Я выросла в доме, где царил бардак. Мой дед был коллекционером от природы и по характеру, и наш прекрасно обжитой дом был полон странных вещей, привезенных из путешествий. Они торчали с каждой полки и из каждого угла – своеобразное причудливое напоминание о дедушке. Картины матери и резные египетские божества взирали на нас со стен и каминной полки. В коридоре валялись пиратские дублоны. Папа собирал марки экзотических народностей и военные медали, которые всегда сопровождались фотографиями тех, кто их получил. В его глазах горел отблеск историй об этих героях. Но наше жилище вряд ли казалось мне обиталищем барахольщика. Я считала все, что у нас было, домом – накопленными ценностями семьи, любившей путешествия и связанные с ними истории о приключениях.
Однако пыльные вещи – не единственное, что загромождало нашу жизнь. Даже расписания были перегружены. Занятия в хоре, скауты, групповые пешие походы по выходным, домашняя работа и школьные конкурсы – все это оставляло мало времени на общение с друзьями и дела для души всем членам нашей семьи. Такой суетливый ритм жизни принимался и поддерживался. Хотя мы вовсе не были бедны, отец обращался с финансами так, словно он – альпинист в поисках новой встряски. Оплатить счета в последнюю минуту или потратить все до последнего цента – это было в порядке вещей. Нас внутренне приучали к тому, что права на ошибку не бывает. Да, не бывает, потому что все расписано, все благословения и обязанности учтены.
Позже мама назвала этот период своей жизни «годами, проведенными на рисе и соли». Она расплачивалась с долгами и ждала, когда выйдет на пенсию, разгрузит свое расписание и обставит квартиру минималистской мебелью из «Икеи». Мне по-прежнему трудно представить, что для нее это были трудные времена. Я помню их как полные тепла и поддержки дни детства. Хлам был фоновым шумом, который казался мне уютным и безопасным. Я даже не замечала того, что и тетя, и мать лучшей подруги, как барахольщики, заваливали вещами свои дома и жизни настолько, что результат был разрушителен.
Потом я повзрослела и стала жить с мужем: наши вещи смешались – как отражение и столкновение двух жизней, полных приключений. Однако меня как новобрачную такая жизнь не удовлетворяла. Мы вместе сходили на прием к семейному психотерапевту, где нам указали на все трудности, с которыми может столкнуться пара, проходящая через кризис среднего возраста. Я вверила консультанту свои надежды, мечты и страхи о будущем: я хотела детей, была расстроена своей карьерой и физическим здоровьем, а наш дом разочаровывал нас обоих.
Именно тогда, в мягком свете ламп в кабинете психотерапевта, она сказала нам нечто, что стало откровением и одновременно поразило меня своей очевидностью: каждый человек не чувствует удовлетворения от своего жизненного опыта. Любая жизнь отклоняется от изначального «плана». Как бы близко я ни подобралась к своим целям, я не почувствую удовлетворения, пока не пойму, чего мне на самом деле не хватает. И если однажды я найду это, тогда теоретически мне не будут нужны никакие другие желания. Другими словами, иногда вы получаете то, что хотите, когда перестаете отчаянно в этом нуждаться.
Хотела бы я сказать, что встала с кресла психотерапевта, утерла слезы и незамедлительно, в то же самое мгновение, выбросила из своей жизни весь хлам. Увы, мне потребовались годы, чтобы окончательно понять: духовность – та суть, которой недостает в моей жизни. Тогда же я начала упорно работать над очищением пространства в собственной жизни, что показалось бы мне странной идеей в детские годы. Это было нелегко, и, видя, как друзья и родственники сражаются с хламом, я горячо сочувствую их усилиям. Я не утверждаю, что только религия наполнит жизнь, – это может показаться вам слишком простым или слишком сложным. И все же я считаю, что нужно отправиться на поиски того, что действительно имеет значение, чего на самом деле недостает в той жизни, которую вы пока загромождаете хламом.
Эта книга поможет вам немедленно определить, что загромождает вашу жизнь, начать работать с этим, открыть, что «хлам» означает для вас на более глубоком уровне. Сначала мы очистимся от физического и умственного мусора. Начнем с материальной формы хлама, если вы ощущаете, что им загромождено и переполнено ваше физическое пространство. Затем мы коснемся того, что захламляет ваш дух. В этой книге «духовность» имеет отношение к любому глубинному смыслу или цели в вашей жизни, куда могут входить и отношения с высшими силами. Связь со вселенной – нить, пронизывающая всю эту книгу. Мы найдем центр простоты в вашей жизни, куда вы сможете возвращаться, вместо того чтобы снова копить хлам. И наконец, я коснусь того, как помочь другим очиститься от хлама, ведь перед многими из вас стоит задача помочь любимому человеку, жизнь которого полна хлама, или тому, кто оставил вам множество ненужного после ухода из жизни.
Поскольку идеи в этой книге строятся одна на другой, я советую читать главы по порядку, даже если некоторые из описанных мною форм хлама не имеют к вам отношения. Если вы – человек, далекий от духовности, или ваша ментальная сфера не загромождена в данный момент, соответствующие методы очищения могут показаться вам попыткой спасти пылающий дом чашкой воды. Но идеи действительно подкрепляют друг друга, если тщательно применить их в должном порядке. Представьте себе три вида мусора – физический, ментальный и духовный – как стороны равностороннего треугольника. Нельзя выхватить из контекста книги только одну ее часть – все дело в равновесии между тремя элементами. Поэтому, возможно, стоит прочесть эту книгу с карандашом в руках или приготовить стикеры. Отмечайте советы, которые оказались для вас наиболее полезными, на которых вы хотите сосредоточиться и применить их на практике.
Вы готовы? На пути вас ждет много препятствий. Возможно, вам придется столкнуться и сразиться с внутренними демонами, прячущимися среди хлама. Если бы все, что описывается ниже, касалось лишь уборки в комнате, большинство из нас давным-давно справилось бы с этим. Нельзя сделать это, если процесс не изменит вашего ума, тела и духа.