Понятие «западная цивилизация» имеет не географический, а культурологический смысл. К такой цивилизации относятся все общества, сформировавшиеся на общей рационалистической духовной культуре и ориентированные на индивидуалистические ценности.
Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. С. 18–29.
Ильин В. В. Философия науки. М., 2003. С. 94–95.
Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998. С. 26–27.
Степин В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 12.
Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. 1992. № 6. С. 98.
С 2000 г. действует Всероссийская Коммуникативная Ассоциация.
Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. М., 2003.
Капитонов Э. А. Социология XX века: История и технологии. Ростов н/Д., 1996. С. 41.
Данное понятие сформулировано русским философом М. М. Бахтиным (1895–1975). По М. М. Бахтину, хронотоп есть некое единство времени (хронос) и места (топос).
Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 25,
Капитонов Э. А. Социология XX века…
Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 179.
Истоки такого правопонимания, отождествляющего право и закон, и идейную борьбу вокруг него можно найти уже в античной правовой культуре. У Ксенофонта, например, приводится следующий характерный диалог между Алкивиадом и Периклом:
«Скажи мне, пожалуйста, Перикл, – спрашивает Алкивиад, – можешь ли ты меня научить, что такое закон?
– Конечно, – отвечает Перикл. – Закон есть все то, что народ, собравшись и одобрив, начертал, дабы определить, что следует делать и чего не следует.
– А если не народ, а, как это бывает в олигархиях, только немногие собираются и устанавливают, что это такое?
– Все, что господствующая в государстве власть установит, то и называется законом.
– Значит, если что и тиран установит, и это будет закон?
– Да, и это называется законом.
– Но в таком случае, что же такое насилие и беззаконие? – спрашивает Алкивиад. – Не то ли, когда сильнейший не убеждением, а силою принуждает слабейшего делать то, что первому угодно..?».
Научный пафос позитивизма, его антиметафизическая направленность импонировали представителям всех вариантов правопонимания «реалистической» ориентации. Поэтому идеи позитивизма находили свое отражение и в социологическом правоведении, и в учениях психологической школы, но в правовом этатизме раньше всех нашли свое «естественное» обоснование.
Мальцев Г. В. Понимание права: Подходы и проблемы. М., 1999. С. 152.
Данный аспект правопонимания находит наиболее полное выражение в разновидности правового этатизма – теории правового нормативизма, видным представителем которого был австрийский правовед Г. Кельзен (1881–1973). Право трактовалось им как система иерархически построенных норм, устанавливающих акты принуждения (см., напр.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сб. переводов. Вып. 1. М., 1987. С. 53. Кельзен Г. Чистое учение о праве. 2-е изд. / пер. с нем. М. В. Антонова, С. В. Лезова. СПб., 2015. С. 48–68).
Мальцев Г. В. Понимание права… С. 146.
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 143.