Введение

Этот очерк посвящен истории создания электростанций российских Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы1. Рассмотрены все стадии их проектирования и строительства, включая самые первые нереализованные проекты. В качестве основных источников информации использованы документы архивов РГИА, ЦГИА СПб, РГА ВМФ, Театральной библиотеки, а также публикации в открытой печати с конца 19 века по настоящее время.

Электрическое освещение в Санкт-Петербурге в театрах Большом (Каменном), Мариинском, Александринском, Михайловском, Эрмитажном театре, Императорском Малом театре (впоследствии Большом драматическом театре им. М. Горького, в настоящее время им. Г. А. Товстоногова), в Домах дирекции Императорских театров на Театральной улице (ул. Зодчего Росси, 2), в Тюремном переулке (пер. Матвеева, 3), на Большой Подьяческой улице, 20, на Вознесенском проспекте, 39, на Алексеевской улице (ул. Писарева, 20); в Москве – в Большом, Малом и Новом театрах появилось в 80-е и 90-е годы 19 века. Театральные блок-станции работали и в первые десятилетия 20 века до тех пор, пока театры не перешли полностью на электроснабжение от центральных городских электростанций.

Первый проект электрического освещения театров был разработан в Петербурге в 1882–1883 годах с участием английского подданного инженера А. И. Руссо, являющегося представителем английского отделения фирмы Т. Эдисона в России. Несмотря на большую проделанную подготовительную работу, в связи с нарушением сроков при выполнении этапов работ в 1883 г. контракт был признан недействительным.

После этого свои услуги по устройству электрического освещения в Императорских театрах Петербурга предлагали разные фирмы: “Сименс и Гальске”, “Шуккерт и К°”, отдельные предприниматели. К этому времени электротехник Министерства Императорского двора (МИДв) лейтенант А. И. Смирнов и техник службы Контроля МИДв В. Л. Пашков уже имели определенный опыт по строительству электростанций Гатчинского и Зимнего дворцов. В итоге с целью создания конкурентной среды и приобретения разнообразного опыта МИДв приняло решение устраивать системы электрического освещения в разных театрах как подрядным, так и хозяйственным способом. В первом случае электростанции и системы освещения создавались подрядчиками по контракту с дальнейшей их эксплуатацией на предусмотренный отдельным контрактом срок в 4–5 и более лет. Во втором случае строительство выполнялось специалистами технических служб МИДв, которые в дальнейшем обеспечивали эксплуатацию станций и систем электрического освещения зданий.

Строительство электростанций театров выполнялось в несколько этапов. С течением времени производилась их реконструкция, появлялись новые здания, увеличивалось количество единиц оборудования с повышением мощности станций и их эффективности, использовались более совершенные паровые котлы, паровые машины, динамо-машины. В некоторых театрах в определенные периоды времени применялась совместная выработка электрической и тепловой энергии. Выхлопной пар паровых машин использовался в снеготаялках для растапливания снега, работы систем отопления и вентиляции. Процесс строительства и работы электростанций театров Петербурга был весьма любопытным. К настоящему времени многие его детали оказались совсем забытыми.

В Москве система электрического освещения Большого и Малого Императорских театров создавалась на базе одной общей электростанции в начале 90-х годов 19 века немецким предпринимателем и инженером-электротехником Б. А. Цейтшелем, по совместительству представителем немецкой электротехнической фирмы “Шуккерт и К°”.

Автор настоящего очерка хотел бы обратить внимание читателей на высокий для того времени технический уровень электростанций Императорских театров и узкий круг лиц, который определял основные технические решения при их создании и эксплуатации.

История использования электрического освещения в Театральном здании Зимнего дворца (Эрмитажном театре) неразрывно связана с историей электростанций Зимнего дворца и достаточно подробно описана автором в [1].

Загрузка...