Понятие о культуре. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – определенный способ организации и развития жизни и деятельности людей, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека к природе, обществу, между людьми и к самому себе. В понятии «культура» определяется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и определенное качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах истории, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей[8]. Культура характеризует также особенности общественного и личностного сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура и др.). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы или всего общества в целом.
Понятие «культура» было в центре исследований на всех этапах истории человеческой мысли, хотя само слово вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII в., более или менее сходные представления существовали на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской мысли, дхарма в индийской, дике в греческой). Изначально понятие культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Эллины видели в «пайдейе», т. е. в «воспитанности», основное отличие от «некультурных» варваров. В позднеримскую эпоху позитивно оценивался городской уклад социальной жизни (близко к понятию «цивилизация»). Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В Возрождение культура представляется как соответствие гуманистическому идеалу человека, позднее – идеалу просветителей.
Цель культуры представлялась с позиции эвдомонистической концепции сделать всех людей счастливыми, натуралистическая концепция считает культурными тех людей, которые живут в согласии со своими естественными природными потребностями. В эпоху Просвещения критикуется культура и цивилизация (Руссо), которая противопоставляет испорченности и моральной развращенности «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальном уровне развития.
Представители немецкой классической философии искали выход из этой ситуации в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания. Культура представляется как область духовной свободы человека.
В конце XIX – начале XX вв. универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре был подвергнут критике с позиций неокантиазма (М. Вебер, Риккерт). Культуру стали представлять как определенную систему ценностей и идей, которые различаются ролью в жизни и организации общества того или иного типа. Позднее подобный взгляд оформился в теорию «культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), распространенную до начала 20-х гг. XX в. В теории единой линейной эволюции культура подверглась критике с позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» – замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривается как последний этап развития определенного общества. В определенных концепциях критика культуры доводилась до полного ее отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а любая культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ницше).
Духовная культура личности и ее значение в общественной жизни. «Дух» считается философской категорией, означающей духовную, а не материальную первичность. Вопрос о первичности и вторичности, о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии. Основной вид, процесс духовной деятельности – духовно-производительная деятельность, т. е. производство индивидуального и общественного сознания, производство идей, знаний, теорий, художественных образов и других духовных ценностей в их конкретно-историческом содержании и формах. Если целью материальной деятельности является производство материальных благ, то духовной – производство духовных ценностей, призванных удовлетворять духовные потребности и интересы людей, общества, вместе они образуют производство в целом, законы развития которого имеют всеобщее значение. Вполне правомерна точка зрения К. Маркса, что мораль, право, религия и другие виды духовной деятельности «суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону»[9].
Следует отметить, что определенными особенностями обладают отдельные виды духовной деятельности: научная, художественная, религиозная, нравственная и др. Но необходимо иметь в виду, что духовное производство – это «живая летопись чувств и переживаний человеческих существ»[10].
Духовная культура личности (конкретной души) не может существовать вне совокупности других «душ», и эта совокупность «душ» организуется в некоторую единую духовную формацию – духовную культуру данного народа, нации, общества, государства или целой эпохи.
Духовное производство в разнообразных видах человеческой деятельности обладает определенной качественной спецификой, которая объясняется причинами объективного и субъективного характера. В разных видах человеческой деятельности не одинаковая степень обусловленности духовного материальным. Производство нравственных представлений, идей, принципов, норм, идеалов, художественных образов и вкусов, а тем более философских идей намного больше отделено от материального, чем производство каких-либо математических или экономических конструкций.
История сохраняет «вечные» сюжеты, которые характерны для всех народов, изображающие трагедию вражды, злости, драму любви, верность, ревность, жадность и т. п. отношения, настроения, действия. Несомненно, что огромная сила традиций в духовной жизни людей имеет свои социальные причины. Главная из них заключается в том, что сознание людей в конечном счете отражает их общественное бытие, а духовная деятельность вплетена в деятельность материальную, составляя ее необходимое свойство или сторону. Поэтому любая человеческая потребность, интерес, цель, средства достижения цели, метод, который используется, действие и результат представляет собой единство материального и духовного в этой детерминационной структуре деятельности человека.
Таким образом, любой духовный образ, идея как общее, проникая в сознание определенного человека, социальной группы, общества (как материального образования), становится определенностью этого человека, группы, общества, характерной чертой, свойством и в деятельности получает свое иное бытие.
Культура народная, массовая и элитарная. Совершенно очевидно, что культура – явление общечеловеческое. Выделяя народную культуру можно определить ее так: традиционная культура, включающая культурные уровни разных эпох от древности до настоящего времени, субъектом которой является народ, – коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.
Своеобразие этой культуры заключается в том, что она бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.
Вполне закономерно, что каждое новое поколение людей делает свой вклад в духовную жизнь и деятельность общества, добавляет новые ценности к ценностям, которые выработаны предшественниками, хотя, как правило, обычно молодое поколение с присущим ему максимализмом представляет дело так, будто бы оно создает свою духовность заново, на чистом месте, отрицая все старое. Но действительно оно лишь добавляет, а то просто облекает в новую форму старые истины и образы «новое – это хорошо забытое старое».
На каждом этапе развития человеческой общности характерен свой тип духовной культуры как исторической целостности. Правомерно заметить, что народной культуре не свойственен разрыв в развитии, уничтожении старого, отказ от культурного наследия и традиций, потому что каждый новый этап развития с объективной необходимостью, но в то же время избирательно наследует культурные ценности предшествующего этапа.
Для определенных обществ (государств) антагонистического характера характерна неравномерность культурно-исторического процесса, усиления культурного расслоения общества, что порождает сложные социальные проблемы, поскольку культурное развитие одной части общества происходит за счет другой. Все это отражается и на самой культуре, например, ее деление на так называемую высокую (элитарную) и массовую культуру.
Массовая культура – это то, что приспособлено к вкусам широких масс людей, которая технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных информационных технологий.
Появление и развитие этой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на общество. В средствах массовой коммуникации, как правило, выделяют три элемента: средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т. д.), которые тиражируют информацию, оказывают постоянное воздействие на аудиторию и ориентированы на конкретные группы людей; средства массового воздействия (реклама, мода, кино и др.) не постоянно воздействуют на аудиторию, они больше ориентированы на усредненного потребителя; технические средства коммуникации (телефон, Интернет и пр.) определяют возможность непосредственного общения конкретного человека с человеком и служат для передачи информации личного характера.
В последнее время в контексте развития средств коммуникации говорят о новой разновидности культуры – компьютерной. Если прежде основным источником информации являлась книжная страница, то в настоящее время – монитор. Современный компьютер позволяет мгновенно получать информацию по сети, дополнять текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что создает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в сети (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т. е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.
Анализируя действительность сегодняшнего дня, следует выделить следующие элементы массовой культуры: информационную индустрию – прессу, теле- и радионовости, ток-шоу и т. д., разъясняющие происходящие события самым простым понятным языком. Исторически массовая культура первоначально формировалась в сфере информационной индустрии, так называемой, «желтой прессе» XIX – начала XX вв. Нельзя оставить без внимания высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением. Это индустрия досуга: фильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыку и т. д.; система формирования массового потребления, в основе которой находятся реклама и мода. Потребление представляется в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека. Мифология тиражируется от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.
Элитарная культура. Рассматривая понятие и содержание элитарной культуры, можно определить ее как культуру привилегированных групп общества, которая характерна принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающую в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Уровень элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью так называемой элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей культуры и науки, искусства, религии. Следовательно, элитарная культура связана с частью общества, как бы наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего социального положения. Именно эта часть общества в большей части обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры. Однако возможны исторические периоды, когда под маской элиты прячется «псевдоэлита», что более всего характерно для сферы политики (политическая псевдоэлита)[11]. В истории практически всех народов были такие периоды (инквизиция, фашизм, коммунистический радикализм, исламский радикализм т. п.).
Популярная культура выступает в оппозиции элитарной культуре и представляется как область культуры, приемлемой и понятной большинству населения в любую историческую эпоху. Унифицированность и тривиальность элитарной культуры противопоставляется некой оригинальности и индивидуальности в поисках новых художественных решений; простоте и доступности – закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств – самый широкий спектр средств выразительности и т. д. Но основное отличие элитарной культуры от популярной представляется в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: именно она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.
Правомерно выделить следующие отличительные черты популярной культуры: ярко выраженная национальная специфика, тогда как традиционная народная культура преимущественно этноцентрична, а массовая культура, вне сомнения, космополитична. Видимо, поэтому с помощью популярной культуры можно эффективно формировать государственную и национально-культурную идентичность. Представляется правомерной точка зрения, что в современных условиях только на ее основе может сложиться действенное идейное политическое единство наций, имеющих сложную полиэтническую структуру; усиление взаимосвязи и взаимодействия всех видов и жанров культурного творчества – народного (фольклорного), самодеятельного и профессионального искусства, идеологизированных институциональных форм и тех видов, которые непосредственно связаны с бытовыми, повседневными сторонами жизни; ведущая роль наглядных, изобразительных жанров, в то время как в традиционной культуре имеют преимущество устные жанры, а в классической – литературные, печатные; неразрывное соединение со средствами массовой коммуникации, хотя использование технических каналов для трансляции произведений неизбежно приводит к обеднению их содержания, так как техническая передача ограничивает возможности импровизации и новых интерпретаций; условность понятия авторства. Оно не отрицается, но не имеет самодовлеющего значения, так как для массовой публики безразлично авторство. Правомерно сделать вывод, что популярная культура интерактивна, она создается параллельно с процессом распространения и потребления (интерпретации). Этим она больше напоминает народное творчество. Более явно эта черта видна в сети «Интернет»; наличие черт традиционных праздников, народных гуляний, ритуалов, карнавала, проявляющееся в том, что культурные события распределяются во времени неравномерно, организуются в определенные тематические циклы и приурочиваются к знаковым событиям, которые тщательно планируются.
Массовая культура определяется как совокупность общемировых потребительских элементов культуры, которые производятся в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. В содержание массовой культуры включается продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т. д. Потребление этой продукции – массовое или аудитория, которая воспринимает данную культуру. Как правило, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевидения и кино.
Не лишне заметить, что массовая культура является фундаментом мировой культуры, стирает и устраняет национальные границы. Дело в том, что произведения массовой культуры основываются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Напротив, образование для нее даже вредно, поскольку явно мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Правомерно сформулировать основные характеристики массовой культуры: ориентированность на гомогенную аудиторию: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: эскапизм (бегство от действительности); быстродоступность и быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность.
На основе анализа современной действительности можно выделить три основных уровня массовой культуры.
Во-первых, это так называемая кич-культура, которая представляется как массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. Можно выделить следующие характеристики кича: упрощенная подача проблематики; опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентация на обывателя, жизнь которого представляется скучно и однообразно. У кича нет вопросов, он содержит только заранее подготовленные ответы, клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.
Во-вторых, мид-культура как разновидность массовой культуры, которая обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включает в себя основные черты массовой культуры. По отношению к кичу данная форма массовой культуры считается более высокой. Правомерно отметить, что она задает тон и на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.
В-третьих, арт-культура, под которой понимается массовая культура. Она не лишена определенного художественного содержания и эстетического выражения. Считается, что это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самую образованную часть общества. Целью является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Представляется правомерной точка зрения, что в последнее время массовая культура все более ориентируется на мидкультуру, т. е. культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Следовательно, общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.
В действительности массовая культура представляет собой более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, потребностями и интересами. Она представляет собой определенный способ существования современной культуры, и в таком качестве она пересекается с популярной культурой.
Следует отметить еще одну разновидность массовой культуры – экранную культуру, которая является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера изменило мировосприятия человека.
Как представляется, экранная культура – это культура, основным носителем текстов которой является не, как прежде, письменность, а экран, монитор. Таким образом, экранная культура это логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница – это зрительно воспринимаемая и озвученная книжная страница.
Нельзя не отметить и такое социальное явление, как субкультура (англ. sub – под и culture – культура), т. е. подкультура, под которой понимается определенная культура того или иного общества, которая отличается от большинства некоторыми признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т. д. Это понятие в основном используется в антропологии, культурологии и социологии. Как правило, субкультуры формируются на демографической, географической, национальной, профессиональной и других основах. Например, субкультуры молодежных группировок: готы, панки, растаманы и т. п. носителей субкультуры. С точки зрения культурологии субкультура представляет собой объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.