Психосексуальные мотивы

Будников Михаил Юрьевич – клинический психолог, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры нормальной физиологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова


Сексуальность представляет собой сложный, многоаспектный феномен, требующий всестороннего изучения и совместных исследовательских усилий психологов, врачей, социологов, историков, философов. Интенсивный интерес к исследованию психологических аспектов сексуальности возник еще на рубеже 19—20 веков. З. Фрейд рассматривал либидо в качестве ведущей мотивирующей силы человеческого поведения, его сублимацию в творческой деятельности как источник формирования культуры, а невозможность разрядки сексуального напряжения как причину невротических расстройств. Тем не менее, научно обоснованная теория сексуальности начинает формироваться только в 21 веке. В данном контексте один из центральных вопросов, требующих глубокого исследования – это мотивация сексуального поведения.

Поведение в животном мире преимущественно регулируется врожденными программами – инстинктами, направленным непосредственно на реализацию биологических потребностей. Человек, также наделенный базовыми потребностями, не имеет жестких, заранее заданных стереотипов их реализации и формирует модели поведения в процессе научения в социальной среде. В результате формы человеческого поведения приобретают чрезвычайную сложность и вариативность.

Потребности заставляют человека активно искать способы их удовлетворения, побуждают человека к деятельности (В. И. Ковалев, 1988). Как отмечал А. Н. Леонтьев, каждая потребность опредмечивается и конкретизируется на одном или нескольких объектах, которые способны удовлетворить эту потребность, становясь мотивом. Таким образом, мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта. С этой точки зрения, формирование мотива требует встречи потребности со стимулом.

Необходимо отметить, что эта встреча необязательно происходит в непосредственном опыте человека. Согласно теории социального научения (Бандура А., 2000), ребенок может просто наблюдать за поведением других людей и воспроизводить те поведенческие модели, которые подкрепляются наблюдаемыми позитивными последствиями, например, в виде одобрения и восхищения в референтной группе. Часто моделью для подражания подростка становится поведение идолов массовой культуры, рок-звезд, героев боевиков, участников реалити-шоу. Так, подросток может копировать различные элементы поведения героя популярного сериала, злоупотребляющего алкоголем и вступающего в беспорядочные половые связи. В этом случае промискуитет может приобретать самостоятельное мотивационное значение как способ достижения успеха, признания и уважения (признак «крутости»).

Как указывает И. С. Кон, за внешне сходной деятельностью могут стоять совершенно различные мотивы. Это означает, что и сама деятельность будет совершенно разной по своей психологической структуре.

Загрузка...