Под предприятием понимается самостоятельный субъект с правами юридического лица, который на основании использования находящегося в его распоряжении имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятие играет особую роль в жизнедеятельности современного общества, поскольку служит основным структурообразующим элементом экономики. В нем соединяются трудовые, материальные, финансовые и другие ресурсы. Предприятие является источником удовлетворения потребности общества в товарах и услугах и вместе с тем местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны.
К сожалению, в ходе экономических реформ 90-х годов ХХ столетия в России эта фундаментальная и многогранная роль предприятия не была учтена в полной мере. Резкое изменение социально-экономической среды поставило предприятия в сложное положение, найти достойный выход из которого оказалось не по силам коллективам многих предприятий и их руководителям. В результате большинство производственных предприятий и их структура в целом понесли серьезные потери. В наибольшей степени пострадали крупные промышленные предприятия, аккумулировавшие труд нескольких поколений. В ходе последующих экономических реформ определяющим стал процесс дробления крупных предприятий путем выделения цехов, служб и отделов в самостоятельные хозяйственные единицы. Этот процесс поддерживался действующим приватизационным и антимонопольным законодательством.
Из-за общего промышленного спада и ликвидации системы государственных заказов социально-экономическое положение градообразующих предприятий страны систематически ухудшалось. Микроэкономический потенциал страны оказался на пороге разрушения.
В этих условиях руководители предприятий нуждаются в серьезной методической помощи при принятии управленческих решений и прежде всего при выборе стратегических направлений своей деятельности.
Задача стратегического планирования является одной из тех, к решению которых как руководители предприятий, так и их предприятия оказались неподготовленными, поскольку в условиях централизованной экономики такие задачи решались в органах административного управления – министерствах, ведомствах, Госплане, а не на уровне товаропроизводителей. Недостаток навыков стратегического мышления у работников и руководителей предприятий, отсутствие опыта стратегического планирования, а также нестабильность социально-экономической среды в сегодняшних условиях делают экономическое поведение предприятий импульсивным, непредсказуемым, нацеленным на краткосрочные и, порой чисто личные интересы, не способствующие выходу экономики страны из кризисного состояния.
Вместе с тем определенное число предприятий смогло успешно сориентироваться в новых рыночных условиях и выйти на путь устойчивого и экономически эффективного развития [47].
Интенсивные процессы дезинтеграции экономики, дезорганизации производства, снижения научно-технического потенциала предприятий и отраслей поставили промышленность, в которой было занято большинство трудоспособного населения страны, в достаточно трудное положение. Государство в определенной степени самоустранилось от координирующей роли в осуществлении системных преобразований в реальном секторе экономики. Не был создан адекватный механизм государственного регулирования экономики, соответствующий возросшим требованиям сегодняшнего дня.
Концепция реформирования конкретного предприятия должна разрабатываться при активной государственной поддержке.
Главной целью экономической реформы отечественных предприятий является совершенствование их хозяйственного механизма, повышение уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, создание благоприятного социального климата на производстве. Генеральной целью реформирования конкретного предприятия является создание внутренних и внешних условий для его стабильного функционирования и развития в гармоничном взаимодействии с внешней средой. Главная задача реформирования предприятия связана с необходимостью активизации роста его экономического потенциала. Если сейчас большинство российских предприятий не имеют документально подготовленной, обсужденной и принятой комплексной стратегии деятельности и развития, то в результате реализации концепции реформирования большинство предприятий будут иметь такую стратегию.
Продуманная и прошедшая определенные процедуры утверждения стратегия должна стать основой составления системы бизнес-планов предприятия. Без такой основы бизнес-планирование превращается в манипуляцию цифрами и фактами ради очередных попыток привлечения кредитов и инвестиций. Российской экономической системе требуется не одноразовая стратегия, а система многоуровневого стратегического управления. Современные стратегические разработки должны приобретать статус государственных и затрагивать долгосрочные перспективы развития предприятий.
Основными задачами реформы предприятия являются следующие:
– создание эффективного механизма управления;
– улучшение финансово-экономического состояния;
– четкое разграничение ответственности руководителей, собственников и работников;
– защита прав учредителей (акционеров);
– совершенствование системы информационного обеспечения для принятия эффективных управленческих решений;
– повышение квалификации работников всех уровней и другие.
Для достижения поставленной цели и решения указанных задач на каждом предприятии необходимо создать эффективную систему стратегического анализа, планирования, управления и контроля. Стратегии отдельных предприятий должны интегрироваться (а не просто суммироваться), образуя стратегическую картину отдельных секторов экономики и стратегию экономического развития страны.
В современных экономических условиях необходим перенос центра тяжести реформ, не на словах, а на деле, с макроэкономического на реальный микроэкономический уровень. Следует отметить, что на протяжении длительного периода времени функционирования экономики отечественных предприятий предпринимались неоднократные попытки осуществления экономической реформы. Основные этапы развития экономики СССР и Российской Федерации представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Основные этапы реформирования экономики страны
Из табл. 1.1. видно, что в последнее время экономика предприятий в Российской Федерации функционировала в рамках концепции «экономики физических лиц». Согласно этой концепции основными агентами рыночных экономических отношений являются не предприятия, организации или учреждения (в т. ч. органы власти и управления), а в первую очередь физические лица, имеющие возможность принимать решения от имени соответствующих объектов. Свободная конкуренция предприятий в сфере предложения и спроса товаров и услуг как одно из условий эффективной рыночной экономики уступает место сговору или противоборству физических лиц, иногда приобретающим криминальную окраску. В ходе децентрализации управления, после разрушения большей части организационно-институциональных и общественных структур, производственное предприятие осталось практически единственным целостным, организационно и юридически устойчивым функциональным элементом в социально-экономической структуре общества. На плечи предприятия лег весь груз экономической и социальной ответственности, который раньше распределялся по множеству вертикальных и иных властных органов и организаций. Одновременно в страну хлынул поток зарубежных товаров, многократно усиливший конкурентное давление на отечественное предприятие. К тому же руководители предприятий лишились методической поддержки в вопросах управления и планирования в новых условиях, поскольку прежние разработки безнадежно устарели, а новые, как правило, слепо копировали западные методики, непригодные для переходной экономики нашей страны. Неудивительно, что в этих условиях многие предприятия оказались на грани выживания, а их менеджмент претерпел болезненную трансформацию. Между тем ликвидация значительной части производственных предприятий могла привести не только к разрушению отечественной экономики, но и к серьезнейшим и долговременным социальным последствиям для страны.
Характерными чертами этой экономической модели являются:
– увеличивающийся разрыв между личными интересами руководителей, с одной стороны, интересами трудовых коллективов предприятий, с другой стороны, и, с третьей стороны, объективно наилучшими и наиболее эффективными для данного предприятия способами реализации его рыночных возможностей, а также конфликтные пути разрешения этих противоречий;
– резкие различия в оплате труда для различных категорий работников предприятия;
– существенные противоречия между краткосрочными и долгосрочными интересами экономических субъектов хозяйствования в сторону краткосрочных интересов, вызванные нестабильностью социально-экономической среды;
– ограничение свободной рыночной конкуренции, создание труднопреодолимых отраслевых и региональных барьеров для вхождения на рынок;
– определенная криминализация экономических отношений, перенос отношений между предприятиями в сферу отношений между физическими лицами, внесудебные способы разрешения конфликтов, несоответствие между товарными и финансовыми потоками;
– неэффективность использования большинства ресурсов с общегосударственной точки зрения.
Экономические отношения между физическими лицами существовали всегда и будут существовать при любой экономической системе. Однако, если они носят основополагающий характер, становятся полномасштабным заменителем экономических отношений между юридическими лицами, имеет смысл характеризовать данную экономическую систему как «экономику физических лиц».
Данный тип экономики является неслучайным промежуточным звеном на пути рыночных реформ последних лет, а закономерным, хотя, возможно, и недолговременным результатом сравнительно длительного процесса институциональных изменений. Вместе с тем наступление этой фазы общественного развития не было неотвратимым. Наоборот, в определенной мере оно было спровоцировано решениями, принятыми в ходе макроэкономических реформ и, в особенности, идеологическим обеспечением этих решений. Сознательное ослабление государственного аппарата, разрушение его жизнеобеспечивающих функций, непонимание истинной роли частной собственности в современной экономике и преувеличение роли пресловутого «чувства хозяина» в повышении эффективности производства и обращения, поспешная приватизация не только производства, но и его управленческой, социальной и экономической инфраструктуры привели к чрезмерному обособлению частных и общественных интересов, подрывающих порой саму возможность необходимого для жизни страны общественного компромисса.
После разрушения управленческой вертикали внешняя составляющая оценки деятельности руководителя самостоятельного предприятия практически исчезла. Влияние оценки со стороны коллектива, и раньше не игравшее особой роли, в условиях расширения полномочий директора также свелось к минимуму. Приоритетными стали личные интересы субъекта хозяйствования. Выяснилось, что в условиях экономического спада удовлетворение этих интересов совсем не обязательно связано с эффективностью уставной деятельности предприятия и может быть обеспечено путем использования служебных полномочий в индивидуальных целях. При этом весьма относительной оказалась и ценность самого поста генерального директора крупного предприятия, поскольку такой же титул мог носить и руководитель малого предприятия, состоящего из двух-трех работников. Интересы руководителей предприятий как физических лиц стали все чаще входить в противоречие с интересами возглавляемых ими юридических лиц и в условиях личной бесконтрольности стали определяющими. Таким образом, быстро миновав этап «экономики малых предприятий», народное хозяйство вошло в фазу «экономики физических лиц».
В соответствии с концепцией реформирования наиболее вероятным представляется следующий этап – группировка экономических субъектов, возникновение новых коллективов, объединенных общими экономическими интересами. Возможны два основных варианта дальнейшего хода событий. В первом варианте при сохранении и углублении разрыва между руководством и коллективами предприятий результатом группировки станет создание горизонтальных структур, легально или негласно объединяющих руководителей предприятий, федеральных и муниципальных чиновников соответствующего уровня. Второй вариант связан с преодолением раскола в коллективах предприятий, сближением общественных и личных интересов, созданием вертикально интегрированных и экономически эффективных объединений типа финансово-промышленных, торгово-промышленных и научно-промышленных групп, альянсов предприятий (альянс – новый компонент глобальной рыночной стратегии предприятий). Первый путь ведет к дальнейшей криминализации экономики, переходу от «экономики физических лиц» к некой «экономике криминальных групп» с усилением монополизма, насильственным ограничением свободной конкуренции и в конечном счете воцарением тоталитаризма. Второй вариант означает консолидацию общества, развитие демократических начал в управлении экономикой на всех уровнях, сближение государственных, общественных и личных интересов при определенном взаимном и добровольном их самоограничении. Именно в этом варианте было бы реализовано стремление к социально ориентированной рыночной экономике. Желательным был бы скорейший переход от разрушительных для общества тенденций «экономики физических лиц» не к состоянию «экономики предприятий», а к новой рыночной стратегии, в которой основными экономическими субъектами стали бы относительно обособленные комплексы самостоятельных предприятий.
Таким образом, в настоящее время необходимо принятие концепции долгосрочного развития отечественных предприятий на 2002–2010 гг., направленной на переход к следующему этапу: от экономики физических лиц к экономике финансово-промышленных групп. В настоящее время должна быть разработана модель экономического роста рыночной стоимости бизнеса предприятий и достижения социального партнерства, концепция предприятия как своеобразного интегратора – целостного экономического субъекта, объединяющего во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы с целью повышения эффективности производства. Эта концепция должна не только объединить положительные черты предыдущих концепций, но и многократно усилить их действие.
Реформирование промышленных предприятий является в настоящее время ключевым этапом развития экономической реформы. Подавляющее большинство этих предприятий было создано в 20—50-х гг. и характеризуется не только устаревшими основными фондами, но и не соответствующими новым условиям структурой управления и системой внутрифирменных организационно-технологических взаимодействий. Одной из наиболее важных проблем является состояние менеджмента, промышленных предприятий. На предприятиях накопилось много проблем, часть из которых была унаследована от административно-командного периода управления, часть возникла в последнее десятилетие. Эти проблемы начинают приобретать неразрешимый характер и ставят под угрозу существование предприятий и отечественной экономики в целом. Промедление в решении этих проблем недопустимо. Поэтому если раньше основным направлением реформ было изменение среды функционирования предприятий, то сейчас настало время реформирования самих предприятий.
Эта задача должна решаться в первую очередь самими предприятиями. Однако большинство из них не может, а некоторые не хотят проводить реструктуризацию в нужном направлении. Прибыльные предприятия обычно считают это излишним, а убыточные – невозможным. Объективно говоря, в современных условиях лишь незначительное число предприятий в состоянии самостоятельно осуществить реформирование.
Основным выходом из создавшегося положения было бы проведение четко спланированной системы федеральных и региональных мероприятий по реформированию российских предприятий. По существу, речь идет о широкомасштабной федеральной программе, требующей серьезной проработки и мощных усилий по ее проведению. Суть программы – модернизация и реформирование предприятий, направленные на приведение их функциональных возможностей в соответствие с потребностями современной экономики. Концепция экономических реформ предприятия должна учитывать особенности и проблемы современной экономики.
Особенности отечественной экономики до начала процесса перестройки:
– отсталая технологическая структура гражданского сектора экономики, низкая конкурентоспособность отечественной продукции, товаров, работ, услуг;
– относительно высокая доля крупных промышленных предприятий;
– высокий уровень монополизма (в некоторых отраслях промышленности);
– низкая цена рабочей силы (трудовых ресурсов);
– высокий уровень образования работников;
– неразвитость горизонтальной инфраструктуры рынка, наличие преимущественно вертикальных связей;
– крайне медленное перепрофилирование производства на выпуск новых, пользующихся спросом, высококачественных изделий;
– относительно низкий уровень экономической культуры всего населения;
– высокий уровень скрытой безработицы;
– малочисленность среднего класса.
Все перечисленные особенности экономика России унаследовала от экономики СССР.
После первых лет перестройки к ним добавились новые:
– приобретение руководителями государственных предприятий прав распоряжаться доверенным им имуществом без ответственности перед собственником;
– возникновение и расширение легального негосударственного сектора экономики;
– разрушение системы хозяйственного управления, размывание полномочий принятия решений, децентрализация и дерегулирование;
– разрыв хозяйственных связей;
– резкое снижение эффективности всей хозяйственной системы;
– рост стартовых издержек, необходимых для начала нового производства, резкое снижение уровня безопасности бизнеса.
Специфические условия исторического развития экономики России: огромные территории, разрозненность населенных пунктов, сезонность, суровый климат; сильная роль государства, вера в него, сильное влияние религии; генетическая предрасположенность к системному использованию хозяйственного планирования [47].
Таким образом, переход к рыночным отношениям проходил на базе экономики особого рода, обладающей своими характерными чертами. К этим особенностям экономической ситуации следует добавить нарастание кризисных явлений, неплатежеспособность экономики и другие.
Следует отметить отсутствие четкой и ясной концепции реформирования и стратегических преобразований экономики предприятий.
Рассматривая наиболее острые проблемы предприятий в настоящее время, следует выделить прежде всего следующие проблемы, без решения которых невозможно проведение их радикально-экономической реформы:
– ориентация на краткосрочные результаты деятельности в ущерб средне-и долгосрочным, отсутствие стратегического подхода к деятельности предприятия;
– отсутствие на предприятиях комплексных средне-и долгосрочных рабочих планов;
– недостаточное знание текущего и прогнозного состояния рынка, необходимость высоких затрат усилий и ресурсов для ориентации на рынке, поиск платежеспособных покупателей и поставщиков недорогого сырья и материалов;
– неготовность предприятия к изменениям спроса, появлению на рынке высокотехнологичной и качественной конкурентной продукции;
– отсутствие гарантированной системы государственных заказов;
–снижение квалификации персонала, старение основных фондов и технологий, падение технологической дисциплины;
– снижение трудовой мотивации работников, престижа рабочих и инженерно-технических профессий;
– неэффективность использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
– высокая степень расхождения оперативных интересов менеджмента и коллектива при возрастании объема власти руководства, преобладание личных интересов менеджеров, противостояние между руководством и коллективом;
– слабое влияние общества на деятельность предприятия, в частности слабость акционерного влияния на решения, принимаемые на предприятии;
– низкая степень вертикальной интеграции;
– возрастающее несоответствие между структурой производства, структурой спроса на продукцию и структурой предложения факторов производства.
В настоящее время задачи стабилизации и развития реального сектора экономики не могут быть решены только за счет изменения внешней среды функционирования предприятий. Ключевым элементом современного этапа реформ должно стать реформирование самих предприятий.
Реформирование предприятия – результат согласованных действий его руководителей, собственников, работников при координирующей, направляющей и стимулирующей роли государства. Государству необходимо разрабатывать и осуществлять микроэкономическую политику, одним из основных элементов которой является комплекс мер по реформированию предприятий. Микроэкономическая политика государства должна разрабатываться в согласовании с макроэкономической политикой.
Перенос центра тяжести экономических реформ с макроэкономического на микроэкономический уровень вызывает необходимость разработки ряда первоочередных мероприятий: совершенствование механизма законодательного регулирования предпринимательской деятельности; стимулирование процесса создания финансово-промышленных, торгово-промышленных, научно-промышленных групп и альянсов предприятий; создание механизма, обеспечивающего стабильность и прозрачность отношений собственности; повышение инвестиционной привлекательности предприятий; использование особых форм государственной поддержки и государственного контроля за ключевыми предприятиями отраслей, выпускающими продукцию современного мирового уровня; создание комплексной системы государственного регулирования рынка корпоративных ценных бумаг; создание института лицензирования высшего управленческого персонала, института «управленческого аудита» – проверка обоснованности решений, принимаемых руководителями предприятия; лицензирование, сертификация и аттестация профессиональных бухгалтеров в рамках перехода на международную систему бухгалтерского учета и отчетности; сосредоточение усилий на модернизации процедуры банкротства; разработка типовой формы финансово-экономической стратегии предприятия и включение ее в состав годовой бухгалтерской отчетности; постепенное сближение бухгалтерского, налогового и управленческого учета; инвентаризация и рыночная оценка имущественного комплекса (бизнеса) предприятий и переход к налогообложению недвижимого и движимого имущества по их рыночной стоимости; создание на предприятии развитой информационной инфраструктуры; развититие системы консалтинга в области управления качеством, сертификация предприятий; рационализация и аттестация рабочих мест в рамках системы научной организации труда; создание реестра российских предприятий и их паспортизация.
Основным органом, координирующим ход проведения экономической реформы российских предприятий в 2002–2010 гг., является Центр стратегических реформ предприятий (Центр реформ предприятий). Деятельность Центра реформ предприятий направлена на повышение социально-экономической эффективности деятельности российских предприятий. Он разрабатывает методические рекомендации и другие необходимые документы для проведения стратегического реформирования предприятий, типовую форму финансово-экономической стратегии, разрабатывает и регулярно публикует сводные рейтинговые оценки предприятий; участвует в процессе лицензирования высшего управленческого персонала и профессиональных бухгалтеров, в процессе лицензирования юридических лиц – конкурсных арбитражных управляющих, в процедуре финансово-экономического оздоровления перед возможной процедурой банкротства, в процессе аттестации рабочих мест предприятий; осуществляет ведение экономического реестра предприятий, паспортизацию предприятий и отслеживает основные экономические показатели их деятельности; координирует процесс инвентаризации и рыночной оценки имущественного комплекса предприятий. Центр выступает с законодательной инициативой по вопросам реформирования предприятий.
Разработка стратегии социально-экономического развития предприятия должна осуществляться на прочном фундаменте информационного и учетно-аналитического обеспечения. Систему информационного обеспечения составляют данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности, разнообразная маркетинговая рыночная информация. Однако многие экономические показатели и данные для их расчета находятся в различных, не связанных в единую систему, учетных регистрах. Данные бухгалтерского и налогового учета часто не совпадают, а сами бухгалтерские оценки активов и обязательств предприятий отличаются от реальной рыночной стоимости. Действующая система информационного обеспечения нуждается в совершенствовании и реформировании.
Для координации и обобщения учетно-аналитической информации о предприятии целесообразно использовать сводный документ – финансово-экономический паспорт предприятия. Идея паспортизации уже была с успехом апробирована в экономике нашей страны. В 70-е годы промышленные предприятия уже составляли производственно-технической паспорт предприятия. В современных экономических условиях финансово-экономический паспорт необходим.
Финансово-экономический паспорт предприятия является основным документом для осуществления стратегического анализа, планирования, управления и контроля. Полная паспортизация предприятия проводится один раз в три года в сроки, установленные Центром реформ предприятий. Заполнение форм паспорта производится в строгом соответствии с инструкцией по его заполнению. Персональную ответственность за правильность данных паспорта несут директор и главный бухгалтер предприятия. Руководители предприятий обязаны в период между паспортизациями ежегодно предоставлять вкладные листы к паспорту со всеми существенными изменениями и дополнениями.
Хотя работа по составлению паспорта и будет требовать определенных затрат, но экономически эффект от этого мероприятия гораздо выше.
Экономическая политика государства была радикальна только в макроизмерении, а в области институциональных преобразований на микроуровне имела половинчатый, компромиссный характер – недостаточно эффективные формы и методы приватизации, отсутствие необходимой реформы социального сектора и трудовых отношений и т. п.
Проведение радикальной экономической реформы предприятий на современном этапе развития в рамках механизма стратегического управления, ориентированного на стоимость, позволит в ближайшее время существенно увеличить экономический потенциал отечественных предприятий и повысить уровень их конкурентоспособности.
Комплексная поэтапная реализация мероприятий, предусмотренных настоящей концепцией, позволит экономике нашей страны перейти на режим устойчивого экономического роста и социального благополучия.
Для дальнейшего развития российской экономики имеются уникальные территориально-природные условия, обеспеченность ресурсами, мощная производственная база, образовательно-культурный потенциал, прорывы в области высоких технологий и другие необходимые условия, являющиеся основой высокоэффективного менеджмента и бизнеса.