Примечания

1

Соболев Н. Н. Стили в мебели. – М., 1995, С. 61.

2

Фаенсон Л. Итальянские свадебные сундуки// Декоративное искусство. – 1967. – №1. – С. 21 – 22; она же. Три итальянских сундука XV в. из собрания Эрмитажа. Сообщения ГЭ, XXIX, 1968, С. 19—23; она же. Итальянские свадебные сундуки. ГЭ. – Л., 1969.

3

См.: Ritz J. M. Alte bemalte Bauernmöbel. Neubearb. von Gislind Ritz, 4 Aufl. – München, 1962; Nemec H. Alpenländische Bauernkunst. – Wien: Verlagsgruppe Bertelsman GmbH, 1966, Abb. 82, 90, 91, 96 и мн. др. издания.

4

См., например: Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII – XVIII вв.// Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. ГИМ. – М., 1967; Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII – XVIII вв.//ПКНО. 1989. – М., 1990, С. 350—365; Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве// Нижегородский сборник. Т.X. – Нижний Новгород, 1890; Семенкова Л. Л. Сундуки в собрании ВСМЗ// Материалы исследований. Научно-практическая конференция. 22 – 23 декабря 2008 г. Вып. 15. – Владимир, 2009.

5

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. Екатеринбург, 1889. С. 1—40.

6

Мелкие промышленные заведения Пермской губернии / Кустар. отд-ние Перм. губ. зем. управы. Пермь: 1908. XV, 236 с. С. 28—29, 63, 84, 106, 148, 175—176, 195 и другие издания.

7

Памятная книжка и адрес – календарь Пермской губернии на 1892 год. – Пермь, 1891, С. 72—83.

8

Уральский торгово-промышленный адрес-календарь…: Пермская, Уфимская, Оренбургская и Вятская губернии, на 1915 г. С. 378, 389, 436, 442 и т. д.

9

Меркушева Э. Р. Тагильские сундуки (из истории Нижнетагильского сундучного промысла) // Вторые худояровские чтения: доклады и сообщения, 25—27 окт. 2005 года – Нижний Тагил, 2005. – С. 164—169.

10

Шубина Т. И. Коллекция сундуков в фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея//Пятые невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 4 декабря 2010 года. – Невьянск, 2010, С. 321 – 332.

11

Шубина Т. И. К истории Невьянской мебельной фабрики: артели «Транспортник» и «Сундучник»// Восьмые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. – Невьянск, 2014, С. 276 – 285.

12

Горбунова О. Б. Сундучная фурнитура и инструменты для ее изготовления в фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея// Девятые Невьянские исторические чтения. Материалы научно-практической конференции. Невьянск, 1 ноября 2014 года. – Невьянск, 2015, С. 47 – 61.

13

Кодрицки А. Л., Мешкова В. М. Судьба семьи сквозь призму веков (невьянские сундучники Селянкины и их потомки) // Веси. – 2015. – №9. – С. 64 – 72.

14

Пудов Г. А. Из истории мастерской А. С. Алексеева (Невьянск, II половина – начало XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2020. – №3. Часть 2, С.115 – 123; он же. О сундучной «фабрике» Петра Яковлевича Кокушкина (Нижний Тагил, II половина XIX – начало XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2021. – №1. Часть 1, С. 313 – 322.

15

Пудов Г. А. Об уральских ларцах-теремках XVIII—XIX веков (истоки художественного стиля и вопросы атрибуции) // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. – 2019. – Вып. 53. – С. 83—92; он же. Об уральских ларцах-теремках XVIII—XIX веков (истоки художественного стиля и вопросы атрибуции) // Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. АИС. – 2019. – Вып. 54. – С. 77—83; он же. О так называемых «зеркальных» сундуках (из истории уральского сундучного производства II половины XIX – начала XX века) // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2020. – №3. Часть 2, С.124—132; Пудов Г. А., Гареева Н. Б. О ларце из коллекции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника// Новгородский музей-заповедник. Материалы ежегодной научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения А.П Грекова. Великий Новгород, 19—20 марта 2019 г. Великий Новгород, 2020, С. 95—101.

16

Х-в П. Промыслы Кунгурского уезда // Екатеринбургская неделя. – 1890. – №5. – С. 95.

17

См., например: Рыбин В. Невьянские сундуки// Звезда. – Невьянск. – 1959. – №111 (1610). – С. 3; Путилова Н. А. Старинный промысел// Звезда. – Невьянск. —1970. – №76 (3159). – С.3; она же. Невьянцы откликнулись// Звезда. – Невьянск. —1970. – №131 (3214). – С.4; Шубина Т. Не только героев улицы славят// Звезда. – 1991. – №154.

18

Максяшин А. С. Ярославский сундук // Тагильский рабочий. – 1987. – №248 (17479). – С. 4; см. также: он же. Свадебный сундук // Уральский рабочий. – 1988. – 9 февраля.

19

Дмитриев А. Невьянские сундуки// Урал. – 1989. – №4. – С. 163 – 164; он же. Сундуки из Невьянска// Уральский следопыт. – 1992. – №11. – С. 50 – 51.

20

Он же. Сундуки из Невьянска. С. 50.

21

Малаева З. Г. Бабушкин сундук// Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2003. – №3 – 4. – С. 18 – 20.

22

Там же. С. 18.

23

Корепанов Н. С. Иконы и прочее в домах екатеринбуржцев в XVIII в.// Вестник музея «Невьянская икона». Вып. III. – Екатеринбург, 2013, С. 291—318. Статья С. Скробова, опубликованная в газете «Уральский рабочий» в 2013 году, имеет по отношению к названной работе вторичный характер (см.: Скробов С. Бабушкины сундуки. Что прятали екатеринбуржцы в «образцах переносной мебели»// Уральский рабочий. 2013. – 25 декабря (http://газета-уральский-рабочий.рф/specialissues/?special=1191. Дата обращения: 6 марта 2014 года)).

24

Боков В. Е. Древообрабатывающая промышленность в Пермской губернии. – Пермь, 1899.

25

Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987, С. 49 – 53.

26

То же самое можно отметить относительно других книг В. А. Барадулина. См., например: он же. Народные росписи Урала и Приуралья. Крестьянский расписной дом. – Л.: Художник РСФСР, 1988.

27

Немирович – Данченко В. И. Кама и Урал (очерки и впечатления). Ч. 2. – СПб., 1890, С. 318 – 319.

28

В коллекции есть уникальные вещи, такие как огромный чугунный сундук или дорожный сундук – чемодан, обитый тканью и поставленный на маленькие колеса. Но по своим типологическим характеристикам они выпадают из ряда рассматриваемых ниже изделий.

29

Инв. № ТМ – 1316.

30

Например, сундуки с инв. №№ НВ 25184, НВ 4053, НВ 22488/17, НВ 22600/1, ТМ 16207, и мн. др.

31

Инв. № Н/М 913.

32

См. подробнее: Пудов Г. А. О роли фабрик металлических изделий в истории сундучного промысла Невьянска// Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2011. – №5. – С. 84 – 88.

33

Инв. №№ НВ 41071/1, НВ 41071/2, НВ 6755.

34

Инв. № ВХ 653/20.

35

Инв. № М – 701.

36

Инв. № ОНПм – 48.

37

Инв. №34027.

38

Инв. № ГОМ 8794.

39

Инв.№№ РЭМ 9—27, РЭМ 6895—19 аб, РЭМ 6895—20, РЭМ 6895—223, 6895—554, РЭМ 165—9, РЭМ 165—59, РЭМ 3642—12.

40

Не имеет инвентарного номера.

41

Инв. № П 3787.

42

Инв. №№ П 2383, 3004.

43

Не имеет инвентарного номера.

44

Словарь русского языка XI – XVII вв. АН СССР. Институт русского языка. Вып. 8. – М., 1981, С. 172.

45

Гончарова Н. Н. Народное искусство Русского Севера XVII – XIX веков: резьба и роспись по дереву// Ануфриев В. В., Базарова Э. Л., Бицадзе Н. В., Гончарова Н. Н., Селезнева Е. Н., Черносвитов П. Ю. Культура русских поморов. Историко-культурологический анализ: [Монография]. – М.: Форум, 2012, С. 269 – 270.

46

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV – XVI вв. Подг. к печати Л. В. Черепнин. – М., Л.: изд-во АН СССР, 1950, С.177.

47

Чекалов А. Русская народная мебель//Декоративное искусство. – 1966. – №5. – С. 35—36.

48

Домострой: По рукописям Имп. Публ. библиотеки/ Под ред. В. Яковлева. – СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1867, С. 50.

49

Адам Олеарий упоминает, например, в 1636 году о развитом производстве сундуков в Козьмодемьянске.

50

Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что осталось по смерти большого боярина Никиты Ивановича Романова и дачи по нем на помин души// ЧОИДР. – 1887. – Кн. III. – С. 3, 4, 120.

51

Опись имущества боярина Артамона Сергеевича Матвеева// ЧОИДР. – 1900. – Кн. II. – С. 17, 18.

52

См.: Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Т. IV. – СПб., 1893.

53

Там же. Столбцы 8, 23, 40, 41, 99, 108. См. также: Пудов Г. А. Из истории русского сундучного производства XVI – XVII веков (по материалам описей имущества знатных лиц и монастырских описей) // Традиции и современность (в печати).

54

По указанию Н. Н. Соболева, резьба как вид украшения сундучных изделий в России не привилась: «это было не в наших обычаях» (см.: Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. – М.: Сварог, 2000, С. 323).

55

Попова З. П. Истоки и традиции русской мебели XVIII – XIX веков// Народное искусство России: традиция и стиль: [Сб. ст.] / Отв. ред. С. Г. Жижина. – М.: ГИМ, 1995. (Труды ГИМ; Вып. 86), С. 8.

56

Принцип оковки железными листами и полосами деревянных сундуков и шкатулок известен очень давно. Уже в русских погребениях X века встречаются шкатулки, обитые железом. Такие вещи оковывались пластинами с ажурным просечным рисунком (см. Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси. – М.: Культура Академический проект, 2015, С 190).

57

Например, сундук из РЭМ (№165—2).

58

См. подробнее: Пудов Г. А. Об одном виде русских сундучных изделий (баулы XVIII – XIX веков). История и художественный стиль// Известия Байкальского государственного университета. – 2020. – Т. 30. – №4. – С. 560—565.

59

Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях// Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа. – М., 1996, С. 42.

60

В берестяной грамоте №429 упоминается большой сундук I половины XII века, в котором хранили одежду и женские украшения, в грамотах №438 и 533 говорится о коробьях XII – XIV веков (Арциховский А. В., Янин В. Л. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962 – 1976 гг.). – М.: Наука, 1978, С. 35 – 36, 41 – 42, 135). На экспозиции НГОМЗ находятся берестяная грамота №846 (датируется II четвертью – половиной XII века), в которой упоминается ларец с книгами, и №403 (XIV век), в которой речь идет о коробье. Кроме того, А. А. Кудрявцев упоминает о многочисленных металлических замках двух видов от ларцов и сундуков, а также о ключах к ним, датирующихся XII – XIV веками (см.: Кудрявцев А. А. Замки и ключи в материальной культуре средневекового Новгорода. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 2014, С. 18).

61

См.: подробнее: Пудов Г. А. О сундучных изделиях Великого Новгорода // Вестник славянских культур. – 2020. – Т. 57. – С. 246— 257.

62

Бахрушин С. В. О территориальном разделении труда в XVI – начале XVII в.// Научные труды [редкол.: А. А. Зимин и др.; вступ. ст. В. И. Шункова]; Акад. наук СССР, Ин-т истории. – М.: изд-во АН СССР, 1952. Т. I. С. 61.

63

Бломквист И. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов (поселения, жилища и хозяйственные строения) // Восточнославянский этнографический сборник: очерки нар. материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX – нач. XX в. / [отв. ред. С. А. Токарев]. – М., 1956. – 805 с. – (АН СССР. Тр. ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Нов. сер.; Т. 31). С. 423.

64

См.: Лавочные книги Новгорода Великого 1583 г. – М., 1930, С. 7, 13, 47, 144 – 146.

65

См.: Майков В. В. Книга писцовая по Новгороду Великому конца XVI в. – СПб., 1911, С. 141, 35.

66

Опричник Генрих Штаден упоминал в своих записках об огромном количестве бытовавших в Новгороде сундуков и ларей, свозимых во время расправы царскими слугами «в один монастырь» (см.: Штаден Г. Записки немца-опричника / сост. и коммент. С. Ю. Шокарева. – М.: Росспэн, 2002, С. 106).

67

Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича: [исследование и прил. текст] / сост. Г. Б. Курц. Киев. 1915. (Сб. Студ. ист.-этногр. кружка при Ун-те св. Владимира / под рук. М. В. Довнар-Запольского; вып. 6). C. 114.

68

Мильчик М. И. Градостроительная биография Холмогор XVII—XVIII вв.// Холмогоры – центр художественной культуры русского Севера. Сб. статей. – Архангельск, 1987, С. 6.

69

Подобные типы сундучных изделий бытовали не только в России, но и во многих странах Западной Европы. Например, подголовки были распространены в Германии, Англии, Норвегии (см.: https://digitaltmuseum.no/search?rows=72&query=skrin. Дата последнего обращения 12. 11. 2013). См. также: Fiske J. When oak was new. English furniture and daily life 1530—1700. – Ipswich, Massachusetts, 2013, p. 47—48.

70

Гончарова Н. Н. Русские сундучные изделия XVII – XVIII вв. в коллекции Государственного Исторического музея// Вестник РГГУ. Серия Культурология. Искусствоведение. Музеология. – 2012. – №11. – С. 261.

71

В 1622 – 1624 годах в Холмогорах числилась 1 кузница на территории «кремля», 32 – на Глинском посаде, 13 – в Никольском конце в Верхней половине, 12 – в Нижней половине и 3 – за речкой Падракурьей (см.: Лохова Ю. В. Ремесло кузнеца. – Наследие Холмогорской земли XVI – начала XX века в музеях Архангельской области: каталог/автор-составитель Т.М.Кольцова. – М., 2011, С. 99 – 100).

72

Цит. по: Кольцова Т. М. Искусство Холмогор XVI—XVIII веков / М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-т искусствознания, Гос. музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». – М.: Северный паломник, 2009, С. 258. Хотя в Переписной книге холмогорского посада (1710) указано, что житель Нижней его половины Яков Сапухин «сшел к Москве лет двенатцать» (см.: Мильчик М. И. Город Холмогор был многолюден и знаменит: Очерк градостроительной и архитектурной истории. – СПб., 2013, С. 236).

73

Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Русские сундучные изделия с кованой железной отделкой XVII – XVIII вв.//ПКНО. Ежегодник. 1989. – М., 1990, С. 353 – 354.

74

Великолепные образцы, украшенные шкурой нерпы, находятся в коллекции ВГИАМЗ (№№ ВОКМ 27187/2, ВОКМ 9667, ВОКМ 9701 и др.).

75

В Сийском иконописном подлиннике указано: «Ярь медянка с маслом [зеленый цвет – Т.К.] вельми потребно писать скатули подголовашки, и по каменю и по железу сурик с маслом льняным [красный цвет – Т.К.] удобен красить и подкрашивать скрынку и шкатулу» (БАН, Рукописный отдел, С-205, лл. 17 – 18; цит. по: Кольцова Т. М. Указ. соч., С. 258 – 259).

76

Гончарова Н. Н. Холмогорские расписные сундуки в собрании Государственного Исторического музея// Мильчик М. И. Город Холмогор был многолюден и знаменит. С. 121—128.

77

Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Т. IV. Ст. 167.

78

Инв. №7716.

79

Вещи подобного типа встречаются во многих странах мира, например, в Норвегии, о чем свидетельствуют собрания местных музеев (в Норвежском музее истории культуры в Осло, инв. № NF. 1923—1729, NF.1922—0138, NF.1924—0306 и мн. др.).

80

«Переписная книга холмогорского посада» (1710), а также «Именная ведомость о торгах, рукоделиях и промыслах жителей холмогорских посадов» (1785), опубликованные М. И. Мильчиком, убедительно свидетельствуют, что производство сундуков в Холмогорах в этот период находилось в глубоком упадке. Многие кузнецы были переведены в Санкт-Петербург (см.: Мильчик М. И. Город Холмогор был многолюден и знаменит. С. 210—239, 280—337).

81

Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Рынок Великого Устюга в период складывания всероссийского рынка (XVII век) / АН СССР. Ин-т истории. – М.: изд-во АН СССР, 1960, С. 52—53, 62—63, 402, 403, 404, 491 и др. В округе Устюга металлообрабатывающие промыслы также получили значительное развитие (там же, С. 62—63).

82

Богуславская И. Я. Северные сокровища (о народном искусстве Севера и его мастерах). – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1980, С. 33.

83

Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Указ. соч., С. 52 – 53, 404.

84

Жегалова С. К. Обрабатывающие промыслы и ремесло// Очерки русской культуры XVII века. Ч I. Материальная культура. Государственный строй/ Под. ред. А. В. Арциховского. – М.: МГУ, 1979, С. 87.

85

В августе 1677 года Василий Афанасьев Шергин послал «москвитину» Гавриле Романову «устюжского дела» погребец, окованный железными прутьями, а гость Василий Грудцын отправил в Москву гостю Ивану Панкратьеву такой же ларчик (Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Указ. соч., С. 406).

86

Базилевич К. В. Торговля Великого Устюга в середине XVII века//Ученые записки Института истории. РАНИОН. Т. IV. – М., 1929, С. 94.

87

Мерзон А. Ц., Тихонов Ю. А. Указ. соч., С. 233.

88

«Устюг принадлежал к тем городам, из которых в XVII в. чаще всего вызывались в Москву живописцы» (там же, С. 90).

89

См. подробный анализ сюжетов росписи: Гончарова Н. Н. Народное искусство Русского Севера XVII – XIX веков: резьба и роспись по дереву. С. 270—287.

90

Просвиркина С. К., Жегалова С. К. Расписные сундуки XVII—XVIII вв. // Сокровища русского народного искусства: резьба и роспись по дереву / С. К. Жегалова, С. Г. Жижина, З. П. Попова [и др.; [ГИМ]. – М., 1967, С. 13.

91

Попова З. Расписные сундуки// Декоративное искусство. – 1968. – №6. – С. 16.

92

Уханова И. Н. Декорировка северных русских ларцов XVII—XVIII вв. // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология: ежегодник. 1976 / АН СССР. Науч. совет по истории мировой культуры. – М., 1977, С. 229.

93

Жегалова С. К. Новые материалы по истории северодвинской росписи // Русское народное искусство Севера. Сборник статей. – Л., 1968, С. 34 – 46.

94

Там же, С. 41.

95

Русское народное резное и расписное дерево в собрании Смоленского государственного объединенного исторического и архитектурного музея-заповедника. Автор-составитель Л. С. Журавлева, автор введения – В. М. Василенко. Альбом. – М., 1985, С. 17.

96

Гончарова Н. Н. Влияние православной культуры на содержание сюжетной росписи сундуков XVII—XVIII вв. // Народное искусство: русс. традиц. культура и православие, XVIII—XXI вв.: традиции и современность / Рос. акад. художеств, Ин-т теории и истории изобраз. искусств; под ред. М. А. Некрасовой – М., 2013, C. 485—501. Некоторые сюжеты росписи, в частности, парные изображения молодца и девицы, исследователи связывают не только с Устюгом, но и другими регионами страны (см.: Щапов Я. Н. Свадебная сцена на крышке сундука XVII в. // Древняя Русь и славяне: [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. и авт. предисл. Т. В. Николаева]. – М., 1978, С. 433—438).

97

Уханова И. Н. Слюда в русском народном искусстве // Музей народного искусства. Музей народного искусства и художественные промыслы: [сб. ст. НИИХП – М., 1972]. – Сб. тр. НИИХП; вып. 5). С. 156, 160, 162, 163, 164.

98

Капустина А. В., Сыроватская Л. Н., Чебыкина Г. Н. Великий Устюг. – Великий Устюг: ВГИАХМЗ, 2007. С. 10.

99

См. подробнее: Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Указ. соч., С. 362.

100

Например, шкатулка из коллекции ВУГИАХМЗ (инв.№ ВУМЗ 9393). Подобное декоративное оформление известно среди холмогорских костяных изделий.

101

Гилодо А. А., Лобанева Т. А. Указ. соч., С. 362. Иногда среди устюжских изделий встречается синий цвет слюды (например, ларец из собрания ВУГИАХМЗ, инв. № ВУМЗ 9437).

102

Лукин М. П., Давыдова Н. М. Народное искусство устюжан / лит. обраб. П. В. Шартина. – Вологда: Сев.-Зап. кн. изд-во. Вологод. отд-ние, 1971, С. 31. Мастер Николай Николаевич Торлов значится среди участников Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году (см.: Общий указатель Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. – М., 1896, С. 222). На экспозиции Великоустюгского музея-заповедника есть фото Н. Н. Торлова и его цеховое свидетельство.

103

В собрании ТМО есть шкатулка, которая изнутри обклеена деньгами (инв. № НВ 8786).

104

См. подробнее: Арсеньев Ф. А. Вологодская губерния: очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным Вологодским губернским земством / сост. по поручению Губ. земства, чл.-секретарем Волог. стат. ком. Ф. А. Арсеньевым / Моск. пром.-худож. выст. в 1892 г. – Вологда: тип. Волог. губ. правл., 1882, С. 31—32. Автор четко разделил производство изделий на столярную и слесарную составляющие, и считал, что «дело» шкатулок выделилось из сундучного промысла.

105

Однако сегодня некоторые исследователи, в частности, С. Д. Оленев, считают, что такие сундуки не привозились из близлежащих деревень, а делались непосредственно в Великом Устюге (из личной беседы).

106

См. подробнее: Иванова Ю. Б. Кистевые росписи сундуков Великого Устюга // Научные чтения памяти В. М. Василенко / ВМДПиНИ. – М., 1997. – Вып.1. – С. 116—122. Описываемые сундуки хранятся во многих музеях и частных коллекциях, особенно часто их можно встретить в музеях Архангельской и Вологодской областей (МИИ РК, ВУГИАХМЗ, ТМО, ВГИАХМ и др.).

107

См.: Оленев С. Д. Расписные сундуки в собрании Вологодского историко-архитектурного и художественного музея (рукопись).

108

Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника см.: Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. – М., 1983, ил. 39, 40.

109

Сундук с №36074. Отнесен С. Д. Оленевым ко второму типу.

110

№№ ВГМЗ 30064, ВГМЗ 30353/2, ВОКМ 5615, ВОКМ 18148, ВОКМ 20686, ВОКМ 23344, ВОКМ 14208, ВОКМ 36075, ВОКМ 33671, ВОКМ 34048 и др.

111

Во ВГИАХМЗ сундук с инв..№ ВОКМ 16778; в МДЗ «Семенково» – №№8116, 7684, 7381; в ТМО – инв..№№ Т 33897, Т 22437, Т 34814, Т 37368, НВ 6925, Т 22430, Т 16962 и др. Прекрасные сундуки с такой росписью есть также в музее села Сизьма (Шекснинский район). См.: Пудов Г. А., Оленев С. Д. О сундуках с росписью «под гребенку». Вологодская губерния, II половина XIX – начало XX века // Петербургские искусствоведческие тетради / АИС, Твор. союз историков искусства и худож. критиков России. – СПб., 2018. – Вып. 49. – С. 91—100.

112

См. подробнее: Добрынкин Н. Кустарная промышленность в Муромском уезде. Делание укладок и сундуков // Владимирские губернские ведомости. – 1882. – №4, часть неофиц. – С.2—4; Пудов Г. А. Сундучный промысел Муромского уезда Владимирской губернии (II половина XIX – I половина XX века). – СПб., Первый класс, 2017.

113

Филиппов Н. А. Кустарная промышленность России: Промыслы по обработке дерева/ Сост. проф. Н. А. Филиппов при участии В. А. Петровского, В. П. Родникова [и др.] Г.У.З. и З. Отд. сел. экономии и с.-х. статистики. – СПб.: типо-лит. «Якорь», 1913, С. 67.

114

Овсянников Н. Н. О торговле на нижегородской ярмарке // Нижегородский сборник. – Нижний Новгород: типографии Нижегородского губернского правления и Г. А. Пендрина, 1867. – Т. 1, ч. 2. – С. 150—153.

115

Положение сундучного промысла в Муромском уезде // Доклады Владимирской губернской земской управы Очередному губернскому земскому собранию…: по экономическим вопросам. … 1903 года. Владимир на Клязьме, 1903, С. 40—49.

116

В коллекции ВУГИАХМЗ есть муромский сундук, обитый листами «мороженой» жести наподобие великоустюгских изделий (инв.№ ВУМЗ 27042).

117

Например, на сундуке из собрания ВСМЗ (инв. № В-22783).

118

Инв. №6895—556. Многочисленные аналогии есть в собрании ВСМЗ.

119

Пудов Г. А. О сундучном заведении А. С. Ягунова (Владимирская губерния, Муромский уезд, II половина XIX – I четверть XX века) // Наше Ополье. Краеведческий сборник. – 2020. – №1 (29). – С. 38 – 44.

120

А. С. П. Артель кустарей-сундучников в Муромском уезде// Владимирская газета. – 1902. – №20. – С. 3. См. также: Б/а. Из писем в редакцию// Владимирская газета. – 1902. – №4. – С. 4.

121

Пудов Г. А. О сундучном заведении С. И. Тулупова (село Чулково Муромского уезда). Материалы к истории// «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» / Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова. – МГХПА, 2020. – №4. Часть 1, С. 319—328.

122

Б/а. Плюсы и минусы чулковской сундучной артели// Призыв. – 1925. – №139. – С. 3.

123

Инв. № М-4315.

124

См. подробнее: Пудов Г. А. Муромский сундук: Очерк истории [б.м.]: Издательские решения, 2021, С. 26 – 29.

125

В литературе иногда называется центром сундучного промысла весь Нижегородский уезд, особенно Новоликеевская и Шелокшанская волости (см., например: Кисляков А. М. Промыслы крестьянского населения Нижегородского уезда: (доп. объяснения к картограммам и диаграммам, представляемым на Всеросс. выставку Нижегородск. уезд. земством). – Нижний Новгород: Нижегородское уезд. земство, 1896, С. 18). Местные сундучные заведения порой достигали очень крупных размеров. Так, в «фирме» Сергея Ивановича Бербасова из д. Сосновки работало 40 наемных рабочих и производилось около 50000 сундуков в год (см. табл. 3 в этой главе). В 1920 – е годы в деревне Сосновка будет работать крупная сундучная артель.

126

Небольсин П. И. Рассказы проезжего о странствованиях по Заволжью, Уралу и по Волге. Статья 5// Отечественные записки. – 1853. – Т.87. – С. 158. Принцип размещения сундуков и ларцов, согласно которому небольшие изделия находились в крупных, был известен очень давно. Так, в новгородском «Сказании о Царьграде» (XIV в.) указано: «…пред олтарем на правой стороне есть ларец велик…; в том ларци иный ларец; в 3-мь ларьци лежат Страсти господни. Тот ларец золотом окован» (цит. по: Лихачев Д. С. Памятники искусства в литературе Новгорода. – Новгород. К 1000-летию города. Сборник статей. Под ред. М.Н.Тихомирова. – М., 1964, С. 53).

127

Об этой ярмарке, до ее переноса в Нижний Новгород, О. О. Реман писал: «ярмонки франкфуртская и лейпцигская едва заслуживают название ничего незначущих сборищ в сравнение с тою, которая бывает в сем скудном местечке» (Реман О. Макарьевская ярмонка. Выписка из неизданного Путешествия по Восточной России, Сибири и Китайской Мунгалии/ Перев. с франц. О. Сомова // Северный архив. – 1822. – Ч. 2, №8. – С. 143).

128

Овсянников Н. Н. Указ. соч., С. 152.

129

Аксаков И. Исследование о торговле на украинских ярмарках. – СПб., 1858, С. 63, 71, 75, 89, 120, 144, 156, 158, 379.

130

Б/а. «Главным занятием некогда…»// Вятские губернские ведомости. – 1889. – №68. – С. 4.

131

Там же. С. 4.

132

Федоров В. М. О производстве сундуков в городе Макарьеве // Нижегородский сборник, издаваемый Нижегородским губернским статистическим комитетом под ред. А. С. Гациского. – Нижний Новгород, 1890. – Т. 10. – С. 193.

133

Там же. С. 193. В свою очередь макарьевцы оказали влияние на сундучный промысел Казани, куда переселилось несколько мастеров.

134

Относительно недавно стало известно о сундучных росписях села Раскаты, ранее относившегося к Макарьевскому уезду. Существование росписей фиксируется с конца XIX века до 1980-х годов. Изображались геометрические фигуры и деревья (см.: Александрова О. И., Ляпаева О. Н. Некоторые особенности раскатовской росписи сундуков в Нижегородской области// Краеведческие находки и открытия. Материалы межрайонной краеведческой конференции. 28 октября 2016 года. – Красные Баки: Вариант, 2017, С. 31—35). В росписях воспроизводились традиционные мотивы и сюжеты, встречающиеся в разных видах русского народного искусства.

135

Прокопьев Д. В. Художественные промысла Горьковской области. – Горький: Горьковское областное издательство, 1939, С. 206 – 207.

136

Находится в Нижнем Новгороде и является филиалом Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

137

№№ АЭМ-ОФ 1692, АЭМ-ОФ 2046. Размеры: 47х98,5х50,5 и 64х121х59 соответственно. Благодарю за содействие хранителя музея «Щелоковский хутор» А. С. Аксянова.

138

Овсянников Н. Н. Указ. соч., С. 150; Прокопьев Д. В. Указ. соч., С. 87.

139

Многие рассмотренные выше сундуки из Муромского уезда тоже можно считать павловскими. Их привозили в Павлово, здесь происходила их окончательная доделка (навешивались петли и замки и т.д.) и подготовка к транспортировке на Нижегородскую ярмарку. Хотя многие муромские сундучники работали и торговали самостоятельно (вне Павлово).

140

Прокопьев Д. В. Указ. соч., С. 87.

141

Инв. № В-18468. Подобные сундуки хранятся, например, в ВМДПНИ (КП 29452/А-Б, МЖ 1013 А-Б), ПГХГ, ОНИ ГРМ (инв. № Р-3839), ВУГИАХМЗ (№ ИФН-31), Музее истории художественных промыслов Нижегородской области (Нижний Новгород).

142

Инв. № М-19121.

143

Инв. №1823 Р. Размеры 85х45х42. Еще в 1939 году Д. В. Прокопьев писал о производстве сундуков в этих районах в количестве 100 000 штук ежегодно, так как «потребность в сундуках велика». Кроме местного спроса изделия продавались в Иран. Тот же автор сетовал на однообразное и сдержанное по краскам оформление сундуков – зеленое с черным и серебром, и призывал сделать его более разнообразным (см.: Прокопьев Д. В. Указ. соч., С. 87—88).

144

См.: http://www.sobirau.ru/showroom/antikvariat/mebel-predmeti-interera/13563.html. Дата обращения: 29 августа 2014 года. Сундуки артели «Приокский прогресс» встречаются в антикварных магазинах Владимирской и Нижегородской областей. Они представляют вполне стандартную продукцию артели.

145

Такие сундуки хранятся, например, в Музее истории художественных промыслов Нижегородской области (г. Нижний Новгород), ВМДПНИ (КП 4355, МЖ 282).

146

Часто производство сундуков в Поволжье было лишь частью производства «простой крестьянской мебели», заключавшего в себе такие виды изделий как столы, стулья, шкафы и т. д. Например, в Костромской губернии, в Макарьевском и Нерехотском уездах, во II половине XIX века было несколько семейных мастерских, делавших несколько сотен сундуков в год (см.: Кустарная промышленность Костромской губернии / сост. А. Тило. – СПб., 1885 – (Тр. ком. по исследованию кустар. пром-сти в России; вып. 13). – С. 4105, 4287).

147

См. подробнее: Пудов Г. А. Производство сундуков в Вятской губернии (XIX – начало XX века). История. Мастера. Произведения / Глеб Пудов. – [б.м.]: Издательские решения, 2021.

148

И. Казаченко писал в 1884 году про кустарей Орловского уезда: «Из числа столяров 60 человек Безсолинской волости и 20 человек Рыбинской выделывают преимущественно сундуки…; некоторые из столяров даже обивают сундуки узорчато-прорезным железом, а также обивают железом и раскрашивают на «макарьевский манер» (Кустарная промышленность Вятской губернии / сост. И. Казаченко. СПб., 1884 (Тр. ком. по исследованию кустар. пром-сти в России; вып. 12, С. 3567).

149

В других уездах губернии также делали сундуки, но не столь массово, как в названных. Например, в Глазовском уезде работало 12 сундучников. В других уездах упоминания о производстве сундуков единичны (см.: Кустарная промышленность Вятской губернии / Сост. И. Казаченко. СПб., 1887 (Тр. ком. по исследованию кустар. пром-сти в России; вып. 16). С. 14, 113, 114, 115, 160).

150

Кустарная промышленность Вятской губернии: стат. очерк / сост. для Всерос. пром.-худож. выст. 1882 г. в Москве секр. Губ. стат. ком. Н. Спасским. Вятка: Губ. тип., 1882, С. 23, 24.

151

«Главный рынок сбыта – Вятка. На каждый базар, по вторникам и субботам, в особенности зимой, привозится этих изделий громадное количество, и оно раскупается частью крестьянами Вятского и соседних уездов, частью скупщиками…» (см.: Кустарная промышленность Вятской губернии / сост. И. Казаченко. СПб., 1884. (Тр. ком. по исследованию кустар. пром-сти в России; вып. 11). С. 3244— 3245).

152

Кустарная промышленность Вятской губернии: стат. очерк / сост. для Всерос. пром.-худож. выст. 1882 г. в Москве секр. Губ. стат. ком. Н. Спасским. С. 25.

153

См.: Русское народное искусство на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. / [под ред. проф. А. В. Прахова]; Гл. упр. землеустройства и земледелия. – Петроград: [б. и.], 1914, С. 73.

154

Кучин Ф. Г. Сундучный промысел// Материалы по описанию промыслов Вятской губернии. Вып. II. – Вятка, 1890, С. 75—76; Каталог Вятского кустарного отдела на Казанской научно-промышленной выставке 1890 г.: краткий очерк кустар. пром-сти Вятской губернии. Вятка, 1890. С. 14.

155

Кучин Ф. Г. Указ. соч., С. 74—75. В противоположность названным видам декорирования украшение сундуков и шкатулок печатными узорами по образцу невьянских в Вятской губернии по разным причинам не привилось (там же, С. 79).

156

Такие сундуки сегодня можно встретить среди товаров антикварных интернет – аукционов.

157

В. А. Барадулин особо выделял пасеговские сундуки (из Пасеговской волости), в которых кистевая роспись сочеталась с элементами, нанесенными при помощи штампиков (Барадулин В. А. Отхожий малярный промысел на Среднем Урале (вятские мастера рубежа XIX—XX веков) // Сообщ. ГРМ. – М., 1976. – Вып. 11. – С. 48).

158

Инв. № П 2489, размеры 44х85х53,5. Изготовлен в 1883 году в деревне Кышка Кочевского района.

159

Менчикова Н. Вятская сундучная роспись (по материалам экспедиций Кировского областного художественного музея имени В.М. и А. М. Васнецовых по районам Кировской области в 2000—2003 гг.) // Кировский художественный музей имени В.М. и А. М. Васнецовых: материалы и исследования (2000—2003) / Деп. культуры и искусства Киров. обл.; ред.: Двинянинова Л. С., Любимова И. А. – Киров, 2004, С. 102.

160

Там же, С. 100.

161

Л. Э. Калмыкова также отмечала существование в начале XX века незначительного производства сундуков и росписи в Старицком (Берновская и Ефимьяновская волости) и Тверском (Щербининская волость) уездах (см.: Калмыкова Л. Э. Народное искусство Тверской земли / [Сергиево-Посад. гос. ист.-худож. музей-заповедник, Твер. обл. гос. дом нар. творчества]. – Тверь, 1995, С. 84, 276, 278).

162

Краткий очерк кустарных промыслов Пензенской губернии, составленный для Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 года в С.-Петербурге / Сел.-хоз. бюро Пензенск. губ. земства. – СПб.: Пензенское губ. земство, 1902, С. 32.

163

Сф. Кр. Особенности статистического исследования Курской губернии / Курская губ. Итоги статистического исследования. – Курск, 1887, С. XVII—XVIII. На это издание мне указала И. А. Колобкова, старший научный сотрудник ОНИ ГРМ. Выражаю ей глубокую благодарность.

164

Бломквист И. Э. Указ. соч., С. 429.

165

Щербина Ю. Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани (II половина XIX – начало XXI вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Краснодар, 2007, С. 15.

166

Инв. № П 724. Хранится в ПГХГ.

167

Возможно, со временем будут обнаружены новые центры сундучного производства. Выявленными история промысла не ограничится.

168

См., например: Указатель Второй Всероссийской кустарной выставки. – СПб., 1913, С. 109, 162, 275, 388, 685, 687, 688.

169

Промыслы крестьянского населения Псковской губернии и положение их в 1895—97 гг. / Стат. отд-ние Псков. губ. земск. управы. – Псков, 1898, С. 23, VIII—IX (в статистических таблицах).

170

А. А. Гилодо считает, что, например, устюгские мастера могли покупать листы «мороженой» жести у уральских сундучников (из личной беседы).

171

Очерки нижегородской ярмарки/ [Соч.] В. П. Безобразова. [Вып.1, 2] – М.: Унив. тип. (Катков и К), 1865, С. 25.

172

Нижегородская ярмарка в 1843, 1844 и 1845 годах/ Соч. П. Мельникова. – Нижний Новгород: губ. тип., 1846, С. 90.

173

См.: Корепанов Н. С. Иконы и прочее в домах екатеринбуржцев в XVIII в. // Вестник музея «Невьянская икона» / Музей «Невьянская икона». – Екатеринбург, 2010. – Вып. 3. – С. 291—318.

174

Судя по описаниям, сундуки и ларцы мастеров Русского Севера имелись не только в домах жителей казенного завода, но и в хозяйствах Демидовых, например (речь идет о 1728 годе), два сундука «покрыты кожею и окованы железом, в которых нутряные замки и при тех де замках печати на воску под именем бывшего Григорья Демидова» (цит. по: Юркин И. Н. Демидовы: Столетие побед. ЖЗЛ. Вып. 1410. М., 2012, С. 157).

175

Это хранил, например, крепостной Нязе-Петровского завода Петр Михайлов в «cундуке большем, выкрашенном, дубовом с нутряным и висячим замками» (Вагина П. А. Из истории предпринимательства среди крепостных рабочих Урала II половины XVIII века// Вопросы истории Урала [сб. ст.] / Уральский гос. университет им. А. М. Горького. Вып. 6. – Свердловск [б.и.], 1965, С. 17—20).

176

ГАСО, ф.24, оп.1, д. 3319, лл. 6—8.

177

ГАСО, ф.24, оп.1, д.3315, лл.14—15.

178

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екатеринб. земской управы. Екатеринбург, 1889, С. 1

179

См.: Силонова О. Н. Нижегородская торговля тагильчан// Третьи Худояровские чтения. Нижний Тагил, 15—17 ноября 2006 года. – Нижний Тагил, 2008, С. 215—228.

180

Максяшин А. С. Мастера. Искусство. Время// Уральская лаковая роспись по металлу из коллекции Нижнетагильского музея – заповедника «Горнозаводской Урал». Каталог. – Нижний Тагил: Медиа-Принт, 2006, С. 8.

181

Там же. С. 8.

182

Пермские губернские ведомости. – 1864. – №19, часть неофициальная. – С. 118 (в общей годовой подшивке).

183

В 1864 году было привезено «сундучных и других деревянных изделий» на 8270 рублей, продано на 5900 рублей (Пермские губернские ведомости. – 1864. – №41, часть неофициальная. – С. 280).

184

Газов Н. П. Кустарное дело в Уфимской губернии. Отчет делопроизводителя Уфимского губ. кустарного комитета Н. П. Газова, сост. по поручению г. Уфимского губернатора Н. М. Богдановича. – Уфа, 1900, С. 59, 63, 95, 113, 126, 129, 132. Делали не только сундуки, но и, например, коробьи из луба. В фототеке РЭМ хранится снимок, на котором запечатлен житель Уфимской губернии (по национальности – удмурт) среди домашней утвари, среди которой виден большой лубяной короб (1913 год, коллекция 205, фото №17).

185

Красноперов Е. И. Кустарная промышленность Пермской губернии на Сибирско-Уральской промышленной выставке в г. Екатеринбурге в 1887 году. – Вып. 3: Уезды Кунгурский, Осинский, Камышловский, Ирбитский, Шадринский, Соликамский и Чердынский. – Пермь, 1889, С. 41— 44.

186

См.: Х-в П. Промыслы Кунгурского уезда // Екатеринбургская неделя. – 1890. – №5. – С. 95. Крупным местом сбыта сундуков в конце XIX века был также Екатеринбург. На Щепной площади (ныне – территория жилого района «Центральный» Ленинского административного района) находились лавки с навесами, под которыми выставлялись «горки» сундуков (см.: Скробов С. Бабушкины сундуки. Что прятали екатеринбуржцы в «образцах переносной мебели»//Уральский рабочий. 25 декабря 2013 года (см.: http://газета-уральский-рабочий.рф/specialissues/?special=1191. Дата последнего обращения: 6 марта 2014 года)).

187

Очерк кустарных промыслов Кунгурского уезда, Пермской губернии/ Оценочно-стат. бюро Перм. губ. земства. – Пермь: электро-тип. губ. земства, 1915, С. 70—71, 80—81 (Волостная и уездная сводка главнейших данных о кустарных промыслах (без подразделения на группы)).

188

Благодарю за содействие краеведа М. В. Богданова (г. Соликамск).

189

Памятная книжка и адрес-календарь Пермской губернии, на 1892 год / под ред. чл.-секр. Д. Смышляева. Пермь: изд. Перм. ГСК, 1891, С. 72—83, паг. 3-я. Все центры уральского сундучного промысла охватить в одном обзоре невозможно, названы только самые крупные. Среди других, менее известных, центров, в которых в конце XIX – начале XX века делали сундуки и шкатулки, можно назвать село Ирбитские вершины, находящееся в нынешнем Сухоложском районе Свердловской области. Здесь производились красивые сундуки «с музыкой».

190

См. подробнее: Пудов Г. А. О сундучном промысле села Петрокаменское (Средний Урал, II половина XIX – середина XX века) // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. – 2014. – №11. – С. 78—84.

191

Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии. С. 7.

192

Там же. С. 10.

193

Технология росписи металлических листов, прикрепляемых к сундукам, мало отличалась от росписи на подносах и других предметах быта. Поэтому она подробно не рассматривается. Истории уральской лаковой росписи посвящена обширная литература (см., 7ердловск, 1928 Ураларедметах бытастов не отличаласьнапример: Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987).

194

ГАСО, ф.24, оп.1, ед. хр. 1619.

195

Миллер Г. Ф. Описание о торгах сибирских. – СПб.: при Имп. Акад. наук, 1756, С. 20.

196

Мангилев П. И. К истории поморского согласия на Урале в XVIII – XX вв.// Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий/ отв. ред. И. В. Починская. – Екатеринбург: изд-во УрГУ, 2000, С. 8,10.

197

Попов Н. С. Хозяйственное описание Пермской губернии. Часть I. – Пермь: тип. губ. правления, 1804, С. 285.

198

Там же. С. 285.

Загрузка...