География исследования включала регионы, относящиеся к разным группам по показателям социально-экономического развития. В качестве пилотных регионов в исследование были включены следующие субъекты Российской Федерации:
● город Москва (в ходе второй волны мониторинга в регионе проводится только опрос директоров образовательных учреждений) – «лидеры» (группа 1);
● Свердловская область – «относительно развитые или опережающие по доходу» (группа 2);
● Воронежская область – «середина» (группа 3);
● Ивановская область – «аутсайдеры: депрессивные и слаборазвитые регионы» (группа 4)[1].
В ходе исследования проведен выборочный опрос методом формализованного (анкетного) интервью в отношении трех целевых аудиторий: представителей домохозяйств (один из родителей), имеющих в своем составе одного или более школьника; педагогических работников (штатных сотрудников) школ; руководителей общеобразовательных организаций.
Общий объем выборочной совокупности домохозяйств в 2014 г. составил 2760 респондентов, а в 2013 г. она равнялась 3050 респондентов.
Общий объем выборочной совокупности учителей общеобразовательных организаций в Свердловской, Воронежской, Ивановской областях в 2014 г. составил 2780 респондентов (в 2013 г. – 3200 респондентов).
В 2014 г. в Москве, Свердловской, Воронежской, Ивановской областях проведен опрос 157 руководителей общеобразовательных организаций (в 2013 г. опрашивалось 37 директоров).
В ходе исследования была разработана система показателей эффективности общего образования в контексте повышения оплаты труда педагогов.
Оценка эффективности школ в условиях повышения заработной платы учителей характеризуется:
● обновлением педагогических коллективов;
● изменениями в сфере оплаты труда учителей;
● величиной учебной нагрузки учителей.
Отдельный блок показателей, характеризующих эффективность школьного образования, включает индикаторы, описывающие уровень согласованности представлений трех ключевых групп респондентов относительно целей и задач школьного образования.
Повышение заработной платы учителей имело целью создание в массовом масштабе сильных педагогических коллективов за счет прихода в школу высококвалифицированных кадров, молодых специалистов, снижения среднего возраста педагогического состава. Мониторинговая оценка эффективности общего образования по этой позиции включает интегральный показатель: обновление школьных педагогических коллективов.
Данный интегральный показатель строится на базе социологической информации относительно:
● числа молодых учителей, пришедших в школу за последний год (в случае если мониторинг проводится в ежегодном режиме);
● числа учителей пенсионного возраста, покинувших школу за последний год (в случае если мониторинг проводится в ежегодном режиме);