Крылья для Фросиньки
В давние-давние времена, жила была девочка по имени Фрося. Жила она в казачьей станице, на самом краю русской земли. Казаки из спокон века по указу Царя-Батюшки на этой земле жили и границу от врагов берегли. Фрося была дочерью старосты казачьей станицы. Как и все девочки в её возрасте, она училась рукоделию и грамоте в церковной школе, которую организовал её отец в их доме. Мама и папа души не чаяли в своей милой дочурочке Фросиньке, да и станичники относились к ней с любовью и лаской. Бывало, проснется Фрося утром, услышит голоса родителей, увидит их ясные и любящие глаза, и как будто крылья за спиной вырастают у девочки. Окрыляли родители её своей заботой и любовью. А как же иначе? Господь ведь родителей дает! А что от Бога дадено – то Благо! Вот целый день и порхает, и кружится Фрося на крыльях родительской любви и заботы – счастливое время! Ангел хранитель её тоже рядом с ней кружится, да от бед и злых и завистливых взглядов крыльями своими заслоняет. Так жила наша Фрося и радовалась, пока не налетела на станицу злая вражья сила и погибли в этом бою её родители. Фрося убежала в овчарню и пряталась там, пока битва не кончилась. Враг разграбил станицу, и люди остались без пропитания в разрушенных и пожженных врагом домах. Горе витало над станицей. То тут, то там раздавался плач по погибшим. Дом Фроси враги разрушили, и жить девочке было совсем негде. Осталась она одна, без родителей. Больше не чувствовала она крыльев за спиной. Тяжелым грузом легла на маленькое сердечко печаль и горе. Осталась она сиротинушкой. Тяжело сироте на свете жить. Только на Бога и приходится уповать да на своего Ангела-Хранителя. Пошла Фрося в батраки к чужим людям. То пол помоет – её накормят, то за детьми приглядит – переночевать пустят.
Уже не так ласково смотрели на неё люди, и не таким уж приветливым был их взгляд. Да и понятно – каждый выживал как мог…
Однажды пришла Фрося во двор к одной женщины и попросилась помочь ей по дому. Женщина та была злобная, приказала она девочке соломой печку топить. Сидит наша девочка у печи, солому подбрасывает и тихонько псалмы напевает. Пришла женщина, увидела, что девочка сидит да песни поет – рассердилась, схватила кочергу из печи и ударила девочку. Вспыхнула одежда на бедной сиротинушке. Ангел-Хранитель крыльями своими девчушкину одежку тушил, да по земле её катал, чтобы не сгорела она вовсе. Испугалась злая женщина того, чего она натворила. Вывела бедную девочку из своих ворот, обмотала её старым платком и пригрозила, чтобы сиротинушка прочь шла, да никому не сказывала, что с ней приключилось. Пошла бедная Фросинька по дороге из родной станицы во широкую степь, куда глаза глядят. Идет, плачет, да Богу молится. Прощения просит за неразумие свое детское. Что не слушалась, бывало, матушки и обижалась на слова батюшки. Идет горемычная, слезами закопченное личико омывает, а Ангел-Хранитель её израненное тельце крыльями прикрывает. Долго ли коротко шла наша девочка. Дошла она да реки и присела отдохнуть да водицы напиться. Время было уже прохладное. Озябла Фросинька. Сидит горемычная, молится – у Господа помощи в своей беде просит, да о родителях поминает, чтобы Господь о них позаботился. Уже темно стало и ветрено. Ангел-Хранитель укрывал девочку своими крылами и согревал сиротинушку надеждою. Он-то знает, что Господь всё ведает и дитя в беде не оставит. Вот видит наша девочка, свет по земле расстилается. А чуть подальше человек идет, весь в темных одеждах с бородой и посохом. Теплом от него повеяло. Обрадовалась сиротинушка гостю – поздоровалась и предложила присесть отдохнуть с дороги. Путь то явно не близкий был у этого странника. Присел путник рядом с девочкой, расспросил её, что она здесь делает, укрыл её своим плащом, накормил её едой, что была у него с собой, развел костер и остался с девочкой на берегу до самого утра. Прилегла наша сиротинушка на сыру землю, укрылась плащом странника и заснула. Снилось ей, что рядом с нею её родители, что дом их цел и, как и в прежние времена, по утрам, пахнет свежим хлебом.
Спала она и улыбалась во сне, как будто не было этих страшных дней и бед, которые обрушились на её бедную головку. Утром проснулась девочка, позавтракали они с загадочным странником, и пошли вместе дальше в путь-дороженьку.
Странник рассказал, что он монах и странствует по свету, рассказывая всем о Господе. Зовут его отче Никола, и идет он в обитель женскую, навестить монашествующих сестер. Раньше девочка слышала, что монахи – это люди Божии. Они всю жизнь свою Богу отдают, но ни разу не видела она настоящего монаха. Она думала, что монахи сторонятся людей и только что и делают, что молятся Богу о спасении своей души.
Как же странно и даже стыдно ей было за свои мысли. Ведь она думала, что монахи только о своей душе и думают, а мир они забросили, он для них без надобности. А вот как сейчас всё не так выходит! Мир, что был так добр к ней и ласков, при живых её родителях, повернулся к ней спиной, и чуть было не погибла она от злобы и непонимания. Лишь Господь Бог да Ангел хранитель остались с ней в беде, никому не нужна она стала. Послал Господь своего монаха на помощь замерзающей и погибающей девочке, а станичники и не кинулись искать сиротинушку.
Словно прочитал мысли детские монах и погладил по голове Фросиньку.
«Знаешь, деточка, Господь людям родителей дает, чтобы крылья у них вырастали от любви отеческой и заботы. А коль без родителей человек останется, так у Бога есть слуги верные – монахи и монашки. Они для людей опорой в жизни становятся. Недаром монахов называют Батюшка, а монашек – Матушка. Для всего рода человеческого опора они и подмога в горе и в лишениях. Сколько людей спаслось от нужны, лишений да сиротства в стенах монастырских. Принимают там всех, с любовью и участием, как будто в родимый дом человек вернулся после долгого странствия. Да и воистину это так и есть. Человек ведь в Божий дом возвращается! Монастырь – есть обитель Господа. Хорошие у тебя родители! С Богом жили, с Богом и тебя дитятко оставили. Не печалься милая девочка – Господь обо всем позаботится!»
Тепло и светло было рядом с этим монахом. Как будто отец родной рядом с ней сейчас был. И не чувствовала она боли от ожогов и ссадин на своем крохотном исхудавшем тельце. Так окутал её отче Никола любовью, что исцелились раны и больше не терзали девочку. Много рассказывал отче о Боге нашей сиротинушке. Рассказывал он и как пострадал Господь от предательства человеческого. Как понятен был сейчас этот рассказ нашей девочке. Слезки капали с её глаз от печали и жалости. Поняла она тогда, почему крестясь, родители всегда просили перед иконой: «Господи помилуй и прости нас грешных». Действительно, слабы люди в любви своей! Только Господь может так нежно и трепетно любить и оберегать всех и каждого, прощая все ошибки и предательство. Прощая все унижения, которые люди продолжают делать в своем маловерии и безверии. Не отступается он от нас. И люди Божии – монахи и монахини – всегда готовы протянуть руку помощи. Мудр Господь – устроив по всей земле монастыри, как обители для утешения страждущих.
Вот с такими взрослыми мыслями в своей детской головке дошла наша Фросинька до монашеской обители, в которой жили монахини.
Радостно встретили их монахини. Фросиньку умыли, переодели и накормили вкусным ужином. Оказалось, что в монастыре уже есть несколько девочек, которые по разным причинам попали сюда, и теперь монастырь стал их вторым домом. После ужина наша Фросинька познакомилась с Матушкой Настоятельницей этого монастыря. Казалось, она вся светилась, излучая любовь и заботу. «Воистину Матушка для всех нас», – подумала девочка. Матушка обняла Фросю и предложила ей остаться жить в монастыре. Фрося с радостью согласилась – ведь это Дом Божий. Где может быть лучше, чем в доме у Отца нашего небесного. Здесь все дышало любовью и пониманием. Каждый старался помочь и утешить. Девочка впервые за много времени вновь оказалась в кроватке, на белых выглаженных простынях, под теплым пуховым одеялом. Она скоро уснула, и ей снова снился её дом и родители. Они были счастливы, ведь их дочурка вновь обрела дом и была под надежной защитой. Она теперь имела духовных родителей – отче Николая и Матушку – настоятельницу, которые сумеют о ней позаботиться.
Господь мудр и любвеобилен! Он никогда не оставляет своих детей без помощи и попечения. Это люди оставляют Господа, но и тогда, раскаявшихся, он любит и принимает их в Свой дом.
Утром наша Фросинька проснулась и почувствовала знакомый запах свежего хлеба.
Она оделась в чистую и теплую одежду, которую заботливо приготовили для нее монашки. С заботой и вниманием относились к ней все Сестры монастыря и девочки.
Столько любви и нежности витало вокруг нашей Фросиньки, что она вдруг снова почувствовала крылья за спиной. Да и не мудрено – любовь Господня окрыляет!