Интерес к восточной медицине в данное время немного угас, как обычно, в следствии веяний моды. Как угас он к боевым искусствам Востока и различным мистическим учениям новым и старым. Но и боевыми искусствами продолжают заниматься фанаты у-шу, каратэ и прочих, йога и тибетские мистические практики так же продолжают волновать умы определённой части общества. Происходило тоже самое и со мной, но где-то в глубине всё же оставалось стремление постичь древнюю мудрость.
Эта небольшая книга предназначена только лишь для более близкого ознакомления с восточными учениями в плане здоровья тела человека, которое, несомненно, на Востоке неразрывно связано с «душой». За свою жизнь я не оставлял совсем занятия этим, а в зрелом возрасте вернулся к более подробному изучению именно медицинского аспекта восточных учений, будучи монахом буддистского монастыря. Поэтому я хочу раскрыть некоторые тайны, которые тайнами не являются, но не известны широкому кругу фанатов Дальнего Востока – Тибета, Китая, Японии и… Таиланда. Книга будет построена, как популярный пересказ с пояснениями прочитанных и проштудированных мною трактатов. Не удержусь я и от некоторых вставок своего опыта применения этих принципов при «врачевании», если его можно так назвать. Должен признаться, это немного и от традиционных сибирских травников и заклинателей. Немного мистики, если это кому-то покажется мистикой…
И пусть для специалистов традиционной медицины европейской это не будет поводом для критических замечаний и опровержений. Примите ЭТО, как часть культуры, а может, и часть мировой науки о человеческом теле. Все используемые книги и труды даны в приложении «Список литературы».
Многие могут посетовать, что, мол, изучение восточной медицины не требует нахождения в буддистском монастыре. На это вам возразит любой тибетский лекарь, что только понимание буддизма даёт возможность полностью понять и саму концепцию восточной медицинской практики. Для меня так же было откровением приступить заново к изучению тибетских трактатов после прочтения и понимания буддистских текстов Типитака. На них накладывались мои прежние знания и представления и по принципам движения энергий в теле человека, и о причинах заболеваний, и о методах их лечения. Именно поэтому я начну с главы, кратко описывающей принципы буддизма в плане устройства человеческой психики, так как она в восточных науках является основой мира, мироощущения, устройства всего сущего перед нашими глазами… Третья часть, третья корзина Типитака – Обдхидхамма, в которой уже нет религиозных постулатов, но есть объяснение причин всего в мире.
Типитака, 3 раздел – абдхидхамма сангката
По своей сути, буддизм является своеобразной наукой, с большой долей психологии. Наукой о мирском страдании и способе его преодоления. Освобождения от страдания. Но перефразируя материализм Маркса и опираясь на индуистские концепции устройства мира (когда воздействие материальных факторов и внутреннего стремления к ним формирует и духовный мир, является причинами неудовлетворённости миром). В этом смысле, буддизм становится более глубокой философией, чем просто психология. Может некоторые читатели моих рассуждений отнесутся скептически к некоторым «магическим» с их точки зрения постулатам, но как можно увидеть, всё это имеет очень конкретное практическое воплощение, что подтверждается эффективностью восточной медицины.
Джуд-ши.
Трактат тибетской медицины, который раскрывает основные её принципы, является как бы общим разделом медицинской науки Востока, основывается именно на буддистских принципах. После изучения буддистских текстов положения медицинских основ уже не кажутся удивительными, а тем более спорными. Сама система тибетской медицины в Джуд-ши – это прежде всего учение о правилах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний, а уж потом лечения болезней. Современные медики назвали бы это диетологией, гигиеной и санитарией. На самом деле, он гораздо глубже. И рассматривает не только вопросы правильного питания, но и объясняет взаимодействия человеческого тела с окружающей средой, как причины заболеваний.
На обложке книги помещено изображение легендарного индийского целителя, которого в Таиланде, Китае и Индии считают основоположником индо-тибетской медицины. Поэтому я хотел бы сделать маленький экскурс в историю этого человека. Тем более, что сама личность даже в тайских монастырях часто воспринимается неоднозначно. В то же время, народная любовь и уважение к нему настолько велика, что при многих монастырях строится часовня-мондоп с его изображением, и миряне приносят подношения, цветы, воскуривают благовония с просьбами защиты здоровья, прежде всего детей. Канонические тексты относят Живака вбаши к одному из арахатов, девятому из шестнадцати. Более поздние легенды утверждают, что родился он уже с иглами в руке и пучком целебных трав. Конечно, это не более, чем естественное желание возвысить реального человека, приписывая ему если не божественную сущность, то хотя бы божественный выбор его.
Исторические исследования жизни Живака Кумар бхаши (бхасья), จิวากา โกมารภัจฉา – Дживака Комарабхачча (пали), подтверждают реальность существования такого человека. Жил он в V веке до н. э. И был современником Сидтхарха Гаутама. Родился в городе Раджгир у жены местного торговца, очень красивой женщины, от внебрачной связи с царём Бимбисарой. Мать постаралась избавится от младенца подкинув его рядом с царским дворцом в сундуке. Когда слуги нашли его, царь спросил – «жив ли младенец», отсюда одна из версий имени легендарного целителя – Дживака – «тот кто жив». Таким образом он остался на воспитании у принца. Там он и заинтересовался медициной, видя, приходивших во дворец лекарей. Постепенно, обучаясь у них некоторым знаниям, Дживака утвердился в несовершенстве этих знахарей и решил продолжить, в шестнадцать лет, учёбу медицине в Такшашиле, городе находящимся в Пенджабе, в то время захваченном персами. Наверное, персидские медицинские знания повлияли на его взгляды, ведь знаменитый Авиценна был персидским учёным. Несколько лет он изучал трактаты Атреи (персидский медицинский светило). Через несколько лет Дживака от самого Атреи получил аттестацию и был отослан домой. Молодой врач-учёный продолжал своё образование поисками по всей Индии. В некоторых тестах говорится, что долгое время изучал трактаты в городе Бхадранкара Центральной Индии. Эти же тексты рассказывают о приобретении Дживакой чудесных способностей по диагностике и лечению. Приплетается сюда и магия священных деревьев, камней и минералов, но сам факт уникальных знаний оказываются неоспоримыми древними и нынешними историками.
Медицинская практика врача в основном составляла лечение влиятельных и богатых людей, но лечил он и бедняков, чем снискал себе славу. В жизнеописании говорится о множестве великолепно выполненных операциях даже на головном мозге. Полостные операции на кишечнике, родовспоможение и кесаревы сечения сделали его в народном мнении покровителем детского и материнского здоровья. Дживака стал достаточно богат и почитаем в это время. В это же время, а история умалчивает о подробностях, он встретил Будду и стал последователем его. Уже после этого свою медицинскую практику врач совмещал с распространением буддизма, его благих знаний. По многим летописям и устным легендам, Дживака Кумар лечил и самого Будду, был врачом сангхи, оставаясь долгое время простым последователем Учения – упасака. Упасака носит белую мантию, приняв «три прибежища» и следующий «пяти священным обетам». Гораздо позднее, убедившись в правильности Учения и величии знаний самого Будды, которые оказались гораздо выше его собственных, целитель полностью принял буддизм. Даже в последствии Будда назвал его «лучшим своим учеником», который врачует не только тело, но и душу.
В ранних буддийских текстах, Дживака Кумар бхаши описывался в той же терминологии, что и будды и бодхисаттвы. В китайской терминологиие его стали называть «Королем медицины» – так называли некоторых легендарных китайских врачей. Китайским буддистским учёным и паломником Сюань Цзаном описывается монастырь, где жил легендарный медик с небольшой буддистской общиной в горах между Индией и Непалом, в Раджгире. В период между 1803 г. и 1857 г. были проведены раскопки, и развалины монастыря были идентифицированы, как Дживака-Вихарна.
То, что Дживака Кумар бхаши является одним из главных основателей индо-тибетской медицины, у меня не остаётся сомнений. Соединение двух больших медицинских школ – аюрведы и персидской, развитие хирургии, которая позволяла ещё и изучать анатомию, говорит само за себя. В Тибет эти знания пришли, что тоже очевидно, из последнего пристанища великого лекаря-буддиста, соединились с традиционной тибетской фитотерапией, а буддизм давал возможность лечить не только тело, но и «дух». И здесь я в это понятие вкладываю не отвлечённые метафизические смысла, а вполне материалистическую концепцию.