Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. С.9.
См.: Франк Ф. Философия науки. М., 1960. С.56.
Об этом подробнее речь пойдет в последующих главах.
См: Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т,П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учеб.пос. для аспир. Ростов н/Д., 2004. С.11.
См: Лебедев С.А. Предмет и структура современной философии науки // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2009. – № 1. – С. 4-6.
Там же. С. 6.
Термин «науковедение» ввел чешский ученый и философ Б.Больцано (1781-1848), но он употреблял его в более узком значении – как «логику науки».
См.: «Науковедение» // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 406-407.
См.: Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 35, 483.
См.: Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001. С. 5.
См.: Рузавин Г.И. Философия науки: учеб.пос. для студентов вузов. М., 2005.
См.: Лебедев С.А. Предмет и структура современной философии науки // Вестник Московского университета. – 2009. – № 1. – С. 3, 9-25.
См.: Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1956. С. 17.
Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д., 2004. С. 25.
См.: Берков В.Ф. Философия и методология науки: Учеб.пос. М., 2004. С.21; Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: Учебник. СПб., 2001. С.334-335.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 192.
Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки: гносеологический анализ. М., 1985. С. 6.
См.: Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985. С. 26-36; Берков В.Ф. Философия и методология науки. М., 2004. С. 13-16; Ильин В.В. Философия науки: учебник. М., 2003. С. 85-93, 97, 127-130, 133-215; Лебедев С.А. Структура науки // Вестник Московского университета. – 2010. – № 3. – С. 27-34, 49.
См.: Лебедев С.А. Структура науки // Вестник Московского университета. – 2010. – №3. – С. 27-30, 49.
На этих чертах научного знания акцентируют внимание В.В.Ильин (применительно к эталону античной науки) и Е.В.Ушаков (см.: Ильин В.В. Философия науки. М., 2003. С. 87-89; Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. М., 2005. С. 33).
См.: Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки: Структуры систем знания: Пособие для студ. вузов. М., 1994. С. 109-112.
См.: Ильин В.В. Философия науки. М., 2003. С. 108-126. В последующем при изложении материала по данному вопросу будем ссылаться на эти работы.
См.: Ильин В.В. Философия науки. М., 2003. С. 108-126.
См.: Ильин В.В. Философия науки. М., 2003. С. 113-119.
См.: Ильин В.В. Философия науки. М., 2003. С. 97, 129.
См.: Ильин В.В. Философия науки. М., 2003. С. 124-126.
Денотат – множество онтологически артикулированных предметов, обозначаемых данным именем; объект языкового обозначения, реальный предмет или класс предметов как типовое представление предмета реальной действительности.
На этих чертах научного знания акцентируют внимание, как отмечалось выше, В.В.Ильин и Е.В.Ушаков (см.: сноску на стр. 18).
Так названа эта черта научного знания некоторыми авторами, см.: Берков В.Ф.
Философия и методология науки. М., 2004. С. 15.
Принцип интерсубъективности (общезначимости) научного знания является важнейшим признаком классической модели науки. Согласно ему, научное высказывание будет тем достоверней, чем меньше содержит субъективных привнесений. Классическая наука стремилась элиминировать (от лат eliminare – изгонять), исключить субъекта из контекста внутринаучных построений. Наука должна давать чисто объективное, безусловно достоверное знание, окончательно установленное и обоснованное. Это требование связывают также с фундаментализмом и универсализмом научного знания (см.: http//tainimirozdania.ucoz.ru/publ/11-1-0-143).
Следует отметить, что впервые социальная природа познания, в т.ч. научного, была обоснована К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Баденская школа неокантианства подробнее будет рассмотрена во II части учебного пособия, посвященного философским проблемам социально-гуманитарных наук.
При таком понимании знание фактически отождествлялось с наукой (научным знанием).