Глава 1 Законодательная и нормативная база охраны труда

1.1. Актуальность проблемы производственного травматизма

Травматизм является не только медицинской, но и важной социальной проблемой. Он занимает второе место в структуре первичной заболеваемости и четвертое – среди причин смерти.

Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) отмечает, что травматизм в мире сравним с эпидемией, которая массово уничтожает людей. Количество несчастных случаев в мире постоянно увеличивается и ежегодно превышает 125 млн, 220 тыс. случаев – со смертельным исходом.

Последствия травм и несчастных случаев составляют значительную часть в общей структуре первичной инвалидности среди взрослого населения Республики Беларусь, превышая 6 %.

Среди различных видов травматизма особое место занимает производственный травматизм – совокупность повреждений, встречающихся у работников в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей.

Травмы бывают:

• механические – нарушение целостности тканей и органов;

• термические – ожоги, обморожения;

• химические – вызваны воздействием химических веществ;

• баротравмы – возникают в связи с быстрым изменением давления атмосферного воздуха;

• электротравмы – вызваны воздействием электрического тока;

• психологические – вызваны каким-либо потрясением.

Некоторые термины:

работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта); лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью; лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального обучения;

травма – это повреждение в организме человека, вызванное действием факторов внешней среды.

В зависимости от вида производственной деятельности выделяют промышленный и сельскохозяйственный травматизм. Согласно статистическим данным Международной организации труда, в мире в среднем на 100 тыс. работающих происходит до шести несчастных случаев со смертельным исходом.

Социально-экономические аспекты охраны труда

Уровень производственного травматизма со смертельным исходом в Республике Беларусь в 2,5 раза выше, чем в США, в 7 раз – чем в Японии и в 8 раз – чем в Великобритании.

Главной причиной такого положения является уникальность действующей и поныне системы, при которой вместо затрат на совершенствование техники и повышение ее безопасности производятся затраты на стимулирование труда во вредных и опасных условиях путем выплат компенсационного и льготного характера.

Основные причины производственного травматизма:

технические причины не зависят от уровня организации труда на предприятии (несовершенство технологических процессов, конструктивные недостатки оборудования; недостаточная механизация тяжелых работ, несовершенство предохранительных устройств и т. п.);

организационные причины зависят от уровня организации труда на предприятии (недостатки в содержании территории; нарушение правил эксплуатации оборудования, транспортных средств, инструмента; недостатки в организации рабочих мест; нарушения технологического регламента и т. п.);

санитарно-гигиенические причины (содержание в воздухе рабочих зон вредных веществ, превышающих предельно допустимые концентрации (далее – ПДК); недостаточное или нерациональное освещение; повышенные уровни шума, вибрации; наличие различных излучений, превышающих предельно допустимые уровни (далее ПДУ) и т. п.;

личностные (психофизиологические) причины (физические и нервно-психические перегрузки работников).

Таким образом, производственный процесс выступает в качестве передаточного звена между внешними и внутренними условиями, в которых осуществляется трудовая деятельность, и зависит как от мер законодательного и административного характера по охране труда, осуществляемого работодателем, так и от самого работника (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Причины происшествий на рабочем месте


Некоторые термины:

происшествие – событие, которое приводит или может привести к несчастному случаю;

рабочее место – все места, где работник должен находиться или куда ему необходимо следовать в связи с его работой, и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя;

рабочее место постоянное – место, на котором работающий находится большую часть своего рабочего времени (более 50 % или более 2 ч непрерывно). Если при этом работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона;

работодатель – организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.

В табл. 1.1 приводятся данные о производственном травматизме в странах Европы.


Таблица 1.1.

Общее количество смертельных случаев в сфере производства в некоторых странах Европы на 1000 работающих (2008 г.)



Некоторые термины:

несчастный случай – нежелательное событие, приводящее к смертельному исходу, травме или заболеванию работника.

По статистическим данным:

• каждые 3 мин в мире на производстве смертельно травмируется один человек;

• каждую секунду в мире в сфере производства травмируются четыре человека;

• ежемесячно в мире на производстве травмируется население, равное по численности населению Парижа.

В Республике Беларусь ежегодно на производстве травмируются в среднем сотни человек, из них десятки погибают или становятся инвалидами. Высокий показатель травматизма отмечается в сельском хозяйстве, строительстве, химической промышленности и на транспорте.

Как отмечено в Директиве Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»: «во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности, не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка – важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развития страны, улучшения жизни людей».

Основными причинами гибели и травматизма работников в Республике Беларусь являются:

• отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц за соблюдением безопасности труда;

• низкая трудовая и технологическая дисциплина;

• недостаточная подготовка работников в вопросах охраны труда (далее – ОТ);

• низкая профессиональная подготовка работников;

• недостаточное обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• низкий уровень внедрения передовых технологий, оборудования;

• низкая культура производства.

В связи с высокой медико-социальной актуальностью проблемы производственного травматизма особое значение приобретают вопросы ОТ работников.

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1990 г.

№ 296-3

Глава 16. Охрана труда.

Статья 221. Понятие охраны труда.

Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства.

Некоторые термины:

требования по ОТ – нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работников в процессе их трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах;

техника безопасности (далее – ТБ) – система организационных мероприятий, защитных мер и методов, предотвращающих воздействие на работников недопустимого риска. Таким образом, как следует из определения термина ТБ, в настоящее время он полностью поглощен понятием ОТ.

Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда – это сохранение жизни и здоровья работников, сокращение количества несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

профессиональное заболевание – это хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора, и повлекшее временную, или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.

Недостатки в работе по ОТ обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия. Так, в Республике Беларусь, выплаты по страховым случаям за 2008 год составили свыше 140 млрд бел. руб. Кроме того, несчастные случаи, как правило, ведут к нарушению производственного цикла, приостановке или изменению технологических процессов, а зачастую к повреждению оборудования, машин и механизмов.

1.2. Основные законодательные и нормативные акты об охране труда и технике безопасности в здравоохранении

Законодательство Республики Беларусь об охране труда (ОТ) в здравоохранении основано на Конституции Республики Беларусь и состоит из актов Президента Республики Беларусь, законодательства Республики Беларусь, а также международных договоров Республики Беларусь.

Некоторые термины:

нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм;

правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Основой законодательной и правовой базы ОТ в здравоохранении являются:

• Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г., 17.10.2004 г.);

• Трудовой кодекс (далее – ТК) от 26 июля 1999 г. (с изменениями и дополнениями);

• Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23 июня 2008 г.;

• Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10 января 2000 г. (с изменениями и дополнениями);

• Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» от 5 января 2004 г.;

• Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. (с изменениями и дополнениями);

• иные нормативно-правовые акты (законы, постановления, указы), ГОСТы, ССБТ (далее – система стандартов безопасности труда), СУОТ (далее – система управления ОТ).

Правовой основой организации работы по ОТ является Конституция Республики Беларусь, которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Конституция Республики Беларусь – основной закон государства, который регламентирует важнейшие правовые взаимоотношения в обществе и принципы государственной политики относительно личности, человека и гражданина.

Законодательство об ОТ базируется на конституционном праве всех граждан страны на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда.

Ст. 41. Конституции Республики Беларусь

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т. е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Государство создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Граждане имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Согласно ст. 43 Конституции, «трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 ч, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха».

Некоторые термины:

время отдыха – время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению;

рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора (далее – ТД) должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени;

рабочий день (смена) – установленная законодательством продолжительность (в часах) работы в течение суток.

Важной вехой в организации скоординированной и системной работы государственных структур по обеспечению безопасного и поступательного развития белорусского общества явилась Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». Ее важнейшие постулаты – укрепление трудовой и исполнительской дисциплины, повышение качества ОТ, введение персональной ответственности за порядок на производстве, безопасность дорожного движения, борьба с пьянством;

дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с ТК, иными законами, коллективным договором, локальными нормативными актами организации.

Трудовой кодекс Республики Беларусь регулирует правовые вопросы ОТ.

Ст. 222. Право работника на охрану труда

Каждый работник имеет право на:

• рабочее место, соответствующее правилам по охране труда, защищенное от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов;

• обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам труда;

• обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты;

• получение от нанимателя или государственных и общественных органов достоверной информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению;

• проведение проверок по охране труда на его рабочем месте соответствующими органами, имеющими на то право, в том числе по запросу работника с его участием;

• отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. Перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Трудовой кодекс, в частности, определяет правовые основы разработки, заключения и исполнения коллективных договоров и соглашений, позволяющих обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере ОТ, в настоящее время является Закон Республики Беларусь «Об охране труда», который определяет основные положения относительно реализации конституционного права работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, регулирует при участии соответствующих государственных органов отношения между работодателем и работником по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной санитарии и устанавливает единый порядок организации ОТ в стране.

Закон расширяет круг лиц, имеющих право на ОТ; определяет обязанности, права и ответственность работодателей и работников по вопросам ОТ; закрепляет государственную СУОТ; определяет полномочия субъектов государственного управления в этой сфере; устанавливает гарантии, права работников на ОТ; регламентирует порядок создания служб ОТ и определяет ее основные функции; устанавливает требования ОТ к продукции на всех стадиях производственного цикла. В Законе предусмотрена обязательность соблюдения требований ОТ на стадии проектирования и строительства объектов производственного назначения; устанавливает требования к производственным объектам и процессам, а также при выполнении отдельных видов работ, применении инструмента; предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об ОТ; закрепляет полномочия государственной экспертизы условий труда, органов общественного контроля за соблюдением законодательства об ОТ.

Некоторые термины:

безопасность – состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне;

безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях может привести к заболеванию, снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства.

Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов;

гигиенические критерии – это показатели, характеризующие степень отклонений параметров факторов рабочей среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов. Классификация условий труда основана на принципе дифференциации указанных отклонений за исключением работ с возбудителями инфекционных заболеваний, с веществами, для которых должно быть исключено вдыхание или попадание на кожу (противоопухолевые лекарственные средства, гормоны-эстрогены, наркотические анальгетики), которые дают право отнесения условий труда к определенному классу вредности за потенциальную опасность;

гигиенические критерии оценки условий труда – показатели, позволяющие оценить степень отклонений параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов;

гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью;

гигиенический норматив – установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий;

авария – разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей;

опасная зона – пространство, в котором возможно воздействие на работника опасного и (или) вредного производственных факторов;

опасность – источник или ситуация, которая потенциально может нанести вред человеку, привести к ухудшению здоровья, нанесению ущерба собственности, производственной среде, или сочетание всего перечисленного;

опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит к травме, отравлению или другому внезапному резкому ухудшению здоровья, или смерти;

опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные факторы рабочей среды могут стать опасными.

Закон определяет орган, который осуществляет государственное управление промышленной безопасностью, и органы государственного надзора в этой области. Закон определяет лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности, сертификацию технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также экспертизу и разработку декларации промышленной безопасности.

В законе установлены требования к организации и проведению производственного и общественного контроля в области промышленной безопасности, а также предусмотрен учет аварий и инцидентов, ответственности за нарушения законодательства в данной области.

Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении», здравоохранение – отрасль деятельности государства, целью которой являются организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.

Некоторые термины:

охрана здоровья населения – это совокупность политических, экономических, правовых, социальных, культурных, научных, экологических, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья настоящего и будущих поколений людей.

Система здравоохранения является стратегической отраслью народного хозяйства, обеспечивая воспроизводство населения, социальные гарантии, здоровье граждан.

Понятия «здоровье» и «ОТ» тесно сопряжены;

здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние физического, духовного и социального благополучия.

Третью часть своей жизни человек проводит на работе, поэтому здоровьесберегающая организация трудовой деятельности является важнейшей задачей работы по охране труда.

Факторы, определяющие здоровье населения, представлены на рис. 1.2.


Рис. 1.2. Факторы, определяющие здоровье населения


Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, включая производственную деятельность, доля влияния которых составляет от 18 до 22 %. Только часть (8-10 %) показателей здоровья определяется уровнем деятельности ОЗ и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека – это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами, а болезнь – нарушение этой гармонии;

заболевание – расстройство здоровья человека, нарушение нормальной жизнедеятельности его организма, в том числе в результате травм, ранений, увечий, контузий, врожденных дефектов и неотложных состояний (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении»).

С полным основанием можно считать, что здоровье зависит от следующих факторов:

• биологических, психологических свойств человека (наследственность, тип телосложения, темперамент, тип высшей нервной деятельности и др.);

• природных воздействий (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.);

• состояния окружающей среды и условий труда;

• социально-экономических, политических факторов, действующих через условия труда и быта;

• состояния здравоохранения, служб и кадров, уровня медицинской науки.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2001 г. № 150 система нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования ОТ, состоит из межотраслевых и отраслевых правил по ОТ, типовых инструкций по ОТ, норм ОТ, санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов, строительных норм, правил технической безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов (табл. 1.2).


Таблица 1.2.

Система нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования ОТ



Требования ОТ обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при:

• проектировании, строительстве (реконструкции), ремонте и техническом обслуживании зданий, сооружений и других объектов;

• конструировании, изготовлении (модернизации), эксплуатации станков, машин, механизмов, другого оборудования, средств коллективной и индивидуальной защиты;

• производстве и применении химических веществ и материалов, разработке и проведении технологических процессов, организации производства и труда.

1.3. Основные понятия и принципы государственной политики в области охраны труда

Согласно ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», государственное управление в данной области осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.

Государственное управление ОТ реализуется на республиканском, отраслевом и региональном уровнях.

На республиканском уровне государственное управление ОТ осуществляют Правительство Республики Беларусь непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области ОТ и связанных с ней отношений.

На отраслевом уровне государственное управление ОТ осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения (учреждения), подчиненные Правительству Республики Беларусь, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.

На региональном уровне государственное управление ОТ осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

Макросистема государственной политики в области ОТ представлена на рис. 1.3.


Рис. 1.3. Система государственной политики в области ОТ


Согласно ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об охране труда», республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, осуществляют:

• государственное управление ОТ на отраслевом уровне;

• разработку и принятие в пределах своей компетенции отраслевых правил по ОТ, типовых инструкций по ОТ, других нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, содержащих требования по ОТ, разработку и реализацию отраслевых целевых программ улучшения условий и ОТ;

• государственный контроль за соблюдением требований по ОТ в подчиненных им организациях;

• анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и ОТ, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных им организациях, разработку и реализацию мер по их профилактике;

• организацию обучения, повышения квалификации и проверки знаний по вопросам ОТ руководителей и специалистов подчиненных им организаций;

• организацию проведения научно-исследовательских работ в области условий и ОТ;

• информационное обеспечение подчиненных им организаций по вопросам ОТ;

• пропаганду и распространение передового опыта в области ОТ в подчиненных им организациях;

• международное сотрудничество в пределах своей компетенции по вопросам ОТ;

• иные полномочия в области ОТ, предусмотренные законодательством.

Согласно Конституции Республики Беларусь, ТК РБ, а также постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 августа 2005 г. № 904, которым утверждена концепция государственного управления ОТ в Республике Беларусь, основными принципами государственной политики в данной области являются:

• приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;

• обеспечение гарантий права работников на ОТ;

• установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области ОТ, полной ответственности нанимателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

• совершенствование правоотношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения ОТ (рис. 1.4).

Государственная политика в области ОТ базируется на принципах:

• приоритета жизни и здоровья работников, полной ответственности работодателя за создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда;

• повышение уровня промышленной безопасности путем обеспечения сплошного технического контроля за состоянием производств, технологий и продукции, а также содействие предприятиям в создании безопасных и безвредных условий труда;

• комплексного решения задач ОТ на основе общегосударственных, отраслевых, региональных программ по этому вопросу и с учетом других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды;

• социальной защиты работников, полного возмещения вреда лицам, которые потерпели от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

• установления единых требований ОТ для всех предприятий и субъектов предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности и видов деятельности;

• адаптации трудовых процессов к возможностям работника с учетом его здоровья и психологического состояния;

• использования экономических методов управления охраной труда, участия государства в финансировании мероприятий по ОТ, привлечения добровольных взносов и других поступлений на эти цели, получение которых не противоречит законодательству;


Рис. 1.4. Основные направления ОТ персонала


• информирования населения, проведения обучения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам ОТ;

• обеспечения координации деятельности органов государственной власти, учреждений, организаций, объединений граждан, которые решают проблемы здравоохранения, гигиены и безопасности труда, а также сотрудничества и проведения консультаций между работодателями и работниками (их представителями), между всеми социальными группами во время принятия решений по ОТ на местном и государственном уровнях;

• использования мирового опыта организации работы относительно улучшения условий и повышения безопасности работы на основе международного сотрудничества.

Таким образом, трудовое законодательство в области управления ОТ направлено на:

• установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;

• создание благоприятных условий труда;

• защиту прав и интересов работников и работодателей (рис. 1.5).


Рис. 1.5. Цели и задачи трудового законодательства в области ОТ


Реализация государственной политики в области ОТ осуществляется через взаимосвязанный комплекс нормативно-правовых актов по различным разделам деятельности. Эти мероприятия носят характер правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных форм деятельности (рис. 1.6).

В рамках законодательства решаются следующие задачи по обеспечению организации трудового процесса:

• планирование мероприятий по ОТ;

• организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний по вопросам ОТ;

• организация профилактической работы по предупреждению травматизма в ОЗ и возникновения профессиональных заболеваний сотрудников;

• предупреждение и выявление нарушений законодательства об ОТ.


Рис. 1.6. Система мероприятий по ОТ


1.4. Сущность управления охраной труда

В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организации должна быть выработана система мер, направленных на достижение этой цели – СУОТ.

Сущность управления охраной труда заключается в выработке системы мер, обеспечивающих получение объективной информации об объекте управления и принятие управленческого решения по изменению его состояния.

Согласно государственному стандарту Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования», СУОТ – часть общей системы управления организацией, которая способствует управлению рисками в области ОТ, связанными с деятельностью организации. Она включает организационную структуру, планирование, ответственность, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, осуществления, анализа и корректировки политики организации в области ОТ.

Руководители предприятий в вопросах организации работы по ОТ должны исходить из признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. При этом безопасность труда должна учитываться при принятии решений по всем вопросам производства и на всех его уровнях. Это значит, что на всех стадиях, начиная от проектирования, строительства и эксплуатации производства, вплоть до выпуска и отгрузки готовой продукции, должны соблюдаться требования по ОТ. Обеспечение безопасности и надлежащих условий труда работников должно быть первоочередной задачей нанимателя.

В целях реализации данной задачи наниматель должен выработать систему мер по организации работы в этой области.

Принятый в Республике Беларусь стандарт СТБ 18001-2009 «СУОТ. Требования» имеет национальные особенности и предусматривает следующие элементы такой системы: политика в области ОТ; планирование; внедрение и функционирование; контролирующие и корректирующие действия; анализ со стороны руководства.

В организациях должна быть разработана политика в области ОТ, одобренная руководством организации. Политика в области ОТ труда определяет общую направленность и принципы деятельности организации. Политика должна быть документально оформлена и доведена до сведения всех работников с тем, чтобы каждый знал и добросовестно исполнял свои обязанности (рис. 1.7).

Загрузка...