Глава 1. С чего все начиналось

Вопрос о найме няни – чаще не вопрос, а стечение обстоятельств.

Если в семье или в окружении уже существует практика нанимать домашний персонал, то няня будет «переходить по наследству» или «кочевать» по знакомым семьям. Если же нет, то поиски пройдут стандартным маршрутом: знакомые-агентства-интернет.

Мои планы на няню менялись в процессе беременности. Поначалу я планировала быть супермамой: растить ребенка по всем заветам развивающих брошюр. В англоязычных пособиях есть понятие skin to skin, то есть «кожа к коже». Мол, именно так должны проходить первые месяцы малыша: с максимальным телесным контактом с матерью, только с ее грудью, руками, голосом… А значит, никакой няни.

Мой супруг настаивал на том, что все-таки лучше подыскать няню, причем заранее. Поскольку для меня это была первая беременность, мне нужна была помощница, которая способствовала бы и уходу за ребенком, и восстановлению после родов. Меня же останавливали услышанные истории о том, как женщины нанимали нянь, чтобы порхать по вечеринкам и развлекаться…

«Как же так? – думала я. – Несчастные дети лежат в кроватках и скучают по маме, а она зависает на тусовках! Ну уж нет, хорошей матери няня не нужна!»

И как же мы пришли к тому, что сейчас я пишу книгу по выбору няни?

Полное отрицание этой идеи было только на этапе планирования беременности и самых ранних сроках. Уже на очередном УЗИ произошло то, что заставило меня пересмотреть свое отношение…

«Двойня!»

Одно это слово от врача УЗИ ввело меня в ступор. Конечно, это был целый ком эмоций: и радости, и удивления, но еще – замешательства. Ведь я планировала свое идеальное материнство с одним ребенком, а тут все задачи резко умножались на два. Сложные роды, сложное восстановление, да и следить за двумя гораздо сложнее.

Мои мысли снова вернулись к разговору с мужем, но я еще не поддалась идее о том, что няня мне необходима. Началась стадия торгов и уговоров: «Я все равно справлюсь, я все равно стану идеальной мамой, я все равно все смогу сама».

Как и любой мамочке, мне хотелось, чтобы у меня и моих детей все было идеально. Казалось, что воспитание с няней лишит их моего участия и что дети от этого невероятно пострадают. Да и чего греха таить, в голову приходили все стереотипы, которые обычно мешают людям нанимать любой домашний персонал.

На тот момент мне уже помогала горничная, и одного из самых больших для подобной ситуации страхов мне уже удалось избежать: страха чужого человека. Я научилась выстраивать общение и границы с помощницей по хозяйству, и присутствие в доме еще одной меня не беспокоило.

Однако крутилось в голове всякое, что бывает в английских детективных сериалах – знаете, где показывают особняки с прислугой, которая выносит столовое серебро. От отсутствия конкретных причин для беспокойства мозг начал выдавать мне разные картинки с подобной банальщиной.

Как оказалось, опасаться нужно было совсем не кражи фамильных драгоценностей. Но это выяснилось чуть позднее.

Стадия принятия

Примерно к седьмому месяцу беременности я свыклась с мыслью о том, что няня мне все-таки необходима, хотя бы для помощи с рутиной. Купать детей, стирать пеленки, мыть бутылочки – в общем, заниматься хозяйственной частью.

Я рассуждала о том, что если делегирую няне все скучное, то у меня будет больше сил для заботы о малышах. Такой компромисс удовлетворил и меня, и супруга, и я принялась исследовать агентства по подбору персонала в интернете, на тематических мамских форумах и среди знакомых.

Посетив три или четыре таких агентства, я остановилась на одном. Офис в хорошем районе, стильный интерьер, красивый сайт и так далее. Больше всего меня покорила представительница агентства: женщина с интеллигентными манерами и спокойной грамотной речью. Меня настолько впечатлила ее манера держаться и уверенный тон, что я без вопросов согласилась на ее условия: двое детей – две няни, хотя изначально планировала нанять лишь одну.

С подбором изначально возникли затруднения, поскольку собеседования проводились в Москве, но жили мы на две страны, значительную часть времени проводя в Штатах. Соответственно, годилась только няня с визой, что автоматически отсеивало многих кандидаток. Тем не менее агентство выбрало для нас пятерых женщин, которые соответствовали всем требованиям, и пригласило их на собеседование.

Формально все няни нам подходили. У всех был опыт воспитания двойни, все были готовы к регулярным поездкам за границу, и все выглядели чрезвычайно приятными женщинами. Как их нужно было собеседовать и что именно спрашивать, я понятия не имела: на тот момент я практически не занималась набором персонала и детей не воспитывала. Поэтому единственный выход, который в этой ситуации показался мне разумным, – довериться интуиции.

Если в случае с «плохими нянями» воображение подкидывало мне образы коварных гувернанток из английских детективов, то при попытке подумать о «хорошей» подсознание упорно подсовывало мне два образа: Арина Родионовна и Мэри Поппинс. Звучит нелепо, но в отсутствие прочих внятных критериев я решила довериться внутреннему голосу. Из пяти кандидаток я выбрала двух, которые к этим образам были ближе других.

«Арина Родионовна» была пожилой и чрезвычайно интеллигентной женщиной, пишущей диссертации и книги по воспитанию детей. В резюме был указан какой-то невероятный опыт работы с детьми, а в ходе общения дама производила впечатление очень теплой, мудрой и осознанной. Мы довольно долго общались, прежде чем подписать документы, но образ понимающей и умудренной годами леди очаровал меня моментально.

Вторая няня, с которой мы решили сотрудничать, – «Мэри Поппинс» – полная противоположность первой. Довольно молодая женщина, стройная, внешне похожая на Наталью Андрейченко в той самой роли няни и безупречно аккуратная. У нее были рыжие волосы, уложенные на манер 1950-х, блуза с воротничком-стойкой, застегнутая на все пуговки, и белые перчатки.

Когда я на нее посмотрела, она мне показалась немного не из нашего времени, какой-то слегка отстраненной и волшебной: одежда похожа на униформу, внешний вид как с экрана, манеры выпускницы института благородных девиц – ну чудо! Конечно, мне безумно хотелось, чтобы именно она стала няней моим детям.

По окончании собеседования директор агентства поставила нас перед фактом: либо вы платите няням прямо сейчас, либо они уходят работать в другую семью – это было в ноябре, а роды должны были состояться только в феврале. Тем не менее с условиями мы согласились – такие, мол, порядки у агентства. Обеим няням была выплачена полная месячная зарплата, не считая залога агентству, и я уже успокоилась, будучи уверенной, что вопрос с няней теперь окончательно закрыт…

«Мэри Поппинс, до свидания!»

…но, как вы понимаете, это еще не конец истории. Я позвонила маме, чтобы поделиться новостями и рассказать о впечатлениях. И пока я весело сообщала о том, как меня поразили женщины на собеседованиях, мама, будучи медиком, обдумывала совершенно другой аспект этой встречи. Выслушав меня, она сказала: «Пока они в Москве, попроси их сдать анализы».

Ее реплика меня ошарашила. Я совсем не подумала об этом во время собеседования! Тем не менее я не растерялась, позвонила обеим няням и настоятельно попросила их пройти диспансеризацию в одной из клиник.

Ситуация развернулась совершенно неожиданным образом. «Арина Родионовна» без вопросов согласилась сдать анализы и очень быстро предоставила результат: никаких инфекций. Зато «Мэри Поппинс» после сдачи анализов внезапно сорвалась на крик и начала грозить лаборатории судом за разглашение результатов.

Результаты нам все-таки были предоставлены, поскольку дело касалось здоровья моих будущих детей, и мы ужаснулись. У нашей «Мэри», женщины в белых перчатках, с наглухо застегнутым воротничком и безупречной укладкой, обнаружилось сразу несколько инфекций, включая сифилис и гепатит в открытой форме! Разумеется, контракт со второй няней немедленно расторгли и в Штаты отправились только с «Ариной Родионовной».

За неделю до родов ей было поручено подготовить комнату для близнецов после выписки. Дама взялась за задачу со всей ответственностью, подготовив огромные списки для закупки и при этом обосновав каждый пункт. Например, для очистки носиков у младенца нужны были только какие-то особые тонкие спицы и стерильная вата, а косметические ватные палочки немедленно были забракованы из-за неподходящего диаметра.

Отправляясь в роддом, я была абсолютно спокойна, потому что знала: дома меня ждет мудрая наставница, которая сможет решить любой вопрос и объяснить мне что угодно. Как же сильно я разочаровалась, когда по приезде из госпиталя встретила женщину абсолютно потерянного вида, со взъерошенными волосами и на грани обморока.

Вообразите ситуацию: вы раньше не имели дел с уходом за детьми, а тут у вас рождается сразу двое. Как обычно бывает с двойнями – слегка недоношенные, маленькие, есть пока могут только из бутылочки. Вы их приносите в комнату, где все вроде бы готово, но при этом вообще не можете понять, что вам теперь делать.

Сами вы тоже не совсем в адекватном состоянии, поскольку пережили довольно выматывающие естественные роды. Чего вы ждете от опытной няни в такой ситуации?

Я ждала, что она скажет что-то вроде: «Не переживайте, все будет в порядке! Сейчас я все покажу и расскажу, а вы отдыхайте, набирайтесь сил».

Вместо этого «Арина Родионовна» зашла в комнату, где уже собрались мой муж и моя мама, и с растерянным видом замерла с какой-то коробкой в руке.

Вдруг она очнулась, став вдруг еще более взъерошенной и деловитой:

– Так! Я нашла молокосос!

Она протянула мужу коробку:

– Нате! Собирайте.

– В смысле «собирайте»? – отвечает муж. – Кто у нас тут профессионал? Я или вы? – и ей назад отдает: – Вы собирайте!

– А я не умею! – отвечает она.

Так мы выяснили, что она много чего еще не умела. Вернее сказать, не умела ничего. Она очень многое знала в теории, но абсолютно не могла претворить в жизнь те навыки, в которых я нуждалась сейчас больше всего.

После этого проработала у нас «Арина Родионовна» еще недели две, пока я лежала в кровати и восстанавливалась после родов. Эти две недели чувствовала я себя ужасно и в состоянии была только сцедить молоко и упасть обратно. Помогала мне в основном мама. Няня же пребывала в вечной прострации, не в состоянии ни приободрить меня, ни сосредоточиться на делах.

Собственно, как только мне стало лучше и я смогла самостоятельно справляться с кормлением детей и уходом за ними, с «Ариной Родионовной» мы попрощались.

Дело было не только в том, что ее беспомощность вызывала у меня смутное раздражение. Однажды она между делом сообщила, что у нее сахарный диабет, поэтому не нужно пугаться, если вдруг она упадет в обморок. Теперь это стало вопросом безопасности наших детей, поэтому мы поспешили расстаться.

Неприятный опыт для молодой мамы, но ценный опыт для материнства!

Давайте подытожим, чему можно научиться на моих ошибках.

Про здоровье

Попросите кандидатку предоставить медицинскую книжку. Если вы ищете няню в России, то можете сослаться на приказ № 302н от 12 апреля 2011 года Минздравсоцразвития РФ. Если вы нанимаете няню для младенца или грудничка, обратите внимание на пункт 17, если для ребенка постарше – 18 и 19. Там указаны все необходимые анализы для тех, кто работает с детьми.

Если агентство не производит диспансеризацию персонала самостоятельно (да, это законно), то предложите няне сдать анализы согласно тем же пунктам. Не соглашайтесь на требования агентства и не вносите предоплату до тех пор, пока не убедитесь в здоровье кандидатки.

Спросите у няни, нет ли у нее хронических заболеваний. Это не повод отказывать ей в работе, но вам нужно четко понимать, что может и чего не может выполнять ваша сотрудница. Спросите о том, принимает ли она лекарства и какие ограничения существуют для ее состояния.

Про совместимость

Лучше искать няню уже после рождения ребенка, чтобы увидеть их взаимодействие. Ребенок может без видимых причин не принять няню, и тогда все собеседования пойдут насмарку.

Еще одна причина устроить тестовый визит няни перед наймом – посмотреть на ее реакцию. Даже если кандидатка хорошо владеет теорией, практических навыков может быть недостаточно.

Прислушивайтесь к себе. Если присутствие человека вызывает у вас дискомфорт и с выбранной няней вам еще хуже, чем без нее, – смело прощайтесь. Не думайте о том, что это неудобно или некрасиво.

Загрузка...