1. Общие принципы рационального и безопасного применения лекарственных средств

«Все – яд, все – лекарство; то и другое определяет доза»

Что такое лекарство? Наберите в строке любой поисковой системы словосочетание «лекарство – это» и получите ответ, достаточно близкий к следующему: «Лекарство – это вещество природного или химического происхождения, предназначенное для лечения, диагностики, профилактики заболевания или коррекции физиологических функций». То есть о каком бы лекарстве ни шла речь, мы говорим о некой чужеродной для организма субстанции, или, говоря научным языком, ксенобиотике. Что это значит? Попадая в организм человека, любое лекарство наряду с терапевтическим эффектом будет вызывать нежелательные реакции. Препарат подвергается метаболическим превращениям, образуя многочисленные производные, каждое из которых может вмешиваться в различные этапы образования и обмена веществ, изменяя таким образом (в период своего действия) биохимическое состояние организма. Препарат может взаимодействовать как с «целевой мишенью» (рецептором), так и с многими другими рецепторами тканей и клеток, вызывая побочные эффекты, присущие абсолютному большинству лекарственных средств и описанные в инструкциях по их применению. В случаях, когда терапевтическая выгода от применения лекарства превышает потенциальный риск, врач принимает возможность развития нежелательных реакций в пользу лечебного действия. При этом организм взрослого человека должен справиться не только с болезнью, но и с нежелательными реакциями, вызванными приемом лекарственных средств.

Нежелательная реакция – это непреднамеренная неблагоприятная реакция организма, потенциально связанная с применением лекарственного препарата. Она может стать серьезной проблемой, актуальность которой возрастает по мере появления все новых и новых препаратов.

С одной стороны, разработка инновационных лекарств является отражением прогресса фармацевтической отрасли и системы здравоохранения. С другой, темпы появления новых медицинских препаратов опережают поступление информации об их безопасности для пациентов. Американская и европейская системы здравоохранения и мониторинга безопасности лекарственных средств ежегодно сообщают о миллионах случаев нежелательных реакций, ассоциированных с их применением.

Количество смертельных исходов, связанных с нежелательными лекарственными реакциями, в несколько раз превышает официальное число жертв автомобильных катастроф.

Одно из первых определений нежелательных реакций на лекарственные препараты было дано в докладе известного советского терапевта Евгения Михайловича Тареева: «Неблагоприятное действие лекарств – это комплекс синдромов, <…> полный объем которого в современном виде трудно охватить, но изучать его нужно по тем же разделам, что и любое распространенное заболевание, включая этиологию, эпидемиологию, патогенез, патологическую анатомию, клинику, течение, сочетания с другими заболеваниями, исходы, диагноз и дифференциальный диагноз, лечение, профилактику, социально-гигиенические аспекты». Всемирная организация здравоохранения дает следующее определение: «Нежелательная реакция на лекарственное средство – это любое действие, нежелательное для организма, возникающее при использовании терапевтических доз лекарственных средств, применяемых для лечения, диагностики и профилактики заболеваний». Последнее определение подчеркивает тот факт, что развитие нежелательной реакции – неотъемлемая составляющая фармакотерапии. Следовательно, значительное число побочных эффектов всегда будет ассоциировано с наиболее часто применяемыми группами лекарственных средств: сердечно-сосудистых, антибактериальных, витаминных, противовоспалительных, препаратов для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и так далее. Почему так происходит?

Дело в том, что любое лекарственное средство – чужеродное для организма вещество, говоря научным языком, ксенобиотик. Соответственно, попадая в организм человека, оно всегда будет вызывать и терапевтический эффект, и нежелательные реакции.

Существует представление о том, что весь перечень побочных эффектов для каждого препарата хорошо изучен и представлен в инструкции, но, к сожалению, это не так. Большинство из них не выявляется при проведении клинических исследований, что связано с ограниченным количеством участников, а также невозможностью учесть все возможные варианты индивидуальной чувствительности на данном этапе. Поэтому многие виды нежелательных реакций (особенно редко возникающих) выявляются, как правило, уже после проведения клинических исследований и регистрации лекарственного препарата, на этапе его широкого применения.

Это неизбежная составляющая, «диалектика» лекарственной терапии. Более того, наличие описанных нежелательных лекарственных реакций – своеобразный индикатор эффективности препарата. Лекарство не может действовать подобно волшебной серебряной пуле, точно попадая только к тому органу или той системе, чья нарушенная функция нуждается в терапевтической коррекции. В процессе всасывания, распределения и выведения оно проходит через множество тканей, взаимодействуя не только с органами-мишенями, но и со всеми системами, участвующими в его распределении и метаболизме. Таким образом, лекарство от головной боли может негативно повлиять на желудочно-кишечный тракт, а препарат, снимающий воспаление, – на функцию почек. Антибиотик, принимаемый из-за инфекции дыхательных путей, может привести к развитию аллергической реакции, а препарат для лечения аллергии – к повышенной сонливости и нарушению концентрации внимания.

Если в инструкции к лекарственному средству сообщают, что у него нет никаких побочных эффектов, возможны три варианта объяснения такого положения вещей. Первый: производитель намеренно вас обманывает, то есть не включает в инструкцию всю информацию об истинном профиле безопасности препарата. Вариант второй: на этапе клинических исследований лекарства в изучении эффективности и безопасности принимало участие небольшое число добровольцев, что не позволило установить истинную частоту нежелательных реакций. Вариант третий: препарат действительно не имеет побочных реакций, то есть является нейтральной субстанцией, не имеющей ни терапевтического, ни побочного действия.

Какой из этого следует вывод? Чем более подробно описан в инструкции к лекарственному средству раздел «нежелательные реакции», тем выше должно быть доверие к его производителю. Наличие побочных эффектов, их подробное описание, ссылки на биомедицинские статьи, указание на редкие или чрезвычайно редкие осложнения свидетельствуют об огромной работе по анализу профиля безопасности выпускаемого лекарственного препарата. Это значит, что в клинических исследованиях принимало участие большое число пациентов, а исследование профиля безопасности было продолжено уже после поступления препарата в открытую продажу.

Существует несколько классификаций нежелательных реакций на лекарственные средства. Одной из наиболее удобных, простых и популярных является та, согласно которой они делятся на четыре группы, обозначаемые буквами латинского алфавита (А, В, С и D).

Проявление реакций типа «А» находится в прямой зависимости от количества принятого лекарства. Они становятся более выраженными при повышении дозы, ослабевают при ее уменьшении и исчезают при отмене препарата. Дело в том, что реакции типа «А» обусловлены либо механизмом действия препарата, либо заболеваниями почек, печени (а также других органов и систем), приводящими к изменениям метаболизма и/или выведению лекарственного средства. Большинство таких реакций изучены и описаны в инструкции, и их, как правило, легко предвидеть и предотвратить путем коррекции дозы или назначения дополнительного препарата, предупреждающего развитие осложнений.

Реакции типа «В», или так называемые независимые от дозы реакции, более сложны в плане прогнозирования. Большинство осложнений данного типа представлены аллергическими реакциями. Поэтому перед назначением терапии врач обязательно уточняет наличие аллергических реакций на лекарства в прошлом или назначает соответствующие обследования, позволяющие их выявить. Также к данному виду нежелательных реакций относятся реакции, обусловленные генетическими особенностями метаболизма препарата у конкретного пациента. В последнее время такое направление клинической фармакологии, как фармакогенетика, приобретает все большую популярность. Фармакогенетические исследования позволяют выявить на генетическом уровне варианты метаболизма одного и того же средства у различных пациентов и, при необходимости, персонализировать «стандартную» фармакотерапию путем коррекции дозы или подбора альтернативного лечения.

Нежелательные реакции типа «С», или эффекты длительного применения, проявляются в виде развития снижения терапевтического эффекта (толерантности), лекарственной зависимости или эффекта отмены. Как следует из определения, они могут возникать при длительном применении препарата. Задача лечащего врача в данном случае – своевременно отменить или заменить лекарство для предотвращения развития таких осложнений.

Наиболее сложны для диагностики/дифференциальной диагностики реакции типа «D», или так называемые отсроченные нежелательные реакции, которые могут возникать спустя месяцы или даже годы после приема лекарственного препарата. К ним относятся, например, тератогенный эффект (от греч. τέρας – чудовище) – нарушение эмбрионального развития плода при приеме токсичных для него препаратов матерью; или канцерогенный эффект, то есть стимуляция опухолевого роста. Применение лекарственных средств животного и человеческого происхождения также чревато развитием отсроченных нежелательных реакций из-за возможности передачи вирусных инфекций или прионовых болезней[1]. Поэтому препараты, полученные при использовании материала животного или человеческого происхождения, должны применяться только по жизненным показаниям.

Оценка нежелательной реакции и дифференциальная диагностика осложнений терапии и патологии, не связанной с применением лекарств, относится к функциональным обязанностям врача-клинического фармаколога. В то же время существуют алгоритмы, позволяющие любому пациенту и врачу уже на предварительном этапе, до консультации клинического фармаколога, оценить предполагаемый риск применения того или иного лекарства и предпринять меры по его предотвращению или устранению.

Направление клинической фармакологии, посвященное выявлению, оценке, анализу и предотвращению нежелательных реакций организма, называется фармаконадзором.

Очень эффективным методом фармаконадзора является метод спонтанных сообщений. Его особенность заключается в том, что врачи, провизоры, медицинские сестры, фармацевты и сами пациенты могут информировать контролирующие органы о выявляемых и/или подозреваемых нежелательных реакциях на лекарственные препараты. Сведения, касающиеся нежелательных реакций, развивающихся в результате применения лекарств, передаются в виде утвержденной формы – «Извещения о побочных реакциях лекарственных средств», которую любой пользователь может найти в интернете.

Появление определенного количества сообщений о побочном действии препарата может стать основанием для прекращения его реализации, приостановки регистрации, а также исключения из государственного реестра лекарственных средств. Кроме того, отчеты о нежелательных лекарственных реакциях помогают осуществлять регулирование фармацевтического рынка. Врачи и руководители медицинских организаций, опираясь на данные сведения, могут более рационально подходить к использованию препаратов, выбирая для пациентов средства с высоким профилем безопасности.

В биомедицинской литературе насчитывается несколько десятков методов определения степени достоверности причинно-следственной связи между приемом лекарства и развитием нежелательной реакции. Одной из наиболее распространенных методик является использование опросников, составленных для получения конкретной информации в связи с применением лекарственного средства. В качестве примера такого опросника предлагаю познакомиться с алгоритмом Наранжо [Naranjo C.A.], который широко используется во многих странах. На каждый вопрос предлагается три варианта ответа: «да», «нет» и «не знаю». Каждый ответ, в зависимости от того, с каким вопросом он связан, имеет определенную оценку, выражаемую в баллах. Используя алгоритм Наранжо, вы можете самостоятельно оценить вероятность причинно-следственной связи между развитием нежелательной реакции и приемом лекарства.

С помощью таблицы подсчитывается общий балл и определяется категория причинно-следственной связи между развитием нежелательной лекарственной реакции и приемом «подозреваемого» препарата. Категории вероятности определяются следующим образом: сильная связь – 9 баллов, вероятная связь – 5–8 баллов, возможная связь – 1–4 балла, сомнительная связь – 0 баллов.


Алгоритм Наранжо для оценки вероятности возникновения нежелательной лекарственной реакции



Подведем итоги. На что нужно обратить внимание, принимая тот или иной лекарственный препарат?

1. Перед приемом необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией, предназначенной для пациентов, посмотрев не только разделы «показания» и «порядок применения», но и «противопоказания», «нежелательные лекарственные реакции» и «лекарственные взаимодействия». Это поможет предотвратить наиболее изученные и часто встречающиеся побочные эффекты.

2. Важно согласовывать прием любого лекарства с лечащим врачом. Только он сможет грамотно проанализировать соотношение пользы и риска при назначении фармакотерапии.

3. При появлении любых нежелательных реакций, связанных, по вашему мнению, с приемом препарата (даже если они не описаны в инструкции), необходимо незамедлительно обращаться к своему врачу.


И помните: если в инструкции к лекарственному препарату указано, что у него нет никаких нежелательных реакций, то, скорее всего, вы держите в руках пустышку. У нее, наряду с отсутствием побочных эффектов, отсутствуют и терапевтические свойства. Ведь, как сказал великий Парацельс, «все – яд, все – лекарство; то и другое определяет доза».

Эффективность лекарственных средств: четыре уровня доверия

Количество рекламы лекарств возрастает ежедневно в геометрической прогрессии. Телевизионные и радиоэфиры, газетные полосы и интернет ею переполнены. Любой зритель, проведя выходные у телевизора, знает, как лечить «перхоть на голове», «грибок на ногах», «боль в горле», «боль в желудке», «нарушения стула», «дисбактериоз», «аллергические заболевания», «тревогу», «бессонницу», «хроническую усталость», «боль в спине» и прочее. Помимо лекарств, рекламодатели предлагают чудодейственные снадобья для «чистки сосудов и печени», «омоложения», «укрепления иммунитета», «улучшения памяти». Насколько достоверна такая информация? Как читателю и зрителю, не имеющему медицинского или фармацевтического образования, разобраться в ее потоке?

Безусловно, без современной фармакотерапии оказание медицинской помощи невозможно. В то же время наряду с добросовестными производителями, выпускающими жизненно важные и необходимые лекарства, на фармацевтическом рынке присутствуют компании, выпускающие препараты не столько для лечения, диагностики или профилактики заболеваний, сколько для получения прибыли.

В рекламных материалах может намеренно преувеличиваться терапевтическая выгода и преуменьшаться (или вовсе не отражаться) информация, касающаяся возможных нежелательных реакций организма.

Лекарственное средство – не просто вещество, это в первую очередь достоверная информация о нем. В современном мире только опытный врач в достаточной мере владеет навыками критической оценки источников, публикующих информацию рекламного характера или искаженные результаты исследований лекарственных средств.

В клинической фармакологии под доказанной эффективностью понимаются результаты клинических испытаний препаратов, уровень доказательности которых различается степенью контроля над факторами помех. Давайте разберемся, что это значит.

Золотым стандартом всех клинических исследований считается так называемое рандомизированное контролируемое исследование, позволяющее получить наиболее достоверные результаты, касающиеся эффективности лекарства. Представление о базовой структуре клинических исследований дает возможность самостоятельно проводить критический анализ информационных источников, поэтому рассмотрим этот вопрос подробнее.

Во-первых, чтобы определить различия в показателях конечных результатов, число участников клинических исследований должно быть достаточно большим. Исследование, проведенное с привлечением маленького количества людей, имеет весьма спорную ценность. Так, для того чтобы установить нежелательную лекарственную реакцию, возникающую с частотой 1 на 100 пациентов, в исследовании должно принять участие не менее 300 человек, если 2 на 100 пациентов – не менее 600. Соответственно, если клиническое исследование проводится с ограниченным числом добровольцев, на этом этапе невозможно будет выявить все осложнения, связанные с приемом препарата. Поэтому чем больше выборка, то есть чем больше число участников, принимающих лекарственный препарат, тем полнее и достовернее будут полученные результаты.

Для отбора пациентов в группы, получающие различные виды фармакотерапии, используется рандомизация (случайное распределение). Это основной способ обеспечения сравнимости различных групп. Истинная рандомизация достигается тогда, когда у всех пациентов есть равный шанс быть включенными в исследование. Таким образом, она исключает заведомое искажение полученных результатов.

Загрузка...