Антропогенез – процесс происхождения и становления физического типа человека.
В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социальными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышление, навыки и знания. Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации. Важнейшей социальной характеристикой человека является наличие у него сознания.
Индивид – человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).
Индивидуальность – специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожденные, так и приобретенные в обществе).
Личность – высшая ступень развития человека, на которой он выступает как субъект сознательной деятельности и как носитель социально значимых свойств и качеств.
Структура личности:
• социальный статус – положение человека в социальной иерархии;
• социальная роль – образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;
• направленность – определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.
Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений человека об окружающем мире, обществе и месте человека в мире.
Структура мировоззрения: знания, духовные ценности, принципы, идеалы, убеждения.
Виды мировоззрения:
• обыденное, источником которого является личный опыт или общественное мнение, связанные с повседневной деятельностью;
• религиозное, источником которого является некий авторитет, наделяемый доступом к сверхъестественному знанию;
• научное, основанное на рационально обработанном опыте;
• философское, основанное на разуме, обращенном к самому себе.
Знание – результат познавательной деятельности.
Познание – деятельность, направленная на получение знаний об окружающем мире, обществе и человеке.
Структура познания:
• субъект (тот, кто осуществляет познание – человек или общество в целом);
• объект (то, на что направлено познание);
• знание (результат познания).
Виды знаний:
• обыденное – знание, приобретаемое в ходе практической деятельности и социального взаимодействия;
• мифологическое – образное знание, передаваемое из поколения в поколение;
• религиозное – знание, основанное на вере в сверхъестественное;
• художественное – основанное на субъективном творческом откровении;
• научное – систематическое, теоретическое, экспериментально подтвержденное знание;
• псевдонаучное – знание, имитирующее науку, но таковым не являющееся.
Истина – соответствие полученных знаний своему содержанию объекта познаний. Истина должна быть объективной. Объективная истина – истина, не зависящая от воли и желания субъекта познания.
Выделяют два вида истины: относительная и абсолютная.
Относительная истина – истина, частичная, неполная, характеризующая отдельные аспекты или отношения познаваемого объекта.
Абсолютная истина – полное, точное, неизменное знание, характеризующее все стороны познаваемого предмета.
Мышление – процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.
Характеристики мышления:
• социальный характер;
• связь с языком;
• опосредованный характер;
• личностный характер.
Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.
Деятельность – форма активности, присущая исключительно человеку.
Структура деятельности:
• Субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек или коллектив).
• Объект – то, на что направлена деятельность.
• Мотив – то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек.
• Цель – то, ради чего осуществляется деятельность.
• Средства – то, с помощью чего осуществляется деятельность.
• Результат – изменения в реальности, которые происходят после завершения деятельности.
Виды деятельности.
• Учение.
• Общение.
• Труд.
• Игра.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знание, умений, навыков.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-либо материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых.
Потребность – фундаментальная необходимость человека в условиях своего существования.
Нужда – актуализированная потребность, осознаваемая на субъективном уровне.
Интерес – направленность человека на условия доступности предмета потребности.
Мотив – потребность, ставшая основанием деятельности.
Классификации потребностей
I. Основная классификация:
• материальные (естественные, биологические, врожденные, органические) – потребности в поддержании физического существования (еда, сон, отдых…);
• социальные – потребности во взаимодействии с обществом (общение, престиж, признание, труд…);
• идеальные (духовные) – потребности в создании и освоении духовных ценностей (творчество, самореализация, знания…).
II. Пирамида А. Маслоу.
Согласно классификации А. Маслоу, люди не переходят к удовлетворению высших потребностей, пока не удовлетворены потребности низшего уровня.
Базовые:
• естественные (еда, сон, безопасность…);
• экзистенциальные (комфорт существования, самореализация…).
Вторичные:
• социальные;
• престижные;
• духовные.
Свобода может пониматься как:
• возможность действовать, повинуясь только своим желаниям;
• возможность действовать, подвергаясь только таким ограничениям, которые обеспечивают признание и уважение прав других;
• осознанная необходимость;
• «негативная» и «позитивная» свобода. Негативная свобода – «свобода от» – свобода от внешних обстоятельств. Позитивная свобода – «свобода для» – условие роста и развития человека.
Необходимость – это условия, в которые изначально поставлен человек и которое определяют его деятельность.
В любом понимании, абсолютная свобода недостижима и невозможна.
Ответственность – осознание себя как причины совершаемых поступков, во внутреннем контроле за ними. Социальная ответственность – поведение человека в соответствии с интересами других людей и общества в целом.
1. Общество в широком смысле – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, обладающих волей и сознанием и включающая формы их объединения и способы взаимодействия.
2. Общество в узком смысле – совокупность людей, объединенных общей деятельностью и общими интересами.
3. Общество как система – это динамичная сложноорганизованная система, отличающаяся следующими чертами (черты общества как системы):
• упорядоченность, наличие законов, принципов, определяющих функционирование общества;
• целостность, общество является единым целым;
• интегративность, у общества как целого имеются интегративные свойства, то есть свойства, не сводимые к свойствам отдельных моментов;
• сложноорганизованность, общество состоит не из простых элементов, а из подсистем, имеющих внутреннюю структуру, и, в конечном итоге, из людей, каждый из которых обладает волей и сознанием;
• динамичность, способность к изменению отдельных частей, их развитию или деградации, при сохранении целостности всего общества;
• самодостаточность, способность поддерживать свое существование.
Сложноорганизованность общества означает, что оно состоит из подсистем общества (сфер общественной жизни).
1. Экономическая сфера, которая включает производство материальных благ и отношения, возникающие в процессе производства – распределение, обмен, потребление материальных благ.
2. Социальная сфера, включающая социальную структуру и социальные группы.
3. Политическая сфера, в которой общество осуществляет саморегуляцию, управление с помощью институтов государства и права.
4. Духовная сфера – это сфера общественного сознания, в которой осуществляется духовное производство и создаются духовные блага.
Социальный институт – исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их взаимодействие и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
В соответствии с фундаментальными потребностями общества (воспроизводство рода, безопасность и порядок, средства существования, получение знаний, социализация, духовные потребности) выделяют пять основных институтов общества:
• Институт семьи.
• Государство.
• Производство.
• Духовные институты (религии, науки, морали).
• Образование.
Институты необходимы для:
• объединения больших масс людей, занятых определенным видом деятельности;
• закрепления конкретных видов и форм взаимодействия;
• нормативной регуляции этих видов деятельности, стандартизации поведения своих участников;
• формирования системы учреждений, наделенных материальными средствами для этой деятельности;
• социализации личности
«Культура»: слово происходит от латинского глагола, означающего «возделывание почв». В широком смысле, это совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепленных в общественной практике. В узком смысле, это отрасли творческой деятельности, связанные с искусством.
Формы культуры: материальная и духовная.
Материальная культура – совокупность объектов культуры, существующих в чувственно-предметной реальности, предназначенных для удовлетворения материальных потребностей.
Духовная культура – совокупность объектов культуры, существующих через сознание людей, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей.
Разновидности культуры.
Культура подразделяется на народную, элитарную и массовую.
1. Народная культура – культура, характерная для определенной этнической общности (народа, нации).
Особенности:
• простота, доступность;
• анонимность, создается всем народом;
• стабильность, неизменность;
• связь с национальными корнями;
• служит для национальной самоидентификации;
• возникает в процессе практической деятельности людей.
2. Элитарная культура – культура, характерная для высших слоев общества.
Особенности:
• сложность, доступность только для избранных;
• создается определенными авторами;
• создается профессионалами;
• служит для отделения высших слоев (аристократии) от простых людей;
• постоянно развивается, усложняется;
• интернациональна.
3. Массовая культура – культурные образцы, которые адресованы широкой аудитории, «массовому потребителю».
Особенности:
• коммерческая направленность;
• простота и доступность форм;
• создается профессионалами;
• интернациональна.
В современном обществе массовая культура доминирует, она практически вытеснила народную; в то же время, элитарная культура сохраняется как средство творческого самовыражения, не направленное на массовое потребление и коммерческую выгоду.
Наука может пониматься в трех смыслах: как социальный институт, как отрасль духовного производства, как система знаний.
1. Наука как социальный институт – система организаций, учреждений вырабатывающих, распространяющих и внедряющих знания, а также норм и принципов, регулирующих их деятельность.
2. Наука как духовное производство – особый тип духовной деятельности, направленной на получение достоверного и обоснованного знания.
3. Наука как система знаний – упорядоченная система обоснованных знаний, выраженных в абстрактно-логической форме.
Выделяют два уровня научного знания – эмпирический и теоретический.
1. Эмпирический уровень характеризуется непосредственным познанием внешних сторон объектов, выявлением наблюдаемых фактов и фиксацией закономерностей.
Формы эмпирического познания – научный факт и эмпирический закон. Эмпирическое познание использует методы:
• наблюдение;
• эксперимент;
• измерение;
• описание;
• сравнение и др.
2. Теоретический уровень осуществляет опосредованное познание, проникает в сущность явлений и объясняет их.
Формы теоретического уровня познания – закон, гипотеза, теория. Теоретическое познание использует методы:
• дедукция;
• индукция;
• абстрагирование;
• идеализация;
• систематизация и др.
Помимо эмпирических и теоретических методов, существуют универсальные методы, применение которых возможно на любом из данных уровней.
К ним относятся:
• аналогия;
• анализ;
• синтез;
• классификация;
• моделирование.
Виды наук.
Традиционно выделяют естественные и социально-гуманитарные науки.
1. Естественные науки изучают природные объекты и явления. Их основная задача – объяснение универсальных, повторяющихся закономерностей.