины столетия им правил старый Гьюки, доблестный воин и мудрый властитель. Он был совсем стар и границы страны защищали двое его сыновей – старший Гуннар и младший Хогни. Они во всем походили на своего отца в пору его молодости. Кроме них, у Гьюки была красавица дочь – белокурая Гудрун и пасынок Гутторн, сын жены от ее первого брака. Гутторна не любили в семье – был он хитер и жаден, в чем очень походил на свою мать. А про нее было известно, что она злая колдунья.

Вот в какую семью попал Сигурд, сам не зная этого. Гьюкинги приняли его как самого дорогого гостя. Сигурд простодушно рассказал им о побежденном драконе и его сокровищах. Сердца Гутторна и его матери наполнились злобой и жадностью. Гуннар, Хогни и сам старый Гьюки полюбили Сигурда как родного. Надо ли говорить, что красавица Гудрун ночей не спала, мечтая о юном красавце Сигурде. Только он вовсе не смотрел в ее сторону – в его сердце жила лишь одна Брунхильд.

Король Гьюки и его жена очень хотели, чтобы Сигурд посватался к их единственной дочери. Но тот рассказал им о своей клятве Брунхильд. Старый король, уважая решение гостя, лишь горестно вздохнул, отпустив надежды породниться с Сигурдом. Однако королева не собиралась сдаваться – ей были ведомы тайны колдовства и она знала какое средство поможет ей выдать Гудрун замуж за Сигурда.

Между тем, подходил к концу срок разлуки, назначенный Брунхильд, и Сигурд собирался ехать за ней к королю гуннов Аттиле. Но страшную весть принесли гонцы старому Гьюки – в его владения вторглись захватчики. Гуннар и Хогни собирали дружины, Гутторн решил охранять сестру и мать дома. Сигурд не мог остаться в стороне и предложил Гьюкингам свою помощь.

Надо ли говорить, что враги были повержены? Едва завидев Сигурда, они в страхе разбегались, а те, кто не успел, расстались с жизнью на поле брани. Гуннар и Хогни были счастливы. И на обратном пути к замку победители побратались и поклялись друг другу в вечной верности.

В честь большой победы король Гьюки устроил великолепный пир. Но накануне торжества жена его надолго удалилась в лес, а вернувшись с пахучими травами, заперлась в опочивальне. Слуги чувствовали оттуда пряные ароматы и слышали глухое бормотание. Сомнений не было – старая королева колдовала.

И вот во время пира, когда все славили Сигурда, колдунья поднесла герою рог с медом. Не желая обидеть ее, богатырь выпил зелье до дна. И вдруг голова у него закружилась и ему показалось, что он забыл что-то очень важное.

А старая королева подозвала свою дочь, Гудрун и приказала ей поднести Сигурду еще один рог с медом. Королевна сделала все, как сказала мать. Взгляды Гудрун и Сигурда встретились и он впервые заметил, как хороша дочь старого Гьюки. «Вот то главное, о чем я забыл! – подумал Сигурд. – Я так долго не замечал, как прекрасна Гудрун!».

Не прошло и нескольких дней, как Сигурд посватался к Гудрун. Король был невероятно удивлен:

– А как же твоя невеста? – спросил он.

– Никакой невесты у меня пока нет! – уверенно ответил Сигурд.

– Теперь будет, – улыбнулась старая королева, сделав мужу знак. – Ты видишь, все случилась, как я и говорила, – шепнула она Гьюки, когда они остались одни.

– Правда твоя, – вздохнув согласился король. – Но только чувствую я, что здесь скрывается какой-то обман. А где есть ложь, там не может быть счастья, и я боюсь за наших детей.

Так Сигурд женился на Гудрун, как и предсказала ему ласточка.

Со дня свадьбы прошло немного времени, как старая королева занемогла и стала готовиться к смерти. Она призвала к себе своего любимца Гутторна и долго с ним о чем-то говорила, после чего тот стал еще более скрытным, чем прежде. Умерла старая королева, а через некоторое время ушел в другой мир и король Гьюки. Его старший сын Гуннар унаследовал все имущество отца и был провозглашен королем.

Все жили дружной семьей. И вот молодой король задумал жениться. Прознал он, что Аттила выдает замуж свою сестру, прекрасную Брунхильд. Ходили слухи, что с ее красотою не может сравниться ни одна красавица в мире. Но она дала богам клятву, что мужем ее будет самый смелый человек на земле. А потому окружила свой замок стеной из огня. Тот, кто сумеет туда пробраться и станет шурином короля Аттилы.

Гутторн внимательно наблюдал за Сигурдом, когда разговор шел о Брунхильд. Но нет, Сигурд не вспоминал о своей прежней невесте. Напиток старой королевы надежно запер его память.

Гуннар же был воодушевлен своим намерением взять в жены недоступную деву и горел желанием пройти хоть три огненные стены. Однако пыл его убавился, когда они подъехали к замку Брунхильд. Гора, на которой он стоял, была невысока и полога, издали походила на большой холм. Вокруг нее бушевали вырывавшиеся из-под земли длинные языки пламени. Жар от них был так велик, что чувствовался за несколько сот шагов.

Гуннар попробовал пройти огненную преграду на коне, но тот встал на дыбы, и несмотря на все понукания всадника повернул назад. Сигурд предложил королю пересесть на своего коня, но тот сбросил Гуннара. Верный конь признавал только хозяина. Тогда сопровождавший их Гутторн предложил Гуннару и Сигурду поменяться обличьями:

– Мать, умирая, открыла мне тайну заклинаний, с помощью которых люди могут обмениваться своей наружностью. Только их глаза и голос остаются прежними. Превратись, Гуннар, на время в Сигурда. А ты, Сигурд, превратись в Гуннара.

– Но я не хочу жениться на Брунхильд в чужом образе, – возразил Гуннар.

– Тогда на ней может жениться Сигурд, приняв твое обличье, – ответил Гутторн. – А на следующий день вы снова станете самими собой.

Загрузка...