Раздел 1. Качество общения

1.1. Качество общения с собой[1]

1.1.1. Качество планирования и контроля

Для капитана, не знающего, в какую гавань он плывёт, нет попутного ветра.

Сенека

1. Не формулируй для себя жизненные ценности, не устанавливай приоритеты и не стремись их реализовывать

2. Не мотивируй себя и не выбирай разумные цели в личной и профессиональной жизни, и не добивайся их достижения с соблюдением норм нравственности и законов

3. Не соблюдай рекомендацию Пифагора: «Просыпаясь утром, спроси себя, что я должен сделать, а вечером, что я сделал и какой мой долг остался невыполненным»

4. Еженедельно не анализируй эффективность управления временем.

1.1.2. Качество отношения к жизни

Не гоняйся за счастьем. Оно всегда находится в самом тебе.

Пифагор

1. С утра все дела текущего дня воспринимай как неприятные, ходи на работу как на исполнение тяжелой повинности, а не с чувством, что строишь дворец своего счастья

2. Огорчайся каждому препятствию на пути к цели (Надпись в Тибете на камне: «Научился ли ты радоваться препятствиям?»)

3. Завидуй чужому счастью («Не печалься тому, что ты радовался меньше других, а радуйся тому, что ты печалился меньше других». Омар Хаям)

4. Не цени то, что имеешь; волнуйся по пустякам, обычным или неизбежным событиям; не мирись с тем, что не в силах изменить, и не контролируй то, что можно контролировать

5. Своди до минимума общение с приятными людьми, ухудшай отношения с теми, кто для тебя дорог (друзья, семья, любимый человек, хороший начальник)

6. В благоприятной ситуации не обращай внимание на возможные минусы, чтобы их предотратить или уменьшить влияние

7. Почаще ной и жалуйся на жизнь, стремясь чувствовать себя несчастным, загнанным жизнью человеком

8. Не стремись вырабатывать позицию «Я —о'кей, ты – о'кей»

9. Не мечтай и не фантазируй. Помни: мечты сбываются, если человек трудолюбив и настойчив.

1.1.3. Качество отношения к неудачам

1. Переживай по поводу неудачи, и не думай, как её исправить и превратить минусы в плюсы

2. Не делай объективные выводы из неудачи, и наступай на одни и те же грабли

3. Всегда осуждай, и вини в неудачах других, но не себя. (Анекдот: Девушка пришла к врачу. Врач: «Почему у вас палец на руке перевязан?». Девушка: «Я выходила из дому и дверью его защемила». Врач: «А почему перевязан палец на ноге?». Ответ: «Я эту дверь как следует наказала»)

4. Не ищи плюсы в сложившихся обстоятельствах. (Закон единства и борьбы противоположностей – нет худа без добра; не было счастья, да несчастье помогло. Японский иероглиф «кризис» означает два понятия: крах, ломка; новые возможности. «Если невеста уходит к другому, то неизвестно кому повезло»)

5. Исключай возможность, что данная неудача спасла тебя от ещё большей (Один человек не нашел места в гостинице и отправился ночевать в лесок близ города. Костёр разжечь не смог из-за начавшегося дождя. Промучился всю ночь. Утром узнаёт, что город разграбили разбойники, которые проходили через лесок, и увидели бы его, если б удалось разжечь костёр)

1.1.4. Качество самосовершенствования

Один раз в жизни победить нельзя. Нужно побеждать каждый день.

Ромен Роллан.

Отрицательные черты характера

Зависть, лень, непунктуальность, жадность, мстительность, пессимизм, уныние, раздражительность, неуравновешенность, слабохарактерность, неуверенность (комплекс неполноценности), хвастовство, лживость, болтливость, обидчивость.

Положительные черты характера

Альтернативные отрицательным положительные черты характера очевидны.

Перечень добродетелей с их определениями, которые для себя установил Бенджамин Франклин, приведены в главе о выработке привычек.

Вредные советы

1. Не стремись улучшить характер, самоорганизацию, приобрести полезные навыки

2. Не изучай методы выработки полезных привычек

3. Занимайся самоедством

4. Борись с недостатками, а не воспитывай достоинства

5. Не напрягай себя анализом недостатков характера и качества жизни, планированием идеального распределения времени

6. Не стремись стать лучше, ибо совершенствование невозможно без усилий.

1.1.5. Качество принятия решения

1. Не пользуйся достоверной информацией, доверяй слухам, не «фильтруй базар» (Анекдот: На базаре поссорились два человека. Один громко закричал: «Да у тебя сестра проститутка». Второй: «Чего ты орёшь. У меня даже сестры нет». Первый: «Теперь пойди, и объясни это всем»)

2. Не формулируй критерии принятия решений

3. Не взвешивай плюсы и минусы важного решения, не прогнозируй последствия принимаемых решений

4. Принимай скоропалительные решения

5. Не доверяй интуиции

1.1.6. Качество поступков

1. Не оценивай свой поступок с точки зрения соответствия твоим нравственным принципам и общепринятым нормам поведения

2. Не оценивай поступок с позиций заинтересованных сторон

3. Будь требовательным к другим, и не требовательным к себе; обращай внимание на соринку в глазе других, и не замечай бревна в своем глазе (Конфуций, Христос)

4. Делай другим то, что себе не желаешь (Гл. 15 Деян.); и не поступай с ними так, как хочешь, чтоб поступали с тобой (Христос); причиняй зло (принцип буддизма: «не причинение зла»)

5. Не одобряй предстоящих действий знакомых, вселяй в них неуверенность, не поощряй людей делать добрые поступки

6. Не уточняй для себя мотив поступка

7. Не прощай обиды, даже если перед тобой извинились (Христос)

1.1.7. Качество управления эмоциями

1. Не пытайся побороть привычку гневаться и поднимать голос на собеседника

2. Не сомневайся: гнев способствут получению желаемого, завоеванию уважения, и не имеет вредных последствий

3. Говори со всеми на повышенных тонах

4. При плохом настроении постарайся его испортить другим

5. Не ищи гипотетические способы поведения в ситуациях, вызвавших гнев, и собственный приём успокаиваться и говорить спокойно в подобных обстоятельствах (например, начать глубоко дышать, посчитать до пяти, попробовать улыбнуться и вежливо обратиться к собеседнику, объяснить собеседнику причину возникновения раздражения, предупредить собеседника о нарастающем раздражении и т. п.)

1.1.8. Качество отношения к деньгам

1. Деньги, как известно, не есть потребность, а лишь средство в их удовлетворении. «Деньгами надо управлять, а не служить им» – Сенека.

2. Богатство развязывает руки и порокам и добродетели. У неинтеллигентных людей богатство способствует душевной чёрствости и потаканию плотским наслаждениям. У людей, выдержавших испытание богатством, остаются и сострадание, и уважительное отношение к людям.

3. Деньги должны приносить три удовольствия:

удовольствие их зарабатывать,

удовольствие их тратить,

удовольствие иметь резерв (он придает спокойствие и уверенность)

(Григорий Рахутин).

1.1.9. Порядок в комнате проживания и на рабочем месте

1. Не выделяй каждый день пять минут для поддержания порядка, не поддерживай ежедневно порядок, а беспорядок образуется сам собой

2. Нужную информацию и предметы храни где попало, чтобы их не так просто было найти

3. Уходи из дома и с работы, не убрав разбросанные предметы

1.1.10. Качество духовного развития и воспитания в себе свободной личности

1. Забудь о духовных потребностях; слепо следуй инстинкту, не считаясь с нравственными нормами

2. Будь свободен от ответственности перед другими, живи свободно, безнравственно и волевых усилий

3. Не изучай Декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году

4. Ощущай себя в своей стране беззащитным, безропотным «винтиком»

5. Будь рабом чужих суждений и обстоятельств, самостоятельно не распоряжайся собственной судьбой и жизненной дорогой

6. Не разбирайся в мотивах своих действий (Человек действует для удовлетворения своих потребностей (желаний). Проиллюстрируем это диалогом, имевшим место в жизни: Бабушка говорит внуку: «Ты пришел из садика и ещё не был в туалете». Внук ответил: «Бабушка! Но мои какашки ещё спят!». Есть два стремления при удовлетворении физиологических и духовных потребностей: получить удовольствие и избежать неудовольствия. Неудовлетворённая потребность вызывает дискомфорт, а дискомфорт вызывает желание удовлетворить соответствующую потребность. Чем сильнее дискомфорт, тем больше удовольствия испытывает человек при удовлетворении потребности)

7. Не отвечай на вопросы, чтоб разобраться в качестве духовного развития:

– Знаешь ли ты 10 заповедей от Моисея, или постулаты той религии, которой придерживаешься?

– Знаком ли ты с классической музыкой?

– Как часто ходишь в театры (раз в три месяца, полгода, год)?

– Сколько часов в неделю читаешь художественную литературу?

– Ходишь ли иногда в музеи живописи (раз в три месяца, полгода, год)?

– Задумываешься ли иногда о смысле жизни?

– Определился ли ты с желательным вектором развития страны (демократический, авторитарный, тоталитарный)?

– Осознаешь ли ты себя личностью, способной повлиять на отдельных людей или общество в целом?

– В чём суть твоей самореализации?

1.2. Качество общения с людьми[2]

1.2.1. Качество общения с родителями

1. Проявляй неуважение к родителям («Чти отца и мать свою, дабы продлились дни твои на земле» – 5-я Заповедь, записанная Моисеем на скрижалях на горе Синай)

2. Не формулируй требований к себе в отношении к родителям

3. Не помни дни рождения родителей и не дари им подарки

4. Отказывайся от любой помощи родителям

5. Проси у родителей часто и трудно выполнимое для них; требуй материальную помощь не только во время учёбы, но и после

6. Живя с родителями не сообщай, когда вернёшься домой, не звони, когда задерживаешься; живя не с родителями, звони реже, пусть поволнуются

7. При возникновении разногласий не стремись понять опасений родителей, объяснить свою позицию и найти взаимоприемлемое решение

1.2.2. Качество общения с родственниками

1. Не приглашай родственников в гости

2. Будь не гостеприимным

3. Не проявляйте друг к другу знаки внимания (забывайте о дне рождения родственников и т. п.)

4. Не выполняй просьб родственников и не приходи на помощь

5. Стремитсь обмануть родственников (занять деньги и во-время не отдать, не выполнить обещание и т. п.)

6. Ссорся из-за мелких недоразумений и не прощай обид

7. Стремись, чтоб между родственниками царил дух соперничества, а не сотрудничества

1.2.3. Качество общения со второй половиной

1. Не формулируй цели взаимоотношений с другой половиной

2. Не анализируй, чего желает и чего боится вторая половина

3. Не придерживайся правил счастливой семейной жизни по Карнеги:

– не ворчите

– не пытайтесь перевоспитать супруга (у)

– не критикуйте

– восхищайтесь достоинствами супруга (ги)

– уделяйте внимание супруге (у)

– будьте вежливы

– читайте специальную литературу о супружеских взаимоотношениях.

1.2.4. Качество общения с друзьями

1. Обращайся к друзьям как можно чаще за помощью

2. Не выполняй их мелкие легко выполнимые просьбы

3. Забывай поздравить друзей с днём рождения

4. Распространяй о друзьях негативную информацию

5. Не соблюдай конфиденциальность полученной от друзей доверительной информации

6. Не советуйся с друзьями в сложной ситуации

1.2.5. Качество тоста

1. Проси слова, не зная первой и последней фразы.

2. Перед началом тоста не добивайся внимания присутствующих

3. Говори долго и длинными фразами

4. Говори тихо, невнятно, монотонно, без интонаций, без пауз

5. Мысли излагай нечётко

6. Завершай тост, чтоб было непонятно за что пить.

7. Содержание тоста должно обязательно кому-то не понравиться.

1.2.6. Качество общения в гостях

1. Приходи на день рождения, если тебя не приглашали

2. Приходи без подарка, или делай очень дорогой подарок, чтоб смутить хозяев

3. Первый протягивай руку старшему, и тем, кому представляют

4. В гостях старайся напиться

5. Ешь с ножа и неопрятно

6. Неумеренно болтай и хвались.

1.2.7. Качество общения с начальством

1. Не формулируй цель взаимоотношений с начальником: это затруднит выполнение других вредных советов

2. Не уточняй взаимных требований

3. Не подстраивайся под стиль руководства начальника, пусть он подстраивается под тебя

4. Не продумывай цель каждой встречи с начальником

5. Не задумывайся о своём имидже в глазах начальника

6. Не анализируй характер начальника для эффективного достижения своих целей

7. Говори больше, авось и сболтнёшь лишнее; хвались («Пусть хвалит тебя другой, а не язык твой» – Соломон), и везде говори о начальнике плохо: пусть ему расскажут, что думает о нём подчинённый.

8. Во время не приходи на работу, своевременно не выполняй поручения начальства, и не сдерживай обещаний

9. Выплёскивай эмоции на сослуживцах, конфликтуй с сослуживцами и начальством

10. Не анализируй отношения с сослуживцами и начальством

11. Доставай начальство частыми вопросами и советами.

1.2.8. Качество имиджа у подчинённых

(по результатам экспертного опроса слушателей МБА – менеджмент бизнес администрейшен)

1. Справедливый

2. Компетентный

3. Требовательный

4. Мотивирующий

5. Открытый к диалогу

6. Последовательный

7. Внимательный

8. Развивающий сотрудников

9. Стремящийся к улучшению

10. Умеющий решать вопросы с начальством

1.2.9. Качество имиджа в глазах начальства

1. Высокое КПДЭ – компетентность, порядочность, добросовестность, эффективность

2. Ответственный, пунктуальный

3. Работоспособный

4. Исполнительный

5. Коммуникабельный, неконфликтный

1.2.10. Качество общения в бизнесе

1. Занимайся противоправной деятельностью, нарушай Закон

2. Не держи слова

3. Обманывай при любой возможности

4. Не ориентируйся на долгосрочное сотрудничество

5. Создавай имидж человека, на которого нельзя положиться

1.2.11. Качество встреч

Качество начала встречи

1. Не готовься к деловым встречам (не продумывай, что одеть, каков твой имидж, чего ты желаешь от встречи, чего желает от встречи твой партнёр, желательные темы разговора, что приятно услышать твоему партнёру)

2. Прекращай разговор о времени и месте встречи до полного однозначного взаимопонимания

3. Не договаривайся о подтверждении встречи, если она состоится не в день договора

4. Не планируй резервное время на перемещение к месту встречи, и не приходи на встречу во-время

5. Встречай партнёра недружелюбно

Качество беседы

Не всё говори, что знаешь, но знай всё, что говоришь.

Пифагор

1. Не формулируй для себя цель беседы

2. Не обращай внимание на интонацию и ударения, используй ненормативную лексику и слова-паразиты, не стремись чётко изложить свою мысль

3. Не давай партнёру изложить свою мысль, чаще перебивай; не стремись слушать и понимать услышанное, ибо есть две точки зрения: твоя и неправильная (Даосская притча: «Поссорились два сына. Старший сын подошёл к отцу, изложил причину ссоры и спросил: «Папа! Я прав?». «Прав» – ответил отец. Потом подошел младший сын, изложил свою точку зрения на причину ссоры и спросил: «Папа! Я прав?». «Прав» – ответил отец. Жена говорит мужу: «Ты и старшему сыну и младшему сказал, что он прав. Так не может быть!». Старик подумал и ответил: «И ты права!»)

4. Проявляй горячность в споре, говори громко и страстно; не гнушайся грубости, отсутствие фактов заменяй наглостью; если не согласен с точкой зрения собеседника, не стесняйся в выражениях; при исчерпании словесных аргументов в споре, переходи на аргументирование кулаками, если собеседник явно слабее

5. Беседуй так, чтобы сделать собеседника врагом («Нужно с людьми беседовать так, чтобы из врага сделать друга, а не наоборот: из друга врага» Пифагор)

6. Если человек новый, не забудь спросить его имя более двух раз

7. Если знаешь что-нибудь неприятное для собеседника, сообщи ему. Если не достал собеседника с первого раза, повтори попытку

8. Говори на темы, интересующие только тебя

9. Постоянно подчеркивай свое превосходство над собеседником и неуважение к нему

10. Злословь; до сообщения пикантной новости не думай, зачем это делаешь; говори собеседнику о людях то, что не сможешь сказать им в лицо

11. Не поднимай самооценку и чувство значимости собеседника, и не стремись удовлетворить материальные, духовные, информационные и эмоциональные потребности собеседника

Загрузка...