Будьте внимательны! Не упустите ничего на вашем пути!
Создавая эту книгу, мы ставили для себя цель – помочь повысить качество организации лагерей любого типа: образовательных, развивающих, развлекательных. Мы знаем, что лагерь – отличное место для реализации возрастных и учебных задач детей, подростков, молодежи, взрослых и семей. Это пространство, где с помощью специально созданных, а иногда и случайно возникающих ситуаций участники получают незабываемый уникальный опыт, который с удовольствием вспоминают и применяют в дальнейшем.
Концептуальный подход к разработке программ лагерей лежит в основе всех наших программ, мы воплощаем его во всех проектах Творческого Объединения #Шашники. Это подход, ценностное зерно которого – создать лагерь как макромир развития и расширения возможностей.
Чем неповторима именно наша книга? Есть разные материалы для организаторов лагерей, большинство из них сосредоточены или на методах работы (игры, мероприятия, коллективно-творческие дела и т. п.), или на общих схемах построения лагерных смен (периоды развития лагеря, групповая динамика, организационные моменты). В нашей книге мы рассказываем, как сделать программу лагеря целостным продуктом, как образовательная и игровая концепции могут создавать незабываемые впечатления и эмоции для участников, как концепция Edutainment помогает вовлечь участников в процесс получения новых навыков и знаний.
Конечно, к формулировке «Edutainment лагерь» мы пришли далеко не сразу. Проходите по ссылке и послушайте о преимуществах и силе этого понятия. Вдохновение обеспечено!
https://youtu.be/pkp9EGFsQHc
В самом начале книги хочется коснуться реалий лагерной действительности в настоящее время. Посмотрим, как трансформировались представления о том, какой должна быть программа лагеря, у организаторов и пользователей лагерей – детей и родителей.
Лагеря давно заняли значительную нишу в детском и молодежном отдыхе – пионерия, молодежные движения, отдых на каникулах. В начале 2000-х годов стали появляться тематические и образовательные лагеря. Например, танцевальные и спортивные, лагеря по математике и шахматам и так далее. По большому счету они состояли из тренировок и уроков, совмещенных с походами на море, экскурсиями по интересным местам, вечерними дискотеками и прочими мероприятиями.
Со временем стали появляться альтернативные лагеря, которые предлагали совершенно другую структуру организации досуга. Например, такие, где участники сами выбирали, чем им заниматься, лагеря с тренингами личностного роста для детей и подростков или лагеря, где основным становилось игровое погружение в процесс, – сюжетно-ролевые лагеря.
С началом 2010-х годов появился тренд на лагерь как летние (или осенние, весенние, зимние) каникулы с альтернативным образовательным компонентом. МДЦ «Артек» организовал форум «Лагерь – новое образовательное пространство», Министерство образования РФ активно транслировало важность продолжения образования в период каникул. Появился формат частных семейных лагерей для разных возрастов – в лагеря приехали родители, дети, старшее поколение семей.
В последние пять лет весомое конкурентное преимущество получают лагеря, которым удается соединить два компонента: образовательную и игровую цели. В главе «Концепция программы» мы очень подробно расскажем об этом и продемонстрируем этапы разработки программ лагерей подобного типа. Сейчас же хотим обратить ваше внимание, что именно умелое сочетание образовательной и игровой концепций – ключевая задача организаторов современных лагерей. Это основа привлекательности, результативности и, как следствие, финансовой успешности лагеря!
Сегодня лагерь становится совершенно отдельным видом развивающего пространства – с собственными концепциями, методами, практиками. Лагерь отличается от школы и туристических поездок, от выездных тренингов и программ активного отдыха. Для обычного пользователя может быть не так очевидна разница между лагерем старого формата и лагерем нового образца, разработанного в концепции Edutainment. Однако индивидуальные результаты для участников и оценка профессионалов в области образования действительно показывают качественную разницу.
● Как же сделать программу лагеря полезной, развивающей и увлекательной?
● Как сделать так, чтобы уже на этапе ознакомления с программой родители и дети были погружены в процессы освоения навыка и хода сюжета?
● Как с помощью программы изменить представление о лагерях в целом?
Ниже – личная авторская просьба.
Внимательно изучите наш взгляд на концепцию Edutainment – это ключ к пониманию всего смысла книги! Без этого чтение станет техническим, а суть будет не раскрыта!
Существуют разные определения понятия Edutainment наших коллег из сферы образования. Мы, опираясь на них и на свой практический опыт, приводим вам свое определение.
Edutainment – концепция, в основе которой заложен баланс обучения и развлечения. Он достигается путем внедрения разных форм игровых практик в традиционные форматы обучения. Концепция помогает сделать обучение увлекательным и интересным, тем самым повысить включенность участников в образовательный процесс.
Понятие Edutainment впервые появилось в 1973 году, когда географ Роберт Хейман выступил с докладом для Национального географического сообщества. Он показал свой образовательный игровой фильм про животных, в котором были интерактивные элементы.
За почти пятьдесят лет концепция Edutainment успешно внедрялась в онлайн- и офлайн-образование. С начала 2010-х годов она начинает использоваться в крупных бизнес-организациях как инновационное решение проблем образования взрослых.
В настоящее время традиционные методы, используемые в концепции Edutainment (например, фильмы, образовательные игры, телепрограммы, радиопрограммы, книги и комиксы, музыка), уже являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Из современных возможностей добавляются электронные учебники, сетевые варианты музейных выставок, видеоигры, электронные тренажеры и энциклопедии, мессенджеры, веб-квесты, блоги, чаты, видеоконференции. Однако наличие в программе лагеря всех методов или их части совсем не означает, что она разработана в концепции Edutainment. Главная ценность подхода Edutainment – целостность образовательной и игровой концепции, общее направление образовательной и игровой цели обучения, геймификация и метафоризация образовательного процесса, а также стремление к самонаправленному стилю обучения участников.
О самонаправленности в обучении мы расскажем чуть позже, сейчас же хочется раскрыть базовые составляющие концепции Edutainment.
Знакомство участников с программой на этапе покупки и погружение в программу до ее начала. Еще до старта программы мы работаем с метафорой и геймификацией. Это не просто информирование о том, что будет. Это интерактивные активности в выбранной сюжетной линии. Например, если игровая концепция в стилистике «Звездных войн», то приглашение на программу оформлено как письмо от персонажа. Участнику может быть предложено выбрать себе свое галактическое имя и зарегистрироваться на звездном портале, а также пройти тест «Кто я из персонажей "Звездных войн"».
Отработка ключевого навыка программы лагеря с помощью симуляторов, информативного реквизита, текстовых документов. Реквизитом для обучения может стать все, что угодно. Наглядные материалы, ассоциативные карты, предметы, которые можно подержать в руках, даже обычные раскраски в тематике обучения будут способствовать большей вовлеченности участников и лучшему присвоению навыков.
Соответствие содержания и оформления пространства выбранной игровой и образовательной концепциям, возрастным особенностям целевой аудитории, целям и задачам лагеря.
Видео-, аудио-, онлайн-приложения и прочие сервисы повышают вовлеченность участников программы лагеря. Значительно интереснее для подростков искать самые топовые вакансии самостоятельно в интернете, чем слушать от вас, что сейчас находится в трендах и почему.
Разновидности игровых методов: разминки, динамические, навыковые игры, ролевые, деловые игры, а также игровые этюды и зарисовки в рамках других методов активного обучения.
Роли и стиль организаторов лагеря, их внешний вид, речь, эмоциональность, язык тела – образ организатора лагеря всегда важен для участников обучения.
Онлайн-сопровождение на программе: выдача и проверка домашних заданий, обратная связь, онлайн-тесты. К этому относится и сопровождение участников после окончания программы лагеря.
Апробация развиваемых навыков в рамках мероприятий, а также самостоятельное добывание знаний в лагерном интерактивном пространстве. Нужно только правильно и интересно организовать пространство для того, чтобы участники продолжали получать знания самостоятельно. Сюда же включено и сопровождение участников после программы лагеря.
Все эти составляющие программы работают на решение одной из главных задач концепции Edutainment в лагере, обеспечивая переход от зависимого типа участников программы к самонаправленному типу.
С помощью Edutainment-подхода мы стремимся к тому, чтобы участники переходили от неосознанного формального присутствия в программе, заучивания информации, оценочной системы мотивации, объект-субъектного взаимодействия с организаторами лагеря к формулированию собственных интересов в рамках программы, субъект-субъектным отношениям, исследованию, добыванию знаний в «полевых» условиях и собственному индивидуальному вектору присвоения ключевого навыка образовательной программы.
Исходя из таких задач и перечисленных выше составляющих программы, можно выделить ключевые признаки, характеризующие концепцию Edutainment.
Необходимо обнаружить актуальные потребности участников, то, что интересно непосредственно им. Интересы и потребности могут быть косвенно связаны с ключевым навыком – тогда с помощью геймификации или примеров из сфер, интересных для участников, организаторы могут увлечь участников образовательной целью программы.
Игра – это отличный способ симуляционной деятельности. Попробовать то, чему мы учимся, – практически 5D-модель реальной жизни. Именно игра является одним из основных методов в концепции Edutainment и программы лагеря.
Шоу, интерактивные методы, удивительные события, юмор, непринужденность – все это помогает участникам получать дополнительную (а в некоторых случаях на начальных этапах и основную) мотивацию для дальнейшего участия. Это позволяет снижать стресс, напряжение и повышать эмоционально положительные впечатления.
Это касается и средств обучения (технических), и тематик геймификации – они должны быть понятны и знакомы вашим участникам, а также соответствовать актуальным трендам.
Концепция Edutainment – особый подход к построению программы лагеря, который основывается на балансе развлечения и обучения, формировании первичного интереса к ключевому навыку программы с получением довольствия от процесса обучения и стойкой мотивации.
В завершение хочется поговорить о сложностях, которые возможны при выстраивании образовательной и игровой концепций программы лагеря в Edutainment-подходе. Приведем несколько примеров.
● Несоблюдение баланса между обучением и развлечением. В погоне за интересностью и разнообразием программы есть риск упустить главную задачу образования – получение знаний и навыков. Избежать этого поможет постоянная сверка: совпадает ли ваша игровая цель и цель обучения.
● При использовании концепции Edutainment, создание программы требует больших вложений. В данном случае встает вопрос о возможности привлечения дополнительных ресурсов (а значит, и дополнительных расходов), необходимых для организации процесса. Безусловно, просто провести мастер-класс бюджетнее, чем организовать интерактивный процесс с привлечением технических средств, включенных в игровую концепцию.
● Бóльшая включенность и подготовленность организаторов лагеря требуют дополнительных временны́х ресурсов. Да, это так. Однако важно помнить, что для организации лагеря в концепции Edutainment не всегда необходимо ставить шоу мирового масштаба. Возможно, достаточно просто добавить в вашу программу элементы видеометода или придумать красивое интерактивное оформление игровой концепции.
Узнайте еще больше об отличиях обычного и Edutainment лагеря в дополнительном материале от авторов книги. С примерами, кейсами и картинками!
https://shashniki.com/otlichya-edutainment-lagerya-ot-obichnogo/
Мы, команда Творческого Объединения #Шашники, опираясь на свой более чем десятилетний опыт в области разработки программ лагерей, с радостью приглашаем вас пройти вместе с нами путь разработки программы лагеря от условного «ничего» до готовой программы, вместе с нами ответить на множество интересных вопросов, которые рождаются в ходе появления новой программы, поразмышлять над проблемами, возникающими у нас – разработчиков. Мы зовем вас в исследование, цель которого – изучить уникальное образовательное пространство – лагерь!
Наша миссия в этой книге – усовершенствовать систему разработки программ для лагеря, помочь вам повысить интерес к вашему бизнесу и его конкурентоспособность. Мы готовы и хотим быть на связи с нашими читателями, обмениваться профессиональным опытом и развивать сферу образования путем создания новых обучающих пространств в лагере. Мы хотим менять представление о лагерях!
Если вам будет полезна независимая экспертиза программы вашего лагеря, благодаря которой вы увидите ее новые возможности, найдете новые идеи для развития и модернизации существующей программы или даже создадите новую, то пишите нам – мы готовы вас поддержать!